Диагностика физического развития.

  • Контроль знаний
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 16.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных, средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков.
Иконка файла материала Диагностика физического развития.docx
Диагностика физического развития Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая  работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с  воспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациями Всемирной  организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе  физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального  состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности  позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных,  средних, отстающих в двигательном развитии детей и определить для каждого ребенка  оптимальную «ближайшую» зону развития функциональных систем и двигательных навыков. Результаты диагностики физической подготовленности позволяют: • установить причины отставания или опережения в освоении детьми образовательной  программы; • определить необходимые физкультурно­оздоровительные мероприятия (кроме основных форм  физического воспитания дополнительные формы: секции – для физически развитых и  физически подготовленных ребят, дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей); • индивидуализировать нагрузку, физические упражнения и закаливающие процедуры в  соответствии с группой здоровья, отклонениями в физическом развитии (повышенного или  пониженного питания, небольшой рост, нарушение осанки, плоскостопие), уровнем  сформированности двигательной активности (высокий – гиперактивные дети; средний, низкий –  малоподвижные дети); • определить технику владения основными двигательными умениями; • развивать интерес детей к занятиям физической культурой. Представленный в данном разделе материал поможет инструкторам по физической культуре  осуществлять диагностику физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Перечислим основные цели и задачи физического воспитания детей 6–7 лет. Цели физического воспитания: укрепление здоровья детей, обеспечение физического  развития, осуществление физической подготовки, формирование привычки вести здоровый  образ жизни. Задачи физического воспитания: • охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма к  неблагоприятным факторам внешней среды путем использования соответствующих возрасту  оздоровительных средств и методов их применения (лечебно­профилактические и закаливающие мероприятия, корригирующая гимнастика); • обеспечение полноценного и гармоничного психофизического развития; • развитие и совершенствование функций всех органов и систем организма; • формирование опорно­двигательного аппарата (правильная осанка, свод стопы), развитие и  укрепление различных групп мышц (лица, глаз, шеи, туловища, рук, плечевого пояса, кистей,  пальцев, ног, внутренних органов).• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в основных видах  движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание) и упражнениях  спортивного характера (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде); • развитие психофизических качеств: выносливости, ловкости, быстроты, силы, гибкости,  двигательных способностей (удержание равновесия, координация движений); • формирование системы элементарных знаний: о пользе физических упражнений; о технике  выполнения упражнений; о пространственной терминологии (вперед­назад, вправо­влево, вверх­ вниз, круг, шеренга и т. д.); о назначении спортивного и физкультурного инвентаря; о здоровом  образе жизни; о собственном организме; • формирование навыка простейшего самоконтроля за техникой выполнений упражнений и за  самочувствием; • развитие творчества детей в использовании физических упражнений и в подвижных играх; • индивидуализация физической нагрузки в соответствии с возможностями и способностями  детей; • воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; • развитие красоты и выразительности движений. Физическая подготовленность дошкольников определяется уровнем сформированности  психофизических качеств (сила, скоростно­силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость,  гибкость, удержание равновесия, координация) и степенью сформированности двигательных  навыков. Обследование физической подготовленности детей и обработку данных проводит инструктор по  физической культуре. Активное участие в обследовании принимают воспитатели и медицинская  сестра. Врач заранее определяет детей, которые будут отстранены от выполнения тех или иных  тестовых заданий по состоянию здоровья. Инструктор по физической культуре в процессе  диагностики заполняет протокол обследования, в котором фиксируются количественные  показатели, характеризующие уровень сформированности физических качеств, и качественные  показатели, характеризующие степень сформированности двигательных навыков (таблица 1). В содержание вводной части и в разминку включаются физические упражнения, которые  максимально подготовят ребенка к выполнению тестового задания. В основной части проводятся  2 или 3 теста (в зависимости от количества детей в группе), в заключительной части проводится  малоподвижная игра или игровое упражнение, направленное на релаксацию. Результаты тестирования выражаются в количественных показателях, характеризующих уровень сформированности физических качеств, и в качественных показателях, характеризующих  степень сформированности техники движения у ребенка. Количественные показатели  выражаются количественными характеристиками – временем (секунды, минуты), расстоянием  (сантиметры, метры), количеством упражнений. Эта количественные показатели инструктор по  физической культуре фиксирует в протоколе (таблица 2), а затем сравнивает со стандартными  средними показателями физической подготовленности дошкольников 6–7 лет (нормативы были  определены исследователями: К. Н. Вавиловым (1955 г.); Г. П. Юрко, В. Г. Фроловым (1983 г.))  (таблица 3). Важно отметить, что исследователи предлагают разные количественные показатели, что  приводит практических работников в затруднительное положение. Поскольку на сегодняшний  день не существует единых, современных количественных показателей физическойподготовленности, мы предлагаем в процессе диагностики сделать акцент на качественные  показатели, характеризующие двигательные умения детей. Контроль за качественными характеристиками осуществляется по трехбалльной системе: 3 балла – ребенок правильно выполняет все технические элементы (отличная техника движения); 2 балла – ребенок справляется с большим количеством технических элементов (средний уровень  овладения техникой движения); 1 балл – наличие значительных ошибок (несформированная техника движения). Таблица 1 Протокол тестирования физической подготовленности детей старшей группы ДОУ № Общий балл свидетельствует об уровне сформированности физической подготовленности  каждого ребенка. Таблица 2 Количественные показатели физической подготовленности детей старшей группы ДОУ №Таблица 3 Показатели физического развития детей 6–7 лет БыстротаБег на дистанцию 30 метров Оборудование. На беговой дорожке (ширина 3 м, длина 30 м) хорошо видимой линией  отмечается линия старта. За линией финиша на расстоянии 3 м устанавливается яркий ориентир  (игрушка, стойка), для того чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии.  Готовятся флажок, секундомер. Методика обследования Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих  мышцы рук, туловища и ног, голеностопный, тазобедренный и плечевой суставы. Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары». Инструктор обращается к детям: «Хотите порисовать? Но у вас нет ни мела, ни кистей. Вам  помогут рисовать ваши части тела». 1. «Рисуем головой». И. п. (исходное положение)[2] —ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой  4 раза в одну сторону и 4 раза в другую. 2. «Рисуем локтями». И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 – круговые движения локтями вперед (4 раза); 2– 4– круговые движения назад (4 раза). 3. «Рисуем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3  раза), в правую сторону (3 раза). 4. «Рисуем коленом». И. п. – одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1–3 – круговое движение  коленом левой (правой) ноги; 4 —вернуться в исходное положение (3 раза). 5. «Рисуем стопой». И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в  одну и другую сторону (8 раза). Детям предлагается добежать до яркой стойки как можно быстрее («Представь, что ты – самое  быстрое животное»). Инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и  фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает на старт двух  мальчиков или двух девочек. Остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке. На  старте ребенок принимают удобную ему позу. Воспитатель, стоя рядом с детьми, подает  команды: «Внимание!» – и поднимает флажок, «Марш» – и одновременно опускает флажок.  Инструктор включает секундомер с началом движения ребенка на старте и останавливает его  после пересечения линии финиша. После пробега дети возвращаются назад шагом. Выполняется  2 попытки. Количественный показатель быстроты: продолжительность бега в минутах.Качественные показатели бега: • небольшой наклон туловища, голова прямо; • руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед­внутрь; • быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°); • прямолинейность, ритмичность бега. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям. Скоростно­силовые качества Прыжок в длину с места Оборудование. В физкультурном зале на пол кладется мат, сбоку вдоль него наносится мелом  разметка через каждые 10 см на дистанции 2 м. Методика обследования С целью предупреждения травм в разминке используются упражнения, разогревающие мышцы  стоп, голени, бедра. Педагог выполняет с детьми имитационное упражнение «Лыжник»: «Надели одну лыжу, другую (стопы стоят параллельно на расстоянии 15 см); взяли в руки одну,  вторую палку (руки согнуты в локтях) и поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук  вперед, назад); приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки  отведены назад, туловище наклонено вперед) и прыжок (полет, приземление: ноги на ширине  плеч, руки впереди)». Предлагает детям встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор по физической культуре, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками – количественные показатели. Также фиксируются качественные  показатели. Выполняются 3 попытки. Количественный показатель: длина прыжка в см. Качественные показатели прыжка в длину с места: 1) исходное положение: • ноги стоят параллельно, на ширине ступни;• полуприсед с наклоном туловища; • руки слегка отодвинуты назад; 