Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»
Оценка 4.8

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Оценка 4.8
Домашняя работа +2
doc
русский язык
5 кл—6 кл
20.05.2017
Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»
Дидактический материал предназначен для работы с учащимися при изучении темы «Притяжательные местоимения» в 5-6 классах национальной школы. Различные задания помогают учащимся лучше осваивать материал по данной теме, развивать логическое мышление, речь, вырабатывать навыки грамотного письма. Дидактический материал подобран таким образом, что учитель имеет возможность при закреплении одной темы повторять ранее пройденный материал. Значительное место отведено упражнениям, которые служат одновременно целям укрепления пунктуационных навыков и развития у учащихся умения правильно строить предложения. Большое внимание уделяется вопросу развития речи. Дидактический материал включает в себя и другие виды тренировочных упражнений: составить предложения, ответить на вопросы, написать рассказ по данным словам, по данному началу или концу, перевести текст с чувашского языка на русский, написать стихотворение по памяти и т.д. Имеется материал различной степени трудности, что дает возможность учителю организовать дифференцированное обучение. Дидактический материал может быть использован учителем в классной работе со всеми учащимися для закрепления только что объясненного материала, при опросе ученика, для повторения ранее пройденного материала, для индивидуальной работы, а также в качестве домашнего задания.Притяжательные местоимения Теория А. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ указывают на принадлежность: мой, твой, наш, ваш, свой. Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам. Теория Б. Для обозначения принадлежности в сочетании с существительными употребляются формы родительного падежа личных местоимений: его, её, их. Эти формы не изменяются по падежам: его сад, его сада, его саду. Задание 1. Правильно ли художник понял значение фразеологизмов. Объясни их значение. Составь с ними предложения. Задание 2. Прочитайте стихотворение. Нравится ли оно вам? Как вы думаете, взрослый или ребёнок его сочинял? Почему? Найдите речевые ошибки. Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день». И у нас во дворе слышал я однажды Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный, Чтобы вы никогда не попали в лужу. Их, его и её говорить вам нужно. Пели мы про поросят, Намекали про ребят. То, что можно поросятам, Непростительно ребятам. А.Хайт. Задание 3. Пословицы с притяжательными местоимениями. Объясни значение пословиц. Наш пострел везде поспел. Всяк кулик свое болото хвалит . Мой талан съел баран. Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее. Твои слова да богу в уши. Твоим же добром да тебе же челом. Твоими устами да мед пить. Твой бы приговор да тебе же во двор. Твой дом — твоя и воля. Твой колокол — хоть звони, хоть об угол. Твой кус собачий. Твой мех мне смех, а сума твоя нейдет и с ума. Твой меч, а моя голова. Твой мосол — хоть гложи, хоть под стол. Твой намек мне невдомек. Твоя воля, а и мне есть доля. Твоя воля во щах. Ваши играют, а наши рыдают. Ваши крадут, а наши прячут. Ваши-то речи да богу в уши. Вашим добром да вам же челом. Вашими ножами да вас же режут. Вашими устами да мед пить. Задание 3.Просклоняйте словосочетания: моя мама, ваши друзья, твой фонарь, ваши ножницы, свое ружье. Задание 4. Спишите, раскрывая скобки. Определите род притяжательных местоимений. Мой (папа, мама, окно, друзья),твой (костюм, сестра ,дело, руки) наш костюм (дом, квартира, жилище, ребята),ваш (кабинет , жизнь здоровье ,дети), свой (ремень, блузка ,платье ,овощи) Задание 5. К данным существительным подберите притяжательные местоимения ------------------ученик --------------учебник ---------------- школа --------------- зеркало -------------- класс ---------------- подруги ------------ тетрадь ----------- друзья Задание 6. Переведите на русский язык. Хакла тусам! Эпе санан сыравна илтем. Э се хаван пурнасу синченсахал сырна. Менле пырассе сирен ессеем? Манан шкулти ессем аван-ха. Пирен класра юлса пыракансем сук. Тепер сырура хавар класс синчен сырса пелтер. Сыва пул. Салампа санан тусу – Петя. Задание 7. Раскроите скобки, определите падеж местоимений 1)Учитель очень любил (свой) учеников.2)Я часто вспоминаю (свой) учителя. 3)У (этот) малыша от ледяной воды слёзы навертывались на глаза .4) Я рада, что встретила(такой) учителя. 5 )Я всему училась(наш) учителя. Задание 8. Спишите стихотворение и подчеркните окончания в притяжательных местоимениях. Поставьте вопросы от существительных к местоимениям. Докажите, что притяжательные местоимения изменяются, как имена прилагательные. Наш ковёр — цветочная поляна, Наши стены — сосны-великаны, Наша крыша — небо голубое, Наше счастье — жить такой судьбою. (Ю. Энтпин) Задание 9. Раскройте скобки, выбрав подходящее по смыслу местоимение. Старые друзья навестили (мои/свои родители). Он увидел (мой/свой дом). Петя встретил (мой/свой друг). (Моя/своя ноша) не тянет. Всё это я видел (мой/свой глаза). 4. Устраните недочёты в употреблении местоимений. Это мой чемодан, мне нужно уложить сюда мои вещи. Могу я здесь оставить мой чемодан? Я встретил моего друга. . Задание 10. Устраните недочёты в употреблении местоимений. Ихние поля были засеяны рожью. На его нельзя положиться. Всходы ихней ржи были гуще. Задание 11. Напишите рассказ на тему « Моя школа» , употребив в нём притяжательные местоимения. Задание 12. Прочитайте текст. Перескажите близко к тексту. Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. С принятием христианства он стал предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей» Любили наши предки в масленичные дни театральные представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой, который бывал одет в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были горб и длинный горбатый нос. Отголоском языческой старины считают чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу вее последнем пути. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори, блины, гори, Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр как символ будущего плодородия). Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода. Задание: Выделите личные местоимения и личные, перешедшие в разряд притяжательных. Подчеркните их как члены предложения. Задание 13. Прочитайте текст. Напишите письмо по памяти. Лес. Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жучков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары. Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. Грамматическое задание 1. Выписать словосочетания с притяжательными местоимениями.. Определить падеж. 2. Запиши имена существительные в форме множественного числа в именительном падеже. Выдели в словах ударный слог. Директор, инженер, столяр, шофёр Задание 14. Прочитайте текст. Перескажите близко к тексту. Вот она – весна! Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик. Грамматическое задание 1. Обозначь окончания и падеж имён прилагательных в единственном числе. 2. Подбери и запиши антонимы к словам широкий, ясный, громкий. 3. Подбери и запиши синонимы к словам известный. Застенчивый, красный. 4. Выписать словосочетания с притяжательными местоимениями.. Определить падеж Задание 15. Прочитайте текст. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. Последние денёчки. Ра(н,ни)м мартовским утром проснул…сь солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и в(з,с)глянуло на землю. А там за ноч… зима да моро(з,с) свои поря(д,т)ки навели. Около берё(з,с)ки свежий снежок бросили, х…лмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледя(н,нн)ые сосульки на соснах ра(,с)звесили. Радос?но бегут ребятишки по последнему сне(ж,ш)ку Погл…дело светило на эти проказы и стало землю пр…гревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лес?ной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. Грамматическое задание 1. В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи. 2. Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый. 3. Выписать словосочетания с притяжательными местоимениями. Определить падеж Задание 15. Прочитайте текст. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (По Л. Толстому) Задания. 1) Озаглавьте текст. 2) Произведите морфологический анализ слов: 1 вариант – поймали бы, светлеет; 2 вариант – ходил бы, боится. 4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца. Задание 16. Выпишите словосочетания с местоимениями и сочетание сказуемого с местоимением-подлежащим. Поставьте к местоимениям вопросы. Прощай, скворец, мой славный друг, Вернись ко мне назад! Когда услышу подо льдом Стеклянный звон ручья, Я подновлю твой прежний дом И стану ждать тебя. Р. Галинская • Найди предложение с обращением. Охарактеризуй его по цели высказывания. Задание 17. Озаглавьте отрывок. Выпиши словосочетания «притяжательное местоимение + существительное (главное слово)». Определите род, падеж, число притяжательных местоимений. Подчеркните их как члены предложения. Найдите предложение, в котором стоит тире. Объясните его постановку. Составьте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах. Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда радом с вами будут любимые книги! Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и ваших сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – самые большие друзья. Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав их книги, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка. Задание 18. Вставьте притяжательные местоимения в соответствии с замечаниями, данными в скобках (эти замечания списывать не нужно). Подчеркните местоимения как члены предложения. Каждый должен пр..быть на конференцию со _____________ книгами (книги принадлежат каждому). Мой брат пр..нял _________ предл..жение выступить с пр..ветствием (предложение было сделано вами). Мои товарищи высказали __________ мнение о прочитанном произведении (мнение принадлежит товарищам). Вы, как видно, пр..небрегли ____________ рецензией (рецензию писали мы). Ты должен позаботиться о ___________ библиотеке (библиотека твоя). Задание 19. Найдите и запишите притяжательные местоимения в фразеологизмах. Для справки: и нашим и вашим, взять свое, выносить на своих плечах, на свой страх и риск, на свою голову, пойти своей дорогой и др. – Определите разряд местоимений и их морфологические признаки. 1) За тридевять земель, в горах Урала, твой мальчик спит. (К. Симонов.) 2) Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал. (А. С. Пушкин.) 3) Его убийца хладнокровно навел удар… спасенья нет. (М. Ю. Лермонтов.) 4) Случилось соловью на шум их прилететь. (И. А. Крылов.) 5) Не понять не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня. (К. Симонов.) Задание 20. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите вид глаголов, выделите в них приставки. Тучка долго хмурилась капризничала и наконец расплакалась. А солнышко уговаривало ее не плакать. Послушалась тучка умного совета. Она умылась легкими слезами и умчалась а слезы ее остались и долго еще сверкали прозрачными каплями на траве прятались глубоко во мхах. (По А.Членову) - Какие сочетания слов иллюстрируют прием олицетворения в тексте? - С помощью какой части речи строится олицетворение? Задание 21. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выпишите из каждого предложения все глаголы, укажите их время, вид, спряжение. I. Ворона и лисица Над полем ржи бесшумно кружила черная ворона. Вот она ринулась к земле, чуть коснулась крылом стерни и полетела низко над полем. В клюве у нее висела мышь. Не успела ворона набрать высоту, а из-за скирды метнулась к ней рыжая лисица. Ворона захрипела от страха, бестолково забила крыльями, и мышь выпала из ее клюва. Лисица ловко подхватила мышь и шмыгнула за скирду. Птица долго не могла успокоиться. Она носилась над полем, хрипло каркала. В ее криках слышалась жалоба на хитрость и вероломство лисицы. Эта история напоминает известную басню, которую написал Крылов. Только ворона осталась без еды не от похвал лисы, а от страха. (По В. Бурлаку.) Примечание. Стерня — остатки стеблей на сжатом поле. Скирда — стог сена или соломы, сложенный для хранения под открытым небом - Найдите и запишите притяжательные местоимения Задание 22. Прочитай. Подумай, на какие правила встретились слова в стихотворениях. I. Нам значки сегодня дали, Мы экологами стали! Мы в любую непогоду Охранять хотим природу. Мы хорошие манеры Будем младшим прививать. Со своих дворов начнём, Мусор быстро соберём. II. Я выросла Мне теперь не до игрушек — Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Серёже подарю. Деревянную посуду Я пока дарить не буду. Заяц нужен мне самой — Ничего, что он хромой (Агния Барто) -Выучите стихотворение. Закройте книгу и напишите его по памяти. -Проверьте, правильно ли вы его записали. -Выпишите из предложений глаголы будущего времени. - Найдите и запишите притяжательные местоимения Задание 23. Прочитайте текст. Найдите в нем повторяющуюся мысль и запишите текст в исправленном виде, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. ЛИСА И БЕЛКА Лиса уже четвертый год жила в своей норе. Над ее норой жила белка. Она бегала по стволам деревьев прыгала с ветки на ветку шумела дразнилась. Старая лиса смотрела на нее и сердилась. Однажды лиса легла пластом на поляне и притворилась мертвой. Белка жила прямо над лисьей норой. Белочка соскочила на траву и пробежала близко от лисы. Вдруг лиса вскочила. Белка испугалась и убежала на свое дерево. - С каким падежом притяжательного местоимения употребляется предлог? - Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. Задание 24. Найти в тексте притяжательные местоимения, выделить их и объяснить свой выбор. 