Дикция в хоровом пении
Дикция (греч.) - произношение. Основная задача достижения хорошей дикции в хоре — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.
Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных
Презентация Microsoft PowerPoint (8).pptx
Дикция в хоровом пении
Дикция в хоровом
пении
Дикция в хоровом пении
Дикция (греч.) - произношение. Основная
задача достижения хорошей дикции в хоре
— это полноценное усвоение содержания
исполняемого произведения аудиторией.
Мелодия в песне неразрывно связана с
текстом. Между тем, в хоровом исполнении
очень часто невозможно разобрать слова.
Такое пение нельзя считать
художественным. Четкое произношение
слов является непременным условием
хорошего хорового пения.
Формирование хорошей дикции в хоре
основывается на правильно организованной
работе над произношением гласных и
согласных.
Дикция в хоровом пении
Правила работы над
гласными звуками
Дикция в хоровом пении
• Основной момент в работе над гласными -
воспроизведение их в чистом виде, без искажений.
• В речи не совсем точное произнесение гласных мало
влияет на понимание слов, так как основную смысловую
роль выполняют согласные. В пении же, когда
длительность гласных возрастает в несколько раз,
малейшая неточность произнесения становится заметной и
отрицательно влияет на ясность дикции.
• Специфика произношения гласных в пении заключается в
их единой округлой манере формирования. Это
необходимо для обеспечения тембральной ровности
звучания хора и достижения хорошего унисона в партиях
наряду с четкостью хоровой дикции. Округление
достигается через прикрытие звука. Любой гласный звук
можно спеть округло или плоско при одинаковом
положении губ. Следовательно, округление и
выравнивание гласных при пении происходит не за счет
губ, а за счет гортани, т. е. унифицируется не передний их
уклад, а задний.
Дикция в хоровом пении
• С точки зрения работы артикуляционного аппарата, образование
того или иного гласного звука связано с формой и объемом ротовой
полости. От конфигурации речевого тракта, различной для каждой
фонемы, в значительной мере зависит также и их специфическое
звучание по тембру. Звуки «у», «ы» формируются и звучат более
глубоко и далеко, чем остальные гласные. Однако эти фонемы
имеют устойчивое произношение: в любых словах, в любом
положении они не искажаются, в отличие от других гласных. Звуки
«у», «ы» труднее поддаются индивидуализированному
произношению, чем «а», «е», «и», «о». У разных людей они звучат
приблизительно одинаково. Отсюда и возникает специфически
хоровое применение этих звуков при исправлении открытого или
«пестрого» звучания хора. Выравнивание звука по тембру, а также
хороший унисон достигается легче именно на этих гласных. После
пропевания мелодии песни, например на слоги «лю», «ду» или
«ды», последующее исполнение со словами приобретает большую
ровность, слитность и округлость звучания, если внимание
хористов при пении со словами будет направлено на сохранение
одинаковой установки артикуляционных органов, подобной при
пении гласных «у» или «ы». Сохранение одинакового
расположения артикуляционных органов при пении со словами
относится в большей мере к их заднему укладу на гласных звуках.
Дикция в хоровом пении
• Чистый гласный «о» обладает теми же свойствами, что «у»,
«ы», хотя и в меньшей степени; а занимает промежуточное
положение между темными «у», «ы», «о» и светлыми «е», «и»,
которые требуют особого внимания в отношении их округления
при пении.
• Наибольшую «пестроту» в пении дает гласный «а», так как в
произношении разных людей и в различных словах он имеет
самое большое число вариантов.
• Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – «и»,
«э», «а», «о», «у», «ы», четыре сложные — «я» (йа), «ё» (йо),
«ю» (йу), «е» (йэ). При пении сложных гласных первый звук «й»
произносится очень коротко, последующий за ним простой
гласный тянется долго.
• Учитывая различное влияние гласных на функцию голосового
аппарата, можно определенным образом настраивать его.
Например, известно, что «и», «э» стимулируют работу гортани,
вызывая более плотное и глубокое смыкание голосовых
складок. Их формирование связано с более высоким типом
дыхания и положением гортани, они осветляют звук и
приближают вокальную позицию.
Дикция в хоровом пении
• Гласные «о», «у» ослабляют работу гортани, способствуя более
краевому смыканию голосовых складок. Формируются они при явном
понижении типа дыхания, затемняют звук, снижают форсировку. Звук
«а» во всех отношениях занимает нейтральное положение; «ы»
округляет звук, стимулирует активность мягкого нёба.
• Таким образом, работа в хоре над гласными сочетается с работой над
качеством звучания и заключается в достижении их чистого
произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием.
Однако в пении гласные не всегда произносятся четко и ясно. Степень
яркости гласного звука зависит от построения музыкальной фразы. Под
ударением в словах или в момент кульминаций музыкальных фраз
соответствующие им гласные звучат наиболее ярко и определенно, в
других же случаях — затушеванно, редуцированно.
• Гласные, распеваемые на несколько звуков, всегда должны звучать
фонетически ясно и чисто, а при переходе со звука на звук они как бы
повторяются.
• Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Два
гласных внутри слова, а также на стыке предлога или частицы со
словом произносятся слитно. Два гласных на стыке различных слов
разделяются цезурой. В подобных случаях второе слово следует
исполнять с новой атакой, для того, чтобы не исказился смысл
словосочетания.
Дикция в хоровом пении
Правила работы над
согласными звуками
Дикция в хоровом пении
• Формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с
возникновением какой-либо преграды на пути движения воздуха в
речевом тракте. Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от
степени участия голоса в их образовании.
