Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных, средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков.
Диагностика физического развития
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая
работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с
воспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациями Всемирной
организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе
физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального
состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности
позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных,
средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка
оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков.
Результаты диагностики физической подготовленности позволяют:
• установить причины отставания или опережения в освоении детьми образовательной
программы;
• определить необходимые физкультурнооздоровительные мероприятия (кроме основных форм
физического воспитания дополнительные формы: секции – для физически развитых и
физически подготовленных ребят, дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и
часто болеющих детей);
• индивидуализировать нагрузку, физические упражнения и закаливающие процедуры в
соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (повышенного или
пониженного питания, небольшой рост, нарушение осанки, плоскостопие), уровнем
сформированности двигательной активности (высокий – гиперактивные дети; средний, низкий –
малоподвижные дети);
• определить технику владения основными двигательными умениями;
• развивать интерес детей к занятиям физической культурой.
Представленный в данном разделе материал поможет инструкторам по физической культуре
осуществлять диагностику физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Перечислим основные цели и задачи физического воспитания детей 6–7 лет.
Цели физического воспитания: укрепление здоровья детей, обеспечение физического
развития, осуществление физической подготовки, формирование привычки вести здоровый
образ жизни.
Задачи физического воспитания:
• охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма к
неблагоприятным факторам внешней среды путем использования соответствующих возрасту
оздоровительных средств и методов их применения (лечебнопрофилактические и закаливающие
мероприятия, корригирующая гимнастика);
• обеспечение полноценного и гармоничного психофизического развития;
• развитие и совершенствование функций всех органов и систем организма;
• формирование опорнодвигательного аппарата (правильная осанка, свод стопы), развитие и
укрепление различных групп мышц (лица, глаз, шеи, туловища, рук, плечевого пояса, кистей,
пальцев, ног, внутренних органов).• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в основных видах
движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание) и упражнениях
спортивного характера (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде);
• развитие психофизических качеств: выносливости, ловкости, быстроты, силы, гибкости,
двигательных способностей (удержание равновесия, координация движений);
• формирование системы элементарных знаний: о пользе физических упражнений; о технике
выполнения упражнений; о пространственной терминологии (впередназад, вправовлево, вверх
вниз, круг, шеренга и т. д.); о назначении спортивного и физкультурного инвентаря; о здоровом
образе жизни; о собственном организме;
• формирование навыка простейшего самоконтроля за техникой выполнений упражнений и за
самочувствием;
• развитие творчества детей в использовании физических упражнений и в подвижных играх;
• индивидуализация физической нагрузки в соответствии с возможностями и способностями
детей;
• воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
• развитие красоты и выразительности движений.
Физическая подготовленность дошкольников определяется уровнем сформированности
психофизических качеств (сила, скоростносиловые качества, быстрота, выносливость, ловкость,
гибкость, удержание равновесия, координация) и степенью сформированности двигательных
навыков.
Обследование физической подготовленности детей и обработку данных проводит инструктор по
физической культуре. Активное участие в обследовании принимают воспитатели и медицинская
сестра.
Врач заранее определяет детей, которые будут отстранены от выполнения тех или иных
тестовых заданий по состоянию здоровья. Инструктор по физической культуре в процессе
диагностики заполняет протокол обследования, в котором фиксируются количественные
показатели, характеризующие уровень сформированности физических качеств, и качественные
показатели, характеризующие степень сформированности двигательных навыков (таблица 1).
В содержание вводной части и в разминку включаются физические упражнения, которые
максимально подготовят ребенка к выполнению тестового задания. В основной части проводятся
2 или 3 теста (в зависимости от количества детей в группе), в заключительной части проводится
малоподвижная игра или игровое упражнение, направленное на релаксацию.
Результаты тестирования выражаются в количественных показателях, характеризующих уровень
сформированности физических качеств, и в качественных показателях, характеризующих
степень сформированности техники движения у ребенка. Количественные показатели
выражаются количественными характеристиками – временем (секунды, минуты), расстоянием
(сантиметры, метры), количеством упражнений. Эта количественные показатели инструктор по
физической культуре фиксирует в протоколе (таблица 2), а затем сравнивает со стандартными
средними показателями физической подготовленности дошкольников 6–7 лет (нормативы были
определены исследователями: К. Н. Вавиловым (1955 г.); Г. П. Юрко, В. Г. Фроловым (1983 г.))
