Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего образования
Ногинский филиал Московского государственного областного университета
Физическая подготовка учащихся младшего школьного возраста при освоении легкоатлетического бега с использованием тренажеров.
Выпускная квалификационная работа
студента
Малофеева Евгения Валерьевича
Специальность: 49.02.01
“Физическая культура”
Группа 3 “ФЗ”
Научный руководитель:
Дудкин М.А.
Работа к защите допущена ____________
Ногинск 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3Глава 1. Применение тренажеров в физическом развитии детей младшего школьного возраста ………………………………………………………...….6
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности в воспитания физических качеств и способностей младших школьников………………………………………………………………….…6
1.3. Характеристика легкой атлетики………………………………….…….13
1.4. Применение тренажеров в физической культуре и спорте……………18
Выводы по первой главе…………………………………………………...…21
Глава 2. Использование тренажеров на уроках физической подготовки при изучении легкоатлетических прыжков учащихся 1-4 классов.……….…....22
2.1. Программа физического воспитания учащихся 1–4 классов общеобразовательной школы…………………………………………...…....22
2.2. Экспериментальная методика применения эластической резины для воспитания физических качеств на занятиях легкоатлетическим бегом в начальных классах……………………………………...……………………..26
Выводы по второй главе……………………………………..……………….34
Глава 3. Экспериментальная часть исследования…………………………..35
3.1. Общие данные эксперимента……………………………………………35
3.2. Констатирующий этап эксперимента………………..………………….35
3.3. Формирующий этап эксперимента…………………..………………….36
3.4. Итоговый этап эксперимента…………………………..………………..37
Выводы по третьей главе…………………………………..…………………39
Выводы………………………………………………….……………………..40
Список литературы……………………………………………………………43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Одним из основных разделов примерных программ по физической культуре является – «Легкая атлетика», что связано с эффективностью средств легкой атлетики для учащихся школьного возраста. В соответствии с программными требованиями, учащиеся 1-11 класса осваивают технику легкоатлетического бега, что подразумевает развитие сопутствующих физических качеств и прикладных навыков [Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1 – 4 классы, 2010; А.П. Матвеев, 2012; В.И. Лях, 2012].
Физическая подготовка школьников решает задачи оздоровительного и прикладного характера посредством общей и специальной физической подготовки. Специально-развивающие упражнения – термин предполагающий воспитание определенных, специфичных тому или иному виду спорта физических качеств, предназначены не только и не столько для подготовки организма к физической деятельности, сколько для выполнения специфической физической активности определенной целями и задачами каждого проводимого занятия. Они должна включать в себя элементы техники осваиваемой в данном виде спорта и быть направлена на максимальное вовлечение в работу тех групп мышц от которых они зависят, что в свою очередь способствует предотвращению травматизма на занятии [В.В. Осинцев, 2001; В.А. Лепёшкин, 2003].
Тренажеры в физической подготовке увеличивают вариативность нагрузки, моторную плотность занятия, повышает эмоциональный фон, интерес к занятию. Применяется большое количество специально-развивающих упражнений с использованием тренажеров, способствующих эффективному развитию физических качеств бегунов, нам необходимо выбрать наиболее оптимальные, обеспечивающие освоение упражнения в условиях младших классов общеобразовательной школы
Анализ основных литературных источников показал, что система примененния тренажеров для воспитания физических качеств школьников, как в плане общей, так и специальной физической подготовки разработана недостаточно [В.Д. Палыга, 1982;И.Б. Павлов, В.М. Баршая, 1985; Ю.К. Гавердовский, 2002; М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков, 2002; П.К. Петров, 2003; Ю.КЛ.В. Байбородова, И.М. Бутин, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников, 2004].
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разработки системы применения тренажеров в физической подготовке младшеклассников при освоении легкоатлетического бега.
Объект исследования – учебный процесс по физической культуре учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – использование тренажеров на уроках физической культуры по легкоатлетическому бегу учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - совершенствование методик воспитания физических качеств с использованием тренажеров в младших классах.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Изучить современные представления о методических подходах использования тренажеров в физической подготовке школьников.
3. Осуществить подбор средств и методов для оптимизации процесса воспитания специальных физических качеств бегунов в соответствии с программно- нормативной документацией по ФК в начальной школе.
4.Апробировать разработанную систему в результате сравнительного педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования.
