Я уже 30 лет работаю в школе № 6 посёлка Ново-Хушет гор. Махачкалы. Уже третий год школа выбрала своей темой: «Дифференцированное обучение учащихся». Я являюсь зав. МО секции естественного цикла. Все учителя-предметники секции выбрали своей темой по самообразованию темы, соответствующие данной теме.
Тема моего самообразования: «Дифференцированное обучение учащихся на уроках биологии». В каждом классе имеются ученики, обладающие различным уровнем знаний, причём не всегда можно сразу выявить скрытый потенциал умственных способностей. Многие, особенно, ребята стесняются своих товарищей, так как их могут назвать, как наблюдается в последнее время «ботаниками».
Для того, чтобы не ошибиться в выборе детей с разным уровнем развития, сначала я стараюсь определить их кругозор по другим предметам, особенно, по физике, по химии, немного по математике. Естественно, я сама должна иметь неплохой базис знаний по перечисленным предметам. Я закончила школу давно, тогда не было технологий как сейчас и единственным источником в познании была – книга.
Личностно- ор. об..docx
Доклад
на тему:
«Проблемное обучение на уроках
биологии в условиях личностно –
ориентированного обучения» «Проблемное обучение на уроках биологии в условиях
личностно – ориентированного обучения»
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором
учителем организуется относительно самостоятельная
поисковая деятельность учеников, в ходе которой они
усваивают новые знания, умения и развивают общие
способности, а также исследовательскую активность,
формируют творческие умения. При этом структура обучения
следующая:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях
решения проблемы, обоснование их и выбор одной или
нескольких;
- опытная проверка принятых гипотез;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений
в уже освоенную учениками систему, закрепление и
применение их в теории и практике.
Моя педагогическая деятельность направлена прежде всего
на поиск нового: составление сложных теоретических
вопросов и задач, сообщений, кроссвордов, увлекательных
поучительных историй, которые заставляют учащихся
задуматься о их отношении к учёбе, к жизни, чтобы
заинтересовать и вовлечь в процесс обучения как можно
большую часть учащихся. Интерес к предмету в последнее
время сильно повысился, так как он необходим для
поступления во многие медицинские заведения и не только.
Ежегодно усложняются вопросы государственных экзаменов,
несмотря на уменьшение количества вопросов, вопросы
составлены на логику. В связи с этим перед учителями-
биологами много задач по
подготовке учащихся к
предстоящим экзаменам, начиная подготовку с 5 класса. Уже
здесь можно выявить детей с хорошим мышлением. В
каждом классе имеются дети, имеющие разный уровень в
знаниях, поэтому нельзя подходить одинаково ко всем. Программа в последние годы усложнилась, не всегда можно
донести до многих смысл темы. Проблема усвоения новых
знаний имеет место в каждом классе. Например, при
изучении тем: «Жизнь начинается», «Жизнь продолжается»,
«Почему дети похожи на родителей» даже слабые ученики
начинают высказывать свои мнения. Признаки от родителей
к детям передаются через половые клетки. В них находится
не сам организм, а программа его развития. В процессе
обучения усложняются темы и задания проблемного
характера.
В старших классах я применяю учебно-творческие задания.
Чтобы наши ученики стали мыслящими людьми, необходимо
научить их задавать себе вопрос «Почему так происходит?»
постоянно. Выполняя такие задания, учащиеся могут открыть
новые для себя знания.
Эти задания позволяют
преподавателю реализовать следующие практические цели
биологии и химии: - ознакомление с веществами и раскрытие
химической природы тех явлений с которыми учащиеся
встречаются постоянно.
Задача№1. Почему орёл зоркий?
Информация-подсказка. У орла содержание селена в
сетчатке глаза в 100 раз больше, чем у человека. Суточная
потребность человека в селене составляет
100 мг.
Задание: вычислить сколько фисташек необходимо съедать
ежесуточно, чтобы восполнить суточную потребность
организма человека в селене, если в 100 г фисташек
содержится 0,45 мг селена. (Ответ 2222г.)
Творческое задание.
распространении селена в природе.
Задача№2 Почему в хвойных лесах легко дышится?
Информация-подсказка. В составе приземного воздуха в
хвойных лесах обнаруживается большое количество
терпеноидов, которые участвуют в процессах окисления и
фотоокисления и приводит к повышенному содержанию
озона и аэрононов Такой воздух благотворно действует на
Подготовьте сообщение о легочных больных, но противопоказан при астме и
гипертонической болезни. Задание: составьте
уравнение химической образования озона из кислорода.
(Ответ 3О2 – 2Оз)
Задача №3 Зачем в городах озеленяют улицы, в парках
специально высаживают деревья?
