МАОУ лицей № 64 г.
Краснодара
Физика: от познания к деятельности
программа по внеурочной деятельности для обучающихся 7-9 классов
Направление развития личности: общеинтеллектуальное Направление деятельности:
научно-познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение
Форма организации внеурочной деятельности:
секция научного общества обучающихся лицея
Составила: Спицына Любовь Ивановна,
учитель физики высшей квалификационной категории
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, ставшая, согласно требованиям ФГОС ООО, обязательной и неотъемлемой частью процесса образования, призвана обеспечить саморазвитие школьников, которое послужит достижению максимальных личностных, прогнозируемых самим ребёнком, результатов.
Авторская программа по внеурочной деятельности обучающихся 7 – 9 классов «Физика: от познания к деятельности» разработана на основе нормативно-правовых документов РФ и материалов, определяющих условия организации образовательной среды и требования к результатам освоения курса [1, 2, 3, 4], методических рекомендаций по конструированию программы по внеурочной деятельности школьников [5].
Внеурочная деятельность в области естественных наук является действенной основой, позволяющей подростку сформировать естественнонаучную картину мира. Поэтому необходимо дополнительно создавать такую внеурочную среду, в которой, исследуя взаимную зависимость и взаимные связи между естественными науками, обучающиеся самостоятельно сформируют понимание их комплексного влияния на различные сферы деятельности человека, окружающую его среду.
Программа по внеурочной деятельности «Физика: от познания к деятельности» разработана для старших подростков (обучающихся 7—9 классов) и ориентирована на достижение планируемых результатов. Программа составлена на 102 часа (3 года обучения), 1 час в неделю, 34 часа в год. Проведение занятий – еженедельное. Занятия, предусмотренные программой на каждый год обучения, планируется проводить в одновозрастных группах, состоящих из обучающихся разных классов одной параллели, используя материально-техническую базу кабинета физики
К особенностям авторской программы по внеурочной деятельности в основной школе можно отнести:
Ø Модульность, как систему различных по содержанию и степени сложности форм и методов, применяемых во внеурочной работе, позволяющих
каждому ребёнку достичь прогнозируемый (необходимый ему) уровень результатов, определить личностно-профессиональные предпочтения;
Ø Активные формы деятельности школьников, применение которых позволяет добиваться планируемых результатов через проблемно-ценностное взаимодействие, личностное общение, внеурочную деятельность: познавательную, исследовательскую, проектную;
Ø Индивидуальная система сопровождения и корректировки внеурочной деятельности ребенка, в основе которой могут быть:
1) результаты (достижения) в творческих конкурсах, интеллектуальных состязаниях, научно-практических конференциях, технических смотрах,
2) показатели (победы, призовые места) участия на различных этапах всероссийской олимпиады школьников по естественнонаучным предметам.
Модульное построение программы, предусматривая внутреннюю подвижность содержания, позволяет руководителю секции НОУ выстраивать программу под конкретную группу детей, ребёнка, учитывать их образовательные запросы и познавательные потребности. При необходимости, можно изменять порядковую очередность проводимых занятий, сохраняя при этом число часов, отведенное на освоение данного модуля.
Цель курса: Создать, учитывая индивидуальные образовательные интересы и потребности подростка, условия для приобретения ими социального опыта по решению учебно-познавательных, экспериментально- исследовательских и общественно-значимых задач через индивидуальную или коллективную деятельность в условиях комфортного личностного общения.
Задача курса - сформировать ключевые компетентности, как универсальные способы действия школьников в социуме, на основе теоретических знаний, полученных на уроках физики, и практической деятельности в рамках курса «Физика: от познания к деятельности», которая решается через:
v расширение знаний о сущности и особенностях физических явлений, протекающих в материальном мире;
v освоение алгоритмов анализа условия и решения различных типов задач: расчетных, графических, экспериментальных, ситуационных;
v прикладное освоение физики как науки, законы которой определяют конструкцию и принцип действия машин и устройств, приборов и механизмов;
v формирование готовности для осознанного выбора траектории самообразования с учетом профилизации среднего образования в лицее, профориентационной работы в основной школе, собственных предпочтений обучающегося;
v развитие творческой индивидуальности при выборе приоритетного направления внеурочной деятельности (теоретическое, учебное исследование, экспериментальное, проектное);
v развитие критического мышления на всех этапах выполнения проекта или исследования, при оценке собственных результатов, в дискуссиях;
v формирование информационной компетентности разработкой и применением собственной системы работы с информацией на этапах поиска и выбора, её исследования и осмыслением, переработки и представления продукта собственной деятельности, в том числе внешней аудитории;
v совершенствование коммуникативной компетентности через развитие навыков сотрудничества и сотворчества в процессе внеурочной деятельности (исследовательской, проектной);
v воспитание культуры межличностного общения, уважения к деятельности, признание права окружающих на собственный взгляд на проблему;
v совершенствование навыков безопасной деятельности при использовании лабораторного оборудования, измерительных приборов.
На основе принципов научного познания:
§ принципа детерминизма как понимания существования всех форм реальных взаимосвязей природных и общественных явлений;
§ принципа дополнительности как проявления различных свойств одного и того же объекта во взаимодействии с исследователем в рамках эксперимента;
§ принципа соответствия как сохранения справедливости постулатов, теорий, законов в данной области знаний с теориями и законами глобального уровня -
сформулированы психолого – педагогические принципы реализации программы «Физика: от познания к деятельности»:
§ школьные знания – основа;
§ саморазвитие, самовоспитание – цель;
§ мотивация, трудолюбие – двигатель;
§ взаимопонимание, взаимопомощь – приоритеты;
§ продукт интеллектуальной, творческой деятельности – результат!
Условия, необходимые для выполнения задач при освоении программы, обеспечиваются:
материально-технической базой лицея,
оптимальным сочетанием теоретической и практической составляющих программы,
разработкой и необходимыми корректировками индивидуальной траектории самообразования,
тьюторским сопровождением исследовательской, экспериментальной, проектной деятельностью
обучающегося;
индивидуальным уровнем
мотивации обучающихся к саморазвитию;
высокой квалификацией руководителя.