(таблица 3).
Важно отметить, что исследователи предлагают разные количественные показатели, что
приводит практических работников в затруднительное положение. Поскольку на сегодняшний
день не существует единых, современных количественных показателей физическойподготовленности, мы предлагаем в процессе диагностики сделать акцент на качественные
показатели, характеризующие двигательные умения детей.
Контроль за качественными характеристиками осуществляется по трехбалльной системе:
3 балла – ребенок правильно выполняет все технические элементы (отличная техника движения);
2 балла – ребенок справляется с большим количеством технических элементов (средний уровень
овладения техникой движения);
1 балл – наличие значительных ошибок (несформированная техника движения).
Таблица 1
Протокол тестирования физической подготовленности детей старшей группы ДОУ №
Общий балл свидетельствует об уровне сформированности физической подготовленности
каждого ребенка.
Таблица 2
Количественные показатели физической подготовленности детей старшей группы ДОУ №Таблица 3
Показатели физического развития детей 6–7 лет
БыстротаБег на дистанцию 30 метров
Оборудование. На беговой дорожке (ширина 3 м, длина 30 м) хорошо видимой линией
отмечается линия старта. За линией финиша на расстоянии 3 м устанавливается яркий ориентир
(игрушка, стойка), для того чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии.
Готовятся флажок, секундомер.
Методика обследования
Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих
мышцы рук, туловища и ног, голеностопный, тазобедренный и плечевой суставы.
Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары».
Инструктор обращается к детям: «Хотите порисовать? Но у вас нет ни мела, ни кистей. Вам
помогут рисовать ваши части тела».
1. «Рисуем головой».
И. п. (исходное положение)[2] —ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой
4 раза в одну сторону и 4 раза в другую.
2. «Рисуем локтями».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 – круговые движения локтями вперед (4 раза); 2–
4– круговые движения назад (4 раза).
3. «Рисуем туловищем».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3
раза), в правую сторону (3 раза).
4. «Рисуем коленом».
И. п. – одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1–3 – круговое движение
коленом левой (правой) ноги; 4 —вернуться в исходное положение (3 раза).
5. «Рисуем стопой».
И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в
одну и другую сторону (8 раза).
Детям предлагается добежать до яркой стойки как можно быстрее («Представь, что ты – самое
быстрое животное»). Инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и
фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает на старт двух
мальчиков или двух девочек. Остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке. На
старте ребенок принимают удобную ему позу. Воспитатель, стоя рядом с детьми, подает
команды: «Внимание!» – и поднимает флажок, «Марш» – и одновременно опускает флажок.
Инструктор включает секундомер с началом движения ребенка на старте и останавливает его
после пересечения линии финиша. После пробега дети возвращаются назад шагом. Выполняется
2 попытки.
Количественный показатель быстроты: продолжительность бега в минутах.Качественные показатели бега:
• небольшой наклон туловища, голова прямо;
• руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем впередвнутрь;
• быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°);
• прямолинейность, ритмичность бега.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
Скоростносиловые качества
Прыжок в длину с места
Оборудование. В физкультурном зале на пол кладется мат, сбоку вдоль него наносится мелом
разметка через каждые 10 см на дистанции 2 м.
Методика обследования
С целью предупреждения травм в разминке используются упражнения, разогревающие мышцы
стоп, голени, бедра.
Педагог выполняет с детьми имитационное упражнение «Лыжник»:
«Надели одну лыжу, другую (стопы стоят параллельно на расстоянии 15 см); взяли в руки одну,
вторую палку (руки согнуты в локтях) и поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук
вперед, назад); приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки
отведены назад, туловище наклонено вперед) и прыжок (полет, приземление: ноги на ширине
плеч, руки впереди)».
Предлагает детям встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки.
Инструктор по физической культуре, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до
места приземления пятками – количественные показатели. Также фиксируются качественные
показатели.
Выполняются 3 попытки.
Количественный показатель: длина прыжка в см.
