Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»
Оценка 4.7

Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»

Оценка 4.7
Карточки-задания
doc
биология +2
5 кл—11 кл
20.01.2017
Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»
Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Однако, и при традиционном обучении можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы это не наскучило ни ученикам, ни учителю.Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Однако, и при традиционном обучении можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы это не наскучило ни ученикам, ни учителю.
Дидактический материал.doc

Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»

 

Образцы заданий

Планируемые результаты

  1. Прочитай текст, определи, к какому стилю речи он может быть отнесен.                    
  2. Озаглавь текст.
  3. Составь словарь терминов по данному тексту.
  4. Используя «ромашку Блума» составь вопросы к тексту.

 

Текст для чтения.

Широкое распространение получили в России процессы этнической ассимиляции. Объектами ассимиляции являются малочисленные этносы, народы, живущие в сильном территориальном смешении с другими народами, а также национальные группы (нередко состоящие из живущих обособленно представителей достаточно крупных и хорошо консолидированных этносов), для которых характерно дисперсное расселение. Важным каналом ассимиляционного процесса в России служат межэтнические браки, однако имеет место и "внесемейная" ассимиляция.
  Из малых народов России в XX в. были ассимилированы тюрко-язычные сойоты, влившиеся в бурятский народ. Растворились среди окружающего русского населения близкие к кетам юги, процесс ассимиляции (языковой, а затем и этнической) частично затронул и многие другие малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока. Ассимиляция охватила также представителей многих этнических общностей, в основном сосредоточенных за пределами России, а в ней самой — расселенных дисперсно. Правда, скорость развития ассимиляционных процессов у разных живущих в России национальных групп различна. Быстрее всех сливаются с русскими представители двух близких им по языку и культуре восточнославянских народов - белорусов и украинцев. В 1989 г. 63% живущих в нашей стране белорусов и 57% украинцев считали своим родным языком русский.
Довольно быстрой ассимиляции подвергаются живущие в РФ представители других славянских народов: поляки, болгары, чехи,сербы. Все эти этносы живут в России дисперсно, что облегчает процесс их ассимиляции. Представители других некоренных этносов России ассимилируются русскими в значительно более слабой степени. Так, немцы, несмотря надавнее проживание в нашей стране, и высокую долю лиц, перешедших
на русский язык (58%), довольно стойко сохраняют свое этническое самосознание. Еще медленнее протекает процесс ассимиляции корейцев, которому препятствует ярко выраженная культурная специфика этой этнической общности, а также и ее антропологическая обособленность. Хотя корейцы уже давно живут в России и большинство из них (63%) считают русский родным языком, они, как и немцы, хорошо сохраняют этническое самосознание и проявляют высокую внутриэтническую солидарность.
   Проявляют этническую стойкость и живущие в России представители тюркоязычных этносов, составляющих основное население нескольких республик бывшего СССР (казахи, азербайджанцы, узбеки), чему способствует их  существенная культурная специфика. Подавляющее большинство представителей этих народов сохраняют свой национальный язык.

img2.jpg

Выпускник научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,

 

1. Из перечисленных понятий выберите любые три и дайте им определения своими словами:

хозяйство, отрасль, межотраслевой комплекс, сектор экономики.

2. Если под индустриализацией хозяйства понимается создание крупной машинной промышленности, играющей ведущую роль в экономике страны, то, какое определение можно дать информационной экономике?

 

3. Выберите высказывание, в котором идет речь о платформе. ()

1) Часть литосферы, в пределах которой расположена Африка, перемещается по пластичному слою мантии. 
2) В основании Среднесибирского плоскогорья лежит древнейший и относительно устойчивый участок земной коры. 
3) В пограничной области между литосферными плитами сосредоточено большинство действующих вулканов.
4) Африка и Южная Америка входили в состав Гондваны.