Технологический компонент программы предусматривает применение таких педагогических технологий, применение которых активизирует образовательную деятельность в любых её проявлениях, повышает мотивационный аспект формирования обучающимися естественнонаучной картины мира.
Результатом внеурочной деятельности обучающихся должно стать:
v фактическое участие (индивидуальное, групповое) в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах различного уровня;
v приобретение опыта презентации продукта собственной (коллективной) интеллектуальной деятельности, участие в дискуссиях, обмене мнениями.
Эффектом внеурочной деятельности обучающихся должно стать расширение теоретических знаний, признание неизбежности быстрого изменения технологий, понимание роли выпускника лицея как представителя молодого поколения, участвующего в позитивном преобразовании общества.
Воспитательным эффектом освоения программы внеурочной деятельности обучающихся должно стать чувство сопричастности не просто к познанию окружающего мира и своей российской идентичности, а к его позитивному развитию через решение практических и социальных задач в ходе исследовательской и проектной деятельности.
Освоение программы по внеурочной деятельности «Физика: от познания к деятельности» должно обеспечить:
ü для всех обучающихся первый уровень результатов: сформированность понимания материальности окружающего мира и фундаментальности законов, по которым изменяется внешний мир, социальной реальности как результата развития общества, через взаимодействия «ученик – учитель», «ученик –
«носитель социального знания и опыта»;
ü для всех обучающихся второй уровень результатов: сформированность ценностного отношения к достижениям науки (мировой и отечественной) как основы прогресса общества, позитивное отношение к вкладу современников в создание новых технологий, повышающих качество жизни человека, через равноправное социальное взаимодействие «ученик - ученик» в границах класса, лицея, коллектива сверстников;
ü для не менее половины обучающихся третий уровень результатов: получение опыта действенного участия в общественно-значимых мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах); опыта, инициирующего саморазвитие личности, позволяющего приступить к освоению социальных ролей общественного деятеля, гражданина через взаимодействие «ученик - внешний социальный субъект».
Личностными результатами освоения курса «Физика: от познания к деятельности» должны стать:
Ø сформированность познавательных интересов ребенка через оценку степени самостоятельности в приобретении новых теоретических знаний, практических умений, навыков;
Ø сформированность мотивации через готовность к самообразованию, личностному и профессиональному самоопределению;
Ø сформированность убеждённости в необходимости комплексного познания природы для расширения мировоззрения, эффективного использования достижений науки, техники, технологий во благо человека и общества;
Ø сформированность творческих способностей обучающегося через результативность представления продуктов его интеллектуального труда;
Ø сформированность ценностных отношений обучающихся друг к другу, достижениям науки и её представителям, как к великим историческим и современным нам личностям.
Метапредметными результатами освоения курса «Физика: от познания к деятельности» должны стать:
Ø сформированность применения приобретенных теоретических знаний для анализа процессов, протекающих в природе и обществе, и использовании их при проектировании и собственных исследованиях;
Ø сформированность умений, «увидев» проблему, определять цели и задачи исследования или проекта, находить эвристические идеи для её решения, учитывать практическую значимость продукта собственной интеллектуальной деятельности;
Ø сформированность умений планировать собственную образовательную деятельность, использовать эти навыки как основу действий в повседневной жизни;
Ø сформированность умений продуктивной работы и общения в коллективе, выполнение определенных социальных ролей;
Ø сформированность умений организовать и вести научно-познавательную дискуссию: представлять результаты своих исследований, аргументировано отстаивать собственные убеждения, взгляды, идеи, признавая право собеседника на иное мнение;
Ø сформированность навыков эффективного поиска необходимой информации, взятой из различных источников, и технологий её переработки;
Ø сформированность навыков представления результатов исследования в различных формах: символьной, знаковой, графической, табличной, текстовой с учетом поставленной (решаемой) задачи;
Ø сформированность понимания роли естественных наук как в образовании проблем экологических, так и в решении проблем техногенного характера, готовности решать их.
Учебно - тематическое планирование курса
№ |
Модуль, тема |
Кол-во ча-сов |
По годам обучения |
||
I 7 класс |
II 8 класс |
III 9 класс |
|||
1 |
Введение |
6 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Модуль 1: Математическая база для юных физиков. |
15 |
7 |
5 |
3 |
3 |
Модуль 2: От вопроса к вопросу, от задачи к задаче. |
25 |
8 |
8 |
9 |
4 |
Модуль 3: Проекты и исследования. |
38 |
10 |
13 |
15 |
5 |
Модуль 4: Расширяя границы знаний |
15 |
5 |
5 |
5 |
6 |
Подводим итоги |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
Всего часов |
102 |
34 |
34 |
34 |
Содержательные приоритеты программы обусловлены следующим:
Физика – системообразующая наука. Её законы, теории, научный метод познания, формирующие у школьника объективные знания об окружающем его материальном мире, были и остаются основой содержания школьных курсов химии и биологии, астрономии и физической географии. В программу
включён модуль «Расширяя границы знаний», освоение материалов которого обеспечивает полиметапредметность результатов.
Наличие в содержании курса модуля «Математическая база для юных физиков» обусловлено необходимостью придать математическим «расчётным» навыкам и умениям обучающихся физической направленности, так как математика и в современном обществе остаётся инструментом решения физических задач, основой расчётов технологических параметров процессов, размеров конструкций машин и механизмов, оценки погрешностей измерения физических величин.
Модуль курса «От вопроса к вопросу, от задачи к задаче» обеспечивает, дифференцируя, дополнительную индивидуальную подготовку к участию лицеистов в предметных олимпиадах, в том числе и в интернет-олимпиадах, способствуя общеинтеллектуальному развитию ребёнка.
Освоение обучающимися алгоритма деятельности в условиях проведения учебного исследования, создания проектного продукта, представление результатов своего труда на внутри- и внешкольных общественных познавательных мероприятиях обеспечивает реализация модуля
«Проекты и исследования».