Предполагалось, что предложенная методика применения тренажеров для воспитания физических качеств бегунов позволит улучшить результативность двигательных действий, подготовит суставной и нервно-мышечный аппарат к занятиям этим видом на уроке ФК.
Методы исследования:
Библиографические:
- изучение и анализ нормативно-методической документации по физическому воспитанию учащихся и научно-методической литературы по теме исследования.
Педагогические
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
Статистические
Методы математической обработки результатов.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности воспитания физических качеств детей младшего школьного возраста
Для изучения теории и методики физического воспитания детей младшего школьного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях опорно-двигательной системы, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменений мышечной системы. В младшем школьном возрасте, совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы. Следует учитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые происходили. Отсюда понятна способность детей [Г.С. Абрамова, 2000; М.М. Безруких, 2003; И.А. Зимняя, 2003].
Развитие опорно-двигательного аппарата (скелет, связачно-суставной аппарат), у детей еще не окончено. По сравнению с взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит большое количество органических и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего детства. В этот период почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система младшего школьника характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевого строения.
Позвоночный столб - состоит 32-34 позвоночников, из которых у взрослого 24 позвоночника свободные (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных). Позвонки разных отделов отличаются по форме и величине. Однако все они имеют свои признаки. Каждый позвонок состоит из расположенного спереди тела, а сзади находится дуга позвоночника. Дуга и тело позвоночника ограничивают широкое отверстие. Позвоночные отверстия всех накладывающих друг от друга позвонков образуют длинный позвоночный канал, в котором залегает спинной мозг. Изгибы позвоночного столба становятся более выраженные, окончательное их сформирование заканчивается к подростковому возрасту. В среднем возрасте медленно растет копчиковый отдел. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, с возрастом толщина дисков уменьшается, они становятся менее эластичными.
Грудная клетка - ребра расположены горизонтально, в 1год идет быстрый рост грудной клетки. Подгрудинный угол у детей достигает 60', т.е 2,5-3см в месяц, затем прирост снижается. Величина грудной клетки зависит от упитанности физического развития.
Череп - от рождения до 7 лет растет быстро, особенно активно растет задняя его часть, с 7 лет начинает продолжаться рост всего черепа, особенно его основания.
Мышечная система - у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Сила мышц увеличивается к 7 годам до 13-15 кг. Появляется различие в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила- сила мышц туловища. Мышечный тонус в младшем школьном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный “мышечный корсет”. С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Общая масса мускулатуры у ребенка составляет 20-22% по отношению к массе тела, что в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. Скелетная мускулатура ребенка 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон, и могут образоваться грыжи (пупочные). У детей хорошо развиты мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему в дошкольном возрасте следить за осанкой ребенка. К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастают силы и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным нагрузкам (напряжениям), к длительным физическим нагрузкам. В этом возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. [Е.Н. Гагунов, Б.И. Мартьянов, 2000; Л.Д. Гудкина, 2002; Ю.А. Янсон, 2004].
Младший школьный возраст с 6 до 11лет. Этот период овладения социальным пространством человеческих отношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот период начинает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Возникающее неделимое, естественное для этого периода, т.е. стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполнения радости жизни.
В это время ребенок испытывает потребность к удержанию действий через их неистинное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать сказки), овладеть новыми способами действий, он с упоением воспроизводит известное. В этом возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения, с помощью речи он учится рассказывать о значимых его событиях, делится своими впечатлениями, он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Порой в младшем школьном возрасте у детей возникает недостаток любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. В этом возрасте дети очень боятся темноты, это их страх, который пугает их. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка. От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничего не угрожает, но он переживает от страха за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появления у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию. Психолог А.В. Запорожец отмечает, что в младшем возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития. Происходит не только увеличение круга представлений, не только расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности. Развитие мышление не происходит изолированно, оно связано с более общими изменениями в жизни ребенка, с изменением его к отношения к окружающей действительности. На каждом этапе развития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение в формировании психических особенностей ребенка.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития, и формирование двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться.
Понятие о физических качествах и способностях
Физические качества – это врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности [Л.П. Матвеев, 1991]. К основным физическим качествам относятся сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. В педагогике физического воспитания различают развитие и воспитание физических качеств. Развитие физических качеств – это естественное изменение физического качества, а воспитание физических качеств – направленное воздействие на рост показателей конкретного качества. Таким образом, понятие воспитание физических качеств предполагает направленное педагогическое воздействие при воспитании физических качеств [Я.М. Коц, 1982; И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 1986; М.В. Антропова, 1988; А.В. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001; В.И. Тхоревский, 2001].
