Дифференцированное обучение на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в малокомплектной школе.

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Контроль знаний
docx
русский язык
8 кл
20.02.2020
Дифференцированное обучение на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Данная технология ориентирована не только на контроль знаний , но и на формирование коммуникативной компетентности , в состав которой входит и языковая и речевая подготовленность учащихся. Разработанный материал предназначен для учащихся 8 класса с учётом их индивидуальных способностей и охватывает весь курс русского языка , изучаемый в данном классе.
Авторская работа.docx

Авторская работа

Дифференцированное обучение на уроках русского языка                                  в малокомплектной школе.

 

Пояснительная записка

 

   Переход к новой образовательной парадигме и внедрение Национальной модели образования, ориентированного на результат, на нынешнем этапе связан с решением проблемы повышения образования учащихся. Достижение этих целей , как показывает практика, возможно при использовании новых технологий обучения. Среди широко используемых сегодня технологий можно выделить:

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», технология, основанная на уровневой дифференциации, методы интерактивного обучения, методы проектной технологии.

     В последнее время мы много говорим и работаем над преодолением пробелов в знаниях , умениях учащихся. А ведь тормозом в обучении школьников является и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников. Чтобы добиться каких- то сдвигов в этом направлении , прежде всего необходимо выяснить , насколько сформированы навыки самоконтроля , умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, критического мышления, определить тип памяти каждого ученика. Только учитывая реальные учебные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

      Дифференциация в переводе с латинского языка означает разделение, расслоение целого на различные части, формы , ступени.

       Акцент целей в организации дифференцированного подхода в обучении:

       - обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей всех учащихся;

       - обучать не только знаниям , умениям и навыкам , но и способам умственной    деятельности , методам приобретения знаний;

       - развитие интеллектуальной, эмоционально- ценностной , волевой сфер ученика ;

       - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей.

       Дифференциация заданий по объёму и трудности даёт слишком мало для развития учебных возможностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников , Задача учителя довести этих учащихся до уровня средних, обучать их приёмам рациональной умственной деятельности. Работа организуется так , чтобы со временем степень самостоятельности школьников возросла, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера,- именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.

        Для подобной дифференциации я в своей практике использую образцы выполнения задания, указание на правила, на которые опирается данное упражнение, выбор правильного решения из предложенного ряда (например, предлагается несколько схем состава слова, из которых нужно выбрать ту , которая соответствует составу данного слова), использую памятки-опоры, памятки-планы, памятки-алгоритмы и др.

        Технология уровневой дифференциации базируется на теории Л.С.Выготского о движении ученика в процессе обучения из зоны «актуального развития » к зоне «ближайшего развития » , которое может быть осуществлено на основе деятельности , предполагающей переход с репродуктивного уровня на продуктивный. В ходе использования данной технологии ученик проходит несколько уровней. В основе выполнения заданий разного уровня обязательна постановка микроцели.

  

   1 - уровень - ученический.

  Здесь предусмотрены задания на припоминание и актуализацию усвоенных на предыдущем уроке знаний без видоизменения. Это задания на воспроизведение изученного в процессе применения на практике усвоенных правил и определений.

    2 - уровень – типовой (алгоритмический). Задания здесь предусматривают систематизацию и упорядочение изученного ранее материала в  изменённой ситуации, то есть решение задач требует преобразования полученных знаний.

 

  3 – уровень - эвристический. Выполняя задания познавательно- поискового типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные ранее знания и одновременно приобретают новые. Это требует таких мыслительных операций  как анализ и синтез, сравнение и выделение главного , обобщение. При решении подобных заданий  возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми методами и приёмами решения учебных задач.

   4 – уровень - творческий. Задания требуют от учащихся опоры на свой жизненный опыт,  работы воображения и активного мышления, что позволяет им создать оригинальный речевой продукт, в той или иной мере отражающий их индивидуальные склонности.

    Материал, данный в карточках,  позволит провести  разноуровневый тематический и итоговый контроль. Вниманию учеников предлагается таблица, в которой наглядно показано, как оцениваются задания. Карточки состоят из 4-5 заданий, каждое из которых соответствует одному из уровней достижения. Задания необходимо выполнять последовательно, начиная с первого.

 

 

№ задания          

               Уровень достижения

 

         Оценка

        1

Узнавание объекта изучения.                        

  

             3

        2

Воспроизведение учебного материала на уровне запоминания

             3

        3

Осознанное воспроизведение учебного материала , применение знаний в знакомой ситуации. Самостоятельное применение умений и навыков.

               

              4-5

        4

Использование знаний в нестандартных ситуациях. Выполнение заданий творческого характера.

 

               5

 

      Таким образом,  данная технология ориентирована не только на контроль знаний , но и на формирование коммуникативной компетентности , в состав которой входит и языковая и речевая подготовленность учащихся. Разработанный материал предназначен для учащихся 8 класса с учётом их индивидуальных способностей и охватывает весь курс русского языка , изучаемый в данном классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Словосочетание

I вариант

Уровень 1.

   Спишите текст , вставьте пропущенные буквы, объясните условия написания.

  Громкий ш…рох, холщ…вый меш…к, сходить за багаж…м, ягоды крыж…вника, золоч…ное кольцо, говорить ш…потом, стало свеж…, очень хорош…, поймать скворч…нка, говорил увлеч…нно, совершить прыж…к.

 

Уровень 2.

   А) Продолжи фразу :

       1.Словосочетание – это __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

       2.Словосочетание  состоит  из __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

      3. В зависимости от того , какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на несколько видов __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 В) Распределите и запишите по соответствующим группам именные, глагольные и наречные словосочетания.