ЛИТЕРАТУРА
1. «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ - Федеральный закон от 29.12.2012г;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. М., Просвещение, 2011, с. 48;
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Пёрышкин, Н. Ф. Филонович, Е. М. Гутник М.:Дрофа, 2014, с. 4 – 91.
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя., М., Просвещение, 2010, 64 с.
6. Варламов С. Д., Зильберман А. Р., Зинковский В. И. Экспериментальные задачи на уроках и физических олимпиадах, М., изд-во МЦНМО, 2009 г, с. 178
7. Ивашкина Д.А. Деятельностный подход на уроках физики: организация учебного исследования, М., Илекса, 2014, с. 300
8. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких, М., Философская Книга, 2014, с. 320
9. Ланина И. Я. 100 игр по физике. Книга для учителя., М., Просвещение, 1995 г., с. 224
Календарно-тематическое планирование курса по внеурочной деятельности «Физика: от познания к деятельности» I год обучения (7 класс)
№ |
Тема занятия, его содержание |
Кол- во часов |
Учебная неделя |
Характеристика внеучебной деятельности на занятии |
Уровень планируемых результатов внеучебной деятельности |
Методические материалы, ссылки, сайты |
||||
Вид |
Форма и способ органи- зации взаимодействия |
|||||||||
Введение (3) |
||||||||||
1 |
Цели и задачи курса. Знакомство с модулями курса. Предлагая, обсуждаем формы деятельности и общения в курсе. |
1 |
I (сентябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа с элементами диспута |
I – приобретение социальных знаний о своих образовательных потребностях во взаимодей- ствии «ученик-учитель» |
Материалы блога «Мир физики» http://uroki-v- licee/blogspot.ru |
|||
2 |
Понятие «Траектория» в физике, траектория в образовании. Опрос «В этом курсе мне хочется…» |
1 |
II (сентябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа, индивидуальная – опрос |
I – приобретение терминологических знаний II – формирование ценностного самоопределе- ния во взаимодействии «ученик-ученик» |
Таблица для опроса «Интервью с самим собой», [8] |
|||
3 |
Определение собственного предпочтительного направления во внеурочной деятельности. |
1 |
III (сентябрь) |
Познава- тельная |
Индивидуальная - тестирование |
III – получение социального опыта, инициирующего самостоятельные действия |
Бланки для тестирования |
|||
Модуль 1: Математическая база для юных физиков. (7) |
||||||||||
4 |
Измерение – основа практической физики. Что такое система измерений. Как измеряли в старину. |
1 |
IV (сентябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательные дебаты |
I - формирование понимания фундаменталь- ности законов физики для социума, общества |
Сообщения, презентация «Как измеряли в старину» |
|||
5 |
Для чего создали систему СИ? Исследуем международную |
1 |
V (октябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная - познавательная |
I - формирование понимания единства |
Кроссворд интерактивный |
|||
|
систему измерений, единицы измерения физических величин. Множители и приставки. |
|
|
|
беседа с элемен- тами тематичес- кого диспута |
законов физики для разви- тия общества через взаимо- действие «ученик– учитель» |
«Система СИ» http://урок.рф |
6 |
Практическая работа «Перевод величин из одной системы единиц в другую». |
1 |
VI (октябрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуально- групповая - практикум |
II – формирование ценност- ного отношения к достиже- ниям науки и техники как основы прогресса общества во взаимодействии «ученик- ученик» |
Тестовые задания по теме |
7 |
Учебные исследования под общим названием «СИ – система измерений». |
1 |
VII (октябрь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Индивидуальная - детская исследова- тельская работа |
III – получение опыта самостоятельного интел- лектуального действия, самооценка |
Учебный проект обучающегося |
8 |
Погрешности, их виды. Как записать погрешности измерений и погрешности вычислений математически. |
1 |
VIII (октябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – тематические дебаты |
I - формирование понимания фундаменталь- ности законов физики для науки и общества |
Алгоритм вычисления погрешности измерений |
9 |
Практическая работа «Измеряем все вокруг» |
1 |
IX (ноябрь) |
Познава- тельная, проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуальная – образовательный практикум |
III – получение опыта самостоятельного практического действия, организации совместной деятельности в группе. |
Банк заданий http://www. /fizicheskie_velic hiny_i_ih_izmere niya_7_-_8.doc |
10 |
Дроби как базовая основа физических формул. Действия с дробями – способ преобразование формул в физике. |
1 |
X (ноябрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Фронтальная – познавательная беседа, индивидуальная - образовательный практикум |
I - формирование понимания фундаменталь- ности законов физики для науки и общества, II–формирование ценностного отношения ко взаимодействию наук |
Индивидуаль- ные задания |
Модуль 2: От вопроса к вопросу, от задачи к задаче (8) |
11 |
Вопрос - способ формулирования проблемы. Что такое задача? Классификация физических задач. Способы представления результа- тов её решения: графический, текстовый, табличный. |
1 |
XI (ноябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа с элементами дискуссии |
I - формирование понимания материальности окружающего мира, фун- даментальности научного метода его познания. |
Материалы сайтов www.class- fizika.ru, http://distolymp 2.spbu.ru |
12 |
Решаем расчетные задачи, используя алгоритмы и аналогии, физические и геометрические модели. |
1 |
XII (декабрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая - совместная учебная деятельность |
II – формирование ценност- ного отношения к достиже- ниям науки и техники как основы современного состояния общества через взаимодействие «ученик- ученик» |
Алгоритм решения задач |
13 |
Смотр знаний «От вопроса к вопросу, от задачи к задаче» |
1 |
XIII (декабрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуальная образовательная деятельность |
II- формирование ценностного отношения к знаниям через дискуссию; III –получение опыта само- стоятельного применения алгоритма действий |
Сценарий смотра знаний, банк задач |
14 |
Понятие «логическая (качест- венная) физическая задача». Классификация «проблем», требующих решения в задаче. Особенности представления результатов решения логических задач. |
