Тема урока «Нервная система. Органы чувств»
“Нервная система - это мост между телом и разумом, позволяющий нам ощущать и воспринимать мир во всей его полноте.”
Добрый день, ребята!
Предлагаем посмотреть на картинку
Согласны ли вы с выражением : «Глаз смотрит, а мозг – видит»
Глаза смотрят на одинаковые картинки, а мозг каждого из нас видит разное.
(дети высказывают свои гипотезы)
Вся информация от органов чувств должна дойти до мозга.
Задание: Наведите порядок!
Глаза Обоняние
Уши Вкус
Язык Зрение
Кожа Слух
Нос Осязание
А что у человека контролирует слаженную систему всего организма и обеспечивает его реакцию на внешние воздействия?
Нервная система охватывает все тело человека. Она контролирует слаженную работу всего организма и обеспечивает его реакцию на разнообразные внешние воздействия. Она подразделяется на ЦНС и ПНС.
ЦНС : Головной , спиной мозг – думаем, чувствуем, двигаемся.
ПНС: Разветвленная сеть нервов.,нервных узлов, нервных сплетений, которая осуществляет обмен информацией между центральной нервной системой , телом и органами чувств .
Соматическая нервная система отвечает за координацию движения тела, а так же за получение внешних сигналов. Она подконтрольна нашему сознанию.
Работой вегетативной нервной системы мы своей волей управлять не можем, она отвечает за деятельность внутренних органов. Она включает симпатический отдел (бей-беги) и парасимпатический(спокойствие).
Практическое задание:
Проведем палочкой по коже с тыльной стороны ладони. Обнаружим, что образовалась белая полоска, которая через некоторое время становится красной.
Так вот, в первом случае, когда полоска была белого цвета, сосуды сузились под влиянием симпатической иннервации. Именно эта реакция защищает кожу от сильного повреждения и возможного кровотечения.
Затем, когда вместо белой, возникла красная полоска –
это говорит о том, что сосуды расширились под влиянием парасимпатической
иннервации, т.е. тканям доставлены питательные вещества и кислород.
Вывод: Обе эти системы симпатическая и парасимпатическая всегда действуют
согласованно и дополняют друг друга, обеспечивают благоприятный режим работы
человеческого организма применительно к разным условиям.
Спиной мозг ЦНС выполняет функции связующего элемента между головным мозгом и ПНС. Головной мозг ЦНС отвечает за обработку всей информации об окружающем нас мире.
Практическое задание:
1. Встаем- вытягиваем руки перед собой и сгибаем правую ногу, опустили ногу.
2. Руки не опускаем, но теперь закроем глаза и сгибаем левую ногу.
(Опишите свои ощущения)
Почему устоять в этой позе не получается, наблюдается пошатывание или качание тела?
Мозг не получает информацию от органов зрения.
От органов зрения, вестибулярного и опорно-двигательного аппарата информация поступает в мозг. А он, в свою очередь, передает сигналы через центральную и периферическую нервную систему.
А можно
тренировать свою нервную систему?
Задача нервной системы принимать, обрабатывать и отправлять сигналы. Когда
соединение только образовалось, то оно ненадежное, не может быстро проводить
сигнал. Но если сигнал передается регулярно, то нервная система
приспосабливается к передаче информации.
Если регулярно выполнять это упражнение, то тело будет учиться поддержание равновесия в пространстве.
Почему мы сделали акцент именно на зрении, посмотрите диаграмму – зрение главный источник информации!
Как получается и воспринимается глазом изображение?
Посмотрите, пожалуйста, друг другу в глаза. У всех они одинаковые? Что вы видите (зрачок, радужную оболочку, белок) Какую форму имеет глаз (выпуклую)
Первая деталь оптической системы глаза — это роговица. Она меняет направление движения света. Это возможно благодаря такому свойству света, как преломление. За счет круговых и радиальных мышц радужная оболочка может соответственно сужать и расширять зрачок, регулируя количество света, проникающего в глаз, как диафрагма в фотоаппарате. Пролетев сквозь зрачок, свет попадает на хрусталик — вторую линзу. Хрусталик преломляет свет слабее, чем роговица, зато он подвижен. Хрусталик висит на цилиарных мышцах, которые меняют его кривизну, тем самым позволяя нам фокусироваться на предметах на разном расстоянии от нас. После хрусталика свет пролетает сквозь стекловидное тело прямиком на сетчатку. На сетчатке область наиболее высокого зрения – жёлтое пятно с центральной ямкой и слепое пятно – место, оттуда зрительный нерв выходит в мозг.
Кривизна хрусталика может меняться, тем самым изменяется преломляющая способность глаза.
Если посмотреть на дальние предметы, то мышцы расслаблены, кривизна хрусталика невелика. Переводим взгляд на ближайшие предметы – мышцы сжимают хрусталик, его кривизна увеличивается.
Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией (латинское слово – приспособление). Пронаблюдать аккомодацию хрусталика можно, если быстро перевести взгляд с предмета, расположенного близко, на предмет расположенный далеко (предлагается ученикам пронаблюдать явление).