      Счастливое время, бетонные опоры, весьма искусный , чрезвычайно увлекательный, подготовить доклад, купить брошюру, гениальный учёный, отчаянная храбрость, отчаянно смелый, рассказывать о путешествии, встать спозаранку.

 

Уровень 3.

  Перепишите. В каждом предложении выделите  словосочетания и укажите их грамматическое значение. Расставьте знаки препинания.

 

    Высоко в небо уходил стройный металлический каркас состоящий из горизонтальных

стальных балок и вертикальных колонн. Гремя ст…льными кузовами в разные стороны ехали сам…свалы с песком бетоном контейнерами и чугунными трубами. 

 

   Пользуясь примерами из данного текста, составьте по три словосочетания с указанным значением.

  а) предмет и его признак (сущ. + сущ. в р. п. с предл. из )

  б) действие и предмет,  на который оно переходит (глагол + сущ. в в. п.)

 в)  действие и его признак (глагол + наречие).

 

Уровень 4.

   Составьте и запишите текст на тему «Здоровье человека», используя следующие слова:

Болеть, температура, нездоровится, выздоравливать, чувствовать, закаляться, лечить, гигиена , постельный режим , заниматься спортом.

  

II вариант

Уровень 1.

  Составьте из данных слов словосочетания и запишите их.

    Беспокоиться (о) (дочери), тревожиться (за) (брат) , предупредить (об) (опасности) , предостеречь (от) (ошибка) , уверенность (в) (успех) , вера (в) (победа), любовь (к) (Родина) , внимание (к) (люди) , достоин (внимание) , забота (о) (товарищ).

 

Уровень 2.

  А) Продолжи фразу :

     1. Словосочетание отличается от предложения тем , что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     2. В словосочетании выделяются три вида подчинительной связи: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

     3.Согласование – это такой способ подчинительной связи , при котором __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

     4. Управление – это вид __________________ связи, при котором ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

     5. Главным словом  в словосочетаниях с примыканием может быть ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

  В) Перепишите словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от способа связи  (согласование, управление, примыкание). Укажите , чем выражены главное и зависимые слова.

 

  Торжественный момент, привилегии ветеранам, приоритет в политике, расположиться комфортабельно, восстановление в правах, стоянка кочевников, интересный проект, торжествовать победу, современный дизайн , современные технологии, идти медленно.

 

Уровень 3.   

   Перепишите, обозначив стрелками связь между словами в словосочетаниях. Укажите способ связи.

     В раздумь… идти по площад…, информировать об открытии… выставк…, присутствовать в планетар… на лекц…, упорно тренироваться (в) течени… осен…, подойти к деревенской усадьб…, мечтать о поездк…, внезапно остановиться в недоумень…, медленно опускаться на параш…т… .

 

  Составьте по одному словосочетанию на каждую схему.

  а) прилаг.+ сущ.

  б) глагол + сущ. в тв. п.

  в) наречие+ наречие

  г) наречие + глагол

 

Уровень 4.

  Составьте и запишите текст на тему «Поведение человека», используя следующие слова:

    Встречать, знакомиться, приветствовать, здороваться , обнимать, поздравлять, извиняться, прощать, общаться, вести себя, благодарить, провожать.

 

   

                                           Стили речи

Задания для 1 и 2 варианта общие.  Тексты, данные в карточках , разные. В каждом тексте необходимо расставить знаки препинания.

 

Уровень I

1. В этом тексте рассказывается о …

2. Чувство, которое охватывает меня как читателя,  можно определить следующим образом:

3. Текст можно назвать (варианты) …

4. Основную мысль (идею) я формирую так …

5. Стиль речи …

6. Тип речи , использованный автором в данном тексте, …

 

Уровень 2

1. Объясни, чем отличается стиль речи , использованный в предложенном тебе тексте, от других?

2. Какие ещё стили речи тебе знакомы?

3. Определи на основе своего текста речевую ситуацию (ситуацию общения).

* Обстановка (где?)

* Цель (зачем?)

* Собеседник (с кем ?)

4. Отметь ключевые слова текста, являющиеся основными средствами эмоционального  воздействия на читателя.

5. Выделите слова, словосочетания, передающие чувства и настроение автора.

6. Заполни таблицу.

 

Стили речи

Тип речи

Ситуация общения

В какой обстановке

Речевые жанры

С какой целью

Стилевые черты

 

 

 

 

 

 

 

 

   Уровень 3

Заполни таблицу.

 

Стилевые черты

Подстиль

Языковые особенности

Лексико-фразеологич

особенности

 

Словообра

зовательн.

особенности

Морфологические особенности

Синтаксичес

кие особенности

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень 4

 

Воспользуйся методом стилистического эксперимента. Искусственно замените , предложив вариант (слова, словосочетания, обороты, конструкции,  порядок частей), для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно- выразительных средств, которые служат  в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).

 

Текст (1 вариант). О языках в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан.

Статья 1 . Государственный язык  Республики Казахстан.

    Государственный язык - язык государственного управления законодательства судопроизводства и делопроизводства действующей во всех общественных отношениях на всей территории государства.

    Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана.

    Правительство государственные местные органы обязаны:

     Всемирно развивать государственный язык в Республике Казахстан укреплять его международный авторитет; создавать все необходимые материально- технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан; оказывать содействие казахской диаспоре в сохранении и развитии родного языка.

 

Текст (2 вариант). 