4. Выберите 5 понятий  на выбор  из предложенных  и объясните их значение своими словами.  
             Напишите  одно предложение с использованием  минимум трёх понятий:

природные условия, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, эффективная территория, ресурсообеспеченность, ноосфера, природопользование

5. приём «концептуальное колесо».

Задание 1. Подобрать синонимы к слову «глобальная» и вписать

в секторы «колеса».

 

 Выпускник научится:

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

понимать содержание текста, улавливать все детали,

 

 

Памятка

Как составить план текста?

1.       Прочитайте текст.

2.       Выделите в тексте главные мысли.

3.       Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

4.       Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана

 

Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

            Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

 

Выпускник научится:

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

 

 

Напишите  короткий аргументированный письменный ответ (текст – рассуждение)  на следующий вопрос. 

        1 вариант: Ресурсообеспеченность отдельных стран имеет ярко 
                          выраженные географические особенности.

        2 вариант: Решение вопросов рационального природопользования должно
                           носить глобальный характер

 

 

 

 

Тонкие вопросы

 

Толстые вопросы

          кто...

          что...

          когда...

          может...

          будет...

          мог ли...

          как звали...

          было ли...

          согласны ли вы...

          верно...

          дайте объяснение, почему...

          почему вы думаете...

          почему вы считаете...

          в чем разница...

          предположите, что будет, если...

          что, если...

Составь вопросы и задания для контрольной (проверочной) работы. Определи, что будешь проверять. Определи критерии, по которым будешь проверять

 

 

 

 

 

 

1. Тема «Погода» (6кл) Постройте логическую цепочку: изменение высоты Солнца,   изменение температуры,  неравномерное нагревание земной поверхности,  движение воздушных масс, изменение давления, изменение погоды

Ответ: изменение высоты Солнца - > неравномерное нагревание земной поверхности ->  изменение температуры –> изменение давления –> движение воздушных масс –> изменение погоды

2. Составьте логическую цепочку на основе схем образования бриза и муссона:

Следствие

 

Промежуточная причина

 

Причина

 
                                           

                                              

?

 
 

 

 

 


 Выпускник научится: выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов

1.  Прочитать текст и составить конспект – краткое описание. Большое содержание можно уместить на одном листе, используя значки, символы, рисунки, формулы, имена, даты, схемы, таблицы. Вначале работы стоит записывать очень важное на отдельных листочках, а потом соединять их на одном листе, устанавливая связи в определенном порядке по методу составления

опорных конспектов.

 

 

 

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка «Как заполнить схему?»

  1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.
  2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.
  3. Заполните схему соответственно выделенной зависимости

 

Алгоритм изучения информации,

представленной в диаграмме:

1. Как называется диаграмма?

2. Что представлено в диаграмме?

3. В каких единицах измеряются данные?

4. Какую закономерность (закономерности)

данных Вы наблюдаете?

5. Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.

6. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?

7. Какое практическое значение имеют эти данные?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Кластер «Воспроизводство населения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Приём «Фишбоун». Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы.Они обсуждаются, идёт поиск их решений.В процессе чтения ученики работают со схемой «Фишбоун », что в переводе означает «рыбий скелет». В «голов е» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (кстати, эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста,

в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой

ключевые слова или фразы

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство связано с большим количеством отраслей хозяйства.
Изучив текст учебника, изобразите межотраслевые связи сельского хозяйства  в виде схемы.

 

 

 

 

 

1. К каждому пункту плана составить тезис, т.е. короткое, логически выдержанное утверждение, раскрывающее суть данного пункта плана 

 

План

Тезисы

1.Особенности географического положения

 

2. Рельеф территории России

 

3. Климатические особенности

 

4. Особенности природно-хозяйственных зон России

 

5. Общий вывод

 

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

 

2. Используя перечисленные ниже понятия, составьте резюме (краткий вывод) о структуре  хозяйства страны: 
    «отрасль», «сектор хозяйства»,  «предприятие», «межотраслевой комплекс»

3. Одной из важных характеристик научно-технического потенциала страны является  её участие в международной торговле научно-техническими знаниями (лицензиями, т.е. разрешениями на использование  какого-либо изобретения).
Проанализируйте таблицу, обратив особое внимание на следующие вопросы:
   

 Какие страны выделяются большим объемом продаж лицензий?
    Почему некоторые страны являются, в основном, покупателями? 
    Чем объяснить, что отдельные страны не только продают, но и покупают
    лицензии

Мировые лидеры лицензионной торговли (в 2004 г., в млрд. долл.)