1 |
XIV (декабрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа |
I - формирование понимания фундаменталь- ности законов физики для оценки современного состояния науки и общества |
Методические материалы к занятию, *[4] |
15 |
Практическая работа «Отработка решений логических задач по физике» |
1 |
XV (декабрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая – интеллектуаль- ный марафон |
III – получение опыта самостоятельной деятель- ности, инициирующего саморазвитие личности |
Методическое пособие |
16 |
Графические задачи, их виды. Алгоритм работы с графическими |
1 |
XVI (декабрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательные |
I - формирование понимания материальности |
Методическое пособие по |
|
задачами. |
|
|
|
дебаты |
окружающего мира |
теме |
17 |
Практическая работа «Строим графики на основе измерений физических величин». |
1 |
XVII (январь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая – интеллектуальны й марафон |
III – получение опыта самостоятельной деятельности через взаимодействие «ученик - внешний социальный субъект» |
Алгоритм деятельности по построению графика скорости, движения |
18 |
Экспериментальные задания интернет - олимпиады школьников по физике |
|
XVIII (январь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуальная - эксперименталь- ная работа |
III – получение опыта коррекции коммуникатив- ной модели поведения во взаимодействии «ученик - внешний социальный субъект» |
Интернет- олимпиада школьников по физике (СПбГУ) http://distolymp2. spbu.ru |
Модуль 3: Проекты и исследования (10) |
|||||||
19 |
Что дает человеку проектно- исследовательская деятельность? Исследование и проект: сходства и различия. Виды учебных проектов. |
1 |
XIX (январь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Проблемно- ценностная дискуссия |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки и техники через взаимодействие «ученик- ученик» |
Эссе, размышления обучающихся о проектной деятельности |
20 |
Справочник, энциклопедия, научная книга – для меня это… |
1 |
XX (февраль) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Тематический диспут |
II – формирование ценностного отношения к социальной реальности через взаимодействие «ученик-ученик» |
Материалы сайта www.class- fizika.ru, Список рекомендуемой литературы* |
21 |
Есть идея? Обсуждаем идеи будущих проектов. Формируем |
1 |
XXI |
Проблем но-цен- |
Проблемно- ценностная |
III – получение опыта самостоятельной |
Маршрутные листы индиви- |
|
творческие, исследовательские, проектные группы. |
|
(февраль) |
ностное общение |
дискуссия |
деятельности через взаимо- действие «ученик - внешний социальный субъект» |
дуальных и групповых исследований. |
22 |
Исследование начинается с игры. Физическая тренировочная игра: «Из чего всё» |
1 |
XXII (февраль) |
Игровая, познава- тельная |
Групповая, ролевая игра |
II – формирование коммуникативной модели поведения во взаимодей- ствии «ученик-ученик» |
Методическая разработка игры, [9] |
23 |
Лабиринты, кроссворды, ребусы как активные средства познания мира: правила составления, приме ры. Представляем наши наработки. |
1 |
XXIII (февраль) |
Игровая, познава- тельная |
Групповая, деловая игра |
III – получение опыта, инициирующего саморазвитие личности |
Кроссворд интерактивный «Природа и наука» http://урок.рф |
24 |
Организация и проведение физической викторины «Загадки природы» для обучающихся 5 классов. |
1 |
XXIV (март) |
Познава- тельная |
Фронтальная, викторина |
I – приобретение социальных знаний обучающимися |
Методическая разработка игры |
25 26 |
Посещение музея занимательных наук «ЭйштейниУМ». |
2 |
XXV XXVI (март) |
Познава- тельная, |
Фронтальная, дидактический театр |
II – формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Отчет «Самая необычная демонстрация в музее» |
27 |
Планируем основные этапы выполнения проекта. Работаем над маршрутами индивидуаль- ных исследований, проектов, экспериментов. |
1 |
XXVII (март) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуальная - тьюторское сопровождение |
III – получение опыта самостоятельной деятельности |
Маршруты индивидуальных исследований, проектов |
28 |
Участие в научно- практической конференции ко Дню науки в лицее. Презентация исследовательских работ или проектов. |
1 |
XXVII I (апрель) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуальная - детский исследова- тельский проект, проблемно- ценностная дискуссия |
III –получение опыта действенного участия в общественно-значимых мероприятиях, освоение социальной роли общественного деятеля, гражданина. |
Сценарий научно- практической конференции |
Модуль 4: Расширяя границы знаний (5) |
|||||||
29 |
Понятие аддитивности в физике. Расчет массы смеси веществ. Расчет плотности смеси. |
1 |
XXIX (апрель) |
Познава- тельная |
Фронтальная, беседа с элементами дискуссии |
I - формирование понимания фундамен- тальности законов физики через взаимодействие «учитель-ученик» |
Алгоритм решения данной группы задач |
30 |
Вес тела и его масса. Как избавиться от ошибки в единицах измерения. |
1 |
XXX (апрель) |
Познава- тельная |
Фронтальная, познавательная беседа с элементами дискуссии |
I - формирование понимания фундаментальности законов, по которым изменяется окружающий мир. |
Алгоритм исследования понятий «вес тела», «масса», *[3] |
31 |
Гидростатический парадокс. Расчет гидростатического давления жидкостей. |
1 |
XXXI (май) |
Познава- тельная |
Фронтальная, познавательная беседа |
I - формирование понимания фундамен- тальности законов физики для оценки современного состояния науки и общества. |
Алгоритм решения данной группы задач |
32 |
Плавание тел, воздухоплавание: опыты, расчеты, доказательства |
1 |
XXXII (май) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая, тематические дебаты |
II – формирование умения анализировать свою деятельность, вести диалог через взаимодействие «ученик-ученик» |
*[4] |
33 |
Изучаем работу простых механизмов: объект исследования – человек. |
1 |
XXXII I (май) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Фронтальная, этическая беседа с элементами диспута |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки и техники через взаимодей- ствие «ученик-ученик» |
Алгоритм решения данной группы задач |
Итоговое занятие (1) |
34 |