1) Ты заплакал о моем горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне. Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне. (Народная мудрость) 2) Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты их не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. 3) Я хочу, чтобы сердце твоё и душа твоя были всегда пламенеющими перед очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие. Задание 25. Расскажите историю какой – либо вещи, особенно дорогой для вас. В рассказ включите описание. Подчеркните притяжательные местоимения. Задание 26. Напишите продолжение рассказа. Введите в него описание щенка. Озаглавьте рассказ. Подчеркните притяжательные местоимения. Однажды я пришел из школы и увидел у нас на кухне щенка. Он сидел в углу возле плиты… Задание 27. Напишите начало и середину сочинения по данному концу. Озаглавьте. Подчеркните притяжательные местоимения. …..Чудесных вещей у нас столько, что мы им и счет потеряли. Мы их видим, когда гуляем по улице.Они работают на наших заводах.. Их можно найти в в каждом доме. Упражнение 1. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке. 1) Бабушка плохо чувствует себя, ей ………………………………………. 2) Дедушка очень рассердился, был ……………………………………… 3) Он очень расстроился, но потом ………………………………………… 4) Надо ………………………в любой ситуации. 5) «Он ………………………………..» - так говорят про хитрых людей. 6) Чтобы быть воспитанным, надо много ………………………………….. 7) Он ничего не замечал вокруг, ………………………………………….. 8) Всегда надо стараться ……………………………………………........... 9) Она ………………………………неизвестно что. Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе Упражнение 2. Прочитайте выразительно стихотворение, представьте картину, изображённую автором. Сам себя Плачет Маленький Питон: Сам себя Запутал он. Сам себя Переползал И себя Узлом связал. Кто теперь Ему поможет! Он себя Найти не может. - Сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? - Определите его падеж. - Бывали ли вы в подобных ситуациях? - Подчеркните местоимение себя как члены предложения. Упражнение 3. Подготовься читать с правильной интонацией. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. Распелся нынче жаворонок рано. Еще ледок не стаял у ворот, Еще в снегу заречная поляна, А – жаворонок – слышите! – поет. То с высоты срываясь заповедной, То просверкнув над речкой голубой,- Уходит вверх, звучит бубенчик медный И землю поднимает за собой. (Рами Гарипов «Жаворонок») - Какие средства художественной выразительности автор использует? - Какие предложения по цели высказывания используются в стихотворении? - Выясним морфологические признаки возвратного местоимения. От чего они зависят? -- Как изменяются существительные? - Как изменяются прилагательные? - Определим синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является? Упражнение 4. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака “В путь”. - подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. -определите синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является - разберите по составу слова: увидеть, бороздить, собирать, заходить. - выпишите глаголы неопределенной формы, поставьте к ним вопросы Счастливый час и добрый путь Шагающим колоннам, - Набраться сил и отдохнуть В лесу, в бору зелёном. Увидеть дятла на суку, Как будто заводного, И слышать мерное “ку-ку” Из сумрака лесного. То бороздить речную гладь, То в синем море плавать. И в свежих чащах собирать Грибы, цветы и травы. И видеть край перед собой, Родной, но незнакомый, И заходить под кров любой, И быть везде, как дома. - Какие средства художественной выразительности автор использует? Упражнение 5. Уточните значения фразеологизмов с местоимением себя, подобрав к ним синонимы. Уйти в себя; прийти в себя; выйти из себя; быть вне себя; владеть собой; ему не по себе; быть себе на уме. - переведите фразеологизмы на чувашский язык; -составьте с ними предложения. Упражнение 6. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, определите их значение. Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов) Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин) Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин) Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров) Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь) Упражнение 7. Устраните неясность речи: 1. Брат велел другу принести себе книгу. 2. Сосед попросил сестру налить себе воды. 3. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Упражнение 8. Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами. Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме. Упражнение 9. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. - составьте с ними предложения - правильно ли художник понял значение фразеологизмов? Себе на уме, вывести из себя, не в себе, постоять за себя, грести под себя, говорит само за себя дать себе отчет, дать себе труд, не знает, куда себя деть, держать при себе, держать себя руках. в как у себя дома, себе дороже, грести под себя, вбить себе в голову, знать себе цену. замыкаться в себе. не в себе, не по себе, ничего себе, портить себе кровь. рвать на себе волосы, вне себя, выводить из себя, выше себя не прыгнешь, наложить на себя руки. приходить в себя. потерять себя, превзойти самого себя, выдать себя с головой, каков из себя. Упражнение 10. Запомните значение выделенных выражений и составьте с ними предложения. Вести себя – поступать каким – нибудь образом. Вне себя - в крайнем волнении. По себе – по своим силам. Прийти в себя- успокоиться. Про себя(читать) – не вслух. Себе на уме – скрытен. У себя – в своей комнате или дома, на обычном месте. Пословицы с возвратным местоимением себя. 1. Сам себя не похвалишь, больше некому. 2. Всякая рука к себе загребает. 3. Сам себе враг. 4. Руби дерево по себе. 5. Друга иметь- себя не жалеть. 6. Руби дерево по себе. 7. Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил. 8. Всяк сам себе загляденье. 9. Он не даст наступить себе на ногу. 10. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 11. Умный себя винит, глупый — своего товарища. 12. Дураку воля — что умному доля; сам себя губит. 