Сценарий урока по теме: "Стороннее поле. ЭДС. Закон Ома".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий урока по теме: "Стороннее поле. ЭДС. Закон Ома".
Иконка файла материала Урок2 Стороннее поле.doc

Урок

Тема. Стороннее поле. ЭДС. Закон Ома.

 

Цель. Сформировать понятие стороннего поля, ЭДС – E . Ученик должен знать законы Ома и уметь использовать их в решении задач.

 

Задачи урока:

1. Образовательные

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;

- осуществить выполнение главных требований к овладению знаний: полноту, глубину, осознанность, оперативность, прочность;

- закрепить изученный материал путем решения задач;

- продиагностировать знания учащихся, полученных на данном уроке;

 

2. Развивающие

- развивать мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация;

- совершенствовать умения использовать знания, полученные ранее в теме «Электрические явления»;

- совершенствовать умения использовать знания, полученные на уроках информатики;

 

3. Воспитательные

- формировать гуманное отношение на уроке;

- углублять сотрудничество между учителем и учениками;

- повышать интерес к предмету физики;

- содействовать воспитанию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности;

- способствовать формированию деликатности, вежливости, дисциплинированности, ответственности, честности.

4. Здоровьесберегающие

- создавать комфортные условия образовательного пространства;

- развивать навыки техники безопасности на уроке;

- сохранять физическую и стимулировать умственную работоспособность; развивать мыслительные операции;

- снижать утомляемость учащихся;

 

 

Методы:

- подготовка к восприятию;

- индивидуальная работа за компьютером;

- разгрузка зрительного напряжения;

- самостоятельная работа;

- работа с программой «Teach Pro. Физика. Электричество»;

- решение разноуровневых задач;

- диагностика.

 

Формы работы:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Основной формой работы на уроке является индивидуальная.

 

План

 

I. Организационный момент.

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- организация внимания.

 

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- сообщение темы изучения нового материала;

- формулировка цели и задач изучения нового материала;

- определение хода работ и временная установка;

- повторение правил техники безопасности при работе за компьютером;

Следует отметить, что перед учащимися лежат «Индивидуальные карты», в которых указана тема урока, методическое обеспечение (программа, с которой дети будут работать), структура занятий с указанием времени работы (приложение 1).

 

III. Усвоение новых знаний учащимися.

Учащиеся работают индивидуально за компьютером. Занятие состоит из трех частей:

1. Теоретическая. Учащимся предложены три темы для самостоятельного рассмотрения.

№2. Электродвижущая сила9(Teach Pro.Физика. Электричество).

№4. Закон Ома для участка цепи.

№8. Закон Ома для полной цепи.

Ученики сидят по 1-2 человека за компьютером. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности восприятия текста с монитора компьютера, а также графической и звуковой информации. На теоретическую часть отводится 9-12 минут.

            После теоретической части проводится краткий фронтальный опрос 2-3 минуты.

 

            Вопросы (на доске заранее приготовлены).

  1. Какое поле называют сторонним?
  2. Где это поле существует?
  3. Что такое ЭДС источника, напишите формулу на доске (E =         )
  4. В каких единицах измеряется ЭДС?
  5. Напишите закон Ома для пассивного участка цепи (не содержит источник ЭДС) (I=        )

  1. Закон Ома для замкнутой (или полной) цепи. (I=        )

 

При подготовке на этом этапе дети могут работать и с учебником С. В. Громова, Физика – 10.

 

2 часть. Практическая. В ней предлагается ученикам разобрать несколько задач:

№ 684, 685, 686, 697 (1 часть); №736, 737, 738 (4 часть). Задачи подобраны таким образом, чтобы десятиклассники могли закрепить, полученные в теоретической части новые знания и приобрели умения применения их при решении задач. Время работы 10-11 минут.

            Для снятия зрительного напряжения проводится физкульт-пауза под руководством физрука. Время 1-2 минуты.

            3 часть. Диагностика. За 15 минут до окончания урока учащимся предлагаются тесты из четырех вопросов. Время работы с тестом 14 минут. Ученики работают самостоятельно, при необходимости, возвращаются к материалам теоретической части, к разобранным и другим задачам. Учитель следит за правильностью выполнения теста. Учащимся, быстро и правильно справившимся с задачами предлагается дополнительное задание. Ученики, не справившиеся на 100% с заданием, возвращаются к его повторному выполнению, причем, ученики должны сами определить неправильный или неправильные ответы. Время выполнения теста – 14 мин.

            Диагностика проводится с целью оценки эффективности усвоения нового материала учащимися, с целью оценки полученных новых знаний, и последующей коррекции этих знаний и умений.

 

IV. Завершение урока.

            Дети занимают свои места за партами. Учитель оценивает работу детей, учитывая конечные результаты выполнения теста и устные ответы.

            Педагог озвучивает задание на дом (приготовлено заранее на доске).

Всего доброго! Все свободны.


Индивидуальная карта

 

Тема: Стороннее поле. ЭДС. Закон Ома

 

Работа за компьютером с программой Teach Pro Физика. Электричество.

                                                                                                                                    Время

  1. Теоретическая часть                                                                                  9-12 мин.

Тема 2: Электродинамика                                                                           1 мин.

 

№2 Электродвижущая сила (ЭДС)                                                             3 мин.

№4 Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.                                   3 мин.

№8 Закон Ома для полной цепи                                                                 3 мин.

Физкульт-пауза                                                                                             1 мин.

  1. Закрепление. Разбор задач

часть 1                                                                                                           14-11 мин

№684

№685

№686

№697

 

часть 4

№736

№737

№738

Физкульт-пауза

 

  1. Диагностика                                                                                                 14 мин

                                                                                                                              1 мин.


Тест к уроку

 

Тема: Стороннее поле. ЭДС. Закон Ома.

 

1.      В каких единицах (СИ) выражают ЭДС.

A.    Вольт

B.     Дж

C.     Кл

D.    Н

2.      Напряжение на зажимах лампочки U=5 В. Амперметр показывает 25 мА. Каким сопротивлением обладает лампочка?

A.    0,2 Ом

B.     2 Ом

C.     200 Ом

D.    20 Ом

3.      Сила тока в цепи равна 1А. Чему равна ЭДС источника в этой цепи, если его внутренне сопротивление равно 1 Ом, а внешнее сопротивление цепи 10 Ом.

A.    1 В

B.     10 В

C.     0,1 В

D.    11 В

4.      Какая формула соответствует закону Ома для замкнутой (полной) цепи.

A.    J = (U + ) / (R + r)

B.     J = U / R

C.     J = / (R + r)

D.    U = JR

      Дополнительное задание

5.      Нить накала радиолампы включена последовательно с реостатом в цепи источника тока с =2.5 В и внутренним сопротивлением r = 0.1 Ом. Необходимый ток накала достигается, когда сопротивление реостата R1 = 8.4 Ом. Найти ток в цепи наката J, если сопротивление накала R2 = 30 Ом.