Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"
Оценка 4.8

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
pdf
классное руководство +1
13.01.2020
Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"
"Весь процесс воспитания ребенка - это обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть" (Эрик Берн). Прекрасный пример - дети. Они сначала проигрывают, а потом начинают воспроизводить те же самые действия уже в рамках "серьезного", уже как работу. Американский социолог писал: "Игра скорее, нежели труд, была формирующим элементом в человеческой культуре. Именно игровая деятельность сделала человеческую цивилизацию, а вовсе не труд".
Дидактические игры.pdf

Развивающие игры «Делу время, а потехе час!» «Ушки на макушке!»

Цели: развитие слуховой памяти.

Возраст: 5 лет и старше (после 5 лет возрастных ограничений нет, все зависит от сложности заданий).

Правила и ход игры:

1.                       Группа детей выбирает ведущего. Он поворачивается к играющим спиной, а они по очереди не очень громко произносят имя водящего. При угадывании водящим становится тот, чей голос был узнан водящим. (После двух-трех ошибок водящего меняют).

2.                       Более сложный вариант игры: на магнитофонную ленту записывают знакомые детям звуки и шумы, которые они стараются угадать.

3.                       Для придания игре экологический характер детям предлагаются записанные звуки живой природы и различные шумы, характерные для окружающей среды. «Что изменилось?»

Цели: развитие зрительной памяти и ассоциативного мышления.

Возраст: 6 – 12 лет.

Правила и ход игры:

1.                       На столе раскладывают знакомые детям предметы. Дети запоминают эти предметы и их расположение (дать детям для этого время – 1-2 минуты в зависимости от количества предметов). Затем дети поворачиваются спиной, а ведущий убирает один или несколько предметов или меняет их расположение.

2.                       Дети по очереди указывают на изменения.

3.                       Для усложнения игры для каждого удаленного и правильно угаданного предмета, дети называют из оставшихся, предметы, которые прямо или косвенно могут быть связаны с угаданным предметом. (Например, ключ, замок, брелок, тесьма: ключ, замок и брелок имеют прямую связь между собой, а вот тесьма – косвенную, если взять и привязать ее к ключу, как это часто делают детям, чтобы ключ не потерялся. Или, например, ручка, ластик, бумага, маленькая веточка дерева: ручка, бумага, ластик – прямая связь, а вот дерево – косвенно связано с этими предметами, как известно, бумага делается из древесины).

«Вижу, запоминаю, рисую…»

Цели: развитие зрительной памяти и художественно-графических способностей.

Возраст: 7 лет и старше (после 7 лет возрастных ограничений нет, все зависит от сложности заданий).

Правила и ход игры:

1.                       На доске или листе бумаги рисуется фигура, на которую смотрят дети, в течение 15-20 сек (время зависит от сложности фигуры и возраста игроков). Можно использовать слайды, только они не должны иметь ничего, что могло бы отвлекать внимание от игровых фигур.

2.                       Затем, изображенная фигура убирается, а дети по памяти ее воспроизводят в тетрадях в произвольном масштабе.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                       Задание можно усложнить: дети должны уловить закономерность изменения изображенных фигур. С этой целью показывают сразу три фигуры-задания, а четвертую - дети должны нарисовать сами, не видя оригинал.

Цели: развивать умение сравнивать, анализировать, открывать скрытые закономерности и связи, развивать логическое мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зрительные иллюзии или зрительный обман»

Цели: развитие наблюдательности и воображения, формирование умения концентрировать внимание и умения «верить собственным глазам». Возраст: от 6 лет и старше

Правила и ход игры:

Для данного занятия можно использовать слайды, но лучше работать с помощью карточек, которыми ребята обмениваются по мере выполнения заданий. Находить ответы на часть заданий, используя слайды, для ребят может быть достаточно сложно, так как для этого необходимо пространственное воображение. Это легче сделать, используя карточки. Главное требование – индивидуальность в работе, если не организована работа в подгруппах.

 

 

 

Найди спрятанную в мозаике                     Сосчитай, сколько здесь треугольников?

пятиконечную звезду.

 

 

 

Какая из этих линий длиннее?                  Какая линия соединяется с буквой «W»?

 

 

 

 

 

Какое изображение можно сложить          Что ты видишь на этом рисунке?

из этих пятен?

 

 

 

Кого вы видите на рисунке?                      Познакомьтесь с епископом и его братом. Сколько здесь живых существ?                        Какая профессия у брата?

 

 

 

Перед вами лошадь.                                   Этот толстяк слишком много ест.