За всё за всё тебя благодарю я :

За тайные мученья страстей

За горечь слёз отвагу поцелуя

За месть врагов и клевету друзей,

За жар души растраченных в пустынях

За всё чем я обманут в жизни был …

Устрой лишь так чтобы тебя отныне

Недолго я ещё благодарил.

                                        (М.Ю.Лермонтов)

 

 

                                   Простое предложение

 

I вариант.

Уровень 1.

Подчеркните главные члены предложения.

Плохая погода препятствовала продвижению отряда вперёд. Превосходная должность- быть на земле человеком! Хочу я с небом примириться.

 

Уровень 2.

Продолжи фразы:

1. Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов предложения- подлежащего и сказуемого, - называется _____________________________________________________________ .

2. Односоставными называются предложения _______________________________________________________________

__________________________________________________________________.

3. Сказуемое бывает следующих видов: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________.

4. На какие вопросы отвечает обстоятельство? _______________________________________________________________

_________________________________________________________________ .

 

Уровень 3.

   А) 1. Какие части в составных именных и составных глагольных сказуемых выражают  грамматическое значение?___________________________________________________________________________________________________________________________ .

       2.Составьте предложение с согласованными и несогласованными             определениями._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

      3. Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Б) 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку.

   Спорый дождь льёт (?)ся отвесно сильно. Он всегда пр…ближается с набегающ…м шумом. А мелкий грибной дождь сон…о сыплется из ни…ких туч(?). Лужи от этого дождя всегда тёплые. О слепом дожде идущ…м при солнц… в народ… говорят Царевна плачет. Сверкающ…е на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.(К.Паустовский).

 

    2. Пользуясь примерами из этого текста, расскажите , что вы знаете о простом предложении.

  3.Сделайте синтаксический разбор последнего предложения..

 

Уровень 4.

     1.Спишите, вставляя и объясняя пропущенные буквы и знаки препинания. С какой орфограммой связаны пропуски в словах?

Мы не перест…ём уд…вляться чуду родной речи. Только р…дное слово поз…анное и постигнутое в детстве может нап…ить душу поэзией, р…ждённой опытом народа пробудить в человеке первые истоки национальной гордости доставить эстетическое насл…ждение многомерностью и многозначностью языка предков. (Ч.Айтматов)

      2. Переделайте предложения так, чтобы в полученных синонимических конструкциях в роли подлежащего выступали причастия или глаголы в неопределённой форме. Как изменится смысл предложения?

          Спор был бесполезен . Футболист , играющий в центре нападения, забил мяч в ворота противника.

 

II вариант

Уровень 1.

  Подчеркните главные члены предложения.

   Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками. Охрана природных ресурсов страны предусмотрена законом. Пошёл дождь. Откуда взялись облака?

 

Уровень 2.

1. Чем выражается простое глагольное сказуемое?_____________________________________________________.

2. Какие компоненты содержит составное глагольное сказуемое? _________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составное именное сказуемое состоит из следующих частей:______________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какие дополнения называются прямыми, какие- косвенными?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Уровень 3.

А) 1. Расскажите, что вы знаете о простых предложениях.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     2. Определение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите виды определений_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите несколько примеров предложений,  в состав которых входит определение.

3. Какие виды односоставных предложений могут иметь обобщающее значение? Приведите примеры.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Б) 1. Спишите, вставляя и объясняя пропущенные буквы и знаки препинания.

     Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Сл…ва у Пришвина цв…тут св…ркают. Они то ш…лестят как травы то б…рмочут как р…дники, то пересвистываются как птицы то позванивают как первый лёд то наконец л…жатся в нашей памяти медле (н,нн)ым строем, подобно т…чению звёзд.

  2. Пользуясь примерами из текста, расскажите об осложнённых простых предложениях.

 3.Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

 

Уровень 4.

1. Объясните постановку или отсутствие тире в предложениях.

    Лирика Пушкина- высшее выражение благороднейших человеческих чувств, возвышенной дружбы и любви, понятий бесконечной ценности жизни. Ты словно песня, словно птица, парящая вдали. Мечтать- это не значит жить.

2. Каким членом предложения является глагол в неопределённой форме?

   Любить жизнь- это значит уметь забыть всё плохое и удерживать хорошее. Работать было весело. Его одолевало желание чихнуть. Жить- родине служить. Лучшее наслаждение жизни- чувствовать себя нужным.

 

 

 

 

                                     

                              Односоставные предложения

I вариант

Уровень 1

  Найдите и подчеркните главные члены предложения. Отметьте односоставные предложения (с одним главным членом – подлежащим или сказуемым).

  Подъемы. Спуски. Мелколесье. Елочки. Сосны. Иногда под ногами скользкий лед. Шагаю возле зарядного ящика номер четыре. Мне трудно идти. Я устал. Приводят лошадей. Цепляем свои пушки к передкам и уходим длинной процессией во тьму. (В.Катаев)

 Уровень 2

А) Продолжите фразы:

1. Определенно – личными называются односоставные предложения, в которых ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Назывные предложения – это такие предложения, в которых __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Б) 1. Вспомните, какие предложения называются неполными , и чем они отличаются от односоставных  предложений.

     2. Чем может выражаться главный член в определенно – личных и неопределенно – личных предложениях?

 Уровень 3

     1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки , расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип предложения по строению грамматической основы.

По выучк… маст…ра  знают. В…дой  солнца (не)пог…сить. Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой. Дерево по пл…дам, а ч…ловек по д…лам позн…ет(?)ся. Первый утре(н,нн)ик – серебря(н,нн)ый мороз! Сколько(бы) тебя (ни)хвалили знай что ты далек от совершенства.

 2. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Уровень 4

Используя определенно – личные предложения, напишите правила поведения для учащихся в школе. К какому стилю речи будет относиться ваш текст?