• По отношению к функции голосового аппарата на второе место после
гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: «м», «л»,
«н», «р». Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко
употребляются на правах гласных.
• Далее идут звонкие согласные «б», «г», «в», «ж», «з», «д», которые
образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов; глухие «п»,
«к», «ф», «с», «т» образуются без участия голоса и состоят из одних
шумов; шипящие «х», «ц», «ч», «ш», «щ» также состоят из одних шумов.
• Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование
согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается,
прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного
аппарата, главным образом щечных и губных мышц, а также кончика
языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать в процессе
специальных упражнений.
• Укорочение произношения согласных и быстрая смена их гласными
требуют мгновенной перестройки артикуляционных органов. Поэтому
особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти
и мягкого нёба.
Дикция в хоровом пении
• Для достижения четкости дикции особое внимание следует уделить
работе над развитием подвижности кончика языка, после чего и весь
язык делается более гибким. Также необходимо работать над
эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной
кости и гортани, подвешенной к ней. Губные согласные «б — п», «в — ф»
требуют активности губных мышц, поэтому могут быть использованы для
их тренировки при условии четкого произношения данных согласных.
• В качестве упражнения в произношении глухих согласных, сочетающем в
себе движения губ и кончика языка, можно использовать различные
скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит».
• Слова всех упражнений произносятся твердыми губами при активной
работе кончика языка. Упражнения на скороговорках следует начинать в
медленном темпе с несколько утрированной артикуляцией всех звуков,
при средней динамике и в средней тесситуре. Затем условия
произношения в отношении темпа, динамики и тесситуры постепенно
усложняются.
• Глухие согласные на конце слов часто при пении выпадают совсем,
поэтому требуют к себе особого внимания со стороны как дирижера, так
и певцов, подчеркнутого и твердого произношения. Если глухим
согласным на конце слова предшествует долго тянущийся звук, то
возникает проблема произнесения последнего согласного всеми певцами
хора одновременно. Это может быть обеспечено мысленным повторением
предшествующего тянущегося гласного перед снятием звука.
Дикция в хоровом пении
• Тренировка в певческой дикции обычно проводится на слоги, сочетающие
в себе различные комбинации гласных с согласными. Их взаимовлияние
при произношении в слове, а тем более в речевом потоке, вносит
определенный смысл в работу по решению конкретных вокальных задач.
• То или иное сочетание гласных с согласными в словах или слогах имеет
огромное значение для вокальной педагогики. Гласные в сочетании с
сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани,
позиционно приближают звук. Функция гортани фактически выключена на
глухих согласных. При этом она оказывается весьма ослабленной и на
последующих гласных. Поэтому при наличии зажатости мышц гортани в
пении целесообразно использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т.
п.
• Уже отмечалось, что согласные в пении произносятся коротко по
сравнению с гласными. Особенно это относится к шипящим и свистящим
согласным «с», «ш», которые обладают резким тембром и хорошо
улавливаются ухом. Их необходимо смягчать и предельно укорачивать,
иначе при пении они будут создавать впечатление свиста и шума.
• Кроме этого, с целью обеспечения непрерывности звучания мелодии,
кантилены, чтобы согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать
еще одно очень важное правило: согласные, стоящие на конце слова или
слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым,
создавая условия для максимального распевания гласных.
Дикция в хоровом пении
• Для соединения и разъединения согласных
существует правило: если одно слово кончается, а
другое начинается одинаковым или приблизительно
одинаковым звучанием согласных звуков («д – т»,
«б — п», «в — ф» и др.), то при медленном темпе их
нужно подчеркнуто разделять. При быстром темпе,
когда подобные звуки приходятся на мелкие
ритмические доли, их нужно подчеркнуто
соединять.
• В речи и пении согласные по сравнению с гласными
обладают меньшей мощностью и длительностью,
поэтому они требуют более тщательной работы над
четкостью и правильностью их произношения.
Четкость и разборчивость согласных, как и гласных,
должна быть основана на литературно правильном
их произношении при соблюдении всех законов
орфоэпии.
Дикция в хоровом пении
• Некоторые особенности произношения согласных в связи с наиболее часто
возникающими ошибками:
• 1) Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как
соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются.
Например: «Наш парово(с) (ф)пере(т) лети...».
• 2) Зубные согласные «д», «з», «с», «т» перед мягкими согласными смягчаются:
д(ь)венадцать, каз(ь)нь, пес(ь)ня и т. д.
• 3) Звук «н» перед мягкими согласными произносится мягко: стран(ь)ник.
• 4) Звуки «ж», «ш» перед мягкими согласными произносятся твердо: прежний,
вешний.
• 5) Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твердо, как «са» и
«с».
• 6) В ряде слов сочетания «чн», «чт» произносятся как «шн», «шт»: (ш)то, коне(ш)но,
ску(ш)но.
• 7) В сочетаниях «стн», «здн» согласные «т», «д» не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.
• 8) Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом
произносятся как твердое долгое «ш»: бе(шш)умно, а на стыке двух слов — как
написано: произнес шепотом.
• 9) Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»: (щщ)астье, изво(щщ)ик.
• 10) Сонорный звук «р» в большинстве случаев произносится утрированно.
• Таким образом, основными вокально-хоровыми навыками являются:
звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная
выразительность исполнения. В основе каждого навыка лежит совокупность
певческих действий, которые должны выполняться точно всеми учениками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.