Курс внеурочной деятельности Школа выживания

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

внесрочный курс
Иконка файла материала школа выживания 5 класс.docx

 

 

Приложение к ООП ООО, утверждённой приказом

директора от 01.09.2023 2-од, с изменениями, внесёнными приказом директора от 02.09.2024 № 1-од

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Школа выживания»

для обучающихся 5 класса

 

 

 

 

 

Составитель: учитель ОБЗР Полежаев С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2024


РАЗДЕЛ 1

«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

Пояснительная записка

Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения. Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Силь- ные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.

Программа разработана в соответствии с

-   Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;

-    Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-   Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - Гигиенические нормативы);

-   Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - Санитарно- эпидемиологические требования);

-    Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Программа курса внеурочной деятельности «История моего края» строится на интегрированной основе в режиме одночасового пребывания детей один раз в неделю (всего 1 занятие с перерывами в неделю).

Вся информацию по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристко-краеведческой направленности «Школа выживания» представлена на официальном сайте МАОУ ЦО «Развитие» .Программа «Школа выживания» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа выживания» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю

1.2.  Цель и задачи программы

Цели:

-   развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;

-     формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Задачи:


Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;

Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях

1.3.            Содержание Программы Особенности программы

Программа в данном возрасте целесообразна, т.к. в школе начинается изучение предмета географии, ОБЖ, биологии, поэтому знания, полученные в объединении дополняют базовую школьную информацию.

Ведущие идеи:             Оказание социально-педагогической поддержки в развитии и формировании личности обучающихся, возможности раскрыть свой творческий потенциал, в формировании адаптивной личности, способной решать творческие задачи.

Основные принципы программы:

-принцип единства сознания и деятельности;

-принцип наглядности;

-принцип личностной ориентации;

-принцип системности и целостности;

-принцип гуманизма;

-принцип практической направленности

Для проверки знаний, умений и навыков, которые получают обучающиеся при изучении программы «Школа безопасности» используются такие виды и методы контроля как: Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, даст информацию об уровне подготовки обучающихся. Для этого вида контроля используются методы:

-  письменные ( анкеты, тесты )

-  игры: деловые, имитационные, ролевые.

Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Для этого вида контроля можно использовать такие методы

-  устные (фронтальный опрос, беседа)

-   письменные (тесты, карточки — задания)- индивидуальные (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся)

-  наблюдения

Тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела и имеющий целью систематизировать знания учащихся. Этот вид контроля подготавливает обучающихся к зачетным занятиям. Здесь можно использовать следующие методы:

-  практические (самостоятельная, контрольная работа, выполнение изделий и образцов)

-  индивидуальные (творческий проект)

-    самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ, причины неправильного решения познавательной задачи, устранение обнаруженных пробелов).

Итоговый, проводимый в конце четвертей полугодий, всего учебного года. Направлен на определения уровня обученности детей, прочности их знаний и практических умений, определённых прогнозируемыми результатами в конце года. Определяется тестированием и проведением похода..


Содержание курса: Раздел 1. Азбука туризма (3 часа)

1.1              Введение в туризм. Этика туризма. Законы туристов.

Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека и для государства. Виды туризма; особенности пешеходных походов. Нормативы значков "Юный турист России" и "Турист России". Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Законы туристов (туристская этика). Кодекс путешественника.

1.2              Этапы подготовки туристического путешествия. Стратегия и тактика походов.

Последовательность подготовки путешествия: знакомство с районом, принципы формирования туристской группы, изучение отчетов других групп, план-график похода, нормы скорости, классифицирование туристских походов по сложности. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев. История туризма. Структура туристских органов. Маршрутно-квалификационные комиссии и их функции. Основные нормативные документы по спортивному туризму.

1.3              Основные туристические обязанности.

Права и обязанности руководителя и участников, основные туристские обязанности. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.

Раздел 2. Ориентирование и топография. (3 часа)

2.1  Топографическая карта

Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов, как-то: карта, план, кроки, абрис, аэрофотосъемка. Типы карт: общегеографические, топографические, специальные. Масштаб, масштабность карт: мелко-, средне-, крупномасштабные. Определение масштаба, номенклатура, старение карт, генерализация карт. Содержание карты: топографические знаки, масштабы, рамка, зарамочное оформление, поле карты, сетка, магнитное склонение, шкала заложении, условные знаки, топографические знаки. Виды знаков: линейные, фигурные, площадные, пояснительные; масштабные и внемасштабные знаки. Группы знаков: дороги, населенные пункты, гидрография, растительность, рельеф, пояснительные и специальные знаки.

