ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Автор-составитель:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель высшей квалификационной категории
Материалы:
сюжетные и предметные картинки, речевые карточки
«Вежливость. Культура поведения»
- Какие вежливые слова говорит вежливый человек?
- Будьте добры, пожалуйста, разрешите, простите, позвольте.
- Как должен поздороваться вежливый человек?
- Если это утро – доброе утро, если день – добрый день, если вечер – добрый вечер.
- Как должен попрощаться вежливый человек?
- До свидания. Всего хорошего. До встречи. Пока, пока!
- Как вежливый человек общается с людьми?
- Вежливый человек никогда не разговаривает грубо, никого не оскорбляет.
- Если ты кого-нибудь толкнул, что нужно сказать?
- Важно попросить извинения. Сказать: простите, пожалуйста, я был невнимателен.
- Если ты опоздал на урок, что ты скажешь?
- Попрошу разрешения войти в класс, извинюсь.
- Послушай и повтори правила вежливого человека.
Здоровайся при встрече.
Когда уходишь, прощайся.
Извинись, если ты не прав.
- Ты себя считаешь, вежливым человеком или нет? Почему?
- …………. ………….. .
В магазине «Строительных материалов»
- Мы хотим делать ремонт в школе в игровой комнате.
- Какие обои самые дешевые?
- Бумажные. Это самый простой вариант, но они недолговечны.
- Какие виды обоев еще есть в вашем магазине?
- Флизелиновые, велюровые, виниловые, текстильные. У всех обоев свои плюсы и минусы, свои особенности.
- Вы нам посоветуете купить виниловые?
- Да, очень хороший выбор. Они моются и служат гораздо дольше бумажных обоев.
- Как выбрать цвет обоев?
- В игровой комнате обои должны быть не яркие, пастельных тонов.
- В нашей игровой очень неровные стены. Что делать?
- Стены обязательно нужно подготовить.
- А как?
- Нужно удалить старые обои и выровнять стены с помощью шпатлевки.
- Какую шпатлевку лучше купить?
- Гипсовую.
- Какие инструменты нам будут еще нужны для работы?
- Шпатели, валик, ножницы, обойная щетка, линейка, стремянка, уровень.
Не забудьте купить клей. Для ваших обоев нужен виниловый.
- Спасибо. До свидания.
- До свидания.
Вопросно-ответный диалог «Ты был в магазине?»
- Ты ходил когда-нибудь в продуктовый магазин?
- Конечно, ходил. Я всегда помогаю маме.
- А что ты покупал?
- Хлеб, молоко, колбасу и другие продукты.
- А хлеб был мягкий?
- Да, ещё тёплый.
- Скажи, сколько стоит хлеб, колбаса?
- …………
- А торт ты когда-нибудь покупал?
- Да, когда был день рождения.
- А деньги за продукты ты кому отдавал?
- Кассиру. Он посчитает, сколько денег я должен заплатить за продукты и выдаст чек.
- А что потом?
- Потом я отдам деньги кассиру и заберу продукты.
- Тебе нравится ходить по магазинам?
- Совсем не нравится, но маме одной тяжело и надо помогать.
- А какие магазины есть около вашего дома?
- Спортивный, продуктовые киоски, детские товары. супермаркеты.
Вопросно-ответный диалог «Я пришёл на почту»
-Здравствуйте!
-У вас есть конверты?
- Да, есть с марками и без марок.
- Дайте мне два конверта с марками.
- Пожалуйста, вот ваши конверты.
- А ещё мне нужна поздравительная открытка с днём рождения.
- Открыток много. Вам для кого?
- Для мамы. Можно посмотреть какие?
- Все открытки на витрине, можете выбрать любую.
- Спасибо, я уже выбрала. Сколько стоит вся покупка?
- С вас всего сорок рублей.
- Спасибо. Вы мне очень помогли.
До свидания!
Диалог «Приглашение в кинотеатр»
- Привет!
- Привет!
- Ты что сегодня будешь делать вечером?
- Не знаю. Может, почитаю книгу.
- А я собираюсь сходить в кино. Пойдём со мной? А то мне одной будет скучно.
- А какой фильм идёт?
- Приключенческий фильм « Путешествие на море».
- Во сколько начинается сеанс?
- В 6 часов вечера.
- Хорошо. Встретимся в кинотеатре у кассы. Купим билеты перед началом фильма.
- Пока!
- До встречи!
«Разговор о дружбе»
¾ ……. , как ты считаешь, что такое дружба?
¾ Я думаю, что дружба – это А как ты думаешь, что значит быть другом?
¾ Быть другом-это значит, хорошо относится к кому-то, часто общаться и помогать во всем. А У тебя есть настоящие друзья?
¾ Да, у меня есть друзья ( подруги).
¾ Они учатся в нашей школе? Можешь их назвать?
¾ Конечно, это
А у тебя много друзей?
¾ Да, у меня много друзей?. Я легко общаюсь со всеми.
( У меня мало друзей. Мне не всегда легко общаться. ) А как ты проводишь с друзьями свободное время?