 

II вариант

Уровень 1

       Найдите и подчеркните главные члены предложения. Отметьте односоставные предложения (с одним главным членом – подлежащим или сказуемым).

Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, легкий. Маленький ручеек. Вода немного коричневатая. Она не течет, а сочится из мхов, от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы… Река – младенец. Через три десятка шагов пересечет ее первый деревянный мосток. Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. Крепко морозит. Мороз. Хрустит под валенками снег.

Уровень 2

Продолжите фразы:

А) 1. Неопределенно – личными предложениями называются односоставные предложения, в которых ________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при  котором ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Что объединяет определенно – личные, неопределенно – личные и безличные  предложения? __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Какое значение приобретают частицы вот, вон в назывных предложениях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Б) Расставьте знаки препинания. Определите тип предложения по наличию грамматических основ.

Широкий след за кормой. Простор вода и небо. Хочется не говорить о молчать. Молчим покорные этому щедрому бескрайнему свету этому подрагиванию и покачиванию. Вот уже и не видно людей на пристани.

Задание: произведите синтаксический разбор двух предложений.

Уровень 3

  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки ,расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип предложения по строению грамматической основы.

Полоса хвойных лесов являе(т,ть)ся одним из самых больших природных поясов нашей страны. От Карелии до Урала тайга стеле(т,ть)ся по р…внине а за Енисеем до Тихого океана она идет по возвышенности. В западной части тайги климат теплее. До Урала р…стут сосна с елью. В Западной Сибир… распространена ель вперемежку с пихтой и сибирским кедром. За Енисеем зимы малоснежны, а морозы очень сильны. Земля оттаивает только (с) наружи. Главным деревом в Восточной Сибир… является лиственница. Лиственничные леса стоят зимой голые прозрачные. Они кажутся черной сетью на белом фон… снега.

Уровень 4

Составьте рассказ на тему «Охрана природы – обязанность каждого человека», используя в тексте назывные предложения. Определите стиль текста.

 

Предложения с однородными членами

I вариант

 

Уровень I

В данном тексте найдите и подчеркните однородные члены предложения.

 

       Самые мягкие и трогательные стихи , книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан , так же как Пушкин , Тютчев и многие другие , ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, полей , со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли , но и самый воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

 

Уровень II

      Продолжите фразы:

А) 1.Однородные члены предложения- это _________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ .

 2. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то _________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Соединительные союзы: _____________________________________________________.

4. Противительные союзы: _____________________________________________________.

В) 1. Как отличить однородные и неоднородные определения?_____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

     2. Какое правило иллюстрирует данная схема  О, О, О и О . Составьте к ней предложение.

     3.Сделайте синтаксический разбор первого предложения (из задания I уровня).

 

Уровень 3.

 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

   Ос…нь на к…ртинах Левитана очень разнообразна. На них изображе (н ,нн)ы знакомые с детства вещи стога сена почернелые от сырости; маленькие реки кружащие в медле (н,нн)ых водоворотах палую листву; од..нокие з…лотые б…рёзы ещё (не) обитые ветром; небо похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками.

2. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

 

Уровень 4.

Придумайте и запишите небольшой текст-описание предмета, используя однородные члены предложения. Какой стиль речи вы выбрали для описания?

 

II вариант

Уровень 1.

В данном тексте найдите и подчеркните однородные члены предложения.

Вся природа и самая малая частица её : дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона – всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов – всего живого , прекрасного естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром.

 

Уровень 2.

Продолжи фразу:

А) 1. Каким членами предложения могут быть однородные члены?___________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

     2. Как различить однородные и неоднородные определения ? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

     3. Что такое обобщающее слово?___________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

     4. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

В) Составьте предложение, соответствующее данной схеме  и О, и О, и О – О. Произведите синтаксический разбор составленного предложения.

 

Уровень 3.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки .Определите, какие однородные члены предложения встретились в тексте.

      Хлеб чудеснейшее открытие человечества. Первому без…мянному хлеборобу люди должны были (бы ) поставить пам…тник, потому что , (не) смотря на многовековой прогресс, (н…)чего более полезного и необходимого для человека (не )придумано. В наши дни «добывание»  хлеба насущного (как) будто весьма простое. Зашёл в булочную окинул взглядом хлебные полки выбрал нужное заплатил деньги и ешь на здоровье. Но так (ли) всё просто?

       Ведь это только потребителю хлеб достаётся легко. Для хлеборобов эта битва бескровна но вдоволь орош…на солёным потом . Для них хлеб не только конечный продукт но и личная гордость достоинство радость и боль.

Составьте схемы предложений с однородными членами.

 

 

 

Уровень 4.

Составьте и запишите текст на тему «Уголок осеннего парка », включив в содержание однородные  и неоднородные определения.

 

 

 

Предложения с обособленными членами

I вариант

Уровень 1.

Найдите и подчеркните причастные и деепричастные обороты.

                                                      Огонь.

                                  Нет ничего грустней ночного

                                  Костра, забытого в бору.

                                  О, как дрожит он, потухая

                                  И разгораясь на ветру.

                              …И пламя вспыхивает жадно,

                                  И тьма, висевшая шатром,

                                  Вдруг затрепещет, открывая

                                  Стволы и ветви над костром.

                     (И.Бунин.)

Уровень 2.

      1. Как называются и что обозначают обособлённые второстепенные члены предложения со значением добавочного сказуемого? На какие вопросы они отвечают?

      2. При каких условиях обособляются причастные обороты?