13. На других умён, на себя глуп. 14. В благополучии человек сам себя забывает. 15. Сам себя не похвалишь - никто не похвалит . 16. Руби дерево по себе. 17. Сам себя сжёг француз, 18. Сам себя и поморозил. 19. Всяк сам себе загляденье. 20. Он не даст наступить себе на ногу. 21. Всяк Аксён про себя умён. 22. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 23. Умный себя винит, глупый- своего товарища. 24. Дураку воля- что умному доля; сам себя губит. 25. На других умён, на себя глуп. 26. В благополучии человек сам себя забывает. 27. Всякая рука к себе загребает. 28. Выше себя не прыгнешь. 29. Друга иметь- себя не жалеть. 30. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь 31. Семь дьяволов не сделают человеку столько зла, сколько он сам себе причинит. 32. Всякую насмешку на себя примеряй. 33. Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь 34. В луже и сам себя не признаешь 35. И в гости не ездит, и к себе не зовёт 36. Других осуждать — себя не уважать. 37. Доброе дело само себя хвалит. 38. От себя не убежишь 39. Людей посмотреть — себя показать. 40. Калина себя хвалила. что я с медом хороша. 41. А мед ответил. что я и без тебя хорош. Упражнение 11. Записать, объяснить устно значения пословиц: определить падеж возвратного местоимения. Руби дерево по себе. Всяк Аксен про себя умен. Выше себя не прыгнешь. Друга иметь себя не жалеть. Умный себя винит,глупый своего товарища. Всяк сам себе загляденье Сам себя сжег француз,сам себя и поморозил. Достоинству не учит тот, кто недостойно себя ведёт Шире себя жить, не добра нажить. Дружбу водить, так себя не щадить. Других не суди, на себя погляди. Все люди свои, да всяк себя любит. Жаль друга, да не как себя. Упражнение 12. Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж. 1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную. 2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой. 3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» 4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство. 5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой. Упражнение 13. При списывании вместо точек поставьте в нужном падеже местоимение себя и обозначьте падеж. Брат купил для …. новый костюм. Он пригласил к … своих друзей. Вечером брат надел на … костюм. Он собрался идти в кино. С … он пригласил сестру. Мой дед был на войне, но о …. Он не любил рассказывать. Подружки о чем – то шептались между …и смеялись. .Ребята купили …. футбольный мяч. Вечером мы вернулись к … домой. Генерал предъявлял суровые требования к… и к солдатам.Я перестал думать о …. И начал внимательно относиться к людям. Упражнение 14. Продолжите текст по данному началу, включая возвратное местоимение себя. Мы пошли в рощу. Мы долго искали ее. Узкая тропинка вывела нас к березовой роще. Упражнение 15. Ответьте на вопросы, употребляя возвратное местоимение себя. Определите его падеж. Кого ты не можешь убедить? Если ты виноват, кого упрекаешь? О ком ты меньше всего заботишься? Кем ты больше всего недоволен? Упражнение 16. Сравните примеры. Какая разница в значении? 1. Брат Андрей приучил себя обтираться после зарядки влажным полотенцем. 1. Брат Андрей приучил его обтираться после зарядки влажным полотенцем. 2. Сестра попросила брата приготовить для себя обед. 2. Сестра попросила брата приготовить для нее обед Упражнение 17. Замените повторяющиеся существительные подходящим по смыслу местоимением. 1. Завуч сказал, чтобы ученик отнес журнал в кабинет завуча. Учитель поручил мальчику повесить кормушки у дома мальчика. 3. Старушка попросила девочку перевести старушку через дорогу. Упражнение 18. Переведите на русский язык. Подчеркните возвратное местоимение себя, обозначьте падеж. Из скольких предложений состоит стихотворение? Утапар суран. - Машинпа каятпар – и Е суран утатпар –и?- Ыйтре ашше херенчен. - Эп суран та хирес мар, Ху сине секле те ларт, Утапар вара суран.(А. Ахметкужин) Упражнение 19. Письмо по памяти. 1. Выучи стихотворение наизусть и напиши по памяти. 2. Проверь, правильно ли ты написал. 3. Выделенные слова разбери по частям речи. Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Птичка Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ. Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла! Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи….(С. Михалков) Упражнение 20. Этикет – правила поведения человека. Познакомьтесь с теми из них, которые предлагает ребятам в своей книге писательница Л.Лихачева. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. 1.Неожиданное по_вление гостя может причинить хозяевам неудобства, поэтому лучше заранее договорит_ся о вашем визит_. 2. Если вы дважды позвонили, но никто (не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы удостоверит_ся, что хозяев нет дома. Лучше спокойно повернут_ся и уйти. 3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите заранее. Опоздание не должно превышать 15–20 минут. 4. В гостях советуем вести себя скромно: (не)бегать с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и кресла с ногами, (не)открывать ящики и (не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется брать без разрешения с полочек различные украшения. (Не)берите с собой в гости своих четвероногих друзей. • - Найдите во втором пункте выражение, характерное для разговорного стиля. Подберите к нему синонимы - Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Упражнение 21. Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида. - определите тему, основную мысль текста. - переведите предложения с глаголами несовершенного вида на родной язык; - докажите, что эти глаголы указывают на длительность или повторяемость действий. - подчеркните возвратное местоимение, определите падеж. Под весенним дождем С утра моросит дождь. Дорога от школы до деревни идет около опушки леса. Со всех сторон вода капает, течет, льется. Зашел я под деревья. Тряхнула березка ветками, и струйка мне за воротник попала. Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее шатром висят. Под этим шатром сухо, струится там теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку сложил, сижу и наблюдаю. Тайная работа идет в лесу. Моет он себя, чистится, готовится надеть на себя весенний наряд. Распрямляются стебельки первой травы, сбрасывают с себя цепкие старые листья. Не стану я вам дальше рассказывать о том, что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интереснее вам самим поглядеть. (По Э. Шиму.) Примечание. Шатер — большая палатка, крытая тканью. Упражнение 22. По данному началу составьте небольшой рассказ на тему «Гроза», употребляя следующие глаголы совершенного вида, включая возвратное местоимение. Большая лиловая туча закрыла солнце. Вдруг подул…, закачались (верхушки)…, сверкнула…, загремел…, полил…, (молния) ударила…., зашатался…, свалился…, пошла…, засияло…,запели… Упражнение 23. Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже. Вариант 1. Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя). Вариант 2. Подруга позвала меня к (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного. Упражнение 24. Напишите рассказ по данному началу, употребляя прямую речь и включая возвратное местоимение СЕБЯ. У костра. Хорошо летом отдыхать в лагере! У ребят много интересных и полезных дел. Вечерами собираются они у костра и ведут задушевные разговоры... Упражнение 25. Отгадайте, о каких местоимениях идет речь? Упражнение 26. Написать рассказ о себе. Упражнение 1. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке. 1) Бабушка плохо чувствует себя, ей ………………………………………. 2) Дедушка очень рассердился, был ……………………………………… 3) Он очень расстроился, но потом ………………………………………… 4) Надо ………………………в любой ситуации. 5) «Он ………………………………..» - так говорят про хитрых людей. 6) Чтобы быть воспитанным, надо много ………………………………….. 7) Он ничего не замечал вокруг, ………………………………………….. 8) Всегда надо стараться ……………………………………………........... 9) Она ………………………………неизвестно что. Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе Упражнение 2. Прочитайте выразительно стихотворение, представьте картину, изображённую автором. Сам себя Плачет Маленький Питон: Сам себя Запутал он. Сам себя Переползал И себя Узлом связал. Кто теперь Ему поможет! Он себя Найти не может. - Сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? - Определите его падеж. - Бывали ли вы в подобных ситуациях? - Подчеркните местоимение себя как члены предложения. Упражнение 3. Подготовься читать с правильной интонацией. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. Распелся нынче жаворонок рано. Еще ледок не стаял у ворот, Еще в снегу заречная поляна, А – жаворонок – слышите! – поет. То с высоты срываясь заповедной, То просверкнув над речкой голубой,- Уходит вверх, звучит бубенчик медный И землю поднимает за собой. (Рами Гарипов «Жаворонок») - Какие средства художественной выразительности автор использует? - Какие предложения по цели высказывания используются в стихотворении? - Выясним морфологические признаки возвратного местоимения. От чего они зависят? -- Как изменяются существительные? - Как изменяются прилагательные? - Определим синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является? Упражнение 4. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака “В путь”. - подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. -определите синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является - разберите по составу слова: увидеть, бороздить, собирать, заходить. - выпишите глаголы неопределенной формы, поставьте к ним вопросы Счастливый час и добрый путь Шагающим колоннам, - Набраться сил и отдохнуть В лесу, в бору зелёном. Увидеть дятла на суку, Как будто заводного, И слышать мерное “ку-ку” Из сумрака лесного. То бороздить речную гладь, То в синем море плавать. И в свежих чащах собирать Грибы, цветы и травы. И видеть край перед собой, Родной, но незнакомый, И заходить под кров любой, И быть везде, как дома. - Какие средства художественной выразительности автор использует? Упражнение 5. Уточните значения фразеологизмов с местоимением себя, подобрав к ним синонимы. Уйти в себя; прийти в себя; выйти из себя; быть вне себя; владеть собой; ему не по себе; быть себе на уме. - переведите фразеологизмы на чувашский язык; -составьте с ними предложения. Упражнение 6. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, определите их значение. Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов) Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин) Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин) Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров) Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь) Упражнение 7. Устраните неясность речи: 1. Брат велел другу принести себе книгу. 2. Сосед попросил сестру налить себе воды. 3. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Упражнение 8. Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами. Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме. Упражнение 9. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. - составьте с ними предложения - правильно ли художник понял значение фразеологизмов? Себе на уме, вывести из себя, не в себе, постоять за себя, грести под себя, говорит само за себя дать себе отчет, дать себе труд, не знает, куда себя деть, держать при себе, держать себя руках. в как у себя дома, себе дороже, грести под себя, вбить себе в голову, знать себе цену. замыкаться в себе. не в себе, не по себе, ничего себе, портить себе кровь. рвать на себе волосы, вне себя, выводить из себя, выше себя не прыгнешь, наложить на себя руки. приходить в себя. потерять себя, превзойти самого себя, выдать себя с головой, каков из себя. Упражнение 10. Запомните значение выделенных выражений и составьте с ними предложения. Вести себя – поступать каким – нибудь образом. Вне себя - в крайнем волнении. По себе – по своим силам. Прийти в себя- успокоиться. Про себя(читать) – не вслух. Себе на уме – скрытен. У себя – в своей комнате или дома, на обычном месте. Пословицы с возвратным местоимением себя. 1. Сам себя не похвалишь, больше некому. 2. Всякая рука к себе загребает. 3. Сам себе враг. 4. Руби дерево по себе. 5. Друга иметь- себя не жалеть. 6. Руби дерево по себе. 7. Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил. 8. Всяк сам себе загляденье. 9. Он не даст наступить себе на ногу. 10. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 11. Умный себя винит, глупый — своего товарища. 12. Дураку воля — что умному доля; сам себя губит. 13. На других умён, на себя глуп. 14. В благополучии человек сам себя забывает. 15. Сам себя не похвалишь - никто не похвалит . 16. Руби дерево по себе. 17. Сам себя сжёг француз, 18. Сам себя и поморозил. 19. Всяк сам себе загляденье. 20. Он не даст наступить себе на ногу. 21. Всяк Аксён про себя умён. 22. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 23. Умный себя винит, глупый- своего товарища. 24. Дураку воля- что умному доля; сам себя губит. 25. На других умён, на себя глуп. 26. В благополучии человек сам себя забывает. 27. Всякая рука к себе загребает. 28. Выше себя не прыгнешь. 29. Друга иметь- себя не жалеть. 30. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь 31. Семь дьяволов не сделают человеку столько зла, сколько он сам себе причинит. 