Дидактические возможности учебника и экранно-звуковых средств по теме: "Механические колебания и волны"
Оценка 4.9

Дидактические возможности учебника и экранно-звуковых средств по теме: "Механические колебания и волны"

Оценка 4.9
Лабораторные работы +2
doc
физика
10 кл—11 кл +1
27.03.2023
Дидактические возможности учебника и экранно-звуковых средств по теме: "Механические колебания и волны"
дид.мат_мех.кол. и волны.doc

Дидактические возможности экранно-звуковых средств по теме: «Механические колебания и волны»

Название ЭЗС

Содержание ЭЗС

Фрагмент, обязательный для показа(+)

Задания для организации деятельности учащихся с фрагментом

Механическая модель поперечной волны

На экране устройства для моделирования волн: белые шарики моделируют частицы среды, они могут скользить вдоль вертикальных стержней. Шарики соединены нитью с диском, он находится с обратной стороны панели. При вращении диска шарики согласовано двигаются вдоль стержней. Их движение напоминает картину поверхности воды. Каждый шарик движется то вверх, то вниз, не смещаясь в сторону.

00:40

1. Как движутся два крайних шарика?

2. Что такое длина волны?

3. Укажите направление колебаний шариков.

Механическая модель продольной волны

Белые шарики моделируют частицы среды, они соединены нитью с диском, который находится с обратной стороны панели. При вращении диска шарики колеблются из стороны в сторону.

2:05

1. Понаблюдайте за движением одного из шариков.

2. Как колеблются два крайних шарика?

3. Как направлены колебания шариков?

Преломление волн

Установка включает прозрачную кювету, стоящую на проекционном аппарате. В кювете вода. Источником волн будет пластина, закрепленная на стержне вибратора. Ее нижний край касается воды. Включим проектор. В кювету поместим стеклянный брусок, уровень воды намного меньше, чем в кювете.

8:40

1. Что возникли на поверхности воды после включения вибратора?

2. Когда линейные волны меняют направление распространения?

Интерференция волн

На проекционном аппарате стоит прозрачная кювета с водой. Поверхности воды касаются два ударника, закрепленные на стержни вибратора. Включим проекционный аппарат. Поверхность воды остается гладкой.

12:45

1. Понаблюдайте интерференционную картину волн, образованную двумя ударниками.

2. укажите зоны, где волны усиливают друг друга, а где ослабевают.

3. Когда возникает явление интерференции?

Дифракция волн на щели

Плоская прозрачная кювета, которая стоит на окне проекционного аппарата. В кювете находится вода. Источником волн в опыте является плоская пластина, закрепленная на стержне вибратора. Ее край касается поверхности воды. Включим проектор и поместив в кювету два уголка.

15:08

1. Что образуют края уголков при помещении их в кювету?

2. Рассмотрите проекцию волн на экране с использованием стробоскопа.

3. Что произойдет, если сблизить препятствия?

4. От чего зависит интенсивность участков волн, оказавшихся в области тени?

Дифракция волн на препятствии

В кювете вода. Источником волн будет пластина, закрепленная на стержне вибратора. Ее нижний край касается воды. Включим проектор и поместим перед пластиной небольшой уголок. Включим вибратор.

17:20

1. Опишите данный опыт.

2. Укажите, от чего зависит убывание интенсивности волны.

Измерение скорости звука

Основными частями установки для проведения опыта являются прозрачная труба и звуковой генератор. Правое отверстие трубы замкнуто пробкой, в левое отверстие вставлен излучатель звука. Под трубой закреплена линейка, по которой измеряют перемещение излучателя в трубе по ходу опыта.

35:00

1. На какую частоту настроен прибор для генерации колебаний?

2. Что происходит после включения вибратора?

3. Обратите внимание на то, как меняется громкость сигнала при перемещении динамика  в трубе.

4. По измеренным координатам, когда громкость минимальна, рассчитайте длину волны, а зная ее частоту, определить скорость звука. 

 

 

Интернет-ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=D1e5aAXyDQI

 


Дидактические возможности учебника по теме:

«Механические колебания и волны»

№ параграфа

Название параграфа

Задание для работы с материалом параграфа

Место выполнения задания: У – на уроке; Д – дома

13

Свободные колебания

А1, А2

А3, А4, А5

У

Д

14

Гармонические колебания

А1

А2, А3

У

Д

15

Примеры решения задач по теме «Гармонические колебания»

№1, №2

№3, №4, №5

У

Д

16

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

№4

№1, №2, №3, №5, №6

У

Д

29

Волновые явления. Характеристики волны

№1, №2, №3

№4, №5, №6, №7

У

Д

30

 

 

 

31

Распространение волн в упругих средах. Уравнение гармонической бегущей волны

Звуковые волны

№1

 

№2

№3

№4

У

 

Д

Д

Д

32

Примеры решения задач по теме «Механические волны»

А1, А2
№1

С3 – С6

№2, №3

У

У

Д

Д

33

 

 

34

Интерференция, дифракция и поляризация механических волн

Примеры решения задач по теме «Интерференция и дифракция механических волн»

 

№1, №5

 

№2, №3, №4

 

У

 

Д

 


Скачано с www.znanio.ru

Дидактические возможности экранно-звуковых средств по теме: «Механические колебания и волны»

Дидактические возможности экранно-звуковых средств по теме: «Механические колебания и волны»

Интерференция волн На проекционном аппарате стоит прозрачная кювета с водой

Интерференция волн На проекционном аппарате стоит прозрачная кювета с водой

Дидактические возможности учебника по теме: «Механические колебания и волны» № параграфа

Дидактические возможности учебника по теме: «Механические колебания и волны» № параграфа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023