А где ее владелец?                                     Что с ним может произойти?                            Ответ найдите на рисунке.

 

 

 

 

 

Перед вами умный студент.                     Что изображено на этом рисунке?

Годы спустя  он станет профессором. 

Как он будет     выглядеть?

 

 

«Что я вижу…»

Цели: диагностирование воспитанности на основании высокой степени инициирования и актуализации воображения детей в момент игрового занятия, выявление социальнопсихологической сущности формирующегося «Я».

Возраст: от 12 лет и старше.

Когда дети были малышами, мы показывали им картинку и спрашивали: «Что здесь нарисовано?». Глядя с ребенком в окно, мы ставили вопрос так: «Что ты видишь?». Поэтому дети в группе воспримут эти милые для них вопросы, от которых веет детством: «Что ты видишь? Что ты слышишь? Что происходит здесь?».

Правила и ход игры:

1.                       Перед детьми последовательно разворачиваются сюжетные картинки, но рисунки на них несколько необычные: на них герои – палочные человечки (пиктограммы) вступают в какие-то отношения, порождая события, случаи, эпизоды. За рисунками следует увидеть не явное их содержание, используя при этом широкие возможности для актуализации воображения и фантазии (см. на следующей странице).

 

2.                       Участники группового занятия вслух проговаривают воспринимаемое и довоображаемое содержание рисунка. И в этот момент выявляется социально-психологическая сущность формирующегося «Я»: он воспринимает в рисунке то, что отвечает его потребностям, он в рисунке ищет свое «Я», проецируя свою духовную сущность.

3.                       Педагог, ведущий занятия, вправе избрать педагогический акцент, исходя из конкретных обстоятельств: уровня воспитанности детей, меры их взаимного уважения и взаимного интереса. Это может быть не только развитие воображения, что является немаловажным результатом, но и какие-то духовные приобретения.

4.                       Очень важно организовать обмен мнениями так, чтобы дети свободно высказывали свои мысли, даже если их содержание негативное, например: «Я вижу, что они дерутся…», «Я слышу, как один другого обзывает…». Воображение поддерживается реальностью, поэтому ход воображения ребенка определен его предыдущим опытом жизни – пусть свободно выскажет себя. Это полезно и для окружающих, и для него самого: высказывая «увиденное», он его осознает.

5.                       Обычно работа с сюжетными картинками увлекает детей настолько, что они сами начинают рисовать пиктограммы и предлагать их друг другу как загадки. Это увлечение очень полезно, так как ставит автора рисунка и его товарищей в позицию субъекта ценностных отношений.

 

Название: «Считалочка»

Цели: развитие умений правильной оценки ситуации и принятия наиболее рационального решения, совершенствование навыков устного счета, развитие математических способностей. 

Возраст: от 7 до 12 лет.

Эта игра – прекрасное упражнение в устном счете для школьников, особенно младших классов. По ходу игры ее участникам приходится непрерывно складывать в уме числа, чтобы найти «лучший» ход, т.е. тот, который наиболее результативный (больше очков). Что необходимо для игры?

На листе бумаги начертить игровое поле в 25 клеток (рис. 1) и приготовить для каждого играющего по 5 полосок с цифрами (рис. 2, 3), у каждого игрока полоски определенного цвета.

Желательно, чтобы это были контрастные цвета.

Правила и ход игры:

1.                       Играют в эту игру вдвоем, но можно устроить соревнования между парами на скорость завершения игры, а также выявить из всех играющих победителя по количеству набранных очков. Для этого необходимо заготовить несколько игровых полей и комплектов полосок с цифрами. Дети с удовольствием делают все необходимое для игры самостоятельно, так как это не представляет для них никакой трудности. Каждая пара изготавливает игровой  материал, используя любимые цвета. 

 

 

Рис. 1  Игровое поле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Комбинации цифр для первого игрока (разрезать на 5 полосок по вертикали)

 

1

2

3

4

5

2

3

4

5

1

3

4

5

1

2

4

5

1

2

3

5

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Комбинации цифр для второго игрока (разрезать на 5 полосок по вертикали)

 

1

2

3

4

5

2

3

4

5

1

3

4

5

1

2

4

5

1

2

3

5

1

2

3

4

 

2.                       На поле по горизонтали или по вертикали (по собственному выбору) первый игрок кладет одну из полосок. Если он положил полоску по горизонтали, то второй игрок имеет право ходить только по вертикали, а первый обязан продолжать класть свои полоски только по горизонтали.