32. Всякую насмешку на себя примеряй. 33. Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь 34. В луже и сам себя не признаешь 35. И в гости не ездит, и к себе не зовёт 36. Других осуждать — себя не уважать. 37. Доброе дело само себя хвалит. 38. От себя не убежишь 39. Людей посмотреть — себя показать. 40. Калина себя хвалила. что я с медом хороша. 41. А мед ответил. что я и без тебя хорош. Упражнение 11. Записать, объяснить устно значения пословиц: определить падеж возвратного местоимения. Руби дерево по себе. Всяк Аксен про себя умен. Выше себя не прыгнешь. Друга иметь себя не жалеть. Умный себя винит,глупый своего товарища. Всяк сам себе загляденье Сам себя сжег француз,сам себя и поморозил. Достоинству не учит тот, кто недостойно себя ведёт Шире себя жить, не добра нажить. Дружбу водить, так себя не щадить. Других не суди, на себя погляди. Все люди свои, да всяк себя любит. Жаль друга, да не как себя. Упражнение 12. Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж. 1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную. 2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой. 3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» 4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство. 5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой. Упражнение 13. При списывании вместо точек поставьте в нужном падеже местоимение себя и обозначьте падеж. Брат купил для …. новый костюм. Он пригласил к … своих друзей. Вечером брат надел на … костюм. Он собрался идти в кино. С … он пригласил сестру. Мой дед был на войне, но о …. Он не любил рассказывать. Подружки о чем – то шептались между …и смеялись. .Ребята купили …. футбольный мяч. Вечером мы вернулись к … домой. Генерал предъявлял суровые требования к… и к солдатам.Я перестал думать о …. И начал внимательно относиться к людям. Упражнение 14. Продолжите текст по данному началу, включая возвратное местоимение себя. Мы пошли в рощу. Мы долго искали ее. Узкая тропинка вывела нас к березовой роще. Упражнение 15. Ответьте на вопросы, употребляя возвратное местоимение себя. Определите его падеж. Кого ты не можешь убедить? Если ты виноват, кого упрекаешь? О ком ты меньше всего заботишься? Кем ты больше всего недоволен? Упражнение 16. Сравните примеры. Какая разница в значении? 1. Брат Андрей приучил себя обтираться после зарядки влажным полотенцем. 1. Брат Андрей приучил его обтираться после зарядки влажным полотенцем. 2. Сестра попросила брата приготовить для себя обед. 2. Сестра попросила брата приготовить для нее обед Упражнение 17. Замените повторяющиеся существительные подходящим по смыслу местоимением. 1. Завуч сказал, чтобы ученик отнес журнал в кабинет завуча. Учитель поручил мальчику повесить кормушки у дома мальчика. 3. Старушка попросила девочку перевести старушку через дорогу. Упражнение 18. Переведите на русский язык. Подчеркните возвратное местоимение себя, обозначьте падеж. Из скольких предложений состоит стихотворение? Утапар суран. - Машинпа каятпар – и Е суран утатпар –и?- Ыйтре ашше херенчен. - Эп суран та хирес мар, Ху сине секле те ларт, Утапар вара суран.(А. Ахметкужин) Упражнение 19. Письмо по памяти. 1. Выучи стихотворение наизусть и напиши по памяти. 2. Проверь, правильно ли ты написал. 3. Выделенные слова разбери по частям речи. Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Птичка Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ. Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла! Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи….(С. Михалков) Упражнение 20. Этикет – правила поведения человека. Познакомьтесь с теми из них, которые предлагает ребятам в своей книге писательница Л.Лихачева. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. 1.Неожиданное по_вление гостя может причинить хозяевам неудобства, поэтому лучше заранее договорит_ся о вашем визит_. 2. Если вы дважды позвонили, но никто (не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы удостоверит_ся, что хозяев нет дома. Лучше спокойно повернут_ся и уйти. 3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите заранее. Опоздание не должно превышать 15–20 минут. 4. В гостях советуем вести себя скромно: (не)бегать с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и кресла с ногами, (не)открывать ящики и (не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется брать без разрешения с полочек различные украшения. (Не)берите с собой в гости своих четвероногих друзей. • - Найдите во втором пункте выражение, характерное для разговорного стиля. Подберите к нему синонимы - Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Упражнение 21. Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида. - определите тему, основную мысль текста. - переведите предложения с глаголами несовершенного вида на родной язык; - докажите, что эти глаголы указывают на длительность или повторяемость действий. - подчеркните возвратное местоимение, определите падеж. Под весенним дождем С утра моросит дождь. Дорога от школы до деревни идет около опушки леса. Со всех сторон вода капает, течет, льется. Зашел я под деревья. Тряхнула березка ветками, и струйка мне за воротник попала. Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее шатром висят. Под этим шатром сухо, струится там теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку сложил, сижу и наблюдаю. Тайная работа идет в лесу. Моет он себя, чистится, готовится надеть на себя весенний наряд. Распрямляются стебельки первой травы, сбрасывают с себя цепкие старые листья. Не стану я вам дальше рассказывать о том, что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интереснее вам самим поглядеть. (По Э. Шиму.) Примечание. Шатер — большая палатка, крытая тканью. Упражнение 22. По данному началу составьте небольшой рассказ на тему «Гроза», употребляя следующие глаголы совершенного вида, включая возвратное местоимение. Большая лиловая туча закрыла солнце. Вдруг подул…, закачались (верхушки)…, сверкнула…, загремел…, полил…, (молния) ударила…., зашатался…, свалился…, пошла…, засияло…,запели… Упражнение 23. Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже. Вариант 1. Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя). Вариант 2. Подруга позвала меня к (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного. Упражнение 24. Напишите рассказ по данному началу, употребляя прямую речь и включая возвратное местоимение СЕБЯ. У костра. Хорошо летом отдыхать в лагере! У ребят много интересных и полезных дел. Вечерами собираются они у костра и ведут задушевные разговоры... Упражнение 25. Отгадайте, о каких местоимениях идет речь? Упражнение 26. Написать рассказ о себе.
