Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
к концу второго года обучения
Обучающиеся должны знать:
· название букв русского алфавита;
· признаки гласных и согласных звуков;
· гласные звуки, ударные и безударные;
· согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
· правила переноса.
Обучающиеся должны уметь:
· каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
· делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
· писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
· писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
· правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные в конце слов и безударные гласные звуки в двусложных словах;
· писать слова с удвоенными согласными буквами, с разделительным мягким знаком, с непроверяемыми написаниями по программе 2 класса;
· писать раздельно предлоги со словами;
· производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударные гласные звуки в слогах, а также последовательность звуков и букв;
· правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять, что эти слова обозначают: предмет, признак предмета или действие предмета;
· различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?;
· устанавливать связь слов в предложении, состоящем из 3—4 слов; выделять подлежащее и сказуемое;
· составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам; употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложений;
· определять тему текста и озаглавливать его в зависимости от темы;
· делить сплошной текст на предложения (3—4 предложения);
· устанавливать смысловую связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей); составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
· при записи текста использовать красную строку.
Контрольный диктант — это вид письменной работы, предназначенный как для текущей, так и для итоговой проверки знаний учащихся. Сначала учитель медленно, чётко и выразительно читает весь текст без выделения знаков пунктуации и подсказок. Затем задаёт один-два вопроса по его содержанию. Название диктанта записывает на доске. После чего диктует текст по отдельным предложениям так, чтобы при письме не было отстающих. По окончании записи всего диктанта текст целиком прочитывается ещё раз, чтобы дети смогли проверить написанное. Последний этап — самостоятельная проверка учащимися всего диктанта.
Контрольный диктант сопровождается одним-двумя грамматическими заданиями. Текст контрольного диктанта содержит максимальное количество изученных орфограмм и соответствует по объёму и сложности нормативам программы для 2 класса.
Критерии оценки диктантов
Оценка |
Допустимое количество ошибок |
5 |
Нет ошибок и исправлений. Аккуратность выполнения. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, 1 исправление |
4 |
Не более 2 орфографических (фонетико-графических) и 1 пунктуационная ошибка или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки. Аккуратность оформления, незначительные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера |
3 |
От 3 до 5 орфографических ошибок: а) 3 орфографические и 2—3 пунктуационные; б) 4 орфографические и 2 пунктуационные; в) 5 орфографических и 1 пунктуационная. Небрежность выполнения, существенные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера |
2 |
5—7 орфографических ошибок. Небрежность выполнения, серьёзные отклонения от норм каллиграфии |
1 |
Более 8 орфографических ошибок |
Входной диктант №1
На даче
Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.
Грамматическое задание
1.Выписать слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
2.В третьем предложении подчеркнуть гласные буквы.
Диктант №2
Пушок.
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматическое задание
В четвертом и пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Диктант №3
Лес осенью.
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания
1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1- четвертое предложение; вариант 2- пятое предложение.
2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Диктант №4
Зимой в лесу.
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста предложение и выделите в нём основу предложения.
1вариант –1предложение
2 вариант –
2 предложение
2. Напишите однокоренные слова к слову:
1вариант –белка
2 вариант –
лес
3. Спишите 4 предложение, разделив слова для переноса.
4. Напишите антоним к слову:
1вариант –тепло
2 вариант –
сытно
Диктант №5
В роще.
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Грамматическое задание
1. В первом и во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Выписать 2 слова на безударную гласную и подобрать проверочное слово.
Диктант №6
Зима
Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях. Берёзы стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.
Грамматическое задание
1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.
2. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.
3. Запиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Диктант №7
Зяблик
По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо? Прозвучала птичья песня. Это привет весны.Объём слов: 46
Слова для справок: много, целый.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
2. Сделайте звукобуквенный анализ слов
Iвариант–снег,
II вариант – лед.
Диктант №8
Главный город.
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.
Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.
Диктант №9
Друзья.
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните имена собственные.
2. В четвертом предложении подчеркните главные члены.
3. В первом предложении обозначьте имена существительные.
4. Запишите имена существительные: камыши, кирпичи, вещи – в единственном числе.
Диктант №10
Дети в лесу.
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Слова для справок: пора, кладет.
Грамматические задания
1. Выпишите предлоги.
Вариант 1: из первых трех предложений.
Вариант 2: из последних трех предложений.
2. К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.
3. В первом предложении над словами подпишите части речи.
Диктант №11
Барсуки.
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (47 слова)
Слова для справок: перекатывались, барсучонок.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Разобрать слова по составу:
садовый, подходить, заморозит, полет.
2. Подобрать однокоренные слова к данным словам (2-3 слова)
дождь, снег, трава, сила.
3. Выдели грамматическую основу первого предложения.
4. Выпиши из текста 2 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Диктант №12
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветви деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
Грамматическое задание:
1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
3. Разделите слова для переноса: сильный, длинный, пыль
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.