Экспорт

Импорт

Мир в целом 109,8

Мир в целом 120,3

США                       52,6

США                     23,9

Япония                   15,7

Ирландия             18,4

Великобритания 12,0

Япония                 13,6

Германия                 5,1

Великобритания 8,4

Франция                 5,1

Германия                 5,8

Нидерланды           4,2

Сингапур                 5,6

Канада                     3,0

Канада                     5,5

…Россия 0,2

…Россия 1,1

Сделайте вывод, который начинается следующими словами: "Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод...

 

 

1. Определите по описанию и указанным признакам субъект Российской Федерации.

  Герб этого субъекта РФ.

В лазуревой главе — золотое северное сияние.
В красном нижнем поле — скрещенные золотой якорь
и серебряные кирка с мечом.

Средняя плотность населения региона составляет 6 чел/км2. Расселение носит очаговый характер. Уровень урбанизации высок и один из самых высоких в России (91%).

На этой территории проживает 89% всех саамов (русский этноним — лопари) России основная их часть проживает в Ловозерском районе.

Отраслевая структура промышленности (2006 г.): цветная металлургия (28%), электроэнергетика (21%), химическая и нефтехимическая (15%), пищевая (15%), черная металлургия (12%).

Площадь сельскохозяйственных угодий составляет всего 0,4% площади территории субъекта. В отраслевой структуре 2/3 приходится на животноводство. Растениеводство в открытом грунте практически отсутствует, только в самых южных районах можно выращивать картофель и кормовые культуры. По стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции область занимает одно из последних мест в стране (75-е).

На территории этого региона находится главная база по обеспечению доставки грузов в районы Крайнего Севера, порт приписки всех отечественных атомных ледоколов.

 

 

 

 

 

 

2. Что Вы еще знаете об этом регионе? Свои сведения представьте в виде таблицы по указанным направлениям.

Крупнейшие и известные предприятия (по возможности указать название предприятия, название населенного пункта, где оно находится и вид производимой продукции)

Достопримечательности

Заповедники

интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускник научится:

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта  подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречии-вой или конфликтной ситуации.

1. Исправьте ошибки в описании структуры сельского хозяйства Восточно-Сибирского экономического района.

Большая часть посевных площадей района сосредоточена в зоне южной тайги, основные выращиваемые культуры – кукуруза, лен. К югу от Транссибирской магистрали земледелие носит очаговый характер, т.к. в данном районе возможно распахивать лишь небольшие удобные для земледелия пространства. В общем развитием растениеводства в районе выделяется респ. Хакассия и респ. Тыва. Сельское хозяйство большинства регионов отличается значительным преобладанием животноводства над растениеводством: крайний Север региона – зона оленеводства, специализация лесостепных районов – пчеловодство и мараловодство, в межгорных котловинах Алтая и Саян развито тонкорунное овцеводство.

2.  Найдите единственную ошибку в описании Северо-Западного экономического района России:

городское население превышает 80% численности населения района; здесь расположены старинные русские города – Псков и Новгород;уголь Печорского бассейна используется в производстве чугуна в черной металлургии района;Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов мира; сельское хозяйство специализируется на льне, молоке, картофеле и овощах; развито производство станков, приборов, судостроение и энергетическое машиностроение.

