Рабочая программа по физике

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа по физике 2025.docx

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Московской области

 «Колледж «Коломна»

 

 

 

 

Утверждена приказом директора

 ГБПОУ МО «Колледж «Коломна»

   №   от      2025 г.             

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ООД.10 Физика

по профессии среднего профессионального образования

43.01.09 Повар, кондитер

                                           

                                                                             Профиль: естественно-научный

Квалификация: повар, кондитер

Форма обучения: очная

                                                Год приема: 2025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО                                            СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦК                                              Заместитель директора по УМР

общеобразовательных дисциплин                  «_____» июня 2025г

Протокол № от «______» июня 2025г            ______________Е.Н. Серова

Председатель ЦК

_____________/Бузукина Ю.Н. /

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины ООД. 10 Физика разработана на основе требований:

- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.  №413 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 7 июня 2012 г., рег.номер 24480) с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 №732;

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);

- на основе положений Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 № 371;

- рекомендаций по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (направлено письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2023 №05-592;

- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика», рекомендованной ФГБУ ДПО «Институт развития профессионального образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Коломна»

 

Автор-разработчик: Ледовская Татьяна Валентиновна преподаватель ГБПОУ МО «Колледж «Коломна».


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 3

1.   Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы. 4

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины. 4

1.2.1. Цели дисциплины: 4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.. 6

2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ... 17

2.1. Трудоемкость освоения дисциплины.. 17

2.2. Тематический план и содержание дисциплины.. 18

3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ... 29

3.1. Материально-техническое обеспечение. 29

3.2. Учебно-методическое обеспечение. 29

3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания. 29

3.2.2. Дополнительные источники. 30

4. Контроль и оценка результатов  освоения ДИСЦИПЛИНЫ... 31

 


1.     Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

 

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер.

 Цель дисциплины «Физика»: формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины.

Цель дисциплины «Физика»: формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности.

           1.2.1. Цели дисциплины:

Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:

·        формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

·        развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

·        формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

·        формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;

·        формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса физики на уровне среднего общего образования:

·        приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;

·        формирование умений применять теоретические знания для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

·        освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели, соответствующей условиям задачи;

·        понимание физических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;

·        овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;

·        создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой деятельности.


1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения программы по дисциплине

Общие

Дисциплинарные

 

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

Личностные результаты должны отражать в части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую части жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

-  проявлять способность их использования в познавательной и социальной практике;

-проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения

ПРб 1. Сформированность представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники
и современных технологий, о вкладе российских
и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики
в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

ПРб 2. Сформированность умений распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;

ПРб 3. Владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;

 

ПРб 4. Владение закономерностями, законами
и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов;

ПРб 6. Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин
с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда
при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений
о методах получения научных астрономических знаний;

ПРб 7. Сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы
и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации
и информационные технологии

для выполнения задач профессиональной деятельности

 

Личностные результаты должны отражать в части ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

Метапредметные результаты должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

ПРб 5. Умение учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра
при решении физических задач;

ПРб 9. Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации

ОК 03. Планировать
и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие, предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере, использовать знания по
правовой
и финансовой грамотности
в различных жизненных ситуациях

 

Личностные результаты должны отражать в части духовно-нравственного воспитания:

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы
и ценности;

-осознание личного вклад в построение устойчивого будущего;

Метапредметные результаты должны отражать: Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей

и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения

по их снижению

ПРб 9. Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации

ОК 04. Эффективно взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде

Личностные результаты должны отражать в части ценности научного познания:

-овладевание навыками учебно-исследовательской, проектной
и социальной деятельности;

Метапредметные результаты должны отражать: Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной

и индивидуальной работы;

- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

-оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

-предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать
и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;

-осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности

ПРб 10. Овладение умениями работать в группе
с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального
и культурного контекста

 

Личностные результаты должны отражать в части эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда
и общественных отношений;

в области патриотического воспитания проявлять:

-ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

Метапредметные результаты должны отражать: Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств

ПРб 1. Сформированность представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники
и современных технологий, о вкладе российских
и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики
в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях

Личностные результаты должны отражать в части экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде

ПРб 8. Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе
и для принятия практических решений
в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Трудоемкость освоения дисциплины

Наименование составных частей дисциплины

Объем в часах

Учебные занятия

132

Самостоятельная работа

4

Консультация

2

Промежуточная аттестация в форме (экзамен)

6

Всего

144

 

 


 


2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий.

