Тема: «Диффузия в
жидкостях, газах и твердых телах »
(Технологическая карта изучения темы)
Учитель: Купенова Г.М.
Предмет: физика
Класс: 7
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Тема |
Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах |
|||
Тип урока |
Ознакомление с новым материалом |
|||
Цель темы |
Познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах т твердых телах |
|||
Планируемый результат
|
Предметные умения |
УУД |
||
Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений, умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперимент и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц. Кратко и точно отвечать на вопросы |
Личностные: убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Регулятивные: Построение индивидуальной стратегии освоения физических законов окружающего мира
Познавательные: работа и разными типами информации, с учебными моделями, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.
|
|||
Основные понятия |
Диффузия, |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
биология |
фронтальная, индивидуальная |
мультимедийный проектор, экран. Учебник А.В. Перышкин «Физика 7 класс» освежитель воздуха, вода (разной температуры), крупинки кофе
|
||
Этапы уроков
1 этап «Организационный» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создать позитивный настрой на урок. |
Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся новой темой, продолжим работу по изучению курса физики, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. |
Слушают учителя |
Положительный настрой на учебную деятельность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познакомить с целями и задачами урока. |
Проверка ранее усвоенных знаний. (фронтальный опрос)
|
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Учащиеся правильно отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап «Актуализация опорного материала» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторить ранее полученные знания с помощью кроссворда и определить тему урока. |
1)Определение темы урока с помощью кроссворда. Предлагаю вам самим определить тему урока.
Вопросы к кроссворду: 1. Прибор для измерения времени. (Секундомер) 2. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. (Материя) 3. Наука о явлениях природы. (Физика) 4. Буквенная запись закона. (Формула) 5. Наименьшая частица вещества. (Молекула) 6. Агрегатное состояние вещества. (Газообразное) 7. Особое расположение молекул. (Строение) 8. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире. (Явление) 2)Слово учителю и запись темы урока в тетрадь. Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Тема урока «Диффузия». |
Желающие ученики выходят к доске, отгадывают кроссворд. |
Правильно выполнив кроссворд, у учащихся получается слово, с помощью которого формируется тема урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познакомить учащихся с новым понятием диффузия, с помощью эксперимента. |
Учитель распыляет освежитель воздуха в конце кабинета, в то время пока учащиеся записывают тему в тетрадь. Слово учителю + запись определения диффузии. ДИФФУЗИЯ – ЯВЛЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ МОЛЕКУЛ ОДНОГО ВЕЩЕСТВА МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ДРУГОГО.
|
Слушают объяснение учителя, записывают теоретический материал в тетрадь. |
По ходу занятия составление теоретического конспекта урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап «Изучение новых знаний» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На основе опытов делаем выводы о явлении диффузия, о скорости ее протекания и от чего она зависит. |
Как происходит диффузия?Как мы знаем, молекулы любого вещества находятся на некотором расстоянии друг от друга и беспрерывно хаотично движутся. Именно поэтому отдельные молекулы апельсина (как ни странно это звучит) хаотично перемещаясь, проникают в промежутки между молекулами воздуха, сталкиваются с ними и, таким образом, перемещаются все дальше и дальше от источника, т.е. от блюда с вкуснятиной. Это и есть явление диффузии.Диффузия в газах и жидкостях происходит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, так как молекулы в газах и жидкостях, соответственно, движутся свободнее, и расстояние между ними больше, чем в твердом теле.Где диффузия происходит быстрее?На уроках физики в седьмом классе вы наверняка проделаете несколько интересных и красивых опытов, наглядно показывающих явление диффузии в жидкостях и газах. Но можно проделать элементарные опыты и самостоятельно дома. Для этого берем стакан с водой и несколько крупинок обыкновенной марганцовки, йода или зеленки. Опускаем крупинки в воду и наблюдаем, как марганцовка, растворяясь в воде, постепенно занимает все больший объем стакана, до тех пор, пока не окрасит всю воду в равномерно розовый цвет. Это пример диффузии в жидкостях, который демонстрирует диффузию наглядно и показывает, что в жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах. Вспомните пример с апельсином, в котором запах достигает вас буквально через несколько секунд, и сравните с растворением марганцовки в воде, которой требуется несколько минут, чтобы окрасить всю воду. Ну а в твердых телах диффузия происходит еще медленнее. Простой и доступный каждому пример – это взять два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, наблюдать, как смешиваются цвета. А, соответственно, без внешнего воздействия, если просто прижать два куска друг к другу, потребуются месяцы или даже годы, чтобы два цвета хоть немного перемешались, так сказать, проникли один в одного. Примеры диффузии в природеПримером диффузии в природе может служить принципиально важный для жизни процесс – дыхание. Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра. Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты. Проведём ещё один опыт и сделаем это в группах (практическая работа). ОПИСАНИЕ ОПЫТА: В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе. Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин). Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему? Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах? ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ: Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в твердом, жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему? Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия. |
Учащиеся записывают теоретический материал, проделывают опыты, делают выводы с записью в тетрадь. |
Усвоение основных понятий и полное усвоение всего материала урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап «Закрепление новых знаний» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить степень усвоения знаний с помощью теста. |
Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить тест. К какому классу понятий относится диффузия? А) к физической величине; Б) к физической единице измерения; В) к физическому явлению. 2.Что является причиной явления диффузии? А) движение молекул; Б) наличие промежутков; В) размеры молекул. 3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро? А) в газообразном Б) в твердом В) в жидком 4.Укажите пример диффузии в жидкостях: А) спирт растворяется в воде. Б) запах духов распространяется в комнате. В) запах нафталина распространяется в воздухе. 5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела? А) увеличение скорости движения молекул. Б) увеличение беспорядочности движения молекул. В) увеличение промежутков между молекулами. (Правильные ответы выделены жирным шрифтом)
|
Учащимся предлагается выполнить задания тестового характера на усвоение пройденного материала |
Максимально правильное выполнение заданий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап «Домашнее задание» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ 9, задание № 2 (страница 23 учебника); по желанию напишите досье (используя дополнительную литературу и интернет сайт) “Диффузия в металлах”, “Диффузия обеспечивает безопасность” |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 этап «Рефлексия» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Выставление оценок - Какая тема была Вам предложена для изучения? - Какие трудности у Вас возникли?
|
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы. |
Минимальное количество возникших трудностей, полное понимание изученного материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.