Диагностика физического развития.
Оценка 4.9

Диагностика физического развития.

Оценка 4.9
Контроль знаний +2
docx
физическая культура
Детсад
16.05.2017
Диагностика физического развития.
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных, средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков.
Диагностика физического развития.docx
Диагностика физического развития Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая  работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с  воспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациями Всемирной  организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе  физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального  состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности  позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных,  средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка  оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков. Результаты диагностики физической подготовленности позволяют: • установить причины отставания или опережения в освоении детьми образовательной  программы; • определить необходимые физкультурно­оздоровительные мероприятия (кроме основных форм  физического воспитания дополнительные формы: секции – для физически развитых и  физически подготовленных ребят, дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей); • индивидуализировать нагрузку, физические упражнения и закаливающие процедуры в  соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (повышенного или  пониженного питания, небольшой рост, нарушение осанки, плоскостопие), уровнем  сформированности двигательной активности (высокий – гиперактивные дети; средний, низкий –  малоподвижные дети); • определить технику владения основными двигательными умениями; • развивать интерес детей к занятиям физической культурой. Представленный в данном разделе материал поможет инструкторам по физической культуре  осуществлять диагностику физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Перечислим основные цели и задачи физического воспитания детей 6–7 лет. Цели физического воспитания: укрепление здоровья детей, обеспечение физического  развития, осуществление физической подготовки, формирование привычки вести здоровый  образ жизни. Задачи физического воспитания: • охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма к  неблагоприятным факторам внешней среды путем использования соответствующих возрасту  оздоровительных средств и методов их применения (лечебно­профилактические и закаливающие мероприятия, корригирующая гимнастика); • обеспечение полноценного и гармоничного психофизического развития; • развитие и совершенствование функций всех органов и систем организма; • формирование опорно­двигательного аппарата (правильная осанка, свод стопы), развитие и  укрепление различных групп мышц (лица, глаз, шеи, туловища, рук, плечевого пояса, кистей,  пальцев, ног, внутренних органов). • формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в основных видах  движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание) и упражнениях  спортивного характера (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде); • развитие психофизических качеств: выносливости, ловкости, быстроты, силы, гибкости,  двигательных способностей (удержание равновесия, координация движений); • формирование системы элементарных знаний: о пользе физических упражнений; о технике  выполнения упражнений; о пространственной терминологии (вперед­назад, вправо­влево, вверх­ вниз, круг, шеренга и т. д.); о назначении спортивного и физкультурного инвентаря; о здоровом  образе жизни; о собственном организме; • формирование навыка простейшего самоконтроля за техникой выполнений упражнений и за  самочувствием; • развитие творчества детей в использовании физических упражнений и в подвижных играх; • индивидуализация физической нагрузки в соответствии с возможностями и способностями  детей; • воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; • развитие красоты и выразительности движений. Физическая подготовленность дошкольников определяется уровнем сформированности  психофизических качеств (сила, скоростно­силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость,  гибкость, удержание равновесия, координация) и степенью сформированности двигательных  навыков. Обследование физической подготовленности детей и обработку данных проводит инструктор по  физической культуре. Активное участие в обследовании принимают воспитатели и медицинская  сестра. Врач заранее определяет детей, которые будут отстранены от выполнения тех или иных  тестовых заданий по состоянию здоровья. Инструктор по физической культуре в процессе  диагностики заполняет протокол обследования, в котором фиксируются количественные  показатели, характеризующие уровень сформированности физических качеств, и качественные  показатели, характеризующие степень сформированности двигательных навыков (таблица 1). В содержание вводной части и в разминку включаются физические упражнения, которые  максимально подготовят ребенка к выполнению тестового задания. В основной части проводятся  2 или 3 теста (в зависимости от количества детей в группе), в заключительной части проводится  малоподвижная игра или игровое упражнение, направленное на релаксацию. Результаты тестирования выражаются в количественных показателях, характеризующих уровень сформированности физических качеств, и в качественных показателях, характеризующих  степень сформированности техники движения у ребенка. Количественные показатели  выражаются количественными характеристиками – временем (секунды, минуты), расстоянием  (сантиметры, метры), количеством упражнений. Эта количественные показатели инструктор по  физической культуре фиксирует в протоколе (таблица 2), а затем сравнивает со стандартными  средними показателями физической подготовленности дошкольников 6–7 лет (нормативы были  определены исследователями: К. Н. Вавиловым (1955 г.); Г. П. Юрко, В. Г. Фроловым (1983 г.))  (таблица 3). Важно отметить, что исследователи предлагают разные количественные показатели, что  приводит практических работников в затруднительное положение. Поскольку на сегодняшний  день не существует единых, современных количественных показателей физической подготовленности, мы предлагаем в процессе диагностики сделать акцент на качественные  показатели, характеризующие двигательные умения детей. Контроль за качественными характеристиками осуществляется по трехбалльной системе: 3 балла – ребенок правильно выполняет все технические элементы (отличная техника движения); 2 балла – ребенок справляется с большим количеством технических элементов (средний уровень  овладения техникой движения); 1 балл – наличие значительных ошибок (несформированная техника движения). Таблица 1 Протокол тестирования физической подготовленности детей старшей группы ДОУ № Общий балл свидетельствует об уровне сформированности физической подготовленности  каждого ребенка. Таблица 2 Количественные показатели физической подготовленности детей старшей группы ДОУ № Таблица 3 Показатели физического развития детей 6–7 лет Быстрота Бег на дистанцию 30 метров Оборудование. На беговой дорожке (ширина 3 м, длина 30 м) хорошо видимой линией  отмечается линия старта. За линией финиша на расстоянии 3 м устанавливается яркий ориентир  (игрушка, стойка), для того чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии.  Готовятся флажок, секундомер. Методика обследования Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих  мышцы рук, туловища и ног, голеностопный, тазобедренный и плечевой суставы. Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары». Инструктор обращается к детям: «Хотите порисовать? Но у вас нет ни мела, ни кистей. Вам  помогут рисовать ваши части тела». 1. «Рисуем головой». И. п. (исходное положение)[2] —ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой  4 раза в одну сторону и 4 раза в другую. 2. «Рисуем локтями». И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 – круговые движения локтями вперед (4 раза); 2– 4– круговые движения назад (4 раза). 3. «Рисуем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3  раза), в правую сторону (3 раза). 4. «Рисуем коленом». И. п. – одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1–3 – круговое движение  коленом левой (правой) ноги; 4 —вернуться в исходное положение (3 раза). 5. «Рисуем стопой». И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в  одну и другую сторону (8 раза). Детям предлагается добежать до яркой стойки как можно быстрее («Представь, что ты – самое  быстрое животное»). Инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и  фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает на старт двух  мальчиков или двух девочек. Остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке. На  старте ребенок принимают удобную ему позу. Воспитатель, стоя рядом с детьми, подает  команды: «Внимание!» – и поднимает флажок, «Марш» – и одновременно опускает флажок.  Инструктор включает секундомер с началом движения ребенка на старте и останавливает его  после пересечения линии финиша. После пробега дети возвращаются назад шагом. Выполняется  2 попытки. Количественный показатель быстроты: продолжительность бега в минутах. Качественные показатели бега: • небольшой наклон туловища, голова прямо; • руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед­внутрь; • быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°); • прямолинейность, ритмичность бега. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям. Скоростно­силовые качества Прыжок в длину с места Оборудование. В физкультурном зале на пол кладется мат, сбоку вдоль него наносится мелом  разметка через каждые 10 см на дистанции 2 м. Методика обследования С целью предупреждения травм в разминке используются упражнения, разогревающие мышцы  стоп, голени, бедра. Педагог выполняет с детьми имитационное упражнение «Лыжник»: «Надели одну лыжу, другую (стопы стоят параллельно на расстоянии 15 см); взяли в руки одну,  вторую палку (руки согнуты в локтях) и поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук  вперед, назад); приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки  отведены назад, туловище наклонено вперед) и прыжок (полет, приземление: ноги на ширине  плеч, руки впереди)». Предлагает детям встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор по физической культуре, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками – количественные показатели. Также фиксируются качественные  показатели. Выполняются 3 попытки. Количественный показатель: длина прыжка в см. Качественные показатели прыжка в длину с места: 1) исходное положение: • ноги стоят параллельно, на ширине ступни; • полуприсед с наклоном