Притяжательные местоимения.doc
Притяжательные местоимения Теория А. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ указывают на принадлежность: мой, твой, наш, ваш, свой. Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам. Теория Б. Для обозначения принадлежности в сочетании с существительными  употребляются формы родительного падежа личных местоимений: его, её, их. Эти формы  не изменяются по падежам: его сад, его сада, его саду. Задание 1. Правильно ли художник понял значение фразеологизмов. Объясни их  значение. Составь с ними предложения. Задание 2. Прочитайте стихотворение. Нравится ли оно вам? Как вы думаете, взрослый  или ребёнок его сочинял? Почему? Найдите речевые ошибки. Как­то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка­мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день». И у нас во дворе слышал я однажды Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный, Чтобы вы никогда не попали в лужу. Их, его и её говорить вам нужно. Пели мы про поросят, Намекали про ребят. То, что можно поросятам, Непростительно  ребятам.   А.Хайт. Задание 3. Пословицы с притяжательными местоимениями. Объясни значение  пословиц. Наш пострел везде поспел.  Всяк кулик свое болото хвалит .  Мой талан съел баран.  Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее.  Твои слова да богу в уши.  Твоим же добром да тебе же челом.  Твоими устами да мед пить.  Твой бы приговор да тебе же во двор.  Твой дом — твоя и воля.  Твой колокол — хоть звони, хоть об угол.  Твой кус собачий. Твой мех мне смех, а сума твоя нейдет и с ума.  Твой меч, а моя голова.  Твой мосол — хоть гложи, хоть под стол.  Твой намек мне невдомек.  Твоя воля, а и мне есть доля.  Твоя воля во щах.  Ваши играют, а наши рыдают.  Ваши крадут, а наши прячут.  Ваши­то речи да богу в уши.  Вашим добром да вам же челом.  Вашими ножами да вас же режут.  Вашими устами да мед пить. Задание 3.Просклоняйте словосочетания: моя мама, ваши друзья, твой фонарь,  ваши ножницы, свое ружье. Задание 4. Спишите, раскрывая скобки. Определите род притяжательных  местоимений. Мой (папа, мама, окно, друзья),твой (костюм, сестра ,дело, руки) наш костюм (дом, квартира, жилище, ребята),ваш (кабинет , жизнь здоровье ,дети), свой (ремень, блузка ,платье ,овощи) Задание 5. К данным существительным подберите притяжательные  местоимения ­­­­­­­­­­­­­­­­­­ученик ­­­­­­­­­­­­­­учебник ­­­­­­­­­­­­­­­­ школа ­­­­­­­­­­­­­­­ зеркало ­­­­­­­­­­­­­­ класс ­­­­­­­­­­­­­­­­ подруги ­­­­­­­­­­­­ тетрадь ­­­­­­­­­­­ друзья Задание 6. Переведите на русский язык. Хакла тусам! Эпе санан сыравна илтем. Э се хаван пурнасу синченсахал сырна. Менле пырассе сирен  ессеем? Манан шкулти ессем аван­ха. Пирен класра юлса пыракансем сук. Тепер сырура  хавар класс синчен сырса пелтер. Сыва пул. Салампа санан тусу – Петя. Задание 7. Раскроите скобки, определите падеж местоимений 1)Учитель очень любил (свой) учеников.2)Я часто вспоминаю (свой) учителя. 3)У (этот) малыша от ледяной воды слёзы навертывались на глаза .4) Я рада, что  встретила(такой) учителя. 5 )Я всему училась(наш) учителя. Задание 8. Спишите стихотворение и подчеркните окончания в притяжательных  местоимениях. Поставьте вопросы от существительных к местоимениям.  Докажите, что притяжательные местоимения изменяются, как имена  прилагательные. Наш ковёр — цветочная поляна, Наши стены — сосны­великаны, Наша крыша — небо голубое, Наше счастье — жить такой судьбою. (Ю. Энтпин) Задание 9. Раскройте скобки, выбрав подходящее по смыслу местоимение. Старые друзья навестили (мои/свои родители). Он увидел (мой/свой дом). Петя  встретил (мой/свой друг). (Моя/своя ноша) не тянет. Всё это я видел (мой/свой глаза). 4. Устраните недочёты в употреблении местоимений. Это мой чемодан, мне нужно уложить сюда мои вещи. Могу я здесь оставить мой  чемодан? Я встретил моего друга. . Задание 10. Устраните недочёты в употреблении местоимений. Ихние поля были засеяны рожью. На его нельзя положиться. Всходы ихней ржи были  гуще. Задание 11. Напишите рассказ на тему « Моя школа» , употребив в нём  притяжательные местоимения. Задание 12.  Прочитайте текст. Перескажите близко к тексту.            Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества.  К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал  проводы зимы. С принятием христианства он стал предварять Великий пост и зависеть  от его сроков.             Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно,  весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей»            Любили наши предки в масленичные дни  театральные  представления. В сотнях  больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой, который  бывал  одет в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в  сапожки и колпак на  голове. Непременными деталями его внешнего вида были  горб и  длинный горбатый нос.             Отголоском языческой старины считают  чучело Масленицы, сооруженное из  соломы и одетое в женское платье. “Сударыню­Масленицу” взгромождали на сани, рядом  становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые  везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая  вереница саней, сопровождавших Масленицу вее последнем пути. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори, блины, гори,  Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в  костёр  как символ будущего плодородия).                          Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но  в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода. Задание: Выделите  личные местоимения и личные, перешедшие в разряд  притяжательных.  Подчеркните их как члены предложения. Задание 13.   Прочитайте текст. Напишите письмо по памяти. Лес. Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот  гигант. В глубоких норках, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные  обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С  утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жучков,  гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают  вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары. 1. 2. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте  птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями  и рачительными хозяевами. Грамматическое задание Выписать словосочетания с притяжательными местоимениями.. Определить падеж. Запиши имена существительные в форме множественного числа в именительном  падеже. Выдели в словах ударный слог. Директор, инженер, столяр, шофёр Задание 14.  Прочитайте текст. Перескажите близко к тексту. Вот она – весна!                Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце  светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На  крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки.               Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она  вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней  изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную  песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик. Грамматическое задание Обозначь окончания и падеж имён прилагательных в единственном числе. Подбери и запиши антонимы к словам широкий, ясный, громкий. Подбери и запиши синонимы к словам известный. Застенчивый, красный. Выписать словосочетания с притяжательными местоимениями.. Определить  падеж Задание 15. Прочитайте текст. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы,  раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. Последние денёчки. Ра(н,ни)м мартовским утром проснул…сь солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею  облаков и в(з,с)глянуло на землю. А там за ноч… зима да моро(з,с) свои поря(д,т)ки  навели. Около берё(з,с)ки свежий снежок бросили, х…лмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледя(н,нн)ые сосульки на соснах ра(,с)звесили. Радос?но бегут ребятишки по  последнему сне(ж,ш)ку Погл…дело светило на эти проказы и стало землю пр…гревать. Лёд и снег сразу  потускнели. По лес?