Информация-подсказка. Снижение содержания кислорода в
атмосферном воздухе приведёт к изменениям интенсивности
процессов жизнедеятельности различных организмов,
нарушению экологического баланса. Установлено, что 4
взрослых дерева обеспечивают суточную потребность в
кислороде одного человека. Взрослый человек потребляет в
сутки 700 г кислорода. Задание: Определите сколько
кислорода в среднем выделяет одно взрослое дерево. (Ответ
700г/4=175г).
Таким образом, в ходе решения задач можно определить,
умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько
успешно он это делает.. Но самое главное - это не просто
правильно решить задачу, а понять путь к ее решению.
Задача – это тренажер мыслительной деятельности.
Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие
для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности,
положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а
интересная работа.
Проблемные задания по биологии.
Задание №1
Птенцы беззащитны перед клещами и другими паразитами,
но их родители научились с этой опасностью бороться. Как?
Многие птицы переносят в свои гнёзда полынь: клещи и
блохи не выносят её резкого запаха. А сорокопуты даже вьют
гнёзда из полыни. Скворцы «дезинфицируют» гнёзда мятой,
полынью, луком.
Задание №2
Почему мы не чувствуем укола комара, точнее, его самки? В слюне содержится вещество, обезболивающее место
ранения. Когда действие наркоза кончается, возникает боль,
зуд, жжение. Кроме того в слюне содержится и вещество,
препятствующее свёртыванию крови. Зуд от укуса можно
устранить, смочив укушенное место нашатырным спиртом.
Задание №3
Почему муха ползает по потолку, стенам и не падает?
У неё на лапках есть коготки с присосками. Их то она и
пускает в ход. Когда надо удержаться на гладкой
поверхности да ещё и вверх ногами.
В 6-х классах, в главе «Жизнь растений», учащиеся впервые
должны усвоить такие понятия, как диффузия, осмос,
концентрация веществ, транспирация, корневое давление,
фотосинтез и другие. Для того, чтобы понять их необходимо
знать строение молекул воды этого им необходимо знать
особенности строения молекулы воды. Здесь требуются
знания из физики, химии, чтобы суметь представить как
молекулы воды передвигаются по сосудам стебля к листьям
и другим органам.
Проблемное обучение даётся не всегда легко, поскольку
есть свои трудности.
1. Проблемное обучение требует большего количества
времени, чем обычное изложение материала учителем.
Школьники должны обладать определенной
биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не
позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.
3. От учителя биологии требуются отличное знание
предмета, а также гибкость и оперативность в работе на
уроке.
Однако проблемное обучение имеет положительные
стороны у учащихся, так как развиваются навыки
самостоятельной работы; формируется умение творчески
решать многие вопросы и задачи; большинство учащихся
начинает с интересом относиться к учебе; интерес к
2. предмету заставляет школьников читать больше
биологической литературы, следовательно:
- проблемное обучение способствует развитию у учащихся
мыслительных способностей;
- большинство учащихся стали самостоятельно, с интересом
изучать предмет,
возросли творческие способности
учащихся;
Дифференцированное обучение на
уроках биологии. Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей личности в
1.
форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся
группах.
2.
Что такое дифференцированный подход?
Дифференцированный подход это неординарные требования к разным группам в
3.
овладении ими образования.
Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей
4.
целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и
способностей у обучающихся.
Я уже 30 лет работаю в школе № 6 посёлка НовоХушет гор. Махачкалы. Уже третий год
школа выбрала своей темой: «Дифференцированное обучение учащихся». Я являюсь зав.
МО секции естественного цикла. Все учителяпредметники секции выбрали своей темой по
самообразованию темы, соответствующие данной теме.
Тема моего самообразования: «Дифференцированное обучение учащихся на уроках
биологии». В каждом классе имеются ученики, обладающие различным уровнем знаний,
причём не всегда можно сразу выявить скрытый потенциал умственных способностей.
Многие, особенно, ребята стесняются своих товарищей, так как их могут назвать, как
наблюдается в последнее время «ботаниками».
Для того, чтобы не ошибиться в выборе детей с разным уровнем развития, сначала я
стараюсь определить их кругозор по другим предметам, особенно, по физике, по химии,
немного по математике. Естественно, я сама должна иметь неплохой базис знаний по
перечисленным предметам. Я закончила школу давно, тогда не было технологий как сейчас
и единственным источником в познании была – книга.
Прежде всего, я стараюсь определить темперамент учащихся. Детей спокойных,
уравновешаных сажаю на задние парты, а детей с неспокойным поведением сажаю на
передние парты, чтобы находились под наблюдением и не мешали «работающим».