3.                       Главная цель каждого из игроков – постараться закрыть своей полоской бóльшую сумму цифр противника. Поэтому второй игрок старается положить свою полоску так, чтобы закрыть самую большую цифру в полоске первого игрока. 

4.                       При накладывании полоски на полоску надо помнить, что цифры, которые закрывают, и цифры, которыми закрывают, должны совпадать: «5» должно накладываться на «5», «4» - на «4», а «3» - на «3» и т.д. (Рис. 4-8).

5.                       Ход за ходом, поочередно пересекаясь, полоски закрывают все игровое поле. Теперь можно подсчитать, у кого их игроков сумма накрытых цифр оказалась больше (это хорошо видно, так как игроки в паре имеют полоски с цифрами разного цвета). (Рис. 9).

6.                       Игроки меняются полосками и играют вторую партию. Победитель определяется по результатам не менее, чем двух партий. У кого очков больше, тот и выиграл. 

Образец: на рисунках показаны первые пять ходов примерной партии и возможное ее окончание.  

 

5

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

Рис. 4  1-й ход  

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

Рис. 5  2-й ход  

4

5

1

 

 

 

1

2

 

 

 

2

3

 

 

 

3

4

 

 

 

Рис.6  3-й ход 

4

5

1

 

 

 

1

2

 

 

 

2

3

 

 

 

Рис. 7  4-й ход

 

4

1

5

1

2

 

 

1

2

3

 

 

2

3

4

 

 

5

Рис. 8  5-й ход  (и так далее)

 

4

1

2

3

3

4

4

5

1

2

 

Рис. 9  Возможное окончание партии: за явным преимуществом

выигрывает «желтый» игрок - 46 очков против 29 очков  «зеленого» игрока

Одно из правил игры можно немного изменить: искать не более результативный ход, а наоборот, менее результативный, чтобы было меньше очков. Побеждает игрок с наименьшим количеством штрафных очков. 

 

Серия дидактических игр «Природа в наших ощущениях»

Всё наше познание начинается с ощущений.

Леонардо да Винчи

 

 

Много удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за жизнью растений и животных. Нас восхищает простота и естественность цветовых сочетаний и форм, их

изменчивость в течение дня, в разное время года.

Основной характеристикой прекрасного является гармония. Слово «гармония» – греческого происхождения. Оно переводится как «связь», «стройность», «соразмерность». В живых организмах гармонично сочетаются различные особенности их строения, формы, окраски.

Прекрасное в природе мы воспринимаем, прежде всего, нашими органами чувств (слух, зрение, обоняние, тактильные способности).

Красота может быть связана со своеобразием строения растения или животного, его размерами, пропорциями. Она может проявляться во внешних формах, окраске существ или других природных объектов или явлений.

«Тепло» или «холодно»?

Цель: формирование зрительного восприятия окружающего мира, развитие воображения и эмоциональной сферы.

Возраст: 6 -12 лет (третью часть игры можно успешно использовать с детьми и более старшего возраста).

Для выполнения этого задания понадобится цветовой круг. Перед выходом на улицу немного поработать с цветовым кругом, сопровождая эту работу беседой об основных и переходных цветах и их оттенках. Рассказать об особенностях цветовой гаммы радуги, об ахроматических цветах – белом и черном.

1.                       (В классе).Предложить детям мысленно разделить его на две половины так, чтобы в одну часть вошли красный, оранжевый, желтый цвета и их промежуточные оттенки, а другую – голубые, синие, сине-фиолетовые. Получается две цветовые шкалы: теплая и холодная. Цвета сине-голубой части круга называют холодными, а цвета красно-желтой части круга – теплыми.

 

Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, теплом, которое они излучают. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды.

2.                       (На улице).Внимательно осмотритесь вокруг. Постарайтесь выделить природные объекты, окрашенные в теплые и холодные цвета. Как, по-вашему, могут ли быть теплыми и холодными какие-то движения, явления, чувства или настроения?

3.                       (На улице, можно в классе). Подберите прилагательные, существительные, глаголы или отдельные выражения, соответствующие ощущениям тепла и холода. Например:

Тепло Холодно

Нежность Грусть

Солнце Ночь

Танцевать….Ручей…. и так далее.

 

 

«Вдохните полной грудью!»

«Люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты; заткнуть уши и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат – это брат дыхания… Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей», - это строки из знаменитого романа П. Зюскинда «Парфюмер».

