Диалоги по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР) (Начальная школа слабослышащее отделение)

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диалоги для РСВ.docx

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

Автор-составитель:

Моисеева Раиса Ивановна –

 учитель высшей квалификационной категории

Материалы:

 сюжетные и предметные картинки, речевые карточки

          

«Вежливость. Культура поведения»

-  Какие вежливые слова говорит вежливый человек?

-  Будьте добры, пожалуйста, разрешите, простите, позвольте.

-  Как должен поздороваться вежливый человек?

-  Если это утро – доброе утро,  если день – добрый день, если вечер – добрый вечер.

-  Как должен попрощаться вежливый человек?

-  До свидания. Всего хорошего. До встречи. Пока, пока!

-  Как вежливый человек общается с людьми?

-  Вежливый человек никогда не разговаривает грубо, никого не оскорбляет.

-  Если ты кого-нибудь толкнул, что нужно сказать?

-  Важно попросить извинения. Сказать: простите, пожалуйста, я был невнимателен.

-  Если ты опоздал на урок, что ты скажешь?

-  Попрошу  разрешения войти в класс, извинюсь.

-  Послушай и повтори правила вежливого человека.

Здоровайся при встрече.

Когда уходишь, прощайся.

Извинись, если ты не прав.

-  Ты себя считаешь,  вежливым человеком или нет? Почему?

-  ………….    …………..     .

 

В магазине «Строительных материалов»

- Мы хотим делать ремонт в школе  в игровой комнате.

 - Какие обои самые дешевые?

- Бумажные. Это самый простой вариант, но они недолговечны.

- Какие виды обоев еще есть в вашем магазине?

- Флизелиновые, велюровые,  виниловые,  текстильные.  У всех обоев свои плюсы и минусы, свои особенности.

- Вы нам посоветуете купить виниловые?

- Да, очень хороший выбор. Они моются и служат гораздо дольше бумажных обоев.

- Как выбрать цвет обоев?

- В игровой комнате обои должны быть не яркие, пастельных тонов.

- В нашей игровой очень неровные стены. Что делать?

- Стены обязательно нужно подготовить.

- А как?

- Нужно удалить старые обои и выровнять стены с помощью шпатлевки.

- Какую шпатлевку лучше купить?

- Гипсовую.

- Какие инструменты нам будут еще нужны для работы?

- Шпатели, валик, ножницы, обойная щетка, линейка, стремянка, уровень.

 Не забудьте купить клей. Для ваших обоев  нужен виниловый.

- Спасибо. До свидания.

- До свидания.

 

 

Вопросно-ответный диалог  «Ты был в магазине?»

- Ты ходил когда-нибудь в продуктовый магазин?

- Конечно, ходил. Я всегда помогаю маме.

- А что ты покупал?

- Хлеб, молоко, колбасу и другие продукты.

- А хлеб был мягкий?

- Да, ещё тёплый.

- Скажи, сколько стоит хлеб, колбаса?

- …………

- А торт ты когда-нибудь покупал?

- Да, когда был день рождения.

- А деньги за продукты ты кому отдавал?

- Кассиру. Он посчитает, сколько денег я должен заплатить за продукты и выдаст  чек.

- А что потом?

- Потом я отдам деньги кассиру и заберу продукты.

- Тебе нравится ходить по магазинам?

- Совсем не нравится, но маме одной тяжело и надо помогать.

- А какие магазины есть около вашего дома?

- Спортивный, продуктовые киоски, детские товары. супермаркеты.

 

 

Вопросно-ответный диалог «Я пришёл на почту»

-Здравствуйте!

-У вас есть конверты?

- Да, есть с марками и без марок.

- Дайте мне два конверта с марками.

- Пожалуйста, вот ваши конверты.

- А ещё мне нужна поздравительная открытка с днём рождения.

- Открыток много. Вам для кого?

- Для мамы. Можно посмотреть какие?

- Все открытки на витрине, можете выбрать любую.

