Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ школы № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга Протокол № 4 от_« 30 » октября 2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНА Приказом № 385о/д от «1» ноября 2023г. Директор ГБОУ школы № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга _____________________Л. Е. Короваева |
|
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЛАЗЕРНЫЙ БОЙ (ЛАЗЕРТАГ)»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок освоения: 6 дней
Разработчики:
Лемешев Андрей Александрович,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: физкультурно-спортивная.
Лазертаг – военно-тактическая спортивная игра, в которой поражение противника осуществляется при помощи особого оборудования, «стреляющего» безопасными инфракрасными лучами. Военно-тактической игру можно считать потому, что она представляет собой имитацию военной миссии, суть которой прописана в специальных сценариях. Игроки, одетые в военную форму, с оружием в руках, применяя те или иные тактические приемы, достигают поставленной цели.
Адресат: программа рассчитана на мальчиков и девочек от 7 до 14 лет. Специальной подготовки не требуется. Медицинский допуск не нужен.
Актуальность: программа обеспечивает выполнение государственного социального заказа в рамках развития молодёжного спорта и Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
Кроме того актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- необходимость модернизации системы дополнительного
- образования и поиска новых форм работы с детьми и подростками;
- возникновение у детей и подростков потребности в новых формах организации досуга и проявление ими интереса к современным видам игр;
- необходимость обеспечения выбора наиболее интересных для детей направлений деятельности, для их максимального включения в воспитательный, образовательный и игровой процесс.
Лазертаг - командный вид спорта, где важно не только умение грамотно действовать самому, но и работать в команде. Игра нового поколения с использованием безопасного лазерного оружия и сенсоров, фиксирующих попадания. Лазертаг – набирает популярность в последнее время в нашем городе и сочетает в себе все нужное для веселого, яркого проведения времени детей любого возраста. Игра способствует повышению точности, развивает общие моторные навыки, такие как бег и прыжки, навыки управления объектами. Игра активно воздействуют на психическое развитие (развивают внимание, реакцию, сообразительность), физиологические процессы (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), идеальны для развития командного духа. Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Занятия по программе «Спортивный лазертаг» имеют ряд преимуществ:
- Безопасность. ИК-лучи безвредны, после них не остается синяков.
- Комфорт. Можно играть в обычной удобной одежде без использования защитной амуниции.
- Точная фиксация попаданий. В лазертаге невозможно жульничать – если вы «убиты», оружие само отключается.
- Игровая статистика. После сражения вы можете узнать, кто в кого и сколько раз попал, кто стал самым результативным игроков и так далее. Всѐ это возможно благодаря специальной программе.
- Разнообразие сценариев. Благодаря тому, что в лазертаге можно не отвлекаться на болевые ощущения и дискомфорт, вызванный использованием средств защиты, разработано большое количество сценариев на самые разные сюжеты.
- Доступность. В лазертаг могут играть все, независимо от возраста и физических данных. Однако стоит отметить, что программа каждого занятия должна составляться исходя из состава группы занимающихся детей с учетом их групп здоровья и физических данных.
Уровень освоения: общекультурный.
Объем и срок освоения: программа рассчитана на 6 дней, объемом 12 часов.
Цель: Приобщение учащихся к самосовершенствованию посредством физической культуры и спорта, через привлечение их к активной игровой деятельности с использованием лазертаг оборудования.
Задачи:
Обучающие:
- обучить элементарным теоретическим сведениям о технике и тактике игры;
- приобрести тактико-технические навыки в военно-спортивных играх;
- овладеть тактическими приемами, и основами индивидуальной, групповой и командной игры;
- познакомить с основами личной гигиены, причинами травматизма на занятиях и правилами его предупреждения;
- обеспечить всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений.
Развивающие:
- создать условия для развития у детей морально-волевых качеств, силы,
ловкости, выносливости, стойкости, мужества,
дисциплинированности;
- формировать у детей и подростков интерес к занятиям физической
культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни.