2) толчок: • двумя ногами одновременно; • выпрямление ног; • резкий мах руками вперед­вверх; 3) полет: • руки вперед­вверх; • туловище согнуто, голова вперед; • вынос полусогнутых ног вперед; 4) приземление: • одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню; • колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; • руки движутся свободно вперед – в стороны; • сохранение равновесия при приземлении. Высокий уровень — соответствие всем четырем критериям и входящим в них качественным  показателям. Средний уровень — соответствие трем показателям. Ниже среднего — соответствие двум показателям. Бросок набивного мяча Оборудование. В физкультурном зале делается разметка от линии вдоль мата (метки через  50 см на дистанции 5 м). В конце линии ставится яркая стойка. Готовятся 3 набивных  (медицинских) мяча весом 1000 г. Методика проведения С целью предупреждения травм в разминке используются физические упражнения,  разогревающие мышцы плечевого пояса. В вводную часть разминки включены отжимания от  пола: для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях ногах. Ребенок подходит к контрольной линии, начерченной на полу. Инструктор предлагает ему  бросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из положения ноги врозь, мяч отведен заголову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результат фиксируется в  протоколе. Количественный показатель: дальность броска в см. Качественные показатели бросания набивного мяча: 1) исходное положение: • стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч; • прямые руки держат мяч за головой; 2) замах: • отведение рук с мячом как можно дальше; 3) бросок: • резким движением рук бросок мяча вдаль; • сохранение заданного направления полета мяча. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным  показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям из любых трех критериев. Ниже среднего (1 балл) – соответствие только двум показателям. Метание мешочка с песком Оборудование. На спортивной площадке мелом размечается дорожка (метки через 50 см на  дистанции 2 м). Готовятся 3 мешочка с песком (вес мешочка 200 г). Методика проведения Выполняется разминка; инструктор приглашает ребенка к линии. Бросок выполняется из  положения стоя, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага, рука с мешочком за  головой. Ребенок производит 3 броска каждой рукой. Инструктор осуществляет замер после  каждого броска и лучший результат заносит в протокол. В протоколе фиксируются  количественные и качественные показатели. Количественные показатели: дальность броска в см. Качественные критерии и показатели метания: 1) исходное положение: • стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок; • правая рука с предметом на уровне груди;2) замах: • поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела; • одновременно разгибая правую руку, размашисто отводя ее вниз – в сторону; • перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх; 3) бросок: • продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; • хлещущим движением кисти бросок мяча вдаль­вверх; • сохранение заданного направления полета мяча. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным  показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям. Выносливость Оборудование. Готовится беговая дорожка (дистанция 150 м). Методика проведения Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих  мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с  воспитателем стайкой бегут к линии финиша. Инструктор с протоколом переходит на линию  финиша. Количественный показатель выносливости: время в секундах, затраченное на выполнение  задания. Качественные показатели: • небольшой наклон туловища, голова прямо; • руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед­внутрь; • вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°); • прямолинейность, ритмичность бега. Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.Ловкость Оборудование. На беговой дорожке (длина 10 м) расставляется 8 кеглей на расстоянии 100 см;  расстояние между стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишем –  150 см. Методика проведения Инструктор дает задание: пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По  команде ребенок бежит к финишу. Инструктор (на финише) фиксирует количественные  показатели. Выполняется 2 попытки. Количественный показатель ловкости: время в секундах, затраченное на выполнение задания. Качественные показатели бега: • небольшой наклон туловища, голова прямо; • руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед­внутрь, быстрый  вынос бедра маховой ноги; • прямолинейность, ритмичность бега; • точность движения (бег без задевания кеглей). Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям. Оценка координации движений Оборудование. Мячи (диаметр 20 см). Методика проведения Инструктор предлагает детям отбивать мяч, не сходя с места. Количественный показатель: количество бросков и ударов (мальчики—35–40, девочки —35–40). Качественные показатели: • ноги на ширине плеч, смотрит перед собой; • руки с мячом перед грудью, локти в стороны, вниз; • бросок мяча вверх над головой; • ловля мяча согнутыми в локтях руками у груди.Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям. Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям. Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.

Посмотрите также