      3. Когда ставится и не ставится запятая перед союзом как? Запишите примеры.

 

Уровень 3.

       1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Графически покажите постановку знаков препинания.

      Море гудело над ними   грозн… выд…ляясь  из всех шумов этой тревожной  со(н, нн)ой ночи. (И.Бунин). Русла горных ручьёв сухие и влажные расс…кают кручи напоминая мягкие м…рщины.  Это час слаже…(н, нн)ой    кипучей работы завершающей медле(н, нн)ые труды долгого  летнего      дня.    (М. Ауэзов) . В обед в самую жару всё на час затихает. (И. Соколов-Микитов).

       Помимо обычных школьных тетрадей нам выдали блокноты для ч…рновых  зап…сей. Великий русский химик  Д.И. Менделеев открыл пер…одический закон химических элементов.

 

Уровень 4.

      1. Определите синтаксическую функцию деепричастного оборота в предложениях:

   Встречая утро , со всех сторон  перекликались фазаны. (Л. Толстой). Гости , опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб- соль.(А. Пушкин). Впереди меня медленно идёт старик, наклонив голову и размахивая руками. Они молча переглянулись , оценивая его поведение. (М. Ауэзов).

     2. К какому стилю речи относятся предложения с предлогами согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине и т.д? Составьте предложения, употребив в них обособленные члены, выраженные существительными с данными предлогами.

 

II вариант

Уровень 1.

         Продолжите фразу:

А) 1. Обособленными называются члены предложения, которые выделяются ________________________________________________________________________________________________________________________________.

     2. На письме обособленные члены предложения выделяются _______________________________________________________________,

реже ________________________________________________________________________________________________________________________________.

     3. Обособляются  запятыми на письме любые определения и приложения , если относятся к __________________________________________________________________

     4. Выделяются на письме обстоятельства, выраженные____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

     5. Всегда обособляются обстоятельства с предлогом _______________________________________________________________ ,

которые имеют уступительное значение.

В) Составьте предложения с обособленными определениями и приложениями.

 

Уровень 2.

  Найдите и подчеркните деепричастные обороты. Вставьте пропущенные буквы , расставьте знаки препинания.

   Предчу…твуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Пригнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя прямо на неё шел серый гусь. Несколько в стороне отнего на матрасике л…жал белый кот; увид…в Каштанку он вскочил выгнул спину в дугу задрал хвост вз…ерошил шерсть и то (же) зашипел. Собака испугалась (не) на шутку но (не) желая выдавать своего страха громко залаяла и бросилась к коту.

 

Уровень 3.

  Глаголы, данные в скобках , замените , где вам кажется более подходящим по смыслу, сказуемыми (в форме глаголов прошедшего времени) или обстоятельствами (в форме деепричастий несовершенного или совершенного вида), обоснуйте свой выбор.

    В  чистом синем небе (кружиться) две птицы степной орёл и журавль. Орёл (пытаться) напасть на журавля (стремиться) взлететь выше него а журавль (во) время (отлететь) (в ) сторону то (же) (набирать) высоту.

    Вот орёл (нацелиться) (сделать) стремительный бросок (в) низ. Журавль (увернуться) (оказаться) высоко над орлом. Хищник (набрать) высоту (повторить) свой манёвр но снова (не) (достичь) успеха. Наконец ослабевший журавль (ринуться) на землю (подогнуть) крылья.

  Составьте схему предложения с обособленным обстоятельством.

 

Уровень 4.

 1. Определите синтаксическую функцию деепричастного оборота в предложении. Укажите обособленные уточняющие члены предложения.

     Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море. По утрам , до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду. Грузовик подобрал нас через три часа , то есть к вечеру. Я всегда и везде , особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата. Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.

2. Составьте предложения, употребив в них обособленные члены предложения, которые присоединяются к к уточняемым при помощи специальных союзов: то есть, или (в значении союза то есть и др. )

 

 

 

 

                            Предложения с вводными словами,

                              обращениями, междометиями.

 

I  вариант.

Уровень 1.

 Выберите предложения с вводными словами, обозначьте их запятыми. Найдите и обозначьте обращения).

  К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. Самое лучшее время для ловли неводом бывает по рассказам крестьян весной и осенью. На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего. Друзья мои прекрасен наш союз! Отпусти меня родная на простор широкий. Простите верные дубравы! Прости беспечный мир полей и легковерные забавы столь быстро улетевших дней! Прости Тригорское где радость меня встречала столько раз!

 

Уровень 2.

  1. С какой целью в устной и письменной речи употребляются обращения? Как они выделяются на письме?

  2. Какие вы знаете группы вводных слов по значению? Приведите примеры.

  3. Что общего между вводными словами , обращениями и междометиями? Придумайте несколько предложений , в которых одно и то же слово являлось бы обращением или частицей (например: о, ну, и…)

Уровень 3.

  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.

    Моя душа я помню с детских лет чудесного искала. (М.Лермонтов) . Действительно ночью полил дождь который прод…лжался и весь след…щий день. (В. Арсеньев). Не …былись мой друг пророчества пылкой юности моей. (К .Рылеев). Разбуди меня завтра рано моя терпеливая мать .(С. Есенин). Люди (не) прерывающие связь с природой (не)могут чу…ствовать себя од…нокими. (И. Соколов- Микитов). О я как брат обнят(?)ся с бурей был бы рад. (М. Лермонтов). Словарь В. И. Даля явление несомненно исключительное и возможно единственное.

 

Уровень 4.

    1. Прочитайте предложение. Что изменится , если опустить из предложения слово ты?

                          Не шуми ты , рожь, спелым колосом!