Качественные показатели прыжка в длину с места:
1) исходное положение:
• ноги стоят параллельно, на ширине ступни;• полуприсед с наклоном туловища;
• руки слегка отодвинуты назад;
2) толчок:
• двумя ногами одновременно;
• выпрямление ног;
• резкий мах руками впередвверх;
3) полет:
• руки впередвверх;
• туловище согнуто, голова вперед;
• вынос полусогнутых ног вперед;
4) приземление:
• одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню;
• колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;
• руки движутся свободно вперед – в стороны;
• сохранение равновесия при приземлении.
Высокий уровень — соответствие всем четырем критериям и входящим в них качественным
показателям.
Средний уровень — соответствие трем показателям.
Ниже среднего — соответствие двум показателям.
Бросок набивного мяча
Оборудование. В физкультурном зале делается разметка от линии вдоль мата (метки через
50 см на дистанции 5 м). В конце линии ставится яркая стойка. Готовятся 3 набивных
(медицинских) мяча весом 1000 г.
Методика проведения
С целью предупреждения травм в разминке используются физические упражнения,
разогревающие мышцы плечевого пояса. В вводную часть разминки включены отжимания от
пола: для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях ногах.
Ребенок подходит к контрольной линии, начерченной на полу. Инструктор предлагает ему
бросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из положения ноги врозь, мяч отведен заголову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результат фиксируется в
протоколе.
Количественный показатель: дальность броска в см.
Качественные показатели бросания набивного мяча:
1) исходное положение:
• стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;
• прямые руки держат мяч за головой;
2) замах:
• отведение рук с мячом как можно дальше;
3) бросок:
• резким движением рук бросок мяча вдаль;
• сохранение заданного направления полета мяча.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным
показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям из любых трех критериев.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие только двум показателям.
Метание мешочка с песком
Оборудование. На спортивной площадке мелом размечается дорожка (метки через 50 см на
дистанции 2 м). Готовятся 3 мешочка с песком (вес мешочка 200 г).
Методика проведения
Выполняется разминка; инструктор приглашает ребенка к линии. Бросок выполняется из
положения стоя, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага, рука с мешочком за
головой. Ребенок производит 3 броска каждой рукой. Инструктор осуществляет замер после
каждого броска и лучший результат заносит в протокол. В протоколе фиксируются
количественные и качественные показатели.
Количественные показатели: дальность броска в см.
Качественные критерии и показатели метания:
1) исходное положение:
• стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок;
• правая рука с предметом на уровне груди;2) замах:
• поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела;
• одновременно разгибая правую руку, размашисто отводя ее вниз – в сторону;
• перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх;
3) бросок:
• продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;
• хлещущим движением кисти бросок мяча вдальвверх;
• сохранение заданного направления полета мяча.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным
показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
Выносливость
Оборудование. Готовится беговая дорожка (дистанция 150 м).
Методика проведения
Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих
мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с
воспитателем стайкой бегут к линии финиша. Инструктор с протоколом переходит на линию
финиша.
Количественный показатель выносливости: время в секундах, затраченное на выполнение
задания.
Качественные показатели:
• небольшой наклон туловища, голова прямо;
• руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем впередвнутрь;
• вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°);
• прямолинейность, ритмичность бега.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.Ловкость
Оборудование. На беговой дорожке (длина 10 м) расставляется 8 кеглей на расстоянии 100 см;
расстояние между стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишем –
150 см.
Методика проведения
Инструктор дает задание: пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По
команде ребенок бежит к финишу. Инструктор (на финише) фиксирует количественные
показатели. Выполняется 2 попытки.
Количественный показатель ловкости: время в секундах, затраченное на выполнение задания.
Качественные показатели бега:
• небольшой наклон туловища, голова прямо;
• руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем впередвнутрь, быстрый
вынос бедра маховой ноги;
• прямолинейность, ритмичность бега;
• точность движения (бег без задевания кеглей).
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
Оценка координации движений
Оборудование. Мячи (диаметр 20 см).
Методика проведения
Инструктор предлагает детям отбивать мяч, не сходя с места.
Количественный показатель: количество бросков и ударов (мальчики—35–40, девочки —35–40).
Качественные показатели:
• ноги на ширине плеч, смотрит перед собой;
• руки с мячом перед грудью, локти в стороны, вниз;
• бросок мяча вверх над головой;
• ловля мяча согнутыми в локтях руками у груди.Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.