туловища; • руки слегка отодвинуты назад; 2) толчок: • двумя ногами одновременно; • выпрямление ног; • резкий мах руками вперед­вверх; 3) полет: • руки вперед­вверх; • туловище согнуто, голова вперед; • вынос полусогнутых ног вперед; 4) приземление: • одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню; • колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; • руки движутся свободно вперед – в стороны; • сохранение равновесия при приземлении. Высокий уровень — соответствие всем четырем критериям и входящим в них качественным  показателям. Средний уровень — соответствие трем показателям. Ниже среднего — соответствие двум показателям. Бросок набивного мяча Оборудование. В физкультурном зале делается разметка от линии вдоль мата (метки через  50 см на дистанции 5 м). В конце линии ставится яркая стойка. Готовятся 3 набивных  (медицинских) мяча весом 1000 г. Методика проведения С целью предупреждения травм в разминке используются физические упражнения,  разогревающие мышцы плечевого пояса. В вводную часть разминки включены отжимания от  пола: для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях ногах. Ребенок подходит к контрольной линии, начерченной на полу. Инструктор предлагает ему  бросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из положения ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результат фиксируется в  протоколе. Количественный показатель: дальность броска в см. Качественные показатели бросания набивного мяча: 1) исходное положение: • стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч; • прямые руки держат мяч за головой; 2) замах: • отведение рук с мячом как можно дальше; 3) бросок: • резким движением рук бросок мяча вдаль; • сохранение заданного направления полета мяча. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным  показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям из любых трех критериев. Ниже среднего (1 балл) – соответствие только двум показателям. Метание мешочка с песком Оборудование. На спортивной площадке мелом размечается дорожка (метки через 50 см на  дистанции 2 м). Готовятся 3 мешочка с песком (вес мешочка 200 г). Методика проведения Выполняется разминка; инструктор приглашает ребенка к линии. Бросок выполняется из  положения стоя, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага, рука с мешочком за  головой. Ребенок производит 3 броска каждой рукой. Инструктор осуществляет замер после  каждого броска и лучший результат заносит в протокол. В протоколе фиксируются  количественные и качественные показатели. Количественные показатели: дальность броска в см. Качественные критерии и показатели метания: 1) исходное положение: • стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок; • правая рука с предметом на уровне груди; 2) замах: • поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела; • одновременно разгибая правую руку, размашисто отводя ее вниз – в сторону; • перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх; 3) бросок: • продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; • хлещущим движением кисти бросок мяча вдаль­вверх; • сохранение заданного направления полета мяча. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным  показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям. Выносливость Оборудование. Готовится беговая дорожка (дистанция 150 м). Методика проведения Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих  мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с  воспитателем стайкой бегут к линии финиша. Инструктор с протоколом переходит на линию  финиша. Количественный показатель выносливости: время в секундах, затраченное на выполнение  задания. Качественные показатели: • небольшой наклон туловища, голова прямо; • руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед­внутрь; • вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°); • прямолинейность, ритмичность бега. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям. Ловкость Оборудование. На беговой дорожке (длина 10 м) расставляется 8 кеглей на расстоянии 100 см;  расстояние между стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишем –  150 см. Методика проведения Инструктор дает задание: пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По  команде ребенок бежит к финишу. Инструктор (на финише) фиксирует количественные  показатели. Выполняется 2 попытки. Количественный показатель ловкости: время в секундах, затраченное на выполнение задания. Качественные показатели бега: • небольшой наклон туловища, голова прямо; • руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед­внутрь, быстрый  вынос бедра маховой ноги; • прямолинейность, ритмичность бега; • точность движения (бег без задевания кеглей). Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям. Оценка координации движений Оборудование. Мячи (диаметр 20 см). Методика проведения Инструктор предлагает детям отбивать мяч, не сходя с места. Количественный показатель: количество бросков и ударов (мальчики—35–40, девочки —35–40). Качественные показатели: • ноги на ширине плеч, смотрит перед собой; • руки с мячом перед грудью, локти в стороны, вниз; • бросок мяча вверх над головой; • ловля мяча согнутыми в локтях руками у груди. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.

Диагностика физического развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2017