Интеллектуальная игра "Путешествие в мир химии"
Оценка 4.8

Интеллектуальная игра "Путешествие в мир химии"

Оценка 4.8
Игры
pdf
химия
11 кл
14.03.2024
Интеллектуальная игра "Путешествие в мир химии"
Игра формирует у студентов целостное представление о мире и роли химии в создании современной естественно – научной картины мира. Игра построена на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей.
Сценарий игры Путешествие в мир химии 2024.pdf

Игра «Путешествие в мир химии»

Автор: Петрова Ольга Викторовна, преподаватель ГБПОУ ВО «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»

 

Актуальность выбранной формы: Игра формирует у студентов целостное представление о мире и роли химии в создании современной естественно – научной картины мира

Игра построена на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей.  

Цель мероприятия

1)                 Повторить, обобщить и систематизировать знания о классах неорганических, органических веществах и их общих свойствах.

2)                 приобретение студентами опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия  решений анализа и обработки  информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами  в повседневной жизни)

3)                 формирование у студентов умения использовать различные виды познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, сравнения, обобщения, систематизации) для решения поставленной задачи.

Задачи:

Воспитательные:

1)                вызвать интерес к предмету;

2)                развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска; Образовательные:

1)         обобщить знания о свойствах классов неорганических, органических веществах, уметь находить вещества, с которыми взаимодействуют   предложенные соединения 2)   формировать ключевые понятия: 

3)                 обучать  учащихся самостоятельному приобретению новых знаний.

4)                 побуждать студентов к исследовательской деятельности с использованием  различных информационных ресурсов; 

5)                 развивать познавательный интерес к предмету химии 

6)                 развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать вещества и обобщать знания о свойствах веществ, мыслить абстрактно; стимулировать учащихся на  совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.  Здоровьесберегающие:

1)         учитывать возрастные особенности детей; 2) выстраивать модель здоровьесберегающего урока;  3)   избегать перегрузок.

Оборудование: учебник (Габриелян О. С. Химия 10-11 класс. Базовый уровень: учебник для обшеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -8-е издание. М.: Дрофа, 2016.).

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков.

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, дидактические игры.

Подготовка мероприятия: предварительно учащиеся получают задание повторить свойства всех классов неорганических, органических соединений. 

Предварительная работа

Поделить группу на две команды, которые придумывают название своим командам.  

Ход занятия

1. Вступительное слово

Преподаватель: Ребята, сегодняшний занятие – занятие закрепления, обобщения материалов по теме: «Путешествие в мир химии». На этом занятии мы будем повторять пройденный материал, выполним задания.  

Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Сегодня я вас приглашаю совершить «Путешествие в Мир химии». Давайте представим, что это водный маршрут, мы сели на корабль под названием «Химия». Вы – пассажиры, у вас есть капитаны. 

Девиз нашего путешествия: «Думать! Искать! Найти!»

Задание 1. «Интуиция» Преподаватель задаёт вопросы командам, за каждый правильный ответ -1 балл.

 

Вопросы

1.  Разновидности простого вещества, образованные одним и тем же химическим элементом?

(аллотропы)

2.  От какого дождя гибнут растения? (от кислотного)

3.Степень окисления хлора? (-1)

4.      Химическая формула уксусной кислоты?( CH3COOH)

5.      Какой реакцией можно получить сложный эфир? (реакцией этерификации- взаимодействием карбоновой кислоты со спиртом)

6.      Газообразная природная смесь? (воздух)

7.      Положительная частица ядра? (протон)

8.      Самоё твёрдое природное вещество. (алмаз)

9.      Газ, выделяемый  растениями на свету. (кислород)

10.  Какую водку не будет пить самый горький пьяница? (царскую)

11.  Водный раствор  хлороводорода. (соляная кислота)

12.  Реакция, сопровождаемая  светом и теплом. (горение)

13.  Жидкий металл. (ртуть)

14.  Летучее водородное соединение углерода и водорода? (метан)

15.  Химический нагревательный прибор. (спиртовка)

16.  Кислота, необходимая для пищеварения. (соляная кислота)

17.  Чем пахнет после грозы? (озоном)

18.  Какой химический элемент  входит в состав гормона щитовидной       железы? (йод) Задание 2. «Напиши молекулу»

По заданию  написать молекулы:

А. метана;    

Б.  углекислого газа;

В.  серной кислоты;

                  

Г.  этилена;

Д.  уксусной кислоты;

Ж. этилового спирта.

 

 

Задание 3. «Цепочка превращений и типы реакций»

А.  Написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 

Ответ :1) 4P +5O2 → 2P2 O5

2)  P2 O5 +3H2O → 2H3PO4

3)  H3 PO4+3NaOH → Na3PO4+3H2O                4) Na3PO4+3AgNO3 → Ag3PO4↓+3NaNO3

 

Б.   Ваша задача: дописать уравнения и определить тип реакций:

1) NaOH+H 2SO4 → 2) Mg+HCl → 3) H2+O2

4) CaCO3

Ответ: 1) 2NaOH+H2SO4 → Na2SO4+2H2O – реакция обмена 2) Mg+2HCl → MgCl2 +H2 –реакция замещения 3) 2H2 +O2 → 2H2O– реакция соединения

4) CaCO3 → CaO+ CO2 – реакция разложения

 

 

Менделеев

 

Серебро

 

Ртуть

 

 

Пробирка

 

Реакция

 

 

Олово

 

 

Молекула

 

Медь

 

Йод

 

Бор

Ответы на ребусы:

1. Химия 2. Золото 3. Менделеев 4. Серебро 5. Ртуть 6. Пробирка 7. Реакция 

8. Олово 9. Молекула 10. Медь 11. Йод  12. Бор

 

Задание 6. «Заморочки из бочки».