Объясните, почему выбранный пункт вы считаете ошибкой

1. Подберите эпиграф к тексту

2. Сожмите текст параграфа до 5 предложений

3. Составление  синквейна, например при изучении темы «Кавказ»(8 кл)

Это стихотворение, состоящее из 5 строк.

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

Горы

Высокие, молодые

Возвышаются, белеют, лечат

Кавказ - молодое горное сооружение

Эльбрус

 Выпускник научится обобщать содержание текста

Прочтите текст. Сформулируйте вопросы к нему. Устно ответьте на них. Напишите маленький рассказ, дополнив предложенный текст новой информацией. Для получения дополнительной информации воспользуйтесь атласами, энциклопедиями, справочниками и другими печатными изданиями.

Значительные средства были направлены на спасение Великих Американских озер, и результат был достигнут, многочисленные рекламные плакаты вещают: «Приезжайте на озеро Эри! Оно снова чистое!».

Предполагаемые вопросы и ответы ученика:

·         Какие озера входят в систему Великих Американских озер? (Эри, Гурон, Мичиган, Онтарио, Верхнее).

·         Почему озера пришлось спасать? (На его берегах много крупных населенных пунктов; промышленные сбросы, сточные воды попадают в озера).

·         Почему речь идет именно об озере Эри? (Оно самое маленькое и первым не выдержало загрязнения).

·         Почему возникла необходимость очистки Великих Американских озер? (Загрязнение привело к гибели многих видов промысловых рыб, на берегах озер стало опасно отдыхать, а в воде купаться).

 

 

 

 

 

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

 

Нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы:

Памятка «Как заполнить таблицу?»

  1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.
  2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы

 

Выпускник научится:

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

 

 

«Динамика рождаемости и смертности в России в период с 1990 по 2009 годы»Составьте  вывод на основе анализа содержания диаграммы  «Динамика рождаемости и смертности в России в период с 1990 по 2009 годы» по плану      - динамика изменения рождаемости за данный период (причина изменений);
    - динамика смертности;
    - вывод  об изменении численности населения России за изучаемый период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Африки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?  Почему?
Напишите краткий аргументированный вывод.
 

В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Африки, среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?

 

 

Приём «Концептуальная таблица»

Приём «ИНСЕРТ»

 

 

Сводная таблица по теме «Моря»

 

Линии сравнения

Азовское море

Чёрное море

Море Лаптевых

Японское море

Баренцево море

Географическое положение

 

 

 

 

 

Температура воды

 

 

 

 

 

Животный мир и т. д.

 

 

 

 

 

 – составлять короткий  аргументированный текст)

 


Скачано с www.znanio.ru

Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»

Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»

Хотя корейцы уже давно живут в

Хотя корейцы уже давно живут в

Африка и Южная Америка входили в состав

Африка и Южная Америка входили в состав

Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе)

Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе)

Тонкие вопросы Толстые вопросы • кто

Тонкие вопросы Толстые вопросы • кто

Прочитать текст и составить конспект – краткое описание

Прочитать текст и составить конспект – краткое описание

Памятка «Как заполнить схему?»

Памятка «Как заполнить схему?»

Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»

Дидактический материал к докладу «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии»

Кластер «Воспроизводство населения»

Кластер «Воспроизводство населения»

Приём «Фишбоун». Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы

Приём «Фишбоун». Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы

К каждому пункту плана составить тезис, т

К каждому пункту плана составить тезис, т

Определите по описанию и указанным признакам субъект

Определите по описанию и указанным признакам субъект

Что Вы еще знаете об этом регионе?

Что Вы еще знаете об этом регионе?

Подберите эпиграф к тексту 2

Подберите эпиграф к тексту 2

Приезжайте на озеро Эри! Оно снова чистое!»

Приезжайте на озеро Эри! Оно снова чистое!»

Выпускник научится: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от…

Выпускник научится: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от…

В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте

В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте

Приём «Концептуальная таблица»

Приём «Концептуальная таблица»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.