- Спасибо, я уже выбрала. Сколько стоит вся покупка?

- С вас всего сорок рублей.

- Спасибо. Вы мне очень помогли.

До свидания!

 

Диалог «Приглашение в кинотеатр»

- Привет!

- Привет!

- Ты что сегодня будешь делать вечером?

- Не знаю. Может, почитаю книгу.

- А я собираюсь сходить в кино. Пойдём со мной? А то мне одной будет скучно.

- А какой фильм идёт?

- Приключенческий фильм « Путешествие на море».

- Во сколько начинается сеанс?

- В 6 часов вечера.

- Хорошо. Встретимся в кинотеатре у кассы. Купим билеты перед началом фильма.

- Пока!

- До встречи!

«Разговор о дружбе»

 

¾    …….    , как ты считаешь, что такое  дружба?

 

¾   Я думаю, что дружба – это     А как ты думаешь, что значит быть другом?

¾    Быть другом-это значит, хорошо относится к кому-то, часто общаться и помогать во всем. А У тебя есть настоящие друзья?

¾    Да, у меня есть  друзья ( подруги).

¾    Они учатся в нашей школе? Можешь их назвать?

¾   Конечно, это

А у тебя много друзей?

¾    Да, у меня много друзей?. Я легко общаюсь со всеми.

( У меня мало друзей. Мне не всегда легко общаться. ) А как ты проводишь с друзьями свободное время?

 

¾   По-разному. Мы любим вместе гулять, слушать музыку , А как ты проводишь время со своими друзьями?

¾    У нас много общих интересов. Мы смотрим вместе кино. Как ты думаешь, может человек быть счастлив без друзей?

 

¾   Я думаю, что без друзей каждому человеку было бы грустно и одиноко. А ты как думаешь?

¾    Я с тобой согласен ( согласна ). Говорят «Дружба дороже золота! »

¾   Думаю, что надо самому ( самой) быть настоящим другом, чтобы иметь верных  друзей на всю жизнь.

¾   Да, настоящую дружбу нужно заслужить.

¾    

 «Встреча после Летних каникул»

¾    Привет, _____________  !

- Привет, ______ !Рада(рад) тебя видеть!

- Взаимно! Ну, рассказывай, как провел (ла)  летние каникулы?

- О, я провел (ла)  их очень интересно. Мы с родителями ездили отдыхать.

- Здорово! А  куда вы путешествовали?

¾   Мы   были в ( на) _______________________________________

А где ты провел (ла)  свои летние каникулы?

- Я тоже замечательно отдохнула. Я и мои родители 

- Я очень за тебя рад (рада). Какое все-таки замечательное время года-лето!

- Да, обожаю лето и каникулы!  А Чем же ты занимался (ась) остальные два месяца каникул?

- Остальное время  я провел ( ла) дома и на даче .

-Не скучала?

Нет. Каждый день ходил (ла) гулять, иногда посещал(ла) тренировки, А ты чем занималась в оставшееся от поездки время?

- По-разному, но интересно проводила время с родителями и друзьями. Жаль, что лето так быстро закончилось!

- Да, ну ничего, зато теперь с новыми силами начнем учебный год! Удачи тебе!

- Спасибо большое. И тебе, хорошей учебы!

 

«Школьная жизнь»

-    ….., когда начинается учебный год?

-     Учебный год начинается 1 сентября.

-     Ты охотно идёшь в школу после каникул?

-     Да. Я охотно иду в школу после каникул.( Нет не очень охотно.  Я не хочу в школу.)   

-     У тебя есть друзья в школе?

-    Есть. Это    …, …, .

-    А у тебя?

-    …..  …..   .

-    Какой твой любимый предмет?

-    …….., …..,  . А у тебя?

-   Какие кружки ты посещаешь?

-     ….., ……  . А ты?

-    Какие праздники есть в нашей школе?

-    ……., …..,   .

-    Чем ты любишь заниматься в свободное время?