Воспитательные:
- воспитывать черты спортивного характера, волевых качеств,
коммуникабельности;
- способствовать приобретению опыта взаимодействия с обучающимися разного возраста.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Язык реализации: русский.
Форма обучения: очная.
Условия приема на обучение: принимаются все желающие, при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой.
Наполняемость группы не менее 12 человек. Группа разновозрастная.
Формы организации занятий: коллективная, фронтальная.
Формы проведения занятий: беседы, учебные занятия с отработкой элементов спортивных игр, соревнования.
Особенности организации образовательного процесса. Содержание программы предусматривает организацию и проведение спортивных соревнований, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Материально-техническое оснащение: практические занятия проводятся в спортивном зале или на улице. Для занятий каждому обучающемуся необходима физкультурная форма и спортивная обувь.
Наименования средств материально-технического обеспечения |
кол-во |
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения) |
3 |
Мультимедийный компьютер |
1 |
Правила Федерации лазертага России |
1 |
Комплект ТАГЕР+ПОВЯЗКА |
12 |
Игровая аптечка |
2 |
Пульт управления игрой |
1 |
«Цифровой флаг» |
2 |
Укрытия для арены |
10 |
Манишки разноцветные |
12 |
«Укрытия» |
10 и более |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- приобретен позитивный опыт взаимодействия с обучающимися разного возраста;
- обучающийся проявляет устойчивый интерес, мотивацию к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
- обучающийся дисциплинирован, проявляет упорство в достижении поставленных целей;
- обучающийся умеет управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Метапредметные:
- развита учебно-познавательная компетенция, в рамках которой обучающийся умеет определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- обучающийся получит практические умения находить ошибки при выполнении заданий и исправлять.
Предметные:
- приобретены знания о различных видах спортивных игр;
- приобретен навык тактико-технических приемов;
- приобретены знания основ личной гигиены, причин травматизма при занятиях и правил его предупреждения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
|||
всего |
теория |
практика |
|
|
||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с оборудованием. Знакомство с правилами соревнований «Лазерный бой» |
3 |
1 |
2 |
Педагогическое наблюдение, самостоятельное выполнение заданий |
|
2 |
Способы перемещения по площадке. Учебные игры. |
3 |
1 |
2 |
|
|
3 |
Тактика и техника игры. Учебные игры. |
3 |
1 |
2 |
|
|
4 |
Итоговое занятие. Турниры. |
3 |
|
3 |
Технический зачет |
|
|
ИТОГО: |
12 |
3 |
9 |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с оборудованием. Знакомство с Правилами соревнований. (3 часа)
Теория: История возникновения и развития лазертага. Техника безопасности на занятиях. Правила соревнований по «Лазерному бою» (1 час)
Практика: Разминка. Использование тагеров. Удержание. Прицеливание. Стрельба. Перезарядка. Выведение игрока из игры. (2 часа)
Формы контроля: педагогическое наблюдение, самостоятельное выполнение заданий.
ТЕМА 2. Способы перемещения по площадке. (3 часа) Теория: Перемещения по площадке перебежками, приставными шагами, от укрытия к укрытию. (0.5 часа)
Практика: Разминка. Перемещение по площадке изученными способами без использования тагеров. Перемещение по площадке с тагерами при соблюдении правил Федерации лазертага России. Учебная игра. (2, 5 часа)
Формы контроля: педагогическое наблюдение, самостоятельное выполнение заданий.
ТЕМА 3. Тактика и техника игры (3 часа)
Теория (1 час). Работа «одиночкой», работа под прикрытием в составе малой тактической группы (двойке, тройке) Коммуникация между игроками в процессе игры. Тактика захвата и удержания контрольной точки.
Практика (2 час). Разминка. Учебная игра по правилам Федерации Лазертага России (https://goramuseum.ru/assets/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%20%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B3%202023.pdf?ysclid=lx8t87wjwk749645201) с использованием полученных знаний. Формы контроля: педагогическое наблюдение, самостоятельное выполнение заданий.
ТЕМА 4. Итоговое занятие. Турниры (3 часа)
Практика (3 часа). Мини-турниры по «лазерному бою».
