Дидактические возможности экранно-звуковых средств по теме: «Механические колебания и волны»
Название ЭЗС |
Содержание ЭЗС |
Фрагмент, обязательный для показа(+) |
Задания для организации деятельности учащихся с фрагментом |
Механическая модель поперечной волны |
На экране устройства для моделирования волн: белые шарики моделируют частицы среды, они могут скользить вдоль вертикальных стержней. Шарики соединены нитью с диском, он находится с обратной стороны панели. При вращении диска шарики согласовано двигаются вдоль стержней. Их движение напоминает картину поверхности воды. Каждый шарик движется то вверх, то вниз, не смещаясь в сторону. |
00:40 |
1. Как движутся два крайних шарика? 2. Что такое длина волны? 3. Укажите направление колебаний шариков. |
Механическая модель продольной волны |
Белые шарики моделируют частицы среды, они соединены нитью с диском, который находится с обратной стороны панели. При вращении диска шарики колеблются из стороны в сторону. |
2:05 |
1. Понаблюдайте за движением одного из шариков. 2. Как колеблются два крайних шарика? 3. Как направлены колебания шариков? |
Преломление волн |
Установка включает прозрачную кювету, стоящую на проекционном аппарате. В кювете вода. Источником волн будет пластина, закрепленная на стержне вибратора. Ее нижний край касается воды. Включим проектор. В кювету поместим стеклянный брусок, уровень воды намного меньше, чем в кювете. |
8:40 |
1. Что возникли на поверхности воды после включения вибратора? 2. Когда линейные волны меняют направление распространения? |
Интерференция волн |
На проекционном аппарате стоит прозрачная кювета с водой. Поверхности воды касаются два ударника, закрепленные на стержни вибратора. Включим проекционный аппарат. Поверхность воды остается гладкой. |
12:45 |
1. Понаблюдайте интерференционную картину волн, образованную двумя ударниками. 2. укажите зоны, где волны усиливают друг друга, а где ослабевают. 3. Когда возникает явление интерференции? |
Дифракция волн на щели |
Плоская прозрачная кювета, которая стоит на окне проекционного аппарата. В кювете находится вода. Источником волн в опыте является плоская пластина, закрепленная на стержне вибратора. Ее край касается поверхности воды. Включим проектор и поместив в кювету два уголка. |
15:08 |
1. Что образуют края уголков при помещении их в кювету? 2. Рассмотрите проекцию волн на экране с использованием стробоскопа. 3. Что произойдет, если сблизить препятствия? 4. От чего зависит интенсивность участков волн, оказавшихся в области тени? |
Дифракция волн на препятствии |
В кювете вода. Источником волн будет пластина, закрепленная на стержне вибратора. Ее нижний край касается воды. Включим проектор и поместим перед пластиной небольшой уголок. Включим вибратор. |
17:20 |
1. Опишите данный опыт. 2. Укажите, от чего зависит убывание интенсивности волны. |
Измерение скорости звука |
Основными частями установки для проведения опыта являются прозрачная труба и звуковой генератор. Правое отверстие трубы замкнуто пробкой, в левое отверстие вставлен излучатель звука. Под трубой закреплена линейка, по которой измеряют перемещение излучателя в трубе по ходу опыта. |
35:00 |
1. На какую частоту настроен прибор для генерации колебаний? 2. Что происходит после включения вибратора? 3. Обратите внимание на то, как меняется громкость сигнала при перемещении динамика в трубе. 4. По измеренным координатам, когда громкость минимальна, рассчитайте длину волны, а зная ее частоту, определить скорость звука.
|
Интернет-ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=D1e5aAXyDQI
Дидактические возможности учебника по теме:
«Механические колебания и волны»
№ параграфа |
Название параграфа |
Задание для работы с материалом параграфа |
Место выполнения задания: У – на уроке; Д – дома |
13 |
Свободные колебания |
А1, А2 А3, А4, А5 |
У Д |
14 |
Гармонические колебания |
А1 А2, А3 |
У Д |
15 |
Примеры решения задач по теме «Гармонические колебания» |
№1, №2 №3, №4, №5 |
У Д |
16 |
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс |
№4 №1, №2, №3, №5, №6 |
У Д |
29 |
Волновые явления. Характеристики волны |
№1, №2, №3 №4, №5, №6, №7 |
У Д |
30
31 |
Распространение волн в упругих средах. Уравнение гармонической бегущей волны Звуковые волны |
№1
№2 №3 №4 |
У
Д Д Д |
32 |
Примеры решения задач по теме «Механические волны» |
А1, А2 С3 – С6 №2, №3 |
У У Д Д |
33
34 |
Интерференция, дифракция и поляризация механических волн Примеры решения задач по теме «Интерференция и дифракция механических волн» |
№1, №5
№2, №3, №4 |
У
Д |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.