Дидактическая игра
«Путешествие в город Этикет»
Тема. «Путешествие в город Этикет»
Форма. Дидактическая игра
Цель. Формирование культуры поведения и общения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи. 1. Формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
2. Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в общении с окружающими людьми;
3. Способствовать развитию речи: говорить правильно, точно и красиво, обогащать словарный запас.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию, жетоны, карточки с заданиями.
Участники. Воспитанники группы и педагоги.
План
I. Вводная часть «Правила поведения в обществе»
1) Вступительное слово воспитателя.
II. Основная часть «Что такое Этикет»
1) Первый остров «Остров приветствий»;
2) Второй остров «Волшебные слова»;
3) Третий остров. «Этикет в пословицах»;
4) Игра «Верно-неверно»;
5) Четвертый остров «Ежели вы вежливы».
III. Заключительная часть «Повседневные нормы поведения» 1) Рефлексия; 2) Подведение итогов.
Ход мероприятия
I. Вводная часть «Правила поведения в обществе»
1) Вступительное слово воспитателя
Здравствуйте, ребят. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Надеюсь, что сегодня вы будете активными на занятии, внимательными, старательными.
У вас на столах лежит лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они? Так и мы, люди, все абсолютно разные и живём в самых разных уголках Земли, но всё-таки есть кое-что нас для всех государств общее, без чего любое государство обходиться не может. Что это?
- Конечно же, это правила поведения в обществе, т.е. этикет.
И сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие в город Этикет.
Прочитайте название нашего занятия. (презентация слайд 1)
В ходе нашего путешествия мы с вами вспомним и закрепим основные правила этикета. Для этого нам нужны 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов у каждой команды. А чтобы получить больше жетонов, нужно активно принять участие в нашем занятии. Давайте вспомним правила работы в команде?
II. Основная часть «Что такое Этикет»
1) Первый остров «Остров приветствий»
Итак, команды готовы. Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте вспомним, а что же такое Этикет и откуда он к нам пришел? Прочитайте понятие этикета, найдите верное (презентация слайд 2)
Вспомнили что такое этикет, откуда он пришел и теперь можем смело отправляться в наше путешествие. На каждом острове нас будут ждать приключения, а кое-где и испытания.
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий . И первый остров , который встречается нам на пути , (презентация слайд 3) Остров приветствий
В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному.
*У некоторых индейских племён (слайд 4) принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
*Тибетцы, (слайд 5) здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.
*В Конго (слайд 6) во время приветствия протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.
*В Новой Зеландии, (слайд 7) встречаясь и приветствуя друг друга, люди трутся носами.
Но мы с вами все же не тибетцы и индейцы и поэтому на этом острове я предлагаю вам поиграть в игру. Игра « Аукцион приветствий». Вам по очереди нужно будет назвать слова приветствия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, причем повторять ранее сказанное нельзя. За каждое приветствие вы получаете жетон.
- Молодцы! Справились с заданием. Получите жетоны. Давайте посчитаем, сколько жетонов у команд.
2) Второй остров «Волшебные слова»
На пути у нас следующий остров. (презентация слайд 8 остров «Волшебные слова»)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом острове?
А какие слова мы называем волшебными?
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными". С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа.
На этом острове мы поиграем в игру, которая называется "Допиши словечко".
Вам предложен набор карточек, в которых вы должны будете дописать по смыслу волшебное слово.
Итак, предоставим слово командам. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Это конечно малая часть существующих вежливых слов. Согласитесь, что очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова.
Подведем итог после этого конкурса, посчитаем жетоны.
3) Третий остров «Этикет в пословицах»
Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. И следующий остров, который встречается нам на пути - это остров « Этикет в пословицах» (слайд 9). Вам предлагается из двух половинок собрать пословицу, будьте очень внимательны.
За каждую правильно сложенную пословицу команда получает жетон.
Набор пословиц для 1 команды.
1.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
2. Береги платье снову, а честь смолоду.
3. У Сидора обычай, у Карпа свой.
Набор пословиц для 2 команды.
1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Мил тот гость, что недолго гостит.
6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
Проверяем, как справились команды.
Как вы понимаете значение этих пословиц!
Молодцы! Посчитаем жетоны за этот конкурс.
4) Игра «Верно-неверно»
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и пройти тест на знание правил этикета. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно». Предлагаю всем встать в круг. Я зачитываю вам ситуацию, если она верна- вы делаете хлопок, если нет- притоп ногами.
-Поздороваться при встрече.
-Толкнуть, не извиниться.
- Во время беседы быть тактичным.
- Не выслушивать своего собеседника.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
- Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
- Поблагодарить за подарок…
- Какие молодцы! Вы прошли тест на знание правил этикета.
Ребята, наше путешествие по стране Этикета подходит к концу и последний наш остров, на котором мы остановимся, называется остров «Ежели вы вежливы» (слайд 10)
- разбор ситуаций. Вам нужно посовещавшись, выбрать один из лепестков ромашки (слайд 11), обсудить, как бы вы поступили в данной ситуации.
Набор карточек для 1 команды.
1.Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….(здравствуй)
2.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО
3.Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет)
4.Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …(пожалуйста)
5. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте ….(любезны)
Будьте ….(добры)
Набор карточек для 2 команды.
1..Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну ….(извините)
2.Если встретилась компания,
не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ... (до свидания)
3.Когда я что-то подарю,
Мне говорят:...(благодарю)
4.Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:...(Спасибо)
5.Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
III. Заключительная часть «Повседневные нормы поведения»
1) Рефлексия
Давайте подведем итог.
О чем мы сегодня говорили?
Понравилось ли вам мероприятие?
Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?
2) Подведение итогов
В нашем сегодняшнем мероприятии победил команда …
Давайте их поздравим. Я надеюсь, что теперь, вы всегда будите, вежливыми. Ведь вежливые манеры - это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Как сказал Р. Эмерсон: «...жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.