Формы контроля: технический зачет по результату участия в изученных спортивных играх.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические материалы
№ |
Форма проведения и тема |
Технологии и подходы |
Методы и приемы |
Оборудование и дидактические материалы |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с оборудованием. Знакомство с правилами соревнований «Лазерный бой» |
Развивающее обучение. Игровые. Индивидуально-дифференцированный подход. |
Информационно-рецептивный Игра на знакомство. Презентация программы. |
Компьютер, мультимедийная установка. Презентация. Инструкция к комплектам «Лазертаг» Планы и конспекты к занятиям Лазертаг оборудование (таггеры, контрольные точки) Интернет ресурс https://laserwar.ru/ Приложение1 |
2 |
Способы перемещения по площадке. Учебные игры. |
Проблемное обучение. Игровые. Системно-деятельностный подход |
Репродуктивный метод, частично поисковый.
|
Литература: И.М. Платкин. Действия солдата мотострелкового отделения в бою. Лазертаг оборудование. Укрытия
|
3 |
Тактика и техника игры. Учебные игры. |
Обучение в сотрудничестве Здоровьесберегающие Системно-деятельностный подход |
Репродуктивный метод, частично поисковый. Прием «Тьютерство» |
https://lt-arena.ru/lasertag/articles/72-lazertag-taktika |
4 |
Итоговое занятие. Турниры. |
Обучение в сотрудничестве Здоровьесберегающие Системно-деятельностный подход |
Репродуктивный метод, частично поисковый. Прием «Наставничество» |
Комплекты лазертаг оборудования и укрытий |
Оценочные материалы
№ |
Тема |
Форма проведения |
Вид контроля |
Форма контроля |
Контрольно-измерительные материалы |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с оборудованием. Знакомство с правилами соревнований «Лазерный бой» |
Фронтальная Коллективная
|
Входящая диагностика Текущий контроль |
Наблюдение.
Учебная игра |
Анализ выполнения практического задания. Беседа. Опрос. Упражнение? |
2 |
Способы перемещения по площадке. Учебные игры. |
Фронтальная Коллективная |
Текущий контроль |
Учебные упражнения |
|
3. |
Тактика и техника игры. Учебные игры. |
Фронтальная Коллективная |
Текущий контроль |
Блиц - опросы, тестирование, участие в ролевых играх, подведение итогов после их проведения; |
Турнирная таблица. Анализ решения тактических задач (практика) Приложение2 |
4. |
Итоговое занятие. Турниры. |
Фронтальная Коллективная |
Текущий контроль |
Технический зачет |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Актуальные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012.
2. Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" // Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р.
5. О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге // Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 № 453-87(с изменениями и дополнениями).
6. Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы "Петербургские перспективы" // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №105-р.
Список использованной литературы
1. Солодов Д.В. Методические материалы по виду спорта «Спортивный Лазертаг».
Основы спортивной тренировки - РОО «СЛСО» - 2020 г. – 114 с.
2. Типовые правила вида спорта «Лазертаг»/ [Электронный
источник]. URL: https://dobey.ru/blog/?tipovye-pravila-vida-sporta-lazertag
Литература для педагога
1. Губа, Владимир Петрович. Теория и методика современных спортивных исследований [Текст]: В. П. Губа, В. В. Маринич. — Москва : Спорт, 2016. —230 с., [1] с. - ISBN 978-5-906839-25-1– Текст: непосредственный.
2. Овчинников, В.П., Фокин, А.М., Шелкова, Л.Н. Базовые и новые виды физкультурно-
спортивной деятельности. Спортивные игры: учебное пособие для СПО. — СПб,
Лань,2023. — 152 с. - ISBN 978-5-288-05785-4 – Текст: непосредственный.
3. Родин, А.В., Губа В.П. Индивидуальная тактическая подготовка в спортивных играх:
монография / — М.: Спорт, 2023. — 188 с. - ISBN 978-5-907601-13-0 – Текст:
непосредственный.
4. Спортивные игры: Теория избранного вида спорта. Учебное пособие для Вузов /
А.М.Фокин, В.П.Овчинников. — СПб: Лань, 2023. — 152 с. - ISBN 978-5-507-45117-3 –
Текст: непосредственный.
5. Яковлева, В.Н. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности:
подвижные и спортивные игры. — СПб: Лань, 2023. —128 с. - ISBN 978-5-507-45259-0 –
Текст: непосредственный.
6. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки:
учеб.-метод. пособие / сост.: Ш. З. Хуббиев, С. М. Лукина, Т. Е. Коваль, Л. В.
Ярчиковская. — СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2018. — 272 с. – ISBN 978-5-288-05785-4 – Текст:
непосредственный.
Литература для детей:
1. Муйжнек, А. Книга о мастерстве и драйве: для среднего школьного возраста — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 47 с. - ISBN 978-5-00100-913-9 – Текст: непосредственный.
2. Скиннер, Джеймс. Организационное поведение в спорте [Текст] / Джеймс Скиннер и Боб Стюарт; [перевод с английского Самсонова А. В.]. — Москва: Национальное образование, 2018. — 431 с. - ISBN 978-5-4454-1238-0 – Текст: непосредственный.
Список литературы для родителей:
1. Гровер, Тим. Манифест великого тренера [Текст]: как стать из хорошего спортсмена великим чемпионом: [12+] / Тим Гровер совместно с Шари Уэнк; [пер. с англ. П. И. Михеева]. — Москва: э, 2017. —235 - ISBN 978-5-699-96033-0 – Текст: непосредственный.
2. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст]: (Гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол). — Москва: Физкультура и спорт, 1971. — 120 с.
3. Сафонов, В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха [Текст] / В. К. Сафонов. — Москва: Спорт, 2018. — 287 с - ISBN 978-5-906839-90-9 – Текст: непосредственный.
Интернет-ресурсы:
1. https://laserwar.ru/
2. Информационные ресурсы в сфере физической культуры и спорта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/informatsionnye-resursy-v-sferefizicheskoi-kultur.html?ysclid=lm8zos4ljq558186205
3. Каталог популярных спортивных сайтов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infoselection.ru/sport2/item/551-katalog-populyarnykh-sportivnykhsajtov?ysclid=lm8ya954j9231431976
4. Крупнейшие спортивные сайты России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oborudunion.ru/ratings/33037?ysclid=lm8zptgmjk785562835
5. Подборка спортивных и образовательных интернет-ресурсов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/@sportclubmospolytech-podborka-sportivnyh-i-obrazovatelnyhinternet-resursov?ysclid=lm8zqpr68r722856971
6. Методический портал учителя. Официальный сайт. URL: http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9 (Дата обращения 12.09.2023).
7. Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей». Официальный сайт. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com (Дата обращения 15.09.2023).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Лазертаг — командная военно-тактическая игра нового поколения
Лазертаг — командная военно-тактическая игра нового поколения с использованием безопасного лазерного оружия и сенсоров, фиксирующих попадания. Лазертаг не требует серьезной защитной экипировки и считается одной из самых безобидных игр, поскольку здесь очень сложно получить травму. Другое название такой игры – лазерный пейнтбол. Все игроки снабжаются датчиками и лучевым оружием. Цель игры – поразить датчики противника инфракрасным лучом, который испускается оружием. При попадании в датчик не возникает никаких физических ощущений.
Лазертаг – военно-тактическая спортивная игра, в которой поражение противника осуществляется при помощи особого оборудования, «стреляющего» безопасными инфракрасными лучами. Военно-тактической игру можно считать потому, что она представляет собой имитацию военной миссии, суть которой прописана в специальных сценариях. Игроки, часто одетые в военную форму, с оружием в руках, применяя те или иные тактические приемы, достигают поставленной цели.
Спортивная тренировка по лазертагу – это специализированный процесс всестороннего физического воспитания игроков и игровых коллективов, направленный на достижение индивидуальных и коллективных максимально возможных результатов в соревнованиях различного масштаба.