   2. Составьте , используя различные обращения , первые предложения писем , которые вы написали бы друг другу, родителям , учителю. В предложениях должны находиться распространённые обращения, которые характеризовали бы собеседников.

 

II вариант.

Уровень 1.

  Выберите предложения сводными словами, обозначьте их запятыми. Найдите и обозначьте обращения.

   Кроме того по её мнению спрос на живопись должен значительно подсократиться в будущем. Её оставили кажется все чувства кроме удивления. Мой друг  Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса. К счастью я больше полугода жил в Москве. Наконец он решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича. Вообще говоря любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания.

 

Уровень 2.

1. Какие группы вводных слов вы знаете? Как они выделяются на письме?

2. Что такое обращение и для чего оно употребляется в поэтической речи?

3. Что такое междометия и как они выделяются на письме? Приведите примеры предложений , в которых имеются междометия.

 

Уровень 3.

   Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постан постановку.

 1.  Эге да это я совсем не туда попал! (Т.) 2. Жизнь увы не вечный дар. (П.)3. А ныне ах за весь его любовный жар готовился ему несносный столь удар.4.  Да были люди в наше время! (Л.)5.  О тут ужасное подозрение закралось мне в душу.(Л.)6.  О если б голос мой умел сердца тревожить.(Л.)7. Нет шутки мне на ум нейдут сегодня. (П.) 8. Ну гость неприглашенный быть может батюшка войдёт! (Г.)

 

Уровень 4.

    Прочитайте III главу «Песни про купца Калашникова » М.Ю.Лермонтова. Найдите обращения. Какие обращения употребляет каждый из героев «Песни…»? Чем вы объясняете различия в этих обращениях?

 

                                    Прямая и косвенная речь

I вариант

Уровень 1.

В данном тексте укажите прямую речь и слова автора. Расставьте знаки препинания. Вместо строчной буквы , где нужно, пишите прописную.

      1. Молчание нарушил этот неизвестный произнеся низким тяжёлым голосом и с иностранным акцентом следующие слова добрый день симпатичнейший Степан Богданович. (Булг.) 2. Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил даже привизгнув от любопытства вы атеист?(Булг.) 3. Да мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз а Бездомный подумал рассердившись вот прицепился заграничный гусь.(Булг.) 4. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами вы ничего не кушаете вы очень мало взяли. На что Чичиков отвечал всякий раз покорнейше благодарю, я сыт, приятный разговор лучше всякого блюда.(Г.)

 

Уровень 2.

Продолжи фразу:

1. Прямая речь – это __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2. Прямая речь может состоять из ________________________________________________

предложений. В них передаётся не только содержание прямой речи, но и ______________________________________________________________.

3. Если прямая речь стоит после слов автора, то следует поставить _____________________________________________________________ .

4. Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится ___________________, а вторая часть прямой речи начинается с _______________________________________________

______________________________ буквы.

 

Уровень 3.

А) Перепишите, заменяя прямую речь косвенной.

    1.Лесничий сказал : «Я видел на озере лебедей». 2. Тренер мне посоветовал: «Ты глубже дыши!»  3. Врач спросил : «Какая у вас температура?»  4. « Будьте в музее ровно в 11 часов »,- предупредил нас учитель истории. 5. Капитан приказал: «Шлюпки на воду!»

 В) Составьте предложения по данным схемам:

    «П, - а,- п ».                          «П?» - а.                           «П,- а. – П?» 

 

Уровень 4.

     Составьте текст   на тему «Промышленность нашей области»  , используя предложения с прямой и косвенной речью .

  Определите стиль текста .

 

II вариант

Уровень 1.

    В предложениях с прямой речью поставьте недостающие знаки препинания.

     1. Минуты две они молчали , но к ней Онегин подошел и молвил «Вы мне писали не отпирайтесь!» 2. «И барыня приходила сюда»- спросил я. 3. Старушка ей «А вот камин, здесь барин сиживал один». 4. «Погибну- Таня говорит- но гибель от него любезна ». 5. «Зачем вечор так рано скрылись»- был первый Оленькин вопрос. 6. Онегин Ленского спросил «Что ж начинать?» 7. «Что вы говорите – воскликнула Марья Гавриловна. Как это странно!»

 

Уровень 2.

   Продолжи фразу:

1. Косвенная речь- это __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2. Предложение с косвенной речью представляет собой__________________________________________________________

предложения, состоящие из двух частей _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

3. Косвенная речь включается в ____________________________ предложение.

4. Придаточные предложения с косвенной речью присоединяются к главному при помощи союзов _____________________________________________ или местоимений и наречий

____________________________________________________________________________,

а также частицы ______________________________________________________________.

5. Цитата- это ________________________________________________________________,

приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

 

Уровень 3.

   А) Преобразуйте прямую речь в косвенную.

    1. Шофёр такси уверял: «Я довезу вас до университета за двадцать минут». 2. Алла спросила отца: «Ты пойдёшь сегодня на родительское собрание?» 3. Гриша говорил: «Мой брат учится в Академии искусства». 4. Ученые предупреждают: «Алматы входит в пятёрку самых загрязнённых городов республики».

В) Составьте по данным схемам предложения с прямой речью.

   « П! –а.- П. »                         «П!»- а.                              « П…-а. - П. » 

 

Уровень 4.

    Проведите диспут на тему: «Какие качества делают человека современным ?» Для подтверждения своей точки зрения используйте цитаты.

  1. Чтение делает человека знающим, беседа находчивым, а привычка записывать- точным. (Ф. Бэкон)

   2. Чем меньше знает человек , тем он довольнее собой. (Р.А. Грегори)

 

 

 

                                                     Диалог

I вариант

   1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

                                               Мать и сын.