2.2  Ориентирование

Сущность ориентирования, из чего складывается ориентирование, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут, отличие азимута от угла, азимутальное кольцо, средства и условия для ориентирования, измерение азимутов, способы ориентирования в пространстве: по компасу, по звездам, по Солнцу, по Луне, по местным предметам. Ориентирование во времени, определение расстояний.

2.3  Работа с компасом и картой.

Раздел 3. Основы медицинских знаний. (5 часов)

3.1              Гигиена туриста.

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая помощь при утоплении. Бледное и синее утопление. Отличия в оказании первой помощи. Причины смерти при утоплении..

3.2              Раны и кровотечения. Основные виды травм

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как


остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего.

3.3              Характерные заболевания в походе и их профилактика. Уход за больным в походе.

Уход за больным в походе. Медицинский контроль, его необходимость при подготовке похода и комплектации группы.

3.4              Походная. Групповая и личная аптечки

Содержание и комплектация групповой и индивидуальной походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды, Правила использования химических средств защиты от кровососущих насекомых. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль над соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.

3.5              Практическое занятие « Оказание первой помощи при ранениях и травмах»

Практическое занятие. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута.

Раздел 4. Организация питания в походе (4часа)

4.1              Организация питания в походе: его значения и особенности

Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат. Назначение питания. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов.

4.2              Пищевая раскладка и ее составление. Требования к раскладке

Составление меню и раскладка продуктов. Учет расхода продуктов. Способы термообработки пищи, достоинства и недостатки каждого из них.

4.3              Подготовка, транспортировка и хранение продуктов в походе

4.4              Практическое занятие « Упаковка и подготовка продуктов к транспортировке в походе»

Хранение продуктов в пути. Способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, грибов. "Неприкосновенный запас" продуктов, карманное питание. Опасность пищевых отравлений и отравлений грибами. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

Практическое занятие: Разработка пищевой раскладки на поход; способы упаковки продуктов, подготовка продуктов к транспортировке.

Раздел 5. Туристическое снаряжение. (5часов)

5.1              Туристическое снаряжение и требование к нему

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость.

5.2              Уход за снаряжением и его ремонт

Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. Выбор снаряжения в зависимости от маршрута. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Ремонтный набор, его комплектация. Демонстрация снаряжения.


5.3              Практические занятия: « Составления перечня для похода», «Постановка палатки», «Укладка рюкзака»

Практические занятия. Укладка рюкзака. Постановка палатки. Ремонт снаряжения.

Раздел 6. Туристические узлы (3 часа)

6.1  Назначение и виды туристических узлов

Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению. Основные туристские узлы: прямой, академический, шкотовый, брамшкотовый, булинь (беседочный), булинь на себе, стремя, штык простой, штык со шлагом, штык рыбацкий, встречный, проводник-восьмерка, австрийский проводник, простой проводник, ткацкий узел, грейпвайн, двойной булинь, заячьи уши, схватывающий узел (прусс); достоинства и недостатки узлов.

6.2  Техника вязания узлов

6.3  Практическое занятие по теме « Туристические узлы»

Практические занятия: Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов.

Раздел 7. Туристические биваки. (4 часа)

7.1              Туристические биваки и требования к ним

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к местам привала и бивака. Периодичность привалов в зависимости от условий похода. Планировка бивака.

7.2              Бивачные работы, принципы организации и проведения

Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.

7.3              Костры и костровое хозяйство

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры. Особенности организации ночлега зимой. Обеспечение безопасности группы, защита от переохлаждения и отморожения. Вынужденная холодная ночевка, максимально полезное использование имеющегося снаряжения.

7.4              Практическое занятие «Типы костров»

Практические занятия: Отработка навыков по разведению костра , организация бивачных работ, дежурство на биваке, самостоятельное изготовление временных укрытий в различное время года, постепенный переход от групповой ночевки зимой с костром при полном снаряжении к условиям вынужденной холодной ночевки (одиночество, отсутствие снаряжения и теплых вещей, невозможность разведения костра).