Подводим итоги. Строим планы. |
1 |
XXXI (май) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Внутришкольная акция- круглый стол |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки, III–получение опыта дейст- венного участия в общест- венно-значимых делах. |
Детские исследовательс кие работы, Детские проекты |
Календарно-тематическое планирование курса по внеурочной деятельности «Физика: от познания к деятельности» II год обучения (8 класс)
№ |
Тема занятия, его содержание |
Кол- во ча- сов |
Учебная неделя |
Характеристика внеучебной деятельности на занятии |
Уровень планируемых результатов внеучебной деятельности |
Методические материалы, ссылки, сайты |
||
Вид |
Форма и способ органи- зации взаимодействия |
|||||||
Введение (2) |
||||||||
1 |
Эволюция науки: обращение к истокам, ярким страницам науки. |
1 |
I (сентябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа с элементами диспута |
I – приобретение социальных знаний во взаимодействии «ученик- учитель» |
Презентация интерактивная «Их именами названы…» http://урок.рф |
|
2 |
Выбор приоритетного направ- ления внеурочной деятельности. Составляем траекторию собствен- ной внеурочной деятельности. |
1 |
II (сентябрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуальная – опрос, фронтальная – познавательная беседа |
I – приобретение терминологических знаний II – формирование ценностного отношения к реальности во взаимо- действии «ученик-ученик» |
Маршрутные листы для индивидуаль- ных и групповых исследований. |
|
Модуль 1: Математическая база для юных физиков. (5) |
||||||||
3 |
Техника для измерений и вычислений: этапы развития. Особенности современных вычислительных устройств, перспективы развития. |
1 |
III (сентябрь) |
Познава- тельная |
Индивидуальная - тестирование |
III – получение социального опыта, инициирующего самостоятельные действия |
Кроссворд интерактивный «Бытовые приборы и устройства» http://урок.рф |
4 |
Оцениваем результаты измерения, исследуем ошибки измерений. |
1 |
IV (сентябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная - познавательная беседа |
I - формирование понимания фундаментальности законов физики для социума, общества |
Алгоритм исследования погрешности измерений |
5 |
Погрешности прямых измерений: случайные и системные. |
1 |
V (октябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная - познавательная беседа с элемен- тами тематичес- кого диспута |
I - формирование понимания единства законов физики для развития общества через взаимодействие «ученик – учитель» |
Методическое пособие по расчету погрешности |
6 |
Физическая константа как коэффициент пропорциональной зависимости величин. Работаем с формулами, проверяем размерность констант. |
1 |
VI (октябрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуально- групповая - практикум |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки как основы прогресса общества во взаимодействии «ученик- ученик» |
Листы контроля «Преобразуем формулы» |
7 |
Учебные проекты под общим названием «Физические константы: автор, история, особенности» |
1 |
VII (октябрь) |
Познава- тельная |
Индивидуальная - детский исследователь- ский проект |
III – получение опыта самостоятельного интеллектуального действия |
Детские учебные проекты |
Модуль 2: От вопроса к вопросу, от задачи к задаче (8) |
|||||||
8 |
Эксперимент в тексте физической задачи, как основа проекта, исследования. Методы оценки |
1 |
VIII (октябрь) |
Проблем но-цен- ностное |
Фронтальная, групповая - тематический |
II - формирование ценностного отношения к физике как базовой науки |
Материалы сайта www.class- |
|
погрешностей при выполнении экспериментов. |
|
|
общение |
диспут |
для развития общества |
fizika.ru, *[2] |
9 |
Как решать задачи, содержащие данные эксперимента. Выбор необходимого оборудования, постановка опыта, прямые измерения физических величин. |
1 |
IX (ноябрь) |
Познава- тельная |
Индивидуальная- практикум |
III – получение опыта самостоятельного практического действия |
Лабораторное оборудование |
10 |
Ошибки и погрешности при решении физических задач. Анализируем результаты, полученные при решении расчетных задач. |
1 |
X (ноябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа, индивидуальная - |
I - формирование понима- ния фундаментальности законов физики для науки, II – формирование ценностного отношения ко взаимодействию наук |
Методические материалы по теме |
11 |
Решение задач олимпиадного уровня: выбор способа, оценка эффективности решения. |
1 |
XI (ноябрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Фронтальная – внутригрупповая дискуссия |
II - формирование позитивного отношения к «олимпиадным» достижениям сверстников |
Материалы центра развития одарённости www.cdodd.ru |
12 |
Задачи производственно- технического содержания. О профессиях, в которых решаются технические задачи. |
1 |
XII (декабрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая – образовательные дебаты |
II – формирование цен- ностного отношения к достижениям науки и техники как основы совре- менного состояния общест- ва через взаимодействие «ученик-ученик» |
Материалы сайта www.class- fizika.ru, *[2] |
13 |
Решаем интерактивные задачи в виртуальной лаборатории «Физика» |
1 |
XIII (декабрь) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Индивидуальная – конструирование нового знания |
III – получение опыта самостоятельного применения алгоритма во взаимодействии «ученик- ученик» |
Интернет-олим- пиада школьни- ков по физике (СПбГУ) http://distolymp2. spbu.ru |
14 |
Ситуационные задачи: составляем, обсуждаем, решаем. Ситуацион- |
1 |
XIV |
Проблем но-цен- |
Групповая – конструирование |
II – формирование позитивного отношения к |
Материалы сайта |
|
ные задачи как показатель качества обученности лицеиста. |
|
(декабрь) |
ностное общение |
нового знания |
знанию как общественной ценности |
www.class- fizika.ru |
15 |
Марафон физических задач. |
1 |
XV (декабрь) |
Познава- тельная |
Индивидуальная – конструирование нового знания |
II – формирование позитивного отношения к знанию как общественной ценности |
Банк заданий марафона |
Модуль 3: Проекты и исследования (13) |
|||||||
16 |
Проекты образовательные, научные, социальные, их особенности. Особенности проектной деятельности в области естественных наук. |
1 |
XVI (декабрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная, познавательная беседа |