Благодаря дифференциации в классе можно правильно выявить интересы и способности,
психику и физиологические способности, выявить его религиозные взгляды и
профессиональную ориентацию. Не следует при этом принимать во внимание семейное
положение, материальные условия жизни, возрастные особенности, половые различия.
Для успешной работы и получения результата я применяю различные виды
дифференциации:
а ) по психологическим особенностям личности( память, мышление, внимание), которые я
определяю после выполнения учащимися специальных заданий.
б ) по обученности, чтобы определить упущенное и забытое и устранить их. По результатам
проведённой работы я делю класс на 2 группы. Те, кто справились получат
дополнительный материал, а кто не справилсязадания по корректировке изученного. в) по специальным особенностям – музыкальным, коммуникативным, познавательным и
другим особенностям. Например, чтобы показать рисунок или слайд на доске нужно
подготовить ученика, то есть эмоционально настроить.
Дифференциации по познавательности делятся на
общие и специальные.
5.Дифференциация по склонностям и интересам учащихся она проявляется в выполнении
творческих заданий. Этот вид дифференциации позволяет ученикам проявить себя в
области знаний, соответствующей своим способностям. Конечно же для каждой группы
составляю разноуровневые задания, что позволяет активно работать всем в классе.
Я считаю, что такой подход в обучении может дать хороший результат в работе с детьми.
При наличии дифференцированного обучения возникает проблема с выбором ее
5.
формы для применения. Предварительно необходимо сориентироваться в уже имеющихся
для дальнейшего обучения. По индивидуальным и типологическим особенностям учащихся руководствуются
6.
следующим:
7.
8.
9.
значимость типологических и индивидуальных особенностей для обучения;
выявление и учет особенностей в общеобразовательном заведении;
распределение среди детей.упушенное и забытое
Основываясь на этом, должны быть исключены:
особенности функционирования внутренних органов;
конституционные особенности личности;
состояние здоровья;
задатки способностей при отсутствии необходимой аппаратуры для их выявления;
особенности нервной системы;
половые различия и возраст;
темпераменты;
дефекты физического здоровья.
Благодаря использованию дифференциации, возможно выявление:
интересов;
психофизиологических особенностей;
профессиональных ориентаций;
религиозных принадлежностей;
способностей;
этнокультурных особенностей;
обученности.
На уровне класса возможно охарактеризовать основные формы. Дифференциация
Виды дифференциации
10.
по психологическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных
процессов учащихся, а именно: памяти, мышления, внимания, которые проявляются после
выполнения специальных заданий на развитие усидчивости и концентрации, логической
памяти и другие. Руководствуясь принципом адаптационноразвивающего характера
дифференциации, предполагается не только следовать индивидуальнотипологическим
особенностям, а учитывать и развивать еще неразвитые до необходимого уровня.
Дифференциация по обученности рассчитывает задания такого плана, чтобы было
11.
возможно устранить образовавшиеся пробелы в знаниях. На школьном уровне
дифференциация обученности – это формирование классов по успеваемости, причем
данная классификация не считается эффективной, так как обученность принято считать
гибкой. 12.
Предложенный вид сопровождает другие педагогические технологии:
модульная;
полное усвоение знаний.
Последняя из них говорит о делении учеников на две группы: усвоившие и не
13.
усвоившие материал, применив для этого такую форму контроля, как сдача итогового
норматива. Поэтому дальнейшая форма работы с обеими группами будет отличаться.
Усвоившие материал получат дополнительный для углубления и расширения уже
имеющихся знаний, а не усвоившие – задания по корректировке изученного.
Дифференциация по специальным особенностям подразумевает видовые
14.
разделения. То есть по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным и
так далее. Например, для изображения рисунка на уроке или исполнения музыкального
произведения должна быть проведена специальная установка для создания определенного
эмоционального настроя, так как для детей это очень важно.
15.
В дифференциации по познавательным особенностям классифицируют на:
академические (общие);
специальные.
16.
Данный вид дифференциации рассматривает и уровневую дифференциацию.
Особую популярность обрела дифференциация по склонностям и интересам
17.
учащихся. Она проявляется в выполненных творческих заданиях или заданиях любого
другого формата, соответствующих интересам и тематике. Этот вид позволяет ученикам
проявить себя в определенной области знаний по своим способностям.
Применение в обучении видов и форм позволяет разнообразить его процесс. Чем
18.
больше их применяет учитель, тем выше интерес к обучению у учащихся. Только
правильный подход к процессу обучения обеспечит качественный результат.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Дифференцированное обучение на уроках биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.