Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр этнографической культуры
сельского
поселения «Село ВерхняяЭконь»
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ Директор МБУ ДО ЦЭК
Протокол № А.В. Пашинцева
Педагогическим советом «__»________20__г.
«__» _________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Экспериментариум» (16 часов)
по направлению: естественно-научная
Сроки реализации программы:16 часов
Возраст детей: 7-17 лет
Составитель: Зимина Алина Ярославовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦЭК
с.п. «Село Верхняя Эконь»
2025 г.
Пояснительная записка
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Программа помогает ребенку освоить азы экспериментальной работы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, формирует интерес к природе, к исследованиям. Экспериментальная деятельность школьников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).
Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.
Программа «Экспериментариум» составлена в соответствии со следующими документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 24.03.2021 года №51-ФЗ;
-ПриказаМинобрнауки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Сан Пин 2.4.4.3172-14от 27.10.2020 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Положения о дополнительной образовательной программе, реализуемых в Хабаровском крае от 26.09.2019 г. № 383;
Программа «Экспериментариум» краткосрочная, разработана для учащихся Комсомольского района возрастом 7-17 лет. Направлена на проведение опытов и экспериментальной деятельности в естественнонаучной сфере. Объем программы: продолжительность занятия 1 академический час (40 мин.), перерыв составляет 10 минут; 16 часов обучения занятие проходит 2 раза в неделю. В результате по программе «Экспериментариум» будут изучены свойства различных материалов.
Цель программы: развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности посредством ознакомление с физическими процессами через опыты и эксперименты.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1.Предметные:
- изучение физических, химических, биологических процессов;
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: физики, химии, биологии;
- формирование умение проводить опыты и эксперименты и анализировать свою работу.
2.Личностные:
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- развитие навыков работы с различными источниками информации;
- применение навыков полученных знаний в повседневной жизни.
3.Метапредметные:
- воспитание у обучающихся миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- оценивать правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
В конце изучения курса краткосрочной программы "Экспериментариум" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, научиться проводить простые опыты и эксперименты, знать свойства материалов, основные приемы изготовления изделий, условные обозначения.
Результат
1.Метапредметные:
- правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
- названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;
- проводить самостоятельно простейшие опыты и эксперименты;
- вести наблюдения за окружающей природой;
- определять взаимосвязи между веществами;
- применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
2.Личностные:
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3.Предметные:
- что изучает биология, химия, физика как наука;
- что такое вещества, основные элементы строения вещества;
- три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное.
- основные физические, химические, географические, астрономические понятия;
- основные природные явления;
- свойства и явления природы.
Учебно-тематический план краткосрочной программы «Экспериментариум»
|
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
|
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
1. |
Введение. Инструктаж. «Как вокруг все интересно»Приборы помощники. |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Слайм – современная игрушка своими руками. |
1 |
- |
1 |
|
3. |
Флаффи слайм – пушистый комок. |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Баттер слайм – взбитое масло. |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Клауд слайм - снежное облако. |
2 |
1 |
1 |
|
6. |
Кранчи слайм – хрустящий попкорн. |
2 |
1 |
1 |
|
7. |
Глосси слайм. |
2 |
1 |
1 |
|
8. |
Клиар слайм. |
2 |
1 |
1 |
|
9. |
Горный слайм. |
2 |
1 |
1 |
Содержание программы.
Введение. Инструктаж. «Как вокруг все интересно». Приборы помощники. «Все увидим, все узнаем».(1 час)
Теория. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности. Знакомства с приборами помощниками.
Практика. Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.
Слайм – современная игрушка своими руками. (1 час)
Теория. Основные приемы изготовления слайма. Основные составляющие слайма.
Практика. Изготовление ориджинал слайма (однотонный слайм без особых добавок).
Флаффи слайм – пушистый комок.(2 часа)
Теория. Основные составляющие флаффи слайма.
Практика. Изготовление флаффи слайма (воздушный слайм с нежной текстурой), такая текстура получается, если в слайм добавить пену для бритья.
Баттер слайм – взбитое масло.(2 часа)
Теория. Основные составляющие баттер слайма.
Практика. Изготовление баттер слайма (пушистый и напоминает кусок взбитого сливочного масла), такую текстуру слайм приобретает благодаря добавлению в него специальной глины или лёгкого пластилина.
Клауд слайм - снежное облако.(2 часа)
Теория. Основные составляющие клауд слайма.
Практика. Изготовление клауд слайма (пушистый и мягкий слайм с рыхлой текстурой, при растягивании осыпается мелкими частичками), он делается с добавлением искусственного снега, который придаёт ему облачную текстуру.
Кранчи слайм – хрустящий попкорн.(2 часа)
Теория. Основные составляющие кранчи слайма.
Практика. Изготовление кранчи слайма (хрустящий слайм), он делается на основе ориджинала или clear с добавлением пенопластовых шариков, которые приятно хрустят.
Глосси слайм.(2 часа)
Теория. Основные составляющие глосси слайма.
Практика. Изготовление глосси слайма.
Клиар слайм.(2 часа)
Теория. Основные составляющие клиар слайма.
Практика. Изготовление клиар слайма.
Горный слайм.(2 часа)
Теория. Основные составляющие горного слайма.
Практика. Изготовление горного слайма (слайм из двух текстур: клиар и ориджинал).
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.
Для работы используются образцы работ, созданные педагогом.
Материалы:
1. Клей для слаймов;
2. Активатор или тетрабонат натрия;
3. Пищевые красители;
4. Ароматизаторы;
5. Добавки (фимо, пенопластовые шарики, блестки, легкий пластилин или глина, искусственный снег, шармы).
Инструменты:
1. Баночки для хранения;
2. Деревянные шпатели для замешивания;
3. Миски для замешивания;
4. Перчатки;
Список литературы для учащихся
1. Журкова Е.Н. 2010. Удивительная химия.
2. Леенсон И.А., 2010. Занимательная химия для детей и взрослых. – Мир энциклопедий Аванта+, Астрель
3. Стрельникова О.А. Из чего все сделано. 2015г.
4. Том Тит Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. – Издательский Дом Мещерякова , 2013 г.
Список литературы для педагога и родителей
1. Аниашвили, Ксения Сергеевна. Научные опыты и эксперименты.- Москва: Издательство АСТ, 2020.- 159 с.: ил. – (4Д-энциклопедия с дополненной реальностью).
2. Ачети Л., Бергамино Дж. Мои первые экспериметы. – М.: РОСМЭН, 2021. – 96с.: ил
3. Белько Е. Веселые научные опыты. Увлекательные эксперименты с растениями и солнечным светом.-СПб.: Питер, 2021.-48с.:ил.
4. Белько Е. Веселые научные опыты для детей. 20+ увлекательных экспериментов в домашних условиях.- СПб.: Питер, 2021, - 48с.: ил.
5. Битти Ром, Пит Сэм. Простые эксперименты.-М.: РОСМЭН, 2020.- 96с.: ил.
6. Аниашвили К.С. Копилка научных опытов и экспериментов – М.: Издательство АСТ, 2016. – 128 с.
7.
Белько Е. Веселые научные опыты.
Увлекательные эксперименты в домашних
условиях. – СПб: Питер, 2015. – 64 с.
8.
Гусев И.Е. Большая книга
экспериментов. Твори, выдумывай, изобретай / И.Е. Гусев. –
М.: АСТ, 2013. – 240 с
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.