I - формирование понимания фундаменталь- ности законов физики для оценки современного состояния науки и общества |
Презентация по теме «Проект от А до Я» http://урок.рф |
17
18 |
Нужна идея? Посещение городского парка научных развлечений «Джоуль-парк». Формирование исследовательских творческих, проектных групп. |
2 |
XVII XVIII (январь) |
Познава- тельная, проблем но-цен- ностное общение |
Групповая - экскурсия. |
III – получение опыта самостоятельной деятельности, инициирующего саморазвитие личности |
Отчёты о посещении парка научных развлечений. Фотоотчёт |
19 |
Роль информации в проектно- исследовательской деятельности. Источники информации, ключевые правила её поиска, отбора, цитирования. |
1 |
XIX (январь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа |
I - формирование понимания фундаменталь- ности законов физики для оценки современного состояния науки и общества |
Памятка «10 правил работы с информацией» |
20 |
Командная познавательная игра: правила поведения, роли. Разработка игры. |
1 |
XX (февраль) |
Игровая |
Групповая, ролевая игра |
II – формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества |
Правила командной игры, [8] |
21 |
Корректировка плана-графика работы над проектом. Организация и этапы выполнения |
1 |
XXI (февраль) |
Проблем но-цен- ностное |
Индивидуальная – детский исследовательс- |
III – получение опыта коррекции собственной деятельности через |
Приложение 1 |
|
исследования, проекта. Проблема, гипотеза, план исследования. |
|
|
общение |
кий проект |
взаимодействие «ученик - учитель» |
|
22 |
Требования к оформлению учебного проекта, формы его представления: тьюторское сопро вождение проекта, консультации. |
1 |
XXII (февраль) |
Познава- тельная |
Индивидуальная- детский проект |
II - формирование позитивного отношения к социальной реальности |
Материалы сайта www.obuchono k.ru |
23 |
Учебные опыты и эксперименты как основа проектной работы. Алгоритм подготовки и проведения эксперимента. Формы представления его результатов. |
1 |
XXIII (февраль) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Проблемно- ценностная дискуссия |
II – формирование ценностного отношения к современным достижениям науки и техники через взаимодействие «ученик- ученик» |
Приложение 3 Обучающая программа www.obuchono k.ru |
24 |
Достижения естественных наук в наших исследованиях, проектах. |
1 |
XXIV (март) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Проблемно-цен- ностная дискуссия с привлечением внешних экспертов |
III - инициирование профессионального само- определения обучающегося, активизация подготовки его к самостоятельным социальным действиям |
Материалы сайта www.class- fizika.ru |
25 |
Правила оформления презентации как визуально-графического сопровождения работы. |
1 |
XXV (март) |
Познава- тельная |
Индивидуальная, тьюторское сопровождение |
I - развитие информационных коммуникаций обучающегося |
Памятка по оформлению презентации |
26 |
Отчёт о результатах участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней. |
1 |
XXVI (март) |
Школьная акция познавате льной направлен ности |
Фронтальная - проблемно- ценностная дискуссия |
III – получение опыта самостоятельной деятельности через взаимодействие «ученик - внешний социальный субъект» |
Результаты социальной деятельности обучающихся: дипломы, сертификаты |
27 |
Учебные проекты под общим названием «Самодельные физические приборы, устройства» Консультационно-групповое |
1 |
XXVII (апрель) |
Проблем- но-цен- ностная дискуссия |
Индивидуальная – детские исследовательские работы, проекты |
III - получение опыта действенного участия в общественно-значимых мероприятиях |
Детские учебные проекты |
|
занятие. |
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Участие в научно-практической конференции ко Дню науки. Защита учебного проекта, исследовательской работы. |
1 |
XXVIII (апрель) |
Школьная акция поз- наватель- ной направ ленности |
Фронтальная - дискуссия, индивидуальная – детские исследовательские работы, проекты |
III - получение опыта действенного участия в общественно-значимых мероприятиях, освоение социальной роли обществен- ного деятеля, гражданина |
Приложение 2 Детские исследователь- ские работы, учебные проекты |
|
Модуль 4: Расширяя границы знаний (5) |
||||||||
29 |
Альтернативная энергетика как способ повышения экологической безопасности на Земле. |
1 |
XXIX (апрель) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая , тематические дебаты |
II - формирование позитив- ного отношения к базовым ценностям общества, к социальной реальности. |
Материалы, подготовлен- ные участни- ками дебатов |
|
30 |
Умный дом: от идеи до проекта |
1 |
XXX (апрель) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
III - формирование социаль- ного самоопределения обучающегося, подготовка к самостоятельным социальным действиям. |
Проект Умный дом |
|
31 |
Проектируем, собираем электрические цепи, исследуем их характеристики. |
1 |
XXXI (май) |
Познава- тельная |
Индивидуально -групповая, детские работы |
II – формирование ценност- ного отношения к современ- ным достижениям науки и техники через взаимодействие «ученик-ученик» |
*[2], банк детских работ |
|
32 |
Мы и электромагнитные поля |
1 |
XXXII (май) |
Проблем но-цен- ностное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
II –формирование ценностного отношения к современной реальности через взаимодей- ствие «ученик - ученик» III – получение опыта рефлексии деятельности. |
*[3], Материалы сайта www.video.yand ex.ru |
|
33 |
Этот удивительный свет: оптические иллюзии, необычные явления, загадки света. |
1 |
XXXIII (май) |
Интеллек туальный марафон |
Индивидуаль- ная |
III - получение опыта самостоятельного действия, рефлексия |
*[4], Материалы сайта www.video.yan dex.ru |
|
Итоговое занятие (1) |
||||||||
34 |
Подводим итоги. Строим планы. |
1 |
XXXI (май) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Проблемно- ценностная дискуссия |
III – получение опыта самостоятельного общест- венного действия, освоение социальной роли обществен- ного деятеля, гражданина |
Дипломы, работы, отчёты проекты, обучающихся |
|
Календарно-тематическое планирование курса по внеурочной деятельности «Физика: от познания к деятельности» III год обучения (9 класс)
№ |
Тема занятия, его содержание |
Кол- во ча- сов |
Учебная неделя |