-    Я люблю (читать, смотреть телевизор, гулять с друзьями.)      А ты?

- ……       ….     .

- У тебя бывают конфликты с учителем, воспитателем, ребятами?

-   ( Да,  бывают.  Нет  не бывают.  Да, иногда я бываю не права)

 

«Диалог с врачом»

-  Здравствуйте,  доктор!

-  Здравствуйте.   На что жалуетесь?

-  У меня сильно болит голова.

-  Давайте измерим температуру.

( доктор подаёт градусник)

- Ой! У меня большая температура,  38 градусов.

-Я выпишу вам рецепт. Купите лекарства и принимайте их.

-  Большое спасибо, доктор.

-  Дома вы должны лежать, а гулять нельзя.

-  Хорошо, я буду лежать.

    До свидания!

 

«Диалог с провизором»

-  Здравствуйте!

-  Здравствуйте!   Что вы хотите купить?

-  Мне нужны лекарства по рецепту.

-  Сейчас найдём. Вот ваши лекарства.

-  А сколько надо денег?

-  Сто рублей.

-  А дайте мне ещё градусник и витамины.

-  Какие витамины вам дать?

-  Поливитамины «Ревит».  

Расскажи о себе

-  ……… привет! Расскажи мне о себе?

- Привет ………   А о чем ты хотел(а) бы узнать?

-  Как ты проводишь свободное время?

-  Я провожу свободное время с друзьями? А ты?

- А мне нравиться смотреть телевизор или читать книгу.

- Ты человек ленивый или трудолюбивый? Ты помогаешь маме сам или тебя нужно заставлять?

- Чаще я помогаю маме, когда она меня попросит, но у меня есть свои обязанности.

- А какие у тебя обязанности?

- Я выношу мусор, делаю уборку в доме, хожу в магазин за покупками, мою посуду.

- У тебя есть вредные привычки? Какие?

- У меня нет вредных привычек. Я думаю, что нужно вести здоровый образ жизни.

- Часто ли ты говоришь неправду?

- Иногда бывает.

- У тебя спокойный характер или вспыльчивый? Часто ли ты ссоришься с друзьями?

-  У меня характер спокойный (вспыльчивый). Иногда я ссорюсь с друзьями, но потом мы миримся.

- А ты знаешь, что достоинства – это такие черты характера от которых людям польза. А какие  достоинства ты можешь назвать?

- Достоинства человека – это аккуратность, бережливость, вежливость, доброта, трудолюбивость, скромность и другие. А какие достоинства есть у тебя?

- У меня есть достоинства – (аккуратность, бережливость, вежливость, доброта, трудолюбивость, скромность)

- А ты знаешь, что такое недостатки?

- Да, недостатки – это такие черты характера от которых людям одни неприятности.

- Ты любишь себя или нет?

- Да, я думаю, что я хороший человек и на меня можно положиться.

 

«Разговор о театре»

Ты знаешь, что мы скоро поедем в театр?

- Да, я знаю.

- А ты, .., поедешь в театр?

- Да, конечно. (Нет. А я не люблю и не хочу ездить в театр. А я с удовольствием поеду, потому что  в ….. нет театра. (потому что мы с родителями не ходили в театр)

- А что ты предпочитаешь театру?

- Я люблю  заниматься спортом и ходить с родителями в боулинг.

-  А билеты уже купили?

- Да, билеты купили очень давно.

- Вы поедете на автобусе или на электричке?

- Мы не знаем. (Возможно на автобусе. А может быть на электричке.)

- А вы знаете, какой спектакль будете смотреть?

- Да. Мы едем на премьеру «Три поросенка». (Мы будем смотреть спектакль … Нет, пока не знаем. )

- Давайте вспомним правила поведения в театре. (О каких правилах поведения в театре нужно помнить?)

- Не входи в зал после третьего звонка. Не ешь в зрительном зале.  Не разговаривай – ты мешаешь другим.