Раздел 8. Безопасность туризма. (7 часов)

8.1              Инструктаж по ТБ в туристическом походе

Первичный и плановые (предпоходные) инструктажи по технике безопасности в туристском походе, правила купания в походе, правила передвижения по автомобильным дорогам, правила дорожного движения, поведение в поездах и общественном транспорте.

8.2              Обеспечение безопасности в походе и причины аварий.

Причины аварий в туристском походе: объективные и субъективные, как-то: плохая физическая, техническая, тактическая подготовка, низкая дисциплина в группе, недостаточный опыт и низкий авторитет руководителя, перенос опыта одного района на другой, слабое знание района и условий похода, переоценка возможностей группы, резкое изменение погоды, плохо подготовленное снаряжение.

8.3              Обзор аварийных ситуаций и их анализ.

8.4              Поисково спасательная служба и ее деятельность

Российская поисково-спасательная служба, ее задачи. Правила регистрации туристской группы в контрольно-спасательном отряде, сообщение в ПСС (форма 6-Тур).

8.5              Сигналы бедствия и взаимодействие со спасателями


Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), носимый аварийный запас (НАЗ), пиротехнические сигнальные средства, правила безопасности при обращении с ними, недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. Средства радиосвязи, правила и порядок ведения радио переговоров.

8.6              Экологическая работа в туристическом походе

1.4.            Планируемые результаты Требования к уровню усвоения программы

В результате изучения курса «Школа безопасности» учащийся должен

знать/ понимать

-  правила выживания в условиях автономии;

-  правила поведения в походе, вопросы туризма

-  правила выживания при ЧС;

-основы топографии и ориентирования

-  иметь представление о местности и природе Новосибирской области

уметь:

-рационально организовывать свою работу;

-анализировать походную информацию;

-передвигаться по местности в составе группы.

-организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для однодневного похода;

-преодолевать естественные препятствия;

-ориентироваться по компасу и карте на местности.

-оказывать медицинскую помощь

РАЗДЕЛ 2

«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1.  Календарный учебный график

Дата начала обучения -04.09.20223, дата окончания учебного года 25.05.2024 Сроки проведения промежуточной аттестации:1 раз в месяц

Продолжительность обучения 34 недели Режим занятий: 1 час в неделю

Длительность занятий 1 час Перерыв - нет

Аудитория (кабинет): 407Б

2.2.  Условия реализации программы и ресурсы

1.       Е.Л.   Вишневская,   Е.Н.   Литвинов,   А.Т.    Смирнов   Учебник   ОБЖ    5класс,    М., Просвещение1997

2.       Е.Л.   Вишневская,   Е.Н.   Литвинов,   А.Т.    Смирнов   Учебник   ОБЖ    6класс,    М., Просвещение1997

3.       Е.Л.   Вишневская,   Е.Н.   Литвинов,   А.Т.    Смирнов   Учебник   ОБЖ    7класс,    М., Просвещение1997

4.       Е.Л.   Вишневская,   Е.Н.   Литвинов,   А.Т.    Смирнов   Учебник   ОБЖ    8класс,    М., Просвещение1997

5.       Е.Л.   Вишневская,   Е.Н.   Литвинов,   А.Т.    Смирнов   Учебник   ОБЖ    9класс,    М., Просвещение1997

6.   М.И. Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадьс печатной основой для учащихся 6-го класса. – Саратов: «Лицей», 1999. – 80с.

7.   М.И. Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадьс печатной основой для учащихся 7-го класса. – Саратов: «Лицей», 1999. – 80с.

8.   М.И. Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадьс печатной основой для учащихся 5-го класса. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64с.


9.   М.И. Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадьс печатной основой для учащихся 8-го класса. – Саратов: «Лицей», 1999. – 80с.

2.2.2. Материально-техническое обеспечение

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы                      для    оформления    и    творчества    детей    ,канцелярские    принадлежности, аудиоматериалы      и      видеотехника      ,компьютеры,      мультимедийные      проекторы, интерактивная доска и др.

2.2.3. Кадровое обеспечение

Реализация Программы осуществляется следующими педагогами:

 

 

п

/ п

ФИО

Должн ость

Специальн ость,

квалифика ция

Дости жения (звани е,

награ ды)

Ква лиф икац ион ная кате гори

я

П

е д

.