¾ По-разному. Мы любим вместе гулять, слушать музыку , А как ты проводишь время со своими друзьями?
¾ У нас много общих интересов. Мы смотрим вместе кино. Как ты думаешь, может человек быть счастлив без друзей?
¾ Я думаю, что без друзей каждому человеку было бы грустно и одиноко. А ты как думаешь?
¾ Я с тобой согласен ( согласна ). Говорят «Дружба дороже золота! »
¾ Думаю, что надо самому ( самой) быть настоящим другом, чтобы иметь верных друзей на всю жизнь.
¾ Да, настоящую дружбу нужно заслужить.
¾
«Встреча после Летних каникул»
¾ Привет, _____________ !
- Привет, ______ !Рада(рад) тебя видеть!
- Взаимно! Ну, рассказывай, как провел (ла) летние каникулы?
- О, я провел (ла) их очень интересно. Мы с родителями ездили отдыхать.
- Здорово! А куда вы путешествовали?
¾ Мы были в ( на) _______________________________________
А где ты провел (ла) свои летние каникулы?
- Я тоже замечательно отдохнула. Я и мои родители
- Я очень за тебя рад (рада). Какое все-таки замечательное время года-лето!
- Да, обожаю лето и каникулы! А Чем же ты занимался (ась) остальные два месяца каникул?
- Остальное время я провел ( ла) дома и на даче .
-Не скучала?
Нет. Каждый день ходил (ла) гулять, иногда посещал(ла) тренировки, А ты чем занималась в оставшееся от поездки время?
- По-разному, но интересно проводила время с родителями и друзьями. Жаль, что лето так быстро закончилось!
- Да, ну ничего, зато теперь с новыми силами начнем учебный год! Удачи тебе!
- Спасибо большое. И тебе, хорошей учебы!
«Школьная жизнь»
- ….., когда начинается учебный год?
- Учебный год начинается 1 сентября.
- Ты охотно идёшь в школу после каникул?
- Да. Я охотно иду в школу после каникул.( Нет не очень охотно. Я не хочу в школу.)
- У тебя есть друзья в школе?
- Есть. Это …, …, .
- А у тебя?
- ….. ….. .
- Какой твой любимый предмет?
- …….., ….., . А у тебя?
- Какие кружки ты посещаешь?
- ….., …… . А ты?
- Какие праздники есть в нашей школе?
- ……., ….., .
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
- Я люблю (читать, смотреть телевизор, гулять с друзьями.) А ты?
- …… …. .
- У тебя бывают конфликты с учителем, воспитателем, ребятами?
- ( Да, бывают. Нет не бывают. Да, иногда я бываю не права)
«Диалог с врачом»
- Здравствуйте, доктор!
- Здравствуйте. На что жалуетесь?
- У меня сильно болит голова.
- Давайте измерим температуру.
( доктор подаёт градусник)
- Ой! У меня большая температура, 38 градусов.
-Я выпишу вам рецепт. Купите лекарства и принимайте их.
- Большое спасибо, доктор.
- Дома вы должны лежать, а гулять нельзя.
- Хорошо, я буду лежать.
До свидания!
«Диалог с провизором»
- Здравствуйте!
- Здравствуйте! Что вы хотите купить?
- Мне нужны лекарства по рецепту.
- Сейчас найдём. Вот ваши лекарства.
- А сколько надо денег?
- Сто рублей.
- А дайте мне ещё градусник и витамины.
- Какие витамины вам дать?
- Поливитамины «Ревит».
Расскажи о себе
- ……… привет! Расскажи мне о себе?
- Привет ……… А о чем ты хотел(а) бы узнать?
- Как ты проводишь свободное время?
- Я провожу свободное время с друзьями? А ты?
- А мне нравиться смотреть телевизор или читать книгу.
- Ты человек ленивый или трудолюбивый? Ты помогаешь маме сам или тебя нужно заставлять?
- Чаще я помогаю маме, когда она меня попросит, но у меня есть свои обязанности.
- А какие у тебя обязанности?
- Я выношу мусор, делаю уборку в доме, хожу в магазин за покупками, мою посуду.
- У тебя есть вредные привычки? Какие?
- У меня нет вредных привычек. Я думаю, что нужно вести здоровый образ жизни.
- Часто ли ты говоришь неправду?
- Иногда бывает.
- У тебя спокойный характер или вспыльчивый? Часто ли ты ссоришься с друзьями?
- У меня характер спокойный (вспыльчивый). Иногда я ссорюсь с друзьями, но потом мы миримся.
- А ты знаешь, что достоинства – это такие черты характера от которых людям польза. А какие достоинства ты можешь назвать?
- Достоинства человека – это аккуратность, бережливость, вежливость, доброта, трудолюбивость, скромность и другие. А какие достоинства есть у тебя?
- У меня есть достоинства – (аккуратность, бережливость, вежливость, доброта, трудолюбивость, скромность)
- А ты знаешь, что такое недостатки?