Объем, ак. ч./ в том числе в форме практической подготовки, ак.ч.

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Научный метод познания природы

2

 

Тема 1.1.

Введение. Физика и методы научного познания

Содержание

2

ОК 03

ОК 05

Физика фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания,

его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе

познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль

эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий.

Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности

измерений физических величин. Значение физики при освоении

специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

 

2

Раздел 2 Механика

26

 

Тема 2.1. Основы кинематики

Содержание

10

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05
ОК 06
ОК 07

Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета.

Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь.

Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.

Мгновенная и средняя скорости.

Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение. Движение с постоянным ускорением свободного падения.

Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное

ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела.

 

 

8

В том числе практических и лабораторных занятий

2

«Измерение ускорения движения тела»

2

Тема 2.2.

Основы динамики

Содержание

10

Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе.

Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая

космическая скорость. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения.

 

8

В том числе практических и лабораторных занятий

2

«Исследование движения тела под действием постоянной силы»

2

Тема 2.3.

Законы сохранения в механике

Содержание

6

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.

Консервативные силы. Применение законов сохранения. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

 

4

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Решение задач по теме «Механика»

2

Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика

 

26

 

Тема 3.1.

Основы молекулярно –кинетической теории

Содержание

8

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05
ОК 06
ОК 07

ПК 1.1.

 

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов.

Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Газовая постоянная

 

6

Профессионально ориентированное содержание практического занятия:

2

Решение задач по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории»

2

Тема 3.2.

Основы термодинамики

Содержание

6

Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины.

 

4

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Решение задач по теме: «Основы термодинамики»

2

Тема 3.3

Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы

Содержание

12

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение

В повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел.

4

Профессионально ориентированное содержание практического занятия:

8

«Измерение влажности воздуха»

Решение практических задач

 

4

4

 

Раздел 4 Электродинамика

46

 

Тема4.1. Электрическое поле

Содержание

8

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05
ОК 06
ОК 07

 

 

Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов

 

6

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Решение задач на определение электрической емкости конденсатора

2

Тема 4.2. Законы постоянного тока

 

Содержание

22

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления.

Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля— Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников.

14

В том числе практических и лабораторных занятий

8

Решение задач на определение удельного сопротивления проводника.

«Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников»

Решение задач по теме: «Закон Джоуля - Ленца»

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

2

2

 

2

2

 

Тема 4.3.

Электрический ток в различных средах

Содержание

2

Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы.

 

2

Тема 4.4.

Магнитное поле

Содержание

8

Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость

 

8

Тема 4.5. Электромагнитная индукция

Содержание

6

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле

 

4

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Изучение явления электромагнитной индукции

2

Раздел 5 Колебания и волны

10

 

Тема 5.1. Механические колебания и волны

Содержание

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05
ОК 06
ОК 07

ПК 1.1

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение

2

Тема 5.2. Электромагнитные колебания и волны

Содержание

6

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн

 

4

Профессионально ориентированное содержание практического занятия:

2

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»

2

Раздел 6 Оптика

8

 

Тема 6.1. Природа света

Содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Сила света. Освещённость. Законы освещенности.

4

Тема 6.2. Волновые свойства света

Содержание

2

 

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений

2

Тема 6.3.

Содержание

2

 

Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики

 

2

Раздел 7. Квантовая физика

 

4

 

Тема 7.1. Квантовая оптика

Содержание

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05
ОК 07

 

Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.

Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П. Н. Лебедева и Н. И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта

 

2

Тема 7.2. Физика атома и атомного ядра

Содержание

2

Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы

2

Раздел 8 Элементы астрономии и астрофизики

10

 

Тема 8.1. Элементы астрофизики

 

Содержание

6

 

Этапы развития астрономии.  Прикладное и мировоззренческое значение астрономии. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Методы астрономических исследований.  Современные оптические телескопы, радиотелескопы, внеатмосферная астрономия. Вид звёздного неба. Созвездия, яркие звёзды, планеты, их видимое движение.

Солнечная система.

Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд.

Звёзды, их основные характеристики. Диаграмма «спектральный класс — светимость». Звёзды главной последовательности. Зависимость «масса — светимость» для звёзд главной последовательности. Внутреннее строение звёзд.  Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд.

6

 

Самостоятельная работа

4

 

Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений.

4

 

Самостоятельная работа

4

 

Консультация

2

 

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

 

Всего:

144

 


 

3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

    Помещение кабинета «Физика» удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.3648-20) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

   

Оборудование учебного кабинета «Физика»:

·        посадочные места по количеству обучающихся;

·        рабочее место преподавателя;

·        комплект учебно-наглядных пособий;

·        типовые комплекты учебного оборудования;

·        стенд для изучения правил ТБ.

 

Технические средства обучения:

·        Компьютер с лицензионным программным обеспечением;

·        Электронная доска или мультимедиапроектор.

 

3.2. Учебно-методическое обеспечение

3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания

 

1.Физика: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования / Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев, В.М. Чаругин. -  Москва: Просвещение, 2024.-512с.

2. Физика: базовый уровень: практикум по решению задач: учебное пособие , разработанное в комплекте с учебником для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования / Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев, В.М. Чаругин. -  Москва: Просвещение, 2024.- 236 с.

3. В.Ф. Дмитриева. Физика. Учебник для профессий и специальностей технического профиля НПО и СПО. М.: «Академия», 2024г.

4. В.Ф. Дмитриева. Физика. Сборник задач для профессий и специальностей технического профиля НПО и СПО. М.: «Академия», 2024г.

 

3.2.2. Дополнительные источники

1. Уроки физики (8класс, 10класс, 11класс)- три диска CD-ROMfor Windoms; виртуальная школа «Кирилл и Мефодий». Разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ;

2. Лабораторный практикум нового поколения. Предмет «Физика». Соответствует Государственному стандарту образования РФ;

3. Теоретический материал и подготовка к ЕГЭ;

4. «История изобретений» (Большая детская энциклопедия);

5. «Астрономия» (Большая детская энциклопедия);

6. «Тайны и загадки» (Большая детская энциклопедия);

7. «НЛО» (Большая детская энциклопедия).

 

 

Интернет-ресурсы.

1.     www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии.)

2.     www.booksgid.com (Books Gil/ электронная библиотека)

3.     www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов)

4.     www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

5.     www.st-books.ru 9Лучшая учебная литература)

6.     www.school.edu.ru (Российский образовательный портал)

7.     www.ru/book (Электронная библиотечная система)

8.     www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета - Физика)

9.     www.school-collection.edu.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

10. www.1september.ru (учебно – методическая газета)

11. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике)

12. www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете)

13. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ)

14. www.kvant.mccme.ru (научно – популярный физико – математический журнал «Квант»)

15. www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»)

 

 

4. Контроль и оценка результатов
освоения
ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Показатели освоенности компетенций

Методы оценки

Знает:

- о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- разнообразные способы выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

- физических законов и умение применять их на практике:

Умеет:

- применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

 - применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

-  докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

- раскрытие содержания материала в объеме, предусмотренном программой учебной дисциплины;

-определять задачи для поиска информации;

-определять необходимые источники информации;

-планировать процесс поиска;

-структурировать получаемую информацию;

Оценка в рамках текущего контроля:

-результатов выполнения домашней

работы

-результатов выполнения

индивидуальных контрольных заданий

- Результатов тестирования

- экспертная оценка на практических занятиях

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru