ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются подходы к интеграции естественно-научного и художественно-творческого освоения мира. Обозначаются принципы разработки образовательных программ дополнительного образования детей, направленных на развитие исследовательской и творческой активности личности. Описан опыт работы центра эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» города Магнитогорска Челябинской области.
Иконка файла материала ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.docx

ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

В статье рассматриваются подходы к интеграции естественно-научного и художественно-творческого освоения мира. Обозначаются принципы разработки образовательных программ дополнительного образования детей, направленных на развитие исследовательской и творческой активности личности. Описан опыт работы центра эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» города Магнитогорска Челябинской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исследовательская деятельность, творческая деятельность, художественно-творческое развитие, дополнительное образование детей.

 

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру. Вопросам формирования научного мировоззрения средствами искусства посвящена статья С.П.Ломова [4]. Об особенностях художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста пишут Г.А. Горбунова  [1],  О.П. Савельева и Е.А. Шубина [7], М.В. Соколов  [8; 9]  и другие исследователи.

Ученые, изучавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева и др.) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка»[Приводится по: 5]. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми.

Однако, на основе мониторинга дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в образовательных учреждениях данный подход применяется неоправданно редко. Сегодня цели дополнительного образования направлены на то, чтобы формировать навыки самореализации личности и развивать творческие способности. Наиболее благоприятные условия для реализации данного проекта имеются  именно в системе дополнительного образования, как самой мобильной и активно-реагирующей на запрос социума.В данной статье хотелось бы представить опыт работы по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие в науку» в Центре эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» города Магнитогорска Челябинской области.

Среди отличительных особенностей программы «Путешествие в науку» мы бы выделили следующие: во-первых, расширение опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, через личный опыт, педагогический показ, практическую деятельность, что способствует расширению познавательной  сферы и формированию целостной картины мира; во-вторых, достаточный охват круга естественно-научных исследований, что формирует интерес к познавательной деятельности; в-третьих, соответствие природному и праздничному календарю, что помогает  проследить связь науки искусства и повседневной жизни человека.

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на познание ребенкоммира вокруг себя, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Цель программы «Путешествие в науку»: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста  научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к миру вокруг себя.

Задачи, решение которых необходимо для достижения цели: 1 - развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; 2 - создание атмосферы коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении сложных заданий, упражнений и операций;  3 - раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические чувства от общения с прекрасным, этические нормы поведения; 4 - формирование правильного отношения к природе, способствование экологическому воспитанию; 5 - развитие художественного вкуса, воображения; 6 - воспитание аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу.

Работа по программе направлена на создание условий для сенсорного развития детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей рекомендуется учитывать следующие моменты: во-первых, сочетать показ с активным действием ребенка по обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) предмета; во-вторых, необходимо использовать метод сравнения (сходных по внешнему виду предметов и т.д.); в-третьих, необходимо учить детей сопоставлять факты и  делать выводы из рассуждений; в-четвертых, необходимо активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт в эстетической деятельности.

Основное содержание естественно-научных исследований предполагает формирование у детей представлений:о материалах (мука, крахмал, бумага, ткань, дерево), о мире растений (различие хвойных деревьев, изменение окраса листвы), о способах исследования объекта, о предметном мире. Дополнительно на занятиях развивается эмоциональная сфера личности. У обучающихся формируется эмоционально-образное отношение к окружающему миру. Ребенок учится видеть прекрасное в окружающем мире, в искусстве. В творческой деятельности он получает опыт эстетического переживания от процесса работы над рисунком или поделкой.

В процессе исследований и эстетической деятельности развивается словарный запас детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Результаты освоения программы  можно разделить на: 1 - личностные, которые отражаютсяв индивидуальных качественных свойствах учащихся; 2 – предметные, которые характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмета; 3 - метапредметные результаты, которые характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

К личностным результатам мы относим: развитие познавательной активности, творческого мышления; формирование эстетических чувств, патриотизма; овладение навыками  коллективной деятельности, рациональной  организации самостоятельной деятельности.

К предметным результатам  относятся: знания и представления о природных законах, об элементарных законах физики и химии (магнитное поле, реакция йода на крахмал и т.д.), о свойствах природных материалов, назначении ручных инструментов и приспособлений, о законах изобразительного искусства.

Метапредметные результаты выделены нами следующие: способность творчески видеть, уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; планировать деятельность в ходе ведения учебной работы; применять на практике знания, полученные на занятиях.

Интеграция естественно-научного освоения окружающего мира и художественно-творческого проявляется в содержании каждого занятия.  Например,  на занятии «Хлеб всему голова», наряду со знакомством значения хлеба в жизни человека, сравнением колосков и зерен пшеницы и ржи, вкусовых качеств пшеничного и ржаного хлеба, обучающимся в творческой практической работе предлагается задание - лепка элементов коллективного панно «Чаепитие» из соленого теста.

На занятии «Осень, осень. Парад шляп» в ходе беседы о красоте окружающей природы, педагог с обучающимися определяет признаки осени, находит осенние изменения в природе и объясняет, почему это происходит. В творческой работе  дети сначала учатся смешению цвета, подбирают колорит осенней листвы. Из полученной палитры они вырезают различные по форме листья и декорируют ими шляпы, сконструированные из бумаги.

Занятие «Ах, картошка, картошка…» знакомит с «биографией» и химическими свойствами картофеля, развивает умения сравнивать, сопоставлять и наблюдать. В ходе лабораторной работы с помощью педагога обучающиеся проводят опыты по получению крахмала и реакция йода на крахмал [Приводится по: 3]. В творческой деятельности картофель используется  как материал для матричной печати.  Из клубней картофеля вырезаются  штампы для оттисков (простейшие геометрические фигуры, листочки и цветочки). При создании орнаментальной композиции  обучающиеся знакомятся с понятиями: мотив, узор, ритм, контраст.

На занятии «Ёлочка, елка, лесной аромат…»  мы обобщаем знания детей о разнообразии хвойных деревьев, учим сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, расположению хвоинок на ветке) [Приводится по: 10]. Для этого используем шишки, хвою, семена и ветки разных деревьев. Проводим лабораторный опыт  по получению хвойного масла. В творческой работе предлагаем сделать сувенир – новогоднюю декоративную ёлочку из сизаля.

При проведения занятий активно используются игровые методы,  звучат произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки). Творческие задания учат детей находить красоту в обыденном, эстетически воспринимать явления окружающего мира, любоваться необычными явлениями природы, использовать изобразительные материалы и техники рисования для создания  творческих  изобразительных или декоративных работ. Для развития навыков коллективной деятельности, коммуникативных способностей применяются задания, предусматривающие создание коллективных творческих работы [Приводится по: 6]. Например, конструирование из бумаги и гофрированного картона «Космические миры» или «Инопланетянин» [Приводится по: 2]; изготовление элементов-магнитов в техниках коллаж или декупаж для коллективной композиции «Мой город»; выполнение в технике матричной печати коллективной композиции «Разноцветный калейдоскоп витаминов» и др.

Апробация программы «Путешествие в науку» в 2016 -17 учебном году прошла успешно. В ее реализации приняли участие более 450 учеников школ города Магнитогорска. Оценка результатов освоения программы проводилась  с помощью таких способов как опросы, наблюдение за деятельностью обучающихся, анализ и оценка творческих работ.

В целом, мы считаем, что интеграция науки и искусства, синкретичность научного познания и творческого освоения действительности являются основой для формирования активной, творческой личности.

Список литературы

1.     Горбунова Г.А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: дис.… доктора пед. наук / М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,  2010.  453 с.

2.     Горбунова Г.А., Савельева О.П. К вопросу о непрерывности дизайн-образования: проблемы и перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015.  № 5 (180). С. 206-211.

3.      Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2005.  111 с.

4.     Ломов С.П. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна.  Новосибирск: ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2015.  С.10-20.

5.     Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.  Волгоград: Учитель, 2011. 333 с.

6.     Савельева О.П., Стригуль Е.С. Работа с бумагой как средство развития художественно-творческой активности младшего школьника в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 2 (10). С. 228-235.

7.     Савельева О.П., Шубина Е.А. Уроки аппликации в школе: учебно-методическое пособие.  Магнитогорск: Изд-во ООО ПКФ «Статус», 2016.  104 с.

8.     Соколов М.В. Активизация творческой деятельности. Проблемы создания специальной среды // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015.  №4 (8).  С. 99 – 103.

9.     Соколов М.В. Развитие художественно-творческих потребностей школьников на  занятиях  по художественной обработке металла (факультатив по эмали): автореф.дис. … канд. пед. наук. М.:Московский педагогический государственный университет, 1993.19 с.

10. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Искусство деревянной мозаики. М.: Культура и традиция, 2005. 207 с.


 

Посмотрите также