Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира
Игра «Я на уроке в первый раз»
Цель: Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.
Оборудование. Кукла в ученической форме.
Ход игры. Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке.
Игра «Что нам нужно для учебы»
Цель. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.
Оборудование. Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).
Ход игры. Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения.
Игра «Собери картинку»
Цель: закрепить знания детей об основных характерных признаках пор года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре.
План игры:
1. Предложить ребятам поиграть, сообщить правила игры.
2. Рассмотреть с детьми картинки, с изображением пор года, уточнить, как дети определили, что это именно та пора года, используя вопросы: «Что изображено на картинке?», «Какая пора года?», «Как ты узнал, что это зима (весна, лето, осень)?».
3. Раздать детям разрезные картинки и предложить им сложить их, используя игровой приём: злая волшебница разорвала картинки и их надо сложить.
4. Подвести итог игры.
Игра «Осень»
Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.
Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.
Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено. Аналогично можно провести игры: "Зима", "Весна", "Лето".
Игра «Овощи и фрукты»
Цель. Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.
Оборудование. Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии «Овощи и фрукты».
Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.
Игра «Птицы»
Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.
Оборудование. Картинки из серии «Птицы».
Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.
Игра «Помоги домашним (диким) животным»
Цель. Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.
Оборудование. Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).
Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.
Игра «Покорми животных»
Цель. Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.
Оборудование. Картинки из серии «Домашние (дикие) животные». Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови...
Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного.
Игра «Загадки Мудрого портфеля»
Цель. Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.
Оборудование. Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.
Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.
Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М. : Издательство «Просвещение», 1987. – 176 с.
2. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно – методические материалы [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос, 2007. – 181с.
3. Волина, В. Учимся играя [Текст] / В. Волина. – М. : Издательство «Новая школа», 1994. – 448 с.
4. Катаева, А. А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева – М. : Владос, 2001. – 191 с.
5. Кутявина, С.Е. «Играем в слова» [Текст] / Е. С. Кутявина, Н. Г. Топоркова, И. Т. Щербинина. – Ярославль. : Издательство «Академия развития», 1997.
6. Ушаков, И. Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах [Текст] / И. Н. Ушаков. – М. : Издательство «Просвещение», 1971. – 192 с.
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.