Предлагаемый методический материал является подборкой заданий для проведения химических развивающих игр различной направленности. Материалы представленных дидактических игр могут быть использования для индивидуальных заданий на уроках химии, для повторения, обобщения или закрепления знаний, навыков решения заданий разных типов. Использование дидактических игр на уроках химии позволяет развивать у школьников логическое мышление, сообразительность, умение размышлять, делать соответствия, выводы.
Дидактические игры при изучении химии в 8 классе.
Игра «Телепатия»
Описание игры. В классе возле большой таблицы «Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева» находится один из ведущих. Он
вызывает из класса ученика, желающего принять участие в игре. Гдето в
глубине зала находится второй ведущий. Он не должен видеть таблицу на
сцене, а только слышать голос первого ведущего. В руках второго ведущего
периодическая система маленького формата.
Эффект номера состоит в том, что ученикзритель указкой показывает на
таблице какойлибо элемент так, чтобы это видели все другие ученики, но не
видел бы второй ведущий. Затем, не называя показанный элемент, первый
ведущий призывает второго ведущего сконцентрировать волю для приема
телепатического сигнала, молча «передает» этот сигнал, а второй ведущий
безошибочно угадывает элемент, указанный учеником.
Объяснение. Секрет «телепатического» угадывания элемента заключается в
применении специального кода, которым в совершенстве должны владеть оба
ведущих. Применение кода основано на том, что каждый элемент имеет свой
порядковый номер в периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
Каждой цифре порядкового номера присваивается конкретный шифр. Для
зашифровки номера элемента можно применить следующий код:
определенное слово соответствует определенной цифре в зависимости от
первой буквы названия цифры. Например: отгадай – 1; думай – 2; точнее – 3;
что это – 4; постарайся – 5; шутя – 6; скажи – 7; внимательнее – 8; догадайся
– 9; назови – 0.
Для облегчения запоминания кода слова подбираются так, чтобы они
начинались с той же буквы, что и соответствующая цифра. Используя этотпринцип, можно применять в игре и другие слова, начинающиеся с данной
буквы. Это даст возможность не только облегчить запоминание кода, но и
проводить «телепатический» трюк несколько раз в присутствии одних и тех
же зрителей.
При проведении сеанса следует быть очень внимательным. Первый ведущий
(после того, как учеником был указан элемент) принимает сосредоточенный
вид, затем медленно и громко произносит: «Прошу сконцентрировать волю.
Посылаю телепатический сигнал».
Следует небольшая пауза, после чего первый ведущий так же медленно и
громко говорит, обращаясь ко второму ведущему: «Точнее... Постарайся...
Какой элемент выбрал ученик?»
Второй ведущий легко «воспринимает» сигнал «Точнее... Постарайся» –
номер 35 и называет соответствующий ему элемент – бром.
Приводим в качестве примера другие сочетания слов: «Подумай» – 5 (бор);
«Внимательнее, назови» – 80 (ртуть); «Скажи, шутя» – 76 (осмий); «Думай,
догадайся» – 29 (медь).
Числительные 2 и 9 начинаются с одной и той же буквы, поэтому для
облегчения запоминания более коротким словом «думай» можно
закодировать цифру 2.
Еще несколько советов. Прежде чем демонстрировать фокус, ведущим надо
хорошо усвоить код и отрепетировать номер. Если во время выступления
произойдет ошибка, не теряйтесь, нужно еще раз сосредоточиться и повторить
передачу «телепатического» сигнала. Возможно, в первый раз сигнал был
искажен «помехами из космоса», ведь телепатия – это явление оченьочень
сложное!