Дидактический материал. Карточки по теме
«Простые предложения с однородными членами и сложные предложения»
для учащихся 5 класса (К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)
Карточка 1.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня.
Командир оставил раненого коня в деревне а отряд ушёл дальше.
Мельница давно не работала но мучная пыль навеки въелась в Панкрата.
Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе.
Панкрат был скорый на работу и ребята считали его колдуном.
Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину навоз и жерди.
Карточка 2.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
Снег выпадал и тотчас таял.
Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу.
Конь отшатнулся замотал головой а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег.
Конь заржал жалобно протяжно взмахнул хвостом и тотчас в голых деревьях в изгородях и печных трубах завыл засвистел пронзительный ветер вздул снег запорошил Фильке горло.
Филька бросился обратно в дом но никак не мог найти крыльца.
Летела по ветру мёрзлая солома с крыш ломались скворечни хлопали оторванные ставни.
Карточка 3.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей неслись на деревню.
Ревела метель и сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист.
Метель начала затихать к вечеру и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка.
Филька тоже заплакал от страха когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе.
Филька забрался на печь укрылся тулупчиком весь трясся и слушал причитания бабки.
Филька запахнул тулупчик выскочил на улицу и побежал к мельнице.
Карточка 4.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
Снег пел под ногами будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой.
Филька охнул присел от страха на корточки затаился.
Панкрат отворил дверь схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.
Филька рассказал Панкрату как он обидел раненого коня.
Никто её не видел только лисица в осиновом яру высунула морду из норы повела носом. (Яр – овраг с крутыми склонами)
А Филька в это время сидел на лавке ёрзал придумывал.
Карточка 5.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
Ребята и старики работали с самого рассвета скалывали лёд у мельницы.
И никто сгоряча не заметил что после полудня небо затянулось низкими облаками.
С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах толкались каркали. (Застрехи – нижние края кровли)
Она прилетела к вечеру когда от теплоты лёд начал оседать.
А сорока сидела на раките над плотиной трещала трясла хвостом кланялась на все стороны и что-то рассказывала но никто её не понял.
Карточка 6.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
А сорока рассказывала что она долетела до тёплого моря где спал в горах летний ветер.
Так до сих пор никто и не знает правду ли говорила сорока.
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки.
Заскрежетали жернова потом колесо повернулось быстрее, ещё быстрее и вдруг вся старая мельница затряслась заходила ходуном и пошла стучать скрипеть молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно а из-под жернова лилась в мешки горячая мука.
Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
Карточка 7.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой с пригоревшими к донцу капустными листьями что даже лисицы вылезли из нор сидели на снегу дрожали и тихонько скулили.
Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи не давал им ни на минуту перевести дух и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью.
Панкрат отворил ворота сарая выпустил коня.
Конь вышел вытянул голову заржал.
Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул коню.
Карточка 8.
Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений. Подчеркните однородные члены в предложениях. Определите, простые или сложные предложения. Выполните схемы предложений.
Но конь не взял начал мелко перебирать ногами попятился в сарай.
Ребята зашептались и притихли а Панкрат потрепал коня по шее.
Конь помотал головой подумал потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.
Филька ухмылялся сквозь слёзы а конь жевал хлеб фыркал.
Все улыбались радовались.
Но никто её не слушал и не понимал и сорока от этого сердилась всё больше и трещала как пулемёт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.