Дидактический материал к теме "Синтаксис и пунктуация. 5 класс"
Оценка 4.9
Карточки-задания +3
doc
русский язык
5 кл
03.03.2018
В данной разработке представлены карточки к теме "Синтаксис и пунктуация" для закрепления полученных знаний в 5 классе. Их можно использовать во время изучения данного раздела (на любом из уроков), в качестве домашнего задания (т.к. карточки разноуровневые), а также на этапе подготовки к контрольной работе или уроке закрепления.дидактические материалы
мой фрагмент.doc
Карточки для урока повторения и обобщения изученного
Тема «СЕКРЕТЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ»
Цели урока:
1) обобщить знания о синтаксисе и пунктуации;
2) понимать роль знаков препинания в устной и письменной речи и
аргументированно доказывать их постановку;
3) повторить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
4) развивать умение составлять схемы предложений.
Карточка №1
Прочитай шуточное стихотворение С.Маршака и запиши, какие в нём
названы знаки препинания. Будь внимательна!
Знаки препинания
Ура! Долой! Караул! Разбой!
У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы: Кто? Куда? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Прискакало двоеточие. Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие.
Запиши знаки препинания, которые не перечислены в стихотворении.
(Сомневаешься? Обратись к консультанту.)
Карточка №2
Ты, конечно же, знаешь, что в стране пунктуации главный знак препинания,
царица пунктуации – точка. Напомню тебе один секрет. В переводе с латинского
punсtum значит «точка» (кстати, пунктуальный и точный синонимы.). Ты
скажешь: «Да подумаешь, точка. Уж чточто, а точкито я всегда расставлю». А
сейчас посмотрим.
Едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках всё там варят с солью.
Перепиши. Верните на место заблудившуюся точку.
(Сомневаешься? Обратись к консультанту.)
Карточка №3
Вспомни, что такое синтаксис. (От др.греч. syntaxis «составление»)
Сделай СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР предложения.
Улыбнулись сонные2 б…рё…ки, ра…тр…пали2 шёлк…вые косы.
1. Запиши предложение.
2. Объясни орфограммы.
3. Выполни синтаксический разбор.
4. Не забудь про схему!
(Сомневаешься? Обратись к консультанту.)
Согласна ли ты, что синтаксис изучает не только предложение, но и
Карточка №4
словосочетание?
Давай вычленим словосочетания из предложения и сделаем разбор
одного из них.
Улыбнулись сонные2 б…рё…ки, ра…тр…пали2 шёлк…вые косы.
(Сомневаешься? Обратись к консультанту.)
Карточка №5
Графическое обозначение терминов.
Так как сегодня мы говорим о секретах синтаксиса и пунктуации, давай
раскроем ещё один из секретов.
Покажи, как мы обозначаем графически:
1. Рамочка простого предложения;
2. Однородные члены предложения;
3. Обобщающее слово при ОЧП;
4. Обращение. (Сомневаешься? Обратись к консультанту.)
Итак, тебя ждет следующий вид работы – ГРАФИЧЕСКИЙ
Предложения ты не записываешь, только составляешь их схему в тетради.
ДИКТАНТ.
Карточка №6
1) Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
2) Тобой, Москва, земля жива. (Из песни)
3) Был тот предночной час, когда стираются очертания. (М.А.Шолохов)
4) Пыль покрыла всё: и окно, и дверь, и стены.
5) «Будущее светло и прекрасно», писал Чернышевский.
6) Опять я ваш, о юные друзья! (А.С.Пушкин)
7) Ветер совсем утих, и дождь перестал.
8) Не только волки, но и медведи встречаются в этом лесу.
(Сомневаешься? Обратись к консультанту.)
Итак, тебя ждет следующий вид работы – ГРАФИЧЕСКИЙ
Предложения ты не записываешь, только составляешь их схему в тетради.
ДИКТАНТ.
Карточка №6
1) Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
2) Тобой, Москва, земля жива. (Из песни)
3) Был тот предночной час, когда стираются очертания. (М.А.Шолохов)
4) Пыль покрыла всё: и окно, и дверь, и стены.
5) «Будущее светло и прекрасно», писал Чернышевский.
6) Опять я ваш, о юные друзья! (А.С.Пушкин) 7) Ветер совсем утих, и дождь перестал.
8) Не только волки, но и медведи встречаются в этом лесу.
(Сомневаешься? Обратись к консультанту.)
Карточка №7
С синтаксисом и пунктуацией очень дружны другие разделы науки о языке.
Обратим внимание на секрет дружбы синтаксиса и пунктуации с морфологией.
Вспомни, слова какой части речи являются сигналами сложноподчинённого
предложения?
(Не помнишь? Обратись к консультанту!)
Назови их.
Сегодня ты можешь пополнить свою копилку слов подчинительными союзами.
КРОССВОРД «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ»
Чтобы отгадать кроссворд, нужно в предложениях заменить точки
подходящими по смыслу подчинительными союзами, а затем вписать вставленные
союзы в соответствующие клетки.
1. Надо хорошо трудиться, ………… потом повеселиться. 2. У него правая рука не
знает, ………… делает левая. 3. Ребята сказали, ………… завтра не будет занятий. 4.
Часто терпит пораженье самый храбрый адмирал, ………… место для сраженья неудачно
он избрал. (Б.Заходер) 5. Резвитесь, мыши, ………… кот спит.
6. Мама придёт, ………… солнышко взойдёт. 7. Пришлось идти с родителями в гости,
………… мне не хотелось. 8. ………… идёт дождь, мне бывает очень грустно. 9. Мой
папа не понимает, ………… мне может нравиться эта музыка.
10. «………… я была царица, говорит одна девица, то на весь крещеный мир
приготовила б я пир». (А.С.Пушкин)
Дидактический материал к теме "Синтаксис и пунктуация. 5 класс"
Дидактический материал к теме "Синтаксис и пунктуация. 5 класс"
Дидактический материал к теме "Синтаксис и пунктуация. 5 класс"
Дидактический материал к теме "Синтаксис и пунктуация. 5 класс"
Дидактический материал к теме "Синтаксис и пунктуация. 5 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.