Существует предел аккомодации – расстояние, на котором чёткого изображения предмета не получить. Предмет удалён от глаза на 12см.
Практическое задание (ученики определяют предел аккомодации своих глаз с помощью карандаша).
Расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения – расстояние наилучшего видения. Оно равно 25см у глаза100% зрением. Об этом надо помнить, когда читаете книгу или пишите в тетради.
Какое же изображение проецируется на сетчатке?
Практическое задание
Хрусталик –«живая линза», а перед вами стеклянные линзы, нужно отобрать для дальнейшей работы выпуклые линзы.( середина толстая, края тонкие). Соберите установку. Расположите на оптической скамье выпуклую линзу ( собирающую), экран, источник света, предмет ( буква). Включите источник света и получите изображение буквы на экране передвигая линзу на скамье. Какие виды изображений вы получили? ( уменьшенное, увеличенное, перевернутое)
Нервная система преобразует изображение, которое сформировалось на сетчатке в нервные импульсы и передает в ЦНС, где происходит анализ этой информации, и мы видим картинку. На сетчатке получаем уменьшенное, перевернутое, так как расстояние от предмета до линзы гораздо больше, чем расстояние от линзы до сетчатки глаза.
Реальное изображение формирует мозг. Это происходит потому, что наряду со зрительными образами в мозг поступают нервные импульсы от глазных мышц. Мышцы «обводят» контуры предметов. Мозг учитывает масштаб уменьшения и движения глазных мышц. Это даёт возможность получить прямое и натуральное восприятие объекта. Мозг умеет правильно интерпретировать картинку, и восстанавливает из перевернутого оригинальное изображение.
Итак, мы «смотрим глазом, а видим мозгом».
Давайте
вернемся к диаграмме . На втором месте – слух. Наши ушки слышат звуки. И я вам
задам провокационный вопрос – а можно увидеть звук?
Для начала разберемся как рождается звук.
Практическое задание:
У вас на столах стоят камертоны с молоточками. Ударьте по камертону( появляется звук), рукой коснитесь камертона, то чувствуете(вибрации, колебания). Если остановить вибрации, то звук исчезает. Значит что является причиной звуков? (вибрации, колебания).
А взгляд успевает уловить эти колебания? (нет)
Звуковые колебания мы сможем
увидеть если опустим камертон в воду.
Ударим по камертону молоточком и поместим его непосредственно у поверхности воды. Что появляется на поверхности? ( на поверхности появляются круги, вызванные колебаниями камертона). Первый наш вывод: звук распространяется в воде.А как звук доходит до нашего органа слуха? Колебания должны распространяться в среде. Возникает звуковая волна.
Практическое задание:
Зажгите свечу, в бутылке
находиться воздух , надо ударить по затянутому резиновой пленкой краю. Что вы
увидели? (свеча потухла) Почему? При
ударах о пленку приходят в движение частички воздуха, расположенные под
пленкой, возникают области сжатия и разряжения. Возникает волна.
Давайте послушаем как меняется звук камертона если вы его погружаете глубже в воду?
Он стал другим более низким.
Что это значит? Изменилась частота звука. А еще можно слегка ударить по
камертону и звук будет- тихим. А можно сильно ударить, звук будет громкий. А
что меняется у звука? (амплитуда)
Обоняние – запахи на расстояние ( диффузия), вкус – при непосредственном контакте раствор хим.веществ действует на рецепторы органов вкуса, отличить сьедобное от несьедобного.Вкус настолько важен нашему организму, что природа не доверила
доставку информации о пище в мозг только одному нерву. Ответственную
задачу выполняют три нерва: языкоглоточный, лицевой и блуждающий. Они
доносят информацию о вкусе того, что попало нам в рот , до высших отделов
в коре височных долей мозга.Почему после конфет фрукты кажутся несладкими?
(Предполагаемый ответ. Содержание сахарозы в конфетах значительно
выше, чем во фруктах. Если сначала есть сладкое, вкусовой анализатор
«настраивается» на высокую концентрацию сахара и поэтому должно пройти
какое-то время, чтобы произошла «перенастройка» на меньшую
концентрацию сахара.)
Рефлексия и закрепление
Задание: Наведите порядок!
Глаза Обоняние
Уши Вкус
Язык Зрение
Кожа Слух
Нос Осязание
Отделы нервной системы
Название отдела |
Чем представлен |
Выполняемые функции |
Центральный |
Головной и спинной мозг |
командуют |
Периферический |
Нервы, нервные узлы и нервные окончания |
Воспринимают Передают реализуют |
Периферическая нервная система
Особенности строения и функции |
Соматический отдел |
Вегетативный отдел |
|
Симпатический |
Парасимпатический |
||
|
Состоит из нервов, прикрепленных к коже, органов чувств и всех мышц скелета. Отвечает за сознательные движения мышц |
Центры расположены в грудном и поясничном отделе спинного мозга. Система стресса. |
Центры расположены в продолговатом и среднем головном мозге и в крестцовом спинном мозге. Система спокойствия. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.