Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы
Оценка 4.9

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
25.11.2018
Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы
Представленный материал из опыта работы "Дидактические игры по развитию речи у детей первой младшей группы" Для формирования звуковой культуры речи детей рекомендуется проводить дидактические игры и упражнения не только для развития речедвигательного аппарата, но и правильного произношения звуков родного языка. Представлены игры для активизации бытового словаря, развития связной речи, для развития у детей слухового восприятия.
Из опыта работы Дидактические игры.doc
Из опыта работы: «Дидактические игры по развитию речи детей первой  младшей группы»  Воспитатели: Павлова О.А. Дрозд М. Л. В развитии речи детей младшего дошкольного возраста большое значение  имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат дидактические  игры, например игра «Пузырь». Играющие стоят тесным кругом и раздувают  «пузырь» — наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой  (один на один). При каждом раздувании выпрямляются, набирают воздух, а  потом, наклонившись, произносят «ф­ф­ф», выдувая в свою трубку. Так  повторяется 2—3 раза. Затем, взявшись за руки, дети двигаются назад,  расширяя круг, и говорят: «Раздувайся большой, оставайся такой, да не  лопайся». К концу проговаривания текста образуется большой растянутый  круг. Ведущий, дотрагиваясь до соединенных рук детей, говорит: «Воздух,  выходи!» Все дети сбегаются к центру, произнося звук «тс­тс», затем игра  снова повторяется. Так несколько раз. Следующей предпосылкой к овладению родным языком является развитие у  детей слуховых восприятий. Содержание и игровые действия ряда  дидактических игр ставят ребенка перед необходимостью определить на слух, что делают другие дети (хлопают в ладоши, шуршат бумагой, звонят в  колокольчик, стучат в барабан и т. п.). Такие задачи решаются в  играх «Угадай, на чем играют», «Угадай, что я сказала» и в ряде других. Для формирования звуковой культуры речи детей на занятии  рекомендуется проводить дидактические игры не только для развития  речедвигательного аппарата, но и правильного произношения звуков родного  языка. Разберем наиболее характерную как по содержанию, так и по игровому  действию игру «Поезд». Дети стоят друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда — «паровоз» (ведущий). Все дети вместе с ведущим изображают  действиями и звуками ход поезда: «По­шел­по­шел» — постепенно поезд  ускоряет ход. Затем «При­шел­при­шел» — ход замедляется, «ш­ш­ш» —  паровоз выпускает пар. Играя с детьми и ведя «вагоны», воспитатель имеет  возможность, не нарушая игрового действия, дать образец правильного  произношения звука «ш». Дети, развертывая игровое действие, вслед за  воспитателем повторяют звук ш и незаметно обучаются его правильному  произношению. В другом варианте, играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у­у­у»), с шумом выпускают пар («ш­ш­ш, с­с­с»). Когда поезд набирает скорость,  дети говорят «чух­чух­чух», потом «чу­чу­чу» (поехал быстро) и, наконец,  «ш­ш­ш» (выпускает пар). К этой игре придумывается различное содержание  (дети переезжают на дачу, едут в лес, в гости и т. п.). Практика работы по родному языку показывает, что значительная часть детей трехлетнего возраста хорошо понимает речь взрослого, однако нередко  малыши заменяют слово указательным жестом. На этой ступени дошкольного  возраста задача педагогов заключается в том, чтобы всемерно побуждать  детей к речевой активности. Игровая ситуация помогает вызвать детей на  разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с  разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного  мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то  отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано»,  то загадывают о них загадки и в других играх. В ряде дидактических игр для младшего дошкольного возраста решаются  задачи развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и  рассказывает о его основных признаках (цвет, форма, величина).  Рассказывает, где живет животное, нарисованное на картинке, что делают с  игрушкой­куклой. В дидактической игре «Найдем игрушку» ребенок отыскивает знакомую  игрушку, заранее спрятанную воспитателем, а когда находит, то называет ее и  рассказывает, какого она цвета, формы, величины. В игре «Что делает Мишка» дети упражняются в составлении простых  предложений. Взрослый проводит с Мишкой несложные действия, а дети  рассказывают: «Мишка спит», Мишка умывается», «Мишка пошел гулять»  (мячик прыгает, собака бежит). Задача развития связной речи и умение соотнести слово с нарисованным  животным разрешается в таких играх, как «Домашние животные», «Кубики».  В процессе игрового действия дети складывают из частей целое, а затем  рассказывают, что получилось на общей картинке. Дети трех лет могут при правильном использовании дидактических игр  освоить наименование предметов, вычленить их особенности (цвет, форму,  величину), назвать действия, которые производятся в процессе игры с  игрушкой. Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с  дидактической куклой, созданных Е. И. Тихеевой. В игре «Купание  куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов,  необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). В ходе игры взрослый  обеспечивает умственную активность детей. Укладывая куклу в игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные  принадлежности. В игре дети, называя постельные принадлежности  (простыня, одеяло, подушка, наволочка и т. д.), осмысливают значение слов,  связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить». Воспитателям необходимо широко использовать в дидактических играх  природный материал: камешки, листья, семена, ягоды, цветы, овощи, фрукты,  снег, воду и др. Проводить наблюдения за животными (когда это возможно), а  если такой возможности нет, то использовать картинки. В группе младшего  дошкольного возраста можно провести «Игру с овощами», в которой дети  должны различать и называть морковь, свеклу, лук, картофель. Дидактические игры: «Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь  воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять  действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на  картинке.  «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения  объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с  игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.  «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям  почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и  картинкой к ней. Учить правильно, описывать игрушку, подбирая картинку к  данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.  «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры;  сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.  «Одень Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия  одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить  употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как  интересно можно играть с куклой.  «Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый  предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте,  выполнять определенные движения для достижения нужного результата.  Развивать мелкую моторику пальцев.  «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и  назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя  («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.  «Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения  для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей  радостное настроение от совместной игры.  «Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3­4  любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при  действии с предметами разного размера.  «Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета;  действовать с предметами в определенной последовательности; развивать  умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.  «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим  животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест  ( зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с  этой игрушкой.  «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть  домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь  увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами;  способствовать развитию голосового аппарата (произнесение  звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы

Дидактические игры по развитию речи детей первой младшей группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018