«Разработка заданий по читательской грамотности».
Цель: разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся.
Задания на проверку читательских умений:
1.1.- умение находить и извлекать информацию:
Задание №1. Ученик 5 класса, выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка» и написал его так:
План сказки
1.Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
2.Иван –царевич и «старый старичок»
3.Иван-царевич и Баба Яга.
4.Сватовство царевичей.
5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковер за одну ночь, приехать на пир).
6. Спасение Василисы Премудрой.
Помоги ученику исправить ошибки. Выбери из приведенных ниже вариантов ответов правильный (обведи букву, под которой дан верный ответ)
А. 4,3,2,5,1,6.
Б. 4,5,2,1,3,6.
В. 4,1,5,2,3,6.
Задание №2.
Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Собака»
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой
Найди верное утверждения:
1) в стихотворении три действующих лица
2) герой с собакой оказались на улице во время бури
3) автор считает, что между собакой и человеком есть разница
4) автор считает, что собака и человек равны перед лицом смерти
Задание №3.
Расположите события № 1 – №15 из сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в нужной последовательности:
(А) Ему показалось, что стены сделаны из лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из чистого золота. (Б) Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. (В) Наконец… курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе». (Г) На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (Д) В числе тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. (Е) …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. (Ж) Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. (З) Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алеша никогда не видывал. (И) Наконец приехал директор. Приезд его возвестила учительша… (К) - Возьми это семечко, - сказал король. - Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. (Л) В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. (М) В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же - Алешу… (Н) Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку. (О) Алеша … раскрыл рот... и не мог выговорить ни слова! (П) Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки...
№ |
Буква |
Цитата |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
||
11 |
||
12 |
||
13 |
||
14 |
||
15 |
Ключ:
№ |
Буква |
Цитата |
1 |
Б |
Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге … жил-был содержатель мужского пансиона. |
2 |
Д |
В числе тридцати или сорока детей… находился один мальчик, по имени Алеша. |
3 |
Н |
Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку. |
4 |
И |
Наконец приехал директор. Приезд его возвестила учительша… |
5 |
П |
Проходя мимо кошки, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у нее лапки... |
6 |
Е |
…соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. |
7 |
А |
Ему показалось, что стены сделаны из лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете…; панели и двери были из чистого золота.
|
8 |
К |
- Возьми это семечко, - сказал король. - Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой. |
9 |
З |
Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алеша никогда не видывал. |
10 |
Л |
В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. |
11 |
О |
Алеша … раскрыл рот... и не мог выговорить ни слова! |
12 |
Ж |
Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. |
13 |
В |
Наконец… курочка ему сказала: «Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе». |
14 |
М |
В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же - Алешу… |
15 |
Г |
На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. |
1.2 Задания на проверку читательских умений: интегрировать и интерпретировать информацию
Задание № 1.
Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Собака»
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Стихотворение названо И.С.Тургеневым «Собака». Возможен ли другой вариант названия? Дайте аргументированный ответ.
Задание №2.
Редактору литературного журнала принесли фрагмент сказки «Царевна-лягушка», из которой исчезли постоянные эпитеты. Вспомни, что такое постоянные эпитеты, и впиши их вместо пропусков.
Постоянные эпитеты - это__________________________________________.
Катится клубочек по (1)______________горам, катится по (4)_________болотам, катится по (5)______местам, а Иван –царевич все идет за ним – не остановится на отдых ни на часок.
Задание №3.
Прочитайте текст.
Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который ещѐ до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещѐ не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весѐлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделѐн был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, - одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идѐт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.
1.В конце какого века происходят события?
2.Как называется изображение окружающей обстановки в литературном произведении?
Тогда на проспектах Васильевского Острова не было веселых тенистых аллей…
3.Выпишите слово со значением:
Закрытое учреждение с общежитием и полным содержанием учащихся
4.Укажите название изобразительного средства:
Исаакиевский мост, узкий в то же время неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь…
5.Как называется изображение неживого предмета, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.
6.Объясните, почему сказка А.Погорельского начинается с конкретного описания реального города.
1.3.Задания на формирование умений осмыслять и оценивать содержание и форму текста .
№1.Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Собака»
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Сколько раз в тексте стихотворения употребляется слово «глаза»? Почему И.С.Тургенев так часто обращается именно к глазам человека и животного?
№2. Вы прочитали сказку А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Как вы понимаете слова: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и поэтому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою»?
1.1.Дайте связный ответ на данный вопрос.
1.2.Какие «уроки» ты вынес, прочитав сказку А.Погорельского?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.