- Да, недостатки – это такие черты характера от которых людям одни неприятности.
- Ты любишь себя или нет?
- Да, я думаю, что я хороший человек и на меня можно положиться.
«Разговор о театре»
Ты знаешь, что мы скоро поедем в театр?
- Да, я знаю.
- А ты, .., поедешь в театр?
- Да, конечно. (Нет. А я не люблю и не хочу ездить в театр. А я с удовольствием поеду, потому что в ….. нет театра. (потому что мы с родителями не ходили в театр)
- А что ты предпочитаешь театру?
- Я люблю заниматься спортом и ходить с родителями в боулинг.
- А билеты уже купили?
- Да, билеты купили очень давно.
- Вы поедете на автобусе или на электричке?
- Мы не знаем. (Возможно на автобусе. А может быть на электричке.)
- А вы знаете, какой спектакль будете смотреть?
- Да. Мы едем на премьеру «Три поросенка». (Мы будем смотреть спектакль … Нет, пока не знаем. )
- Давайте вспомним правила поведения в театре. (О каких правилах поведения в театре нужно помнить?)
- Не входи в зал после третьего звонка. Не ешь в зрительном зале. Не разговаривай – ты мешаешь другим.
- Как ты думаешь, в театр можно идти в джинсах и спортивном костюме?
- Нет. Это некрасиво. Лучше надеть брюки или юбку и красивую блузку или рубашку.
«Моя будущая профессия»
- … , как ты думаешь, что надо учитывать при выборе профессии?
- Интересы и способности человека.
- А нужно ли учитывать мнение учителей, товарищей, родителей?
- Конечно. Но самое важное в выборе профессии то, чем бы ты хотел заниматься.
- Я согласен с тобой. (Нет, я не согласен, а) родители лучше знают, что тебе нужно; б) учителя знают твои способности, …)
- Какие знания важно получить для освоения профессии?
- Важно уметь рисовать, делать чертежи, быть внимательным и серьёзным.
- …, скоро мы закончим школу. Какую профессию ты хочешь получить?
- …, скоро мы закончим школу. Какую профессию ты хочешь получить?
- Я хочу быть … (мечтаю заниматься спортом)
- Где ты можешь получить эту профессию?
- В Новосибирском институте социальной реабилитации ( в радиотехническом колледже, в училище инвалидов, я не знаю, где это можно сделать).
- Почему ты выбрал (а) эту профессию?
- Мне интересно. (говорят, что можно а) устроиться по специальности, б) неплохо зарабатывать, в) после окончания учебы могут трудоустроить).
- Согласны ли родители с твоим выбором?
- Да (нет, они против).
- помогла ли школа тебе в выборе профессии?
- Наверное, да. В школе проводили много бесед о профессиях, работает много кружков.
- Где учатся наши выпускники?
- В Новосибирском институте социальной реабилитации ( в радиотехническом колледже, в училище инвалидов, …)
«Мой мир увлечений»
- У каждого человека есть любимое занятие (хобби), которым он любит заниматься в свободное время. А чем любишь заниматься ты?
- Один человек любит рисовать, другой – шить одежду, третий - читать интересные книги, а люблю……….. .
- Некоторые ребята любят заниматься спортом. Они посещают спортивные секции. Ты занимаешься в спортивной секции?
- Да. …………. . Нашего руководителя зовут………. . (Нет, я занимаюсь в кружке…………)
- Чем вы занимаетесь в кружке (в секции)?
- ……… …….. .
- По каким дням бывают занятия кружка?
- Занятия бывают по ……….., в …… часов.
- Какое увлечение у твоего друга (подруги)?
- Он любит ……… . Он занимается в ……….. .
- Некоторые ребята любят животных. Они много времени проводят с ними.
У тебя есть животные дома? Какие?
- ……….. ……. .
- Как ты думаешь, какую пользу приносят занятия любимым делом?
- Занятия любимым делом укрепляют нервную систему, снимают отрицательные эмоции.
- Да. Ты прав (права). Я с тобой согласен (согласна).
«Разговор о дружбе»
- Как по твоему: «Что такое дружба?»
- Дружба – это отношения между людьми, которые уважают и помогают друг другу.
-У тебя есть друг?
- ………
-Ты уважаешь своего друга? За что?
- Мой друг хороший товарищ, на него можно положиться.
- Должны ли друзья помогать друг другу?
- Обязательно.
- Помогаешь ли ты своему другу?
- ……… . Если твой друг тебе помог, что ты должен сделать?
- Если мой друг мне помог, я не забуду поблагодарить его за это.
- Если твой друг не прав, ты скажешь ему об этом или нет?
- Да. Я скажу ему, что он не прав.
- Какой характер у твоего друга – общительный или замкнутый, весёлый или серьёзный, спокойный или вспыльчивый?
-У моего друга …………….. характер.
- Как вы проводите свободное время?
- Мы ходим в кино, играем на компьютере, гуляем по городу.
- Почему ты с ним дружишь?
- Он настоящий друг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.