ной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел  свою песенку о весне. Грамматическое задание В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи. Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый. Выписать словосочетания с притяжательными местоимениями. Определить  падеж Задание 15. Прочитайте текст. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы,  раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий  след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же  приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается  чего­то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой­нибудь шорох – со всего размаха  прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что­нибудь – косой  опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (По Л. Толстому) Задания. 1) Озаглавьте текст. 2) Произведите морфологический анализ слов: 1 вариант – поймали бы, светлеет; 2 вариант – ходил бы, боится. 4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца. Задание 16.  Выпишите словосочетания с местоимениями и сочетание сказуемого с  местоимением­подлежащим. Поставьте к местоимениям вопросы. Прощай, скворец, мой славный друг, Вернись ко мне назад! Когда услышу подо льдом Стеклянный звон ручья, Я подновлю твой прежний дом И стану ждать тебя. Р. Галинская • Найди предложение с обращением. Охарактеризуй его по цели высказывания. Задание 17.  Озаглавьте отрывок. Выпиши словосочетания «притяжательное  местоимение + существительное (главное слово)». Определите род, падеж, число  притяжательных местоимений. Подчеркните их как члены предложения. Найдите предложение, в котором стоит тире. Объясните его постановку. Составьте  схему предложения с обобщающим словом при однородных членах.                  Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути­ дороги, пусть всегда радом с вами будут любимые книги! Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и ваших сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – самые большие друзья. Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших  классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав  их книги, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка. Задание 18. Вставьте притяжательные местоимения в соответствии с замечаниями,  данными в скобках (эти замечания списывать не нужно). Подчеркните местоимения  как члены предложения.                Каждый должен пр..быть на конференцию со _____________ книгами (книги  принадлежат каждому). Мой брат пр..нял _________ предл..жение выступить с  пр..ветствием (предложение было сделано вами). Мои товарищи высказали __________  мнение о прочитанном произведении (мнение принадлежит товарищам). Вы, как видно,  пр..небрегли ____________ рецензией (рецензию писали мы). Ты должен позаботиться о  ___________ библиотеке (библиотека твоя). Задание 19.  Найдите и запишите притяжательные местоимения в фразеологизмах. Для справки: и нашим и вашим, взять свое, выносить на своих плечах, на свой страх и  риск, на свою голову, пойти своей дорогой и др. – Определите разряд местоимений и их морфологические признаки. 1) За тридевять земель, в горах Урала, твой мальчик спит. (К. Симонов.) 2) Владимир  слушал его с презрением и ничего не отвечал. (А. С. Пушкин.) 3) Его убийца хладнокровно  навел удар… спасенья нет. (М. Ю. Лермонтов.) 4) Случилось соловью на шум их  прилететь. (И. А. Крылов.) 5) Не понять не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим  ты спасла меня. (К. Симонов.) Задание 20. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите вид глаголов,  выделите в них приставки.  Тучка долго хмурилась капризничала и наконец расплакалась. А солнышко  уговаривало ее не плакать. Послушалась тучка умного совета. Она умылась легкими  слезами и умчалась а слезы ее остались и долго еще сверкали прозрачными каплями на  траве прятались глубоко во мхах. (По А.Членову)  ­ Какие сочетания слов иллюстрируют прием олицетворения в тексте? ­ С помощью какой части речи строится олицетворение?  Задание 21. Прочитайте текст.  Определите его основную мысль. Выпишите из  каждого предложения все глаголы, укажите их время, вид, спряжение. I. Ворона и лисица Над полем ржи бесшумно кружила черная ворона. Вот она ринулась к земле, чуть  коснулась крылом стерни и полетела низко над полем. В клюве у нее висела мышь. Не успела ворона набрать высоту, а из­за скирды метнулась к ней рыжая лисица.  Ворона захрипела от страха, бестолково забила крыльями, и мышь выпала из ее клюва. Лисица ловко подхватила мышь и шмыгнула за скирду. Птица долго не могла  успокоиться. Она носилась над полем, хрипло каркала. В ее криках слышалась жалоба на  хитрость и вероломство лисицы. Эта история напоминает известную басню, которую написал Крылов. Только ворона  осталась без еды не от похвал лисы, а от страха. (По В. Бурлаку.) Примечание. Стерня — остатки стеблей на сжатом поле. Скирда — стог сена  или соломы, сложенный для хранения под открытым небом ­ Найдите и запишите притяжательные местоимения Задание 22.  Прочитай. Подумай, на какие правила встретились слова в  стихотворениях. I. Нам значки сегодня дали,  Мы экологами стали!  Мы в любую непогоду  Охранять хотим природу. Мы хорошие манеры  Будем младшим прививать.  Со своих дворов начнём,  Мусор быстро соберём. II. Я выросла Мне теперь не до игрушек — Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Серёже подарю. Деревянную посуду Я пока дарить не буду. Заяц нужен мне самой — Ничего, что он хромой (Агния Барто) ­Выучите стихотворение. Закройте книгу и напишите его по памяти. ­Проверьте, правильно ли вы его записали. ­Выпишите из предложений глаголы будущего времени.  ­ Найдите и запишите притяжательные местоимения  Задание 23.  Прочитайте текст. Найдите в нем повторяющуюся мысль и запишите  текст в исправленном виде, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные  члены предложения. ЛИСА И БЕЛКА Лиса уже четвертый год жила в своей норе. Над ее норой жила белка. Она бегала по  стволам деревьев прыгала с ветки на ветку шумела дразнилась. Старая лиса смотрела на  нее и сердилась.  Однажды лиса легла пластом на поляне и притворилась мертвой. Белка жила прямо над  лисьей норой. Белочка соскочила на траву и пробежала близко от лисы. Вдруг лиса  вскочила. Белка испугалась и убежала на  свое дерево. ­ С каким падежом  притяжательного местоимения  употребляется предлог?   ­ Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. Задание 24.    Найти в  тексте  притяжательные  местоимения,  выделить  их    и  объяснить  свой  выбор.    1)  Ты заплакал о моем горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.  Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне. (Народная  мудрость)    2) Мои милости окружали тебя  именно  в такие  минуты  жизни  твоей,  когда  ты  их  не  ожидал  и поэтому  не  замечал,  по  грехам  своим.     3)   Я  хочу,  чтобы сердце  твоё  и  душа  твоя были  всегда  пламенеющими  перед  очами  Моими   и  побеждали бы  именем  Моим  всякое  малодушие.  Задание 25.  Расскажите историю какой – либо вещи, особенно дорогой для вас. В  рассказ включите описание. Подчеркните   притяжательные  местоимения. Задание 26.  Напишите продолжение рассказа.  Введите в него описание щенка.  Озаглавьте рассказ. Подчеркните    притяжательные  местоимения. Однажды я пришел из школы и увидел у нас на кухне щенка. Он сидел в углу возле  плиты… Задание 27.   Напишите начало и середину сочинения по данному концу.   Озаглавьте. Подчеркните    притяжательные  местоимения.  …..Чудесных вещей у нас столько, что мы им и счет потеряли. Мы их видим, когда гуляем  по улице.Они работают на наших заводах.. Их можно найти в в каждом доме.

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Притяжательные местоимения»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Притяжательные  местоимения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2017