       И мать и сын с (не)терпением ож…дали разговора об Айжан но (не) пытались ускорить его начала. Цели их были прямо противоположны. Шокан стр…мился  д…бит…ся согласия матери на женитьбу Зейнеп – отг…ворить его от этого шага . Мама первым начал Шокан и запнулся. Слушаю солнышко.

      Почему так говорится в народе мама ? Согнулся дуб высокий – сломался значит ствол. Жигит поклялся дважды он смерть свою обрёл.

      Не знаю неувере (н,нн)о отв…чала Зейнеп смутно догадываясь куда клонит сын.

     А такую поговорку слышала? Во имя жизни не жаль богатства. Чтобы совесть (с,з)беречь – можно с жизнью ра(с,сс)таться.

     Что ты меня забрасываешь пословицами Канаш ? В голосе Зейнеп уже звучала тревога.

     Почему , спрашиваешь, поговорки вспоминаю? Да потому, что самый большой ум – у народа народ и придумывает поговорки. Народ всегда прав. Вот послушай мама:

      Ребёнок на лошади начал скакать

      Сжимает колени испуганно мать . Зейнеп (не)привыкла к подобной манере разговора. Разве что давным- давно, в отцовском ауле, слушала она такие. Не всегда ей понятные , (не)торопливые и образные , перегруже(н,нн)ые стихами и пословицами, речи биев.

                                                                                                                    ( По С. Муканову ) 

Грамматическое задание:

  Уровень 1.

Найдите в тексте диалог. Поставьте на полях букву Д.

Уровень 2.

1. Что называется диалогом? Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

2. Отметьте в тексте реплики– стимулы и реплики-реакции.

3. Найдите в тексте предложения с обращениями, объясните постановку знаков препинания.

4. Объясните постановку тире во всех предложениях.

 

Уровень 2.

1.  Найдите в тексте слова с орфограммами «Н,НН» в наречиях и причастиях; «Правописание приставок »,  «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» . Выпишите их , объясните правописание, продолжите ряд своими примерами.

 

Уровень 3.

   Запишите диалоги текста другими способами.

 

Уровень 4.

Составьте текст на тему «Интервью известного спортсмена », используя   диалог.

 

II вариант

1 . Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

       Я тогда спр…сил маму  Деревья то (же) умирают? Тоже.

       А птицы? Собаки? Облака?

       И облака, и птицы- все ум…рает.

       И я умру.

       К сожалению ответила мама . Когда-(нибудь).

       А ты?

       И я.

      Она сказала «и я » и мне вдруг стало страшно.

      Это одно из самых страшных воспоминаний детства. Я хорошо помню страх пронзивший меня. Помню, я даже заплакал. Что так испугало меня. Ведь (не) мог же я в том блаженном возр…сте ощутить страх небытия?

       Я плакал, а мама в отчаянии пр…жимала меня к себе и никак (не) могла успокоить. Погоди , послушай, я открою тебе тайну сказала она когда я притих. Только (н…)кому (н…)когда (не) ра(с,сс)казывай эту тайну.

       Ладно?

       Ладно пообещал я.

       Смерти нет. (Н…)что (не) умира…т а пр…вращается одно в другое. Обл…ко ст…новится дождиком, дождик травой, трава деревом…

        А люди?

        Кто кем. Птицей или зверем каким (нибудь).

        А ты?

       (Не) знаю сказала она. Я бы хотела стать лошадкой на зелёном лугу.

        А я- львом и буду тебя охранять сказал я.

        Мама засм…ялась и поцеловала меня.

                                                                         (По Н. Евдокимову.)

Грамматическое задание:

Уровень 1.

Найдите в тексте диалог . Поставьте на полях букву Д. 

 

Уровень 2.

1. Дайте определение диалогу. Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

 2. Найдите в тексте примеры использования неполных предложений в диалоге.

3. Определите стиль текста. Обоснуйте ваше мнение.

 

Уровень 3.

1. Выпишите примеры предложений с пунктограммой «Тире в неполном предложении ».

2. Найдите в тексте слова с орфограммами «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- и других», «Чередование гласных в корне слова » . Выпишите их , объясните правописание, продолжите ряд своими примерами.

 

Уровень 4.

 Составьте текст  на тему « Разговор с президентом о проблемах молодёжи », используя форму диалога.

 

 

 

 

               Закрепление по орфографии и пунктуации

 

Анализ текста.

  Сегодня произошло большое событие: эта книга была первой большой русской книгой которую Абай прочёл до конца почти свободно (как)будто она была написана на родном языке.

   Весной когда ему пок…залось что свет нового мира уже открывается он взялся за Пушкина. Начал он с прозы и читая с в…сторгом  чу…ствовал что пон…мает решительно всё. Это был «Дубровский» , Пушкин открыл перед Абаем всё богатство русского языка и теперь Абай смог оц…нить и всё богатство мыслей этой книги.

    Глубокое душевное уд…вл…творение и особенно острое ощущение окружающей жизни вл…девшие сейчас Абаем и были вызваны встречей с этой книгой . Она ок…залась тем спутником которого случайно находишь в дороге и который вдруг станови…ся неожида…о бли…ким другом.

                                                   (М.Ауэзов «Абай»)

 

 

   Грамматическое задание:

Уровень 1.

1. Какова тема, основная мысль текст?

2. Определите стиль текста. Обоснуйте ваше мнение.

 

Уровень 2.

1. Объясните известные вам пунктограммы (по тексту).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения. Постройте схему.

 

Уровень 3.