Характеристика внеучебной деятельности на занятии |
Уровень планируемых результатов внеучебной деятельности |
Методические материалы, ссылки, сайты |
||
Вид |
Форма организации и взаимодействия на занятии |
|||||||
Введение (1) |
||||||||
1 |
Продолжая работу по теме, или… как улучшить проект? (расширить исследование) Об этом нужно знать: плагиат в научных и учебных работах. |
1 |
I (сентябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная, познавательная беседа с элементами диспута |
I – приобретение социальных знаний во взаимодействии «ученик- учитель» |
Знакомство с онлайн сервисом www.text.ru |
|
Модуль 1: Математическая база для юных физиков. (3) |
||||||||
2 |
Как рассчитать достоверно |
1 |
II |
Познава- |
Фронтальная, |
I – приобретение |
Справочник |
|
|
значение физической величины. Поверка шкал и измерительных приборов: назначение, правила, сроки. |
|
(сентябрь) |
тельная |
познавательная беседа |
терминологических знаний II – формирование ценностного отношения к реальности |
метролога www.inform.me trologu.ru |
3 |
Стандартный вид чисел в физике. Математические преобразования числовых констант, представленных в формулах физики. |
1 |
III (сентябрь) |
Познава- тельная, проблем- но-цен- ностное общение |
Фронтальная, познавательная беседа |
I - формирование понимания взаимосвязи формул физики и математических действий для их преобразования |
Методические материалы учителя |
4 |
Рефлексия по теме «Математические преобразования физических формул» |
1 |
IV (сентябрь) |
Познава- тельная |
Индивидуальная, общественный смотр знаний |
II – формирование ценностного отношения к реальности |
Разноуровне- вые тесты по теме |
Модуль 2: От вопроса к вопросу, от задачи к задаче (9) |
|||||||
5 |
Компетентностные вопросы в естественных науках, их особенности. Компетентностные вопросы из КИМов ОГЭ по физике. |
1 |
V (октябрь) |
Познава- тельная, проблем- но-цен- ностное общение |
Фронтальная, познавательная беседа с элементами тематического диспута |
I - формирование понима- ния единства законов физики для развития общества через взаимодей- ствие «ученик – учитель», III – получение опыта само- стоятельного интеллек- туального действия |
Материалы сайтов www.fipi.ru и www.neznaika.p ro |
6 |
Виртуальная лаборатория: эксперименты на основе моделей |
1 |
VI (октябрь) |
Познава- тельная |
Индивидуально- групповая - практикум |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки и техники как основы прогресса общества во взаимодействии «ученик- ученик» |
Интернет- олимпиада школьников по физике (СПбГУ) http://distolymp2. spbu.ru |
7 |
Ситуационные задачи в курсе физики, их классификация, |
1 |
VII (октябрь) |
Познава- тельная, |
Фронтальная, социально- |
III – получение опыта самостоятельного |
Банк ситуационных |
|
особенности деятельности по их решению. |
|
|
игровая |
моделирующая |
интеллектуального действия |
задач |
8 |
Готовимся к муниципальному, региональному этапам всерос- сийской олимпиады школьников по физике |
1 |
VIII (октябрь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Индивидуальная – тьюторское сопровождение |
III – получение опыта самостоятельного интеллектуального действия |
Материалы сайта www.olimpiada. ru |
9 |
Задачи, имеющие несколько способов решения: алгоритмы решения, примеры. |
1 |
IX (ноябрь) |
Познава- тельная |
Групповая, смотр знаний |
II – формирование ценностного отношения |
Методическое пособие |
10 |
Инструментарий исследователя: измерительные приборы и лабораторное оборудование. Техника безопасности при работе с ними. |
1 |
X (ноябрь) |
Познава- тельная |
Фронтальная – познавательная беседа, дебаты |
I - формирование понимания общности действий на занятиях и в реальной жизни, II – формирование ценностного отношения ко взаимодействию науки и практики |
Презентация «Правила работы с лабораторным оборудованием. ТБ» |
11 |
Формирование творческих, исследовательских, проектных групп. Составляем план-график работы над проектом. |
1 |
XI (ноябрь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Фронтальная – познавательные дебаты |
I - формирование понима- ния фундаментальности законов физики для науки и общества, II – формирование ценностного отношения ко взаимодействию наук |
Маршрутные листы индивидуаль- ных исследований |
12 |
Учебно-познавательный фильм естественнонаучного содержания – начало дискуссии, исследования, проекта. |
1 |
XII (декабрь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Фронтальная – этическая беседа |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки и техники как основы прогресса общества |
Материалы фильмотеки www.allforcgild ren.ru |
13 |
Стратегии и приемы развития умения задавать вопросы. |
1 |
XIII (декабрь) |
Проблем- но-цен- ностное |
Групповая совместная деятельность, |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки и тех- |
Методические материалы по развитию |
|
|
|
|
общение |
проблемно- ценностная дискуссия |
ники как основы современ- ного состояния общества, III – получение опыта самостоятельного действия |
умения задавать вопросы (ТРКМ) |
Модуль 3: Проекты и исследования (15) |
|||||||
14 |
Планируем деятельность: определяем сроки, выбираем формы и методы коллективной (индивидуальной) деятельности. |
1 |
XIV (декабрь) |
Познава- тельная |
Индивидуальная образовательная деятельность |
III – получение опыта самостоятельного применения алгоритма во взаимодействии «ученик- ученик» |
Маршрутные индивидуальные групповые листы исследований |
15 |
Моделирование в исследователь- ской и проектной деятельности обучающихся. Диспут по теме: Чем модель отличается от реального объекта? |
1 |
XV (декабрь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Групповая, тематический диспут |
I - формирование термино- логических знаний, II – формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Материалы сайта www.class- fizika.ru |
16 |
Сопровождение, корректировка учебных исследований и проектов по направлению «Тепловые процессы» |
1 |
XVI (декабрь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Индивидуальная, групповая: общественный смотр знаний |
III – получение опыта самостоятельного общественного действия, взаимодействие «ученик- ученик» |
Учебные проекты, исследования обучающихся |
17 |
Занимательные научные опыты – основа для учебного исследования, образовательного проекта. |
1 |