с т а

ж

1

Полежаев Сергей Викторович

Препо давате ль-

органи затор

ОБЖ

Учитель истории    и обществозн ания

-

-

1

2.3.  Формы аттестации

·                     в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка практических навыков;

·                     в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися.

2.4.  Оценочные материалы

Перед началом образовательного процесса по программе осуществляется входной контроль с целью оценки исходного (начального) уровня знаний учащихся. Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня

теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы.

Текущий контроль может проводиться в следующих формах: беседа, обсуждение; практическая работа. Промежуточный контроль учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточный контроль учащихся может проводиться в следующих формах: практические работы,

самостоятельные работы, вопросники, тестирование. Достигнутые учащимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту. Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе. Путем анализа

диагностической карты определяется уровень достижений каждого учащегося. Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

1.  Высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,

предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

2.  Средний уровень - объём усвоенных знаний учащегося составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой.


3.  Низкий уровень - учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины.

4.  Программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

1.  Высокий уровень - учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками,

предусмотренными программой за конкретный период; работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей; без ошибок выполняет практические задания.

2.  Средний уровень - у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с помощью педагога, выполняет практические задания с 1-2 ошибками.

3.  Низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при выполнении практических заданий, делает много ошибок.

4.  Программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой умений и навыков, не может выполнить практические задания.

Календарно- тематический план

 

П\П

Название раздела, темы

В том числе

теория

практика

Раздел 1. Азбука туризма (3 часа)

1.1

Введение в туризм. Этика туризма. Законы туристов.

 

1

 

1.2

Этапы подготовки туристического путешествия. Стратегия и тактика походов.

 

1

 

1.3

Основные туристические обязанности.

 

1

 

Раздел 2. Ориентирование и топография (3 часа)

2.1

Топографическая карта

 

1

 

2.2

Ориентирование

 

1

 

2.3

Работа с компасом и картой

 

 

1

Раздел 3. Основы медицинских знаний. (5 часов)

3.1

Гигиена туриста

 

1

 

3.2

Раны и кровотечения. Основные виды травм

 

1

 

3.3

Характерные заболевания в

походе и их профилактика. Уход за больным в походе.

 

1

 

3.4

Походная. Групповая и личная аптечки

 

1

 

3.5

Практическое занятие « Оказание первой помощи при ранениях и травмах»

 

 

1

Раздел 4. Организация питания в походе (4часа)

4.1

Организация питания в походе: его значения и особенности

 

1

 

4.2

Пищевая раскладка и ее составление. Требования к раскладке

 

1

 

4.3

Подготовка, транспортировка и

 

1

 


 

хранение продуктов в походе

 

 

 

4.4

Практическое занятие «

Упаковка и подготовка

продуктов к транспортировке в походе»

 

 

1

Раздел 5. Туристическое снаряжение. (5часов)

5.1

Туристическое снаряжение и требование к нему

 

1

 

5.2

Уход за снаряжением и его ремонт

 

1

 

5.3

Практические занятия: «

Составления перечня для

похода», «Постановка палатки»,

«Укладка рюкзака»

 

 

3

Раздел 6. Туристические узлы (3 часа)

6.1

Назначение и виды туристических узлов

 

1

 

6.2

Техника вязания узлов

 

1

1

6.3

Практическое занятие по теме « Туристические узлы»

 

 

 

Раздел 7. Туристические биваки. (4 часая)

7.1

Туристические биваки и требования к ним

1

 

 

7.2

Бивачные работы, принципы организации и проведения

 

1

 

7.3

Костры и костровое хозяйство

 

1

 

7.4

Практическое занятие «Типы костров»

 

 

1

Раздел 8. Безопасность туризма. (7 часов)

8.1

Инструктаж по ТБ в туристическом походе

 

1

 

8.2

Обеспечение безопасности в походе и причины аварий.

 

1

 

8.3

Обзор аварийных ситуаций и их анализ.

 

1

 

8.4

Поисково спасательная служба и ее деятельность

 

1

 

8.5

Сигналы бедствия и

взаимодействие со спасателями

 

1

 

8.6

Экологическая работа в туристическом походе

 

1

 

34

Итоговое занятие

 

 

1

 

Список литературы

1.     Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.

2.     Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.

3.     Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.


4.     Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.

5.     Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.

6.     Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.

7.     Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993. 8.Справочник лекарственных растений. - М., 1999.


 

8.