ЛЕТО
«Что бывает летом?»
Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (дети купаются в речке, идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только летние явления и сами называют их. Пример. Солнышко ярко светит. Дети купаются в речке. На лугу растут цветы. На опушке поспела земляника. Мальчик с сачком ловит бабочку. Дети катаются на велосипедах и самокатах и т. д
«Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч
Ход: : Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:
дождь - дожди гроза - грозы
радуга - радуги молния - молнии
река - реки мяч - мячи
ягода - ягоды гриб - грибы
фрукт - фрукты овощ - овощи
«Назови ласково» (с существительными по теме)
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:
солнце - солнышко ягода - ягодка
гриб - грибок мяч - мячик
ведро — ведерко дождь - дождик
река - речка
«Два зайца»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.
Оборудование: Игрушки (большой и маленький заяц), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов.
Ход. Покажите детям большого и маленького зайца и скажите, что зайцам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький зайцы нашли в лесу чернику и голубику, а в саду — клубнику и малину. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет много ягод, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.
Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.
Большому зайцу — крупную малину, маленькому зайчику — маленькую малинку.
Большому зайцу — крупную клубнику, маленькому зайчику — маленькую клубничку.
Большому зайцу — крупную чернику, маленькому зайчику — маленькую черниченку.
Большому зайцу — крупную голубику, маленькому зайчику — маленькую голубиченку.
«Ягодный кустик» (лото)
Цель: расширить словарь по теме «Лето. Ягоды», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: кусты малины, ежевики, черники, клубники, голубики, черешни наклеенные на одну большую карточку, и маленькие карточки с изображением ягод.
Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, ягодка с какого куста у него оказалась: «Это ягодка черники, с черничного куста» и т. п. Затем ищут куст на большой карточке и накладывают на него маленькую.
«Кто больше?» (или «Подбери слово»).
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Оборудование: мяч
Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу.
Лето (какое?) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое, урожайное…
Дождь (какой?) -…теплый, редкий, грибной…
Небо (какое?) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное…
Цветы (что делают?) – желтеют, краснеют, цветут, благоухают…
Бабочки (что делают?) – летают, пархают, сидят, кружат…
«Доскажи словечко»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам.
Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.
Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик
- Про что можно сказать «летний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес, закат)
-….«летняя»? (одежда, погода, природа, пора, радуга)
- …«летнее» (утро, небо, облако, настроение)
«Скажи наоборот».
Цель: актуализировать словарь (антонимы)
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.
Осенью небо низкое, а летом ….высокое
Осенью солнце тусклое, а летом … яркое.
Осенью ветер холодный, а летом … тёплый.
Осенью день короткий, а летом … длинный.
Осенью люди одеваются тепло, а летом … легко.
Осенью люди урожай собирают, а летом люди урожай … выращивают.
«Без чего не бывает лета?» (или «Закончи предложение»)
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже.
Оборудование: набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.
Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (лета не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике.
Лета не бывает без…теплых дождей, красивой радуги, ясного неба, спелых ягод, сбора урожая ….и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.