Управление
образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области
|
Рассмотрено
на заседании
|
Утверждаю:
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
авторская программа
«Энергия будущего: физика устойчивого мира»
Направленность:
естественнонаучная
Возраст учащихся: 13–14 лет (8 класс)
Срок реализации программы: 1 полугодие
Объём учебного времени: 18 часов
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Шалотенко Л.И.
р.п. Базарный Карабулак, 2025 г.
Содержание
|
1. Комплекс основных характеристик программы |
|
|
1.1. Пояснительная записка |
|
|
1.2. Цель и задачи программы |
|
|
1.3. Планируемые результаты |
|
|
1.4. Содержание программы |
|
|
1.5. Формы аттестации и их периодичность |
3 |
|
2. Комплекс организационно-педагогических условий |
|
|
2.1. Методическое обеспечение |
|
|
2.2. Условия реализации |
|
|
;2.3. Оценочные материалы |
|
|
2.4. Календарный учебный график |
|
|
2.5. Список литературы |
7 |
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с:
Актуальность программы
Современный мир стоит перед вызовами климатических изменений, истощения
ресурсов и необходимости перехода к устойчивой энергетике. В то же время
школьники 8 класса, изучающие базовые понятия энергии, работы, теплопередачи,
зачастую не видят связи между формулами и реальными проблемами планеты.
Программа «Энергия будущего: физика устойчивого мира» призвана показать, как
физика лежит в основе возобновляемых источников энергии, энергосбережения и
экологически ответственного образа жизни.
Отличительные особенности программы
Программа сочетает научное содержание, экологическую направленность и
практико-ориентированный подход. Учащиеся не только изучают законы сохранения
энергии, теплопроводность, КПД, но и моделируют солнечные печи, ветрогенераторы,
исследуют эффективность утепления, рассчитывают «углеродный след» бытовых
приборов. Акцент сделан на проектной деятельности и ответственном поведении в
контексте устойчивого развития.
Адресат программы: учащиеся 8 класса (13–14 лет).
Срок реализации: 1 полугодие (18 часов, 1 час в неделю).
Форма обучения: очная, групповая (до 12 человек).
Режим занятий: 1 академический час (45 мин) с соблюдением техники безопасности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование у учащихся научного мировоззрения и экологической культуры через
понимание роли физики в решении глобальных энергетических и экологических
вызовов.
Задачи программы:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
1.3. Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
1.4. Содержание программы
Учебный план (18 часов)
|
№ |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
|
1 |
Вводное занятие. Что такое устойчивая энергия? |
1 |
1 |
0 |
Беседа |
|
2 |
Энергия: виды и превращения |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
3 |
Тепловые явления и энергосбережение |
3 |
1 |
2 |
Мини-исследование |
|
4 |
Солнечная энергия |
3 |
1 |
2 |
Проект: «Солнечная печь» |
|
5 |
Ветровая и гидроэнергия |
3 |
1 |
2 |
Моделирование |
|
6 |
Энергия в доме: как сэкономить? |
3 |
0 |
3 |
Расчётный практикум |
|
7 |
Итоговый проект: «Мой вклад в энергетику будущего» |
2 |
0 |
2 |
Защита проекта |
|
8 |
Итоговое занятие. Выставка решений |
1 |
1 |
0 |
Выставка, рефлексия |
|
Итого |
18 |
5 |
13 |
Краткое содержание тем
1. Вводное
занятие
Обсуждение глобальных проблем, знакомство с целями устойчивого развития (ЦУР), техника
безопасности.
2. Энергия:
виды и превращения
Механическая, тепловая, электрическая, химическая энергия. Закон сохранения
энергии в быту и технике.
3. Тепловые
явления и энергосбережение
Теплопроводность материалов, утепление дома, тепловые потери. Опыт: сравнение
утеплителей.
4. Солнечная
энергия
Принцип работы солнечных коллекторов и фотоэлементов. Изготовление модели
солнечной печи из подручных материалов.
5. Ветровая
и гидроэнергия
Превращение кинетической энергии ветра/воды в электрическую. Сборка простейшего
ветрогенератора или водяного колеса.
6. Энергия
в доме
Анализ счетов за электричество, расчёт потребления приборов, «углеродный след»,
советы по энергосбережению.
7–8. Итоговый проект и выставка
Самостоятельная разработка решения (плакат, макет, презентация): «Как мой
дом/школа может стать энергоэффективным?»
1.5. Формы аттестации и их периодичность
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение
Методы обучения:
Образовательные технологии:
2.2. Условия реализации
Материально-техническое обеспечение:
Кадровое обеспечение:
Педагог с профильным физико-математическим образованием, прошедший повышение
квалификации по темам устойчивого развития.
2.3. Оценочные материалы
Критерии оценки итогового проекта:
Диагностическая анкета (вход/выход):
2.4. Календарный учебный график (примерный)
|
№ |
Дата |
Тема |
Форма контроля |
|
1 |
02.09 |
Вводное занятие |
Беседа |
|
2–3 |
Сентябрь |
Энергия: виды и превращения |
Практическая работа |
|
4–6 |
Октябрь |
Тепловые явления |
Мини-исследование |
|
7–9 |
Ноябрь |
Солнечная энергия |
Проект |
|
10–12 |
Ноябрь–Декабрь |
Ветровая и гидроэнергия |
Моделирование |
|
13–15 |
Январь |
Энергия в доме |
Расчётный практикум |
|
16–17 |
Февраль |
Итоговый проект |
Защита |
|
18 |
Февраль |
Выставка решений |
Рефлексия |
2.5. Список литературы
Для педагога:
1. Перышкин А.В. «Физика. 8 класс» — М.: Дрофа, 2023.
2. Громов С.В. «Физика и экология» — Методическое пособие, 2022.
3. Материалы ЮНЕСКО по ЦУР и «зелёному» образованию.
4. Журнал «Физика в школе» — раздел «Энергосбережение».
Для учащихся:
1. Онлайн-курс «Энергия будущего» (проект «Урок цифры», «Росатом»);
2. Интерактивные симуляции PhET («Энергия», «Возобновляемые источники»);
3. Книга «Физика для будущего» — А. Булычёв (адаптированные главы).
Для родителей:
1. Буклет «Как сэкономить энергию дома без потерь комфорта»;
2. Рекомендации по формированию экологической культуры в семье.
Программа носит рекомендательный характер и может корректироваться с учётом уровня подготовки группы, материальной базы и интересов учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.