XVII (январь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
III – получение опыта самостоятельной деятельности через взаимодействие «ученик - внешний социальный субъект» |
Электронный ресурс http://adalin.mosp sy.ru/l_01_00/l_0 1_10o.shtml#Sce ne_1 |
18 |
Энергетические проблемы моего города: взгляд юных краснодарцев. |
1 |
XVIII (январь) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
III – получение опыта самостоятельного мышле- ния по решению пробле- мы и рефлексии по итогам дискуссии |
Информацион- ный текст по данной проблеме, *[3] |
19 |
Сопровождение, корректировка учебных исследований и проектов по направлениям «Электро- техника. Электродинамика» |
1 |
XIX (январь) |
Познава- тельная, проблем- но-цен- ностное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки, III –получение опыта само- стоятельной деятельности через взаимодействие «ученик-ученик» |
Учебные проекты, исследования обучающихся |
20 |
Экспериментальные задачи физических олимпиад: предлагаем решение, обсуждаем, защищаем. |
|
XX (февраль) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
III – получение опыта самостоятельной деятель- ности, инициирующего саморазвитие личности |
Материалы [6] методическое пособие учителя |
21 |
Учебные исследования и проекты по направлению «Экологические проблемы, способы их решения»: сопровождение, корректировка |
1 |
XXI (февраль) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
III – получение социального опыта, инициирующего самостоятельные действия |
Учебные проекты, исследования обучающихся |
22 |
Проектная задача как идея нового учебного проекта |
1 |
XXII (февраль) |
Познава- тельная, проблем- ное общение |
Групповая, проблемно- ценностная дискуссия |
I - формирование термино- логических понятий, III – получение опыта самостоятельной общест- венной деятельности. |
Материалы сайта www.pdnr.ru |
23 |
Отчёт обучающихся о результатах участия в конкурсах, конференциях различных уровней. |
1 |
XXIII (февраль) |
Познава- тельная, проблем- но-цен- ностное общение |
Внешкольная акция познавательной направленности |
III - получение опыта действенного участия в общественно - значимых мероприятиях через взаимодействие «ученик - внешний социальный субъект». |
Достижения обучающихся: дипломы, сертификаты, отчёты |
24 |
Правила оформления и представления визуально-графи- ческого сопровождения работы – презентации. |
1 |
XXIV (март) |
Познава- тельная |
Фронтальная, познавательная беседа |
I - формирование терминологических и социальных знаний |
Презентация по теме |
25 |
Консультации по выполнению индивидуальных проектов, исследований, корректировка. |
1 |
XXV (март) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Индивидуальная- тьюторское сопровождение |
III – получение опыта самостоятельного практического действия |
Учебные проекты, исследования обучающихся |
26 |
Достижения наук в наших исследованиях, проектах. |
1 |
XXVI (март) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Проблемно- ценностная дискуссия |
III – получение социального опыта, инициирующего самостоятельные действия |
Материалы сайта www.class- fizika.ru |
27 |
Подготовка к участию в Дне науки: подготовка выступления, аудиовизуального сопровождения – презентации. |
1 |
XXVII (апрель) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Индивидуальная, тематические дебаты |
II – формирование ценностного отношения к достижениям науки, III - получение опыта участия в общественно- значимых мероприятиях |
Детские работы как материалы конференции |
28 |
Участие в научно-практической конференции ко Дню науки лицея: представление собственного иссле дования, эксперимента, проекта. |
1 |
XXVIII (апрель) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Научно- практическая конференция |
III - получение опыта действенного участия в общественно-значимых мероприятиях |
Учебные проекты, исследования обучающихся |
Модуль 4: Расширяя границы знаний (5) |
|||||||
29 |
Механическое движение тел: математические расчёты физических процессов. |
1 |
XXIX (апрель) |
Познавате льная |
Познавательная викторина |
II – формирование ценностного отношения к социальной реальности через взаимодействие «ученик-ученик» |
Викторина «Движение - союз физики и математики» - методическая разработка, *[5] |
30 |
Научно-познавательный текст – повод для общественно- значимой, социальной дискуссии |
1 |
XXX (апрель) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Проблемно- ценностная дискуссия |
III- создание условий для социального самоопределения школьника, освоения им коммуникации, рефлексии |
Материалы сайта www.fipi.ru |
31 |
Звук и его тайны. Интерференция, реверберация звука. |
1 |
XXXI (май) |
игровая |
Социально моделирующая игра |
III - получение опыта действенного участия в общественном мероприятии |
Методическая разработки игры «Тайны звука» |
32 |
Уравнение Бернулли как закон сохранения энергии применительно к задачам гидромеханики. |
1 |
XXXII (май) |
Познавате льная |
Фронтальная, познавательная беседа |
I – приобретение новых знаний, имеющих социальную направленность |
Методические материалы к беседе |
33 |
Экопоселение: за и против |
1 |
XXXIII (май) |
Проблем- но-цен- ностное общение |
Проблемно- ценностная дискуссия |
III - получение опыта действенного участия в общественно-значимых мероприятиях, рефлексия |
Материалы сайта www.eco- kovcheg.ru |
Итоговое занятие (1) |
|
||||||
34 |
Подводим итоги. Представляем результаты деятельности. |
1 |
XXXI (май) |
Познаватель ная, проб- проблемно- ценностное общение |
Школьная акция познавательной направленности |
III - получение опыта действенного участия в общественно-значимых мероприятиях, освоение социальных ролей общественного деятеля, гражданина |
Учебные проекты, исследования обучающихся, дипломы |
* Список литературы, рекомендуемой для обучающихся:
1. Варикаш В. М., Кимбар Б. А., Варикаш И. М., Физика в живой природе, Минск, «Народная асвета», 1984 г., 127 с.
2. Головин П.П. Учимся радиоэлектронике. Экспериментальные задания по электродинамике, Ульяновск, РИЦ «Реклама», 1999 г, 224 с.
3. Колтун М. М. Мир физики. Серия «Твой кругозор», М., Просвещение, 2008 г., 174 с.
4. Перельман Я. И. Физика на каждом шагу, М., АСТ, 2014 г., 250 с.
5. Перельман Я. И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику? М., АСТ, 1999 г,, с. 462
6. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.