Вопросы 1-й команде

В 1862 году шведский химик Альфред Нобель приступил к промышленному производству некоего вещества на фабрике под Стокгольмом. В 1864 году на фабрике произошел взрыв, после чего Нобель нашел способ сделать это вещество безопасным в обращении. Какое это вещество. (нитроглицерин)

Это вещество известно людям издавна, поскольку образуется в результате скисания вина. В больших количествах используется в органическом синтезе, производстве лекарственных препаратов, искусственного волокна. Применяется как консервирующее средство и вкусовая приправа. (уксусная кислота)

Вопросы 2-й команде

Это самое первое вещество, синтезированное человеком. Первое литературное упоминание о нем – получение перегонкой вина – относится к VIII в., а элементный состав установлен в начале XIX в. Используется как растворитель в фармации медицине, пищевой промышленности. (этанол)

Его изобрели как дорогой упаковочные материал для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши дни оно стало чуть ли не главным мусором планеты. (целлофан)

 

 

 

 

 

Задание 7. «Кроссворд»

По горизонтали: 

1.В горах далеких Шао-Линь Копали глину – каолин.

Из этой глины с давних пор В Китае делали …(фарфор)

 

2. Великий русский химик, академик Петербургской академии наук. Является создателем теории химического строения органических веществ. Предсказал и изучил изомерию многих органических Первый слог – отрицание,

6. Первый слог – отрицание,

Второй – местоимение,

Целое – химический элемент. (неон)

 

8.  Быть символом не каждому дано, Но именем моим не без причины Назвали руки, дождь, тельца, руно, Сечение и мнений середину. И в честь меня был назван даже век, Когда был очень счастлив человек.

Что нынче в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь. (золото)

 

9.  Хоть составчик мой и сложный,

Без меня жить невозможно

Я – отличный растворитель, Жажды лучший утолитель. А разрушите, так сразу Два получите вы газа. (вода) По вертикали:  

 

3.  Алмаз, графит, карбин… А элемент – один! Все это - …, вот!(углерод)

 

4.  Я – металл незаменимый, Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер – переходный. (алюминий)

 

5.  Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой станет кислотой. (фосфор)

 

7. Великий английский физик. Заложил основы современного учения о строении атома и радиоактивности. В 1911 году открыл атомное ядро и предложил планетарную модель строения атома. (Резерфорд)

Задание 8. Перевести с химического языка на общепринятый следующие выражения

Вопросы 1-й команде

Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит)

Белый как карбонат кальция. (белый как мел)

Феррумный характер. (железный характер)

Вопросы 2-й команде

Слово – аргентум, а молчание – аурум. (слово – серебро, а молчание – золото)

За купрумный грош удавился. (за медный грош удавился)

Много Н2О утекло. (много воды утекло)

Задание 9. «Гонка за лидером»

Газ, используемый для сварки резки металлов. (кислород)

Бытовое название продукта разрушения железа под действием влажного воздуха. (ржавчина)

Вода в газообразном состояний. (пар)

Как заряжены электроны в атоме. (отрицательно)

Класс органических веществ, молекулы которых содержат гидроксильную группу. (спирты)

Самый древний сплав меди. (бронза)

Какой металл входит в состав гемоглобина. (железо)

.Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон. (мышьяк)

Наука о веществах и их превращениях. (химия)

Металл, вызывающий лихорадку. (золото)

Под влиянием солнечной энергии в листьях растений происходит реакция фотосинтеза, в результате которой образуется …(глюкоза)

Недостаток этого химического элемента в организме человека приводит к увеличению щитовидной железы и её заболеванию. (йод)

Без какого элемента невозможна фотография. (серебро)

Вещество, которое пишет белым цветом по асфальту. (мел)

Мельчайшая частица многих веществ, состав и химические свойства которой такие же, как у данного вещества. (молекула)

Как называется вещество, состоящее из атомов разных химических элементов. (сложное)

Несловесное обозначение вещества. (формула)

Какие химические элементы распространены в космосе.(водород и гелий)

Какой металл по древней мифологии обречен на «вечные муки» (тантал)

Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов. (фтор)

Горизонтальный ряд элементов в Периодической системе химических элементов. (период) Нефтепродукт для автомобильного двигателя. (бензин)

 

Самая твердая из форм углерода. (алмаз)

Итог игры

Преподаватель:  На этом занятии мы обобщили, закрепили материалы по теме. На занятии  все были активны. Материал усвоили хорошо. Дали правильные ответы на задания. Молодцы!

(Преподаватель, совместно с экспертами  определяет победителя,  награждает  команды).

Спасибо за игру и активное участие! 

 

Игра «Путешествие в мир химии»

Игра «Путешествие в мир химии»

Форма проведения : сюжетно-ролевая игра

Форма проведения : сюжетно-ролевая игра

А. метана; Б. углекислого газа;

А. метана; Б. углекислого газа;

Менделеев

Менделеев

Серебро Ртуть

Серебро Ртуть

Реакция Олово

Реакция Олово

Медь Йод Бор

Медь Йод Бор

Ответы на ребусы: 1. Химия 2

Ответы на ребусы: 1. Химия 2

По горизонтали: 1.В горах далеких

По горизонтали: 1.В горах далеких

Алмаз, графит, карбин… А элемент – один!

Алмаз, графит, карбин… А элемент – один!

Самый древний сплав меди. (бронза)

Самый древний сплав меди. (бронза)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024