- Как ты думаешь, в театр можно идти в джинсах и спортивном костюме?

- Нет. Это некрасиво.  Лучше надеть брюки или юбку и красивую блузку или рубашку.

 

«Моя будущая профессия»

- … ,  как ты думаешь, что надо учитывать при выборе профессии?

- Интересы и способности человека.

- А нужно ли учитывать мнение учителей, товарищей, родителей?

- Конечно. Но самое важное в выборе профессии то, чем бы ты хотел заниматься.

- Я согласен с тобой. (Нет, я не согласен, а) родители лучше знают, что тебе нужно; б) учителя знают твои способности, …)

-  Какие знания важно получить для освоения профессии?

-  Важно уметь рисовать,  делать чертежи, быть внимательным и серьёзным.

- …, скоро мы закончим школу. Какую профессию ты хочешь получить?

- …, скоро мы закончим школу. Какую профессию ты хочешь получить?

- Я хочу быть … (мечтаю заниматься спортом)

- Где ты можешь получить эту профессию?

- В Новосибирском институте социальной реабилитации ( в радиотехническом колледже, в училище инвалидов, я не знаю, где это можно сделать).

- Почему ты выбрал (а) эту профессию?

- Мне интересно. (говорят, что можно а) устроиться по специальности, б) неплохо зарабатывать, в) после окончания учебы могут трудоустроить).

- Согласны ли родители с твоим выбором?

- Да (нет, они против).

- помогла ли школа тебе в выборе профессии?

- Наверное, да. В школе проводили много бесед о профессиях, работает много кружков.

- Где учатся наши выпускники?

- В  Новосибирском институте социальной реабилитации ( в радиотехническом колледже, в училище инвалидов, …)

 

 

                                 «Мой мир увлечений»

-   У каждого человека есть любимое занятие (хобби), которым он любит заниматься в свободное время. А чем любишь заниматься ты?

-   Один человек любит рисовать, другой – шить одежду, третий - читать интересные книги, а люблю………..   .

-   Некоторые ребята любят заниматься спортом. Они посещают спортивные секции. Ты занимаешься в спортивной секции?

-   Да. ………….  .  Нашего руководителя зовут……….  .  (Нет, я занимаюсь в кружке…………)

-   Чем вы занимаетесь в кружке (в секции)?

- ………                  ……..        .

-   По каким дням бывают занятия кружка?

-   Занятия бывают по ……….., в …… часов.

-   Какое увлечение у твоего друга (подруги)?

-    Он любит ………  .  Он занимается в ………..   .

-    Некоторые ребята любят животных. Они много времени проводят с ними.

У тебя есть животные дома? Какие?

-   ………..   …….   .

-    Как ты думаешь, какую пользу приносят занятия любимым делом?

-    Занятия любимым делом укрепляют нервную систему, снимают отрицательные эмоции.

-   Да. Ты прав (права).  Я с тобой согласен (согласна).

 

 

                                 «Разговор о дружбе»

- Как по твоему: «Что такое дружба?»

- Дружба – это отношения между людьми, которые уважают и помогают друг другу.

-У тебя есть друг?

- ………

-Ты уважаешь своего друга? За что?

-   Мой друг хороший товарищ, на него можно положиться.

- Должны ли друзья помогать друг другу?

- Обязательно.

- Помогаешь ли ты своему другу?

-   ………   . Если твой друг тебе помог, что ты должен сделать?

- Если мой друг мне помог, я не забуду поблагодарить его за это.

- Если твой друг не прав, ты скажешь ему об этом или нет?

-  Да. Я скажу ему, что он не прав.

- Какой характер у твоего друга – общительный или замкнутый, весёлый или серьёзный, спокойный или вспыльчивый?

-У моего друга  …………….. характер.

- Как вы проводите свободное время?

- Мы ходим в кино, играем на компьютере, гуляем по городу.

- Почему ты с ним дружишь?

- Он настоящий друг.