1. Объясните известные вам орфограммы (по тексту).

2. Сделайте морфологический разбор причастия. Объясните постановку знаков препинания в предложении с обособленными обстоятельствами.

 

Уровень 4.

1. Сделайте фонетический разбор слов мыслей, встречей.

2. Расскажите, какие виды текстов вы знаете.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                          Литература

 

 

 

1. Русский язык , Д.Э.Розенталь. Изд. МГУ. 1992.

2. Практическое пособие по русскому языку. Д.Э.Розенталь. М., Просвещение. 1990.

3. Современный русский язык. Н.С.Валгина , Д.Э.Розенталь. М. «Высшая школа» . 1989.

Пособие по русскому языку в старших классах средней школы. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко., М., Просвещение, 1988.

4. Русский язык. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учебных заведений. Г.К. Лидман- Орлова, С.Н. Пименова., М. Просвещение. 1998.

5. Связный текст на уроках русского языка. Е.И. Никитина. М. Просвещение.1988.

6. Русский язык. И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева. М. «Вако». 2003.

7. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Г.Н. Блинов, В.А. Антохина .М.

Просвещение. 1999.

8. Сборник упражнений по русскому языку. К.Л. Кабдолова, З.К. Сабитова . Алматы. «Мектеп». 2004.

9. Сборник диктантов и текстов для изложений. Э. Сулейменова, О. Алтынбекова. Алматы. «Атамұра». 2004.

10.Русский язык. Дидактический материал. Ф.Г. Брулёва, Г.Ф. Булгакова и др. Алматы. «Атамұра» . 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Авторская работа Дифференцированное обучение на уроках русского языка в малокомплектной школе

Авторская работа Дифференцированное обучение на уроках русского языка в малокомплектной школе

Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера,- именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности

Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера,- именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности

Уровень достижения

Уровень достижения

Словосочетание I вариант

Словосочетание I вариант

Уровень 4. Составьте и запишите текст на тему «Здоровье человека», используя следующие слова:

Уровень 4. Составьте и запишите текст на тему «Здоровье человека», используя следующие слова:

Торжественный момент, привилегии ветеранам, приоритет в политике, расположиться комфортабельно, восстановление в правах, стоянка кочевников, интересный проект, торжествовать победу, современный дизайн , современные технологии, идти медленно

Торжественный момент, привилегии ветеранам, приоритет в политике, расположиться комфортабельно, восстановление в правах, стоянка кочевников, интересный проект, торжествовать победу, современный дизайн , современные технологии, идти медленно

Обстановка (где?) * Цель (зачем?) *

Обстановка (где?) * Цель (зачем?) *

Текст (2 вариант). За всё за всё тебя благодарю я :

Текст (2 вариант). За всё за всё тебя благодарю я :

Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 2. 1. Чем выражается простое глагольное сказуемое?_____________________________________________________

Уровень 2. 1. Чем выражается простое глагольное сказуемое?_____________________________________________________

Пользуясь примерами из текста, расскажите об осложнённых простых предложениях

Пользуясь примерами из текста, расскажите об осложнённых простых предложениях

Чем может выражаться главный член в определенно – личных и неопределенно – личных предложениях?

Чем может выражаться главный член в определенно – личных и неопределенно – личных предложениях?

Какое значение приобретают частицы вот, вон в назывных предложениях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое значение приобретают частицы вот, вон в назывных предложениях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) 1.Однородные члены предложения- это _________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

А) 1.Однородные члены предложения- это _________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Уровень 2. Продолжи фразу:

Уровень 2. Продолжи фразу:

Составьте и запишите текст на тему «Уголок осеннего парка », включив в содержание однородные и неоднородные определения

Составьте и запишите текст на тему «Уголок осеннего парка », включив в содержание однородные и неоднородные определения

А. Пушкин). Впереди меня медленно идёт старик, наклонив голову и размахивая руками

А. Пушкин). Впереди меня медленно идёт старик, наклонив голову и размахивая руками

Глаголы, данные в скобках , замените , где вам кажется более подходящим по смыслу, сказуемыми (в форме глаголов прошедшего времени) или обстоятельствами (в форме деепричастий…

Глаголы, данные в скобках , замените , где вам кажется более подходящим по смыслу, сказуемыми (в форме глаголов прошедшего времени) или обстоятельствами (в форме деепричастий…

С какой целью в устной и письменной речи употребляются обращения?

С какой целью в устной и письменной речи употребляются обращения?

Уровень 3. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постан постановку

Уровень 3. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постан постановку

Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится ___________________, а вторая часть прямой речи начинается с _______________________________________________ ______________________________ буквы

Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится ___________________, а вторая часть прямой речи начинается с _______________________________________________ ______________________________ буквы

Придаточные предложения с косвенной речью присоединяются к главному при помощи союзов _____________________________________________ или местоимений и наречий ____________________________________________________________________________, а также частицы ______________________________________________________________

Придаточные предложения с косвенной речью присоединяются к главному при помощи союзов _____________________________________________ или местоимений и наречий ____________________________________________________________________________, а также частицы ______________________________________________________________

А такую поговорку слышала? Во имя жизни не жаль богатства

А такую поговорку слышала? Во имя жизни не жаль богатства

А ты? И я. Она сказала «и я » и мне вдруг стало страшно

А ты? И я. Она сказала «и я » и мне вдруг стало страшно

Закрепление по орфографии и пунктуации

Закрепление по орфографии и пунктуации

Литература 1. Русский язык ,

Литература 1. Русский язык ,

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в малокомплектной школе.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в малокомплектной школе.
Скачать файл