Спортивный лазертаг предъявляет высокие требования к двигательным способностям учащегося и его функциональным возможностям. Разнообразие содержания игровой деятельности требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования деятельности всех систем организма, что достигается в процессе разносторонней физической подготовки. С развитием основных физических качеств воспитываются и специальные качества, специфичные для изучаемой игры.
В ходе практической деятельности учащиеся научатся работать с тагером «Хищник LT12». Освоят стрельбу по мишени.
Правила и условия военно-тактической игры «Охота на диверсантов» разработаны на основе спортивной радиопеленгации (охота на лис), которая с 1957 года была популярным видом спорта в СССР. По сути «Охота на диверсантов» является разновидностью спортивного ориентирования, дополненная современными технологиями с элементами начальной военной подготовки. Эта игра задаёт множество требований к подготовке занимающихся, но при этом отвечает условиям занятий различных возрастных групп детей и подростков.
Особенностью игры является возможность комплектования разновозрастных групп.
При подготовке к игре учитываются особенности возрастной психологии. Так младшие школьники получают захватывающую военно-тактическую игру, а старшие возможность проявлять свои знания в военной тактике, но при этом каждый участник возрастной группы должен показать свои индивидуальные умения, действуя слаженно в составе подразделения. Игра, проходящая на пересечённой местности, задаёт определённые требования к физической, тактической подготовке участников.
Чтобы
успешно выступить в игре, занимающийся должен обладать рядом ценных качеств:
- физической выносливостью, силой, быстротой, ловкостью;
- знанием топографии, умением ориентироваться на местности;
- знаниями по начальной военной подготовке и умением их применять;
- смекалкой, живостью ума, решительностью, быстротой реакции, волей, настойчивостью, упорством, целеустремленностью;
- хорошей зрительной и слуховой памятью;
- находчивостью в сложных условиях и напряженной обстановке;
- способностью к концентрации и распределению внимания;
- собранностью и способностью к мобилизации всех сил для борьбы;
- знанием основ радиопеленгации;
- чувством локтя, коллективизмом;
Юноши овладеют начальными навыками и знаниями военной службы, приобретают знания о работе радиопеленгационных систем, а также формируется культура обращения с оружием.
Правил игры по Лазерному бою Дисциплина «Захват контрольных точек» соответствуют правилам
Федерации лазертага России (https://vk.com/lasertag_federation_russia https://lasertag-federation.ru/ )
РИЛОЖЕНИЕ 2
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе на последнем (шестом) занятии.
Формы: технический зачет, который содержит в себе проверку физической и технической подготовленности, а также умения исполнять технические приемы и комбинации в игровых условиях. Технический зачет затрагивает все 3 спортивные игры.
Итоги диагностики заносятся в информационные карты, используя следующую шкалу:
Оценка параметров:
Начальный уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
Уровень:
1-5 баллов – начальный уровень
6-10 баллов – средний уровень
11 – 15 баллов – высокий уровень
№ |
ФИО обучающегося |
Предметные результаты обучения по программе |
|||||||||||||||
«Радиопеленгация» |
«Коммуникация» |
«Тактика действий» |
итого |
||||||||||||||
т |
п |
т |
п |
т |
п |
т |
п |
||||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«т» - теория; «п» - практика; «1» - показатель на начало обучения; «2» - показатель на конец обучения |
№ |
ФИО обучающегося |
Результаты обучения по программе |
|
|||||
личностные |
метапредметные |
итого |
||||||
опыт взаимодейст-вия |
устойчивый интерес |
дисциплина |
управление эмоциями в различных ситуациях |
определение эффективных способов достижения результата |
находит ошибки и исправляет их |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УТВЕРЖДЕН
Приказом № ____от «__»_____ 20__г.
Директор ГБОУ школы № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
_____________________Л. Е. Короваева
Год обучения, группа |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
|
по окончанию формирования группы |
|
1 |
6 |
12 |
6 раз в неделю с пн по сб по 2 академических часа (академический час – 45 минут) |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.