Целая гамма запахов воздействует на нас с каждым нашим вдохом. Порой человек может и не видеть источник аромата, но чувствовать его и получать удовольствие, подобно тому, как воспринимается незримое,но слышимое. Другая особенность запахов заключается в том, что природные ароматы сразу же и непосредственно ощущаются физически, вызывая эстетические переживания и образные ассоциации.

Цель: восприятия окружающего мира с помощью запахов, развитие воображения, речи и эмоциональной сферы.

Возраст:6 -14 лет.

Детям предлагается выполнить простые упражнения, которые можно назвать гимнастикой для обоняния.

1.                       Потренируйтесь распознавать запахи с завязанными глазами. На первом этапе можно использовать наборы эфирных масел – это целый калейдоскоп ароматов.

2.                       Далее более сложное задание: научитесь распознавать по запаху различные лесные растения, например, трипять деревьев (особыми, характерными запахами обладают сосна, черемуха, рябина, береза, дуб); трипять кустарников (например, смородина, малина,шиповник, бузина, орешник) и трипять травянистых растений (полынь, чабрец, душица, зверобой и т.д.). 3. А сейчас вам понадобится не только обоняние, но и воображение. Опишите, как пахнет…

               легкий ветерок в лесу

               облака в небе

               яркий солнечный свет

               радуга после дождя… и так далее.

«Путешествие в страну Вообразилию»

Воображение есть у каждого, только у одних оно богатое, а у других – бедное. Чем больше вы будете использовать (тренировать!) свое воображение, тем богаче оно будет становиться. Практически воображению нет границ.

Цели: тренировка воображения, формирование ассоциативного мышления, развитие речи и эмоциональной сферы.

Возраст: 6 – 14 лет.

Опишите словами то, что подскажет вам ваше воображение при ёвиде природных форм:

     паутина

     камень

     засохшее дерево

     пчелиные соты

     необычные тени под пологом леса

     - движение и ритм в природе: например, волнообразное колыхание травы на опушке, раскачивающиеся деревья, «пляшущие» на ветру языки пламени костра или свечи.

 

«Я знаю это дерево!»

Растения удивительно разнообразны: достаточно сравнить крошечную ряску и вековой дуб, чтобы убедиться в этом.

Прежде всего, необходимо изучить с детьми на примере деревьев, как благодаря ветвлению образуется крона. Обратить их внимание на то, что ветвление начинается от несущей основы ствола и увеличивается далее к вершине и боковым побегам.

Вопрос: «Если все происходит в соответствии с описанной схемой, как возникает такое многообразие форм крон среди деревьев?

Природа следует собственным законам роста и ветвления деревьев, но с гораздо бóльшей свободой, чем мы можем описать это явление. Ведь, как и все живое, деревья тоже испытывают на себе воздействие многочисленных природных факторов, которые определяют индивидуальность каждого дерева. Форма кроны дерева – четкий видовой признак. По этой форме даже зимой можно узнать, к какому виду принадлежит дерево.

Цель: более подробно познакомятся детей с двумя жизненными формами растений – деревьями и кустарниками, научить различать виды деревьев по форме крон.

Возраст: 6 – 12 лет.

1.                       В зимнем лесу или парке научить детей отличать различные виды деревьев по кроне. Каким образом можно описать форму кроны? Проще всего сравнить ее с каким то другим знакомым нам предметом. Любая форма, уже прошедшая через наше зрительное восприятие, может ассоциироваться в сознании с другими сходными формами, с которыми наше воображение будет создавать определенные соотношения и ассоциации. Наблюдая крону дерева, мы отождествляем ее с различными геометрическими фигурами (шар, пирамида, эллипс) или другими объектами, наделенными характерной формой (сердце, яйцо, зонт и т.п.). Так появились названия форм кроны: пирамидальная, эллипсовидная, округлая, цилиндрическая, яйцевидная, зонтичная и др.

А если форма кроны не «вписывается» ни в какую геометрическую или иную фигуру? Тогда «вступают в игру» иные ассоциации, и крону называют, например, плакучей или раскидистой.

2.                       Сравните форму кроны двух деревьев одного вида, одно из которых растет в лесу, а другое – одиноко стоящее дерево неподалеку от леса. Если вы отметили какие-либо различия, объясните, почему они возникли.

3.                       На местности предложить детям отыскать те или иные деревья по форме кроны.

4.                       4 этап игры проводится в классе и использованием карточек с изображением тех или иных крон деревьев.

 

 

 

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"

Дидактические игры "Делу время, а потехе - час"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020