Дидактический куб «Мастерская Деда Мороза»
Пояснительный лист
Создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей - актуальное направление развития специального и инклюзивного образования в ДНР.
Как подчеркнуто в государственных образовательных стандартах, каждая образовательная организация должна создавать условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность поддержки родителей в воспитании обучающихся с ОВЗ, вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность (3.3.), эффективно использовать время отведенное на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии со спецификой деятельности организации и запросами обучающихся (их родителей) . Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями речи, определяется с учетом его особых образовательных потребностей.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Для реализации коррекционно-развивающей области у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи курсов: "Произношение", "Развитие речи" , для формирования мотивации к обучению и познанию (4.2) специалистами ПМПК отдела образования города Кировское было разработано дидактическое пособие: Дидактический куб «Мастерская Деда Мороза».
Дидактический куб «Мастерская Деда Мороза», из серии «Тайна замочной скважины», состоит из одного листа – развертки куба. Размер граней куба может быть различен, с учётом категории детей ОВЗ (уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии обучающихся с ТНР), с которыми работает учитель-логопед (удобна распечатка на формат А3.). Дидактический куб «Мастерская Деда Мороза» можно использовать на индивидуальных занятиях по развитию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматических категорий у детей с ФН, ФФН, ОНР III уровня; закрепления произношения соноры в семейном кругу, в канун праздников Рождество и Новый год. Одна сторона развертки дидактического куба – внутренняя часть «Мастерской Деда Мороза», другая – двор. Иллюстративный материал подобранный в пособии позволяет автоматизировать звук [Р] в 100 словах-названиях. Максимально исключены картинки-слова со звуками-
заменителями
[л], [лˊ], [рˊ].
Дидактический куб «Мастерская Деда Мороза» рассчитан на взаимодействие
взрослого и ребенка. Куб может быть изготовлен взрослым, вырезан и сложен
самим обучающимся.
Цель: автоматизация [Р] в слогах, словах, фразах; совершенствование лексико-грамматических конструкций у детей.
Основные задачи, которые могут реализовываться при работе с кубом:
ü обучение нормативному произношению звука [Р] с учетом системной связи между фонемами русского языка. Развитие произносительных навыков и фонематического восприятия;
ü развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
ü развитие навыка согласования имен существительных с числительными;
ü развитие навыка образования множественного числа имен существительных;
ü совершенствование грамматического оформления речи путем способами словоизменения. Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
ü развитие навыка образования Род. п. имен существительных;
ü развитие навыка составления предложений по двум заданным картинкам;
ü развитие умения использовать предлоги;
ü формирование семантических полей, уточнение значений слов. Обогащение и активизация словаря детей по темам: «Игрушки», «Новый год»;
ü развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Развитие разговорно-диалогической устной речи, на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
ü развитие связной речи, выполняющей коммуникативную функцию. Упражнять в способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося;
ü развитие мотивации к коррекционным заданиям, зрительного внимания, мышления, памяти.
Игровые упражнения в работе с дидактическим кубом могут быть направлены на закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных, со стечением согласных), в словах, во фразах. Так, например, игровые упражнения «Как каркает ворона?», «Как стрекочет сорока» (крыша «Мастерской») помогут закрепить у ребёнка правильное произношение звука [Р] в звукоподражаниях, а игры «Чего не стало?», «Жадина» , «Один – много» , «Живое – неживое» «Посчитай», «Узнай и назови», «Громко назови, запомни, повтори», «Назови ласково», «Скажи правильно», «Раздели слова-подарки на слоги» развивают навык произношения звука [Р] в начале и в середине слова. Задания «Проговори чистоговорки», «Составь предложение» закрепляют правильное произношение звука [Р] во фразах. Например: красный шар, разноцветные карандаши (рыбка, конструктор, обруч), чёрная пружина (ворона), квадратный подарок, розовая расчёска, коробка с карандашами, морская ракушка, Обобщающие слова: зимующие птицы, музыкальные инструменты, игрушки.
Таким образом, содержащиеся в данном дидактическом кубе иллюстративные задания (упражнения) можно использовать на целой серии занятий по закреплению правильного звукопроизношения. Также, эти игровые упражнения помогут расширить и активизировать словарь по лексическим темам «Новый год», «Игрушки». Игра «Отгадай загадку, найди отгадку», развивает мышление, зрительное внимание, мотивирует ребенка на совместное со взрослым общение.
Включать игру с дидактическим кубом лучше к концу индивидуального занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Продолжительность непрерывной работы с дидактическим кубом – строго индивидуальна для каждого ребенка.
С целью внедрения достижений современной педагогической науки в практическую деятельность дидактический куб «Мастерская Деда Мороза», из серии «Тайна замочной скважины», был представлен широкому кругу родителей, имеющих детей с нарушениями речи.
ВНЕШНЯЯ ЧАСТЬ КУБА
ВНУТРЕННЯЯ ЧАСТЬ КУБА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.