Физические (двигательные) способности – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [В.И. Лях, 1996]. Основные двигательные способности: двигательно-координационные, силовые, скоростно-силовые и др. В основе двигательных способностей лежат физические качества, а форма их проявления – двигательные умения и навыки.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Силовые способности – комплекс различных двигательных проявлений человека, в основе которых лежит понятие «сила». Абсолютная сила – оценивается по максимальному весу преодолеваемого предметного отягощения, а относительная – так же, но в пересчёте на 1кг. собственного веса тела.
Выносливость – способность противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерило выносливости – время, в течение которого совершается мышечная деятельность определённого характера и интенсивности. Различают два вида выносливости: общую и специальную.
Общая выносливость (аэробная) – это способность длительно выполнять умеренную мышечную работу при глобальном функционировании мышечной системы, обеспечивающуюся аэробной (кислородной) системой энергообеспечения (в основном циклические упражнения). Общая выносливость является основой физического здоровья и служит предпосылкой развития специальной выносливости. Специальная выносливость (анаэробная) – это выносливость по отношению к определённой деятельности, осуществляющуюся в основном за счёт внутримышечных источников энергии (при минимальном участии кислорода). Специальная выносливость обеспечивает специфическую двигательную деятельность (прыжковая, игровая выносливость и т п.).
Скоростные способности – это возможности человека выполнять двигательные действия в минимальный для данных условий промежуток времени. Скоростные способности составляют основу физического качества – быстроты.
Двигательно – координационные способности – это способности наиболее рационально решать двигательную задачу. Они составляют основу ловкости. Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательную задачу в условиях меняющихся условий.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Применительно к отдельным суставам употребляют термин подвижность.
Активная гибкость - выполнение движений с большой амплитудой за счёт собственной активности. Пассивная гибкость – под воздействием внешних сил. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая – в позах. Общая гибкость характерна для всех суставов, а специальная для конкретного действия, в зависимости от техники упражнения. На воспитание физических качеств оказывают сильное влияние врождённые задатки, имеющие иерархическое значение:
1. Анатомо-морфологические особенности ЦНС, и периферической нервной системы, функциональная зрелость и индивидуальные варианты строения коры.
2. Физиологические особенности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
3. Биологические особенности обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.
4. Телесные – длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани.
5. Хромосомные – генная предрасположенность.
6. Психологические – темперамент, психодинамические процессы, саморегуляция и др.
В физической культуре и спорте предусматриваются специфические упражнения соответствующие тому или иному роду двигательной активности – определенному виду спорта, что определяет его технику. Соответственно своеобразие движений предъявляет особые требования к воспитанию специфичных физических качеств изучаемого вида. Готовность нервно-мышечного аппарата к выполнению специфичной работы в различных режимах определяет специальную физическую подготовленность занимающегося к избранному виду спорта, повышает сопротивляемость организма к нагрузкам, снижает травматизм.
Для воспитания специфичных для каждого вида спорта физических качеств, специалистами подготавливаются и разрабатываются комплексы специально-развивающих упражнений и подвижных игр.
1.2. Характеристика легкой атлетики
Задачи легкой атлетики:
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области легкой атлетики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
4. Развитие двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения легкоатлетическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по легкой атлетики.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для легкой атлетики средствами и методами [А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук 2003 г.].
Средствами легкой атлетики являются общеподготовительные упражнения направлены на подготовку организма к выполнению специальных или соревновательных упражнений, требующих определенного уровня развития двигательных качеств, как, например: быстроты, силы, гибкости, прыгучести, координированной, ловкости; необходима также подготовка чувствительного аппарата для эффективности обратной вязи — зрительного, слухового, вестибулярного анализаторов, тактильных ощущений мышц; помимо этого, нужно определенным образом подготовить ЦНС — ее подвижность, лабильность, кординированность, устойчивость эфферентных связей нервной системы.
Специально
подготовительные упражнения направлены не
посредственно на овладение техникой движений, поз в опорных
и безопорных положениях, тренировку обратной
афферентной связи.
Если в первой группе все направлено на развитие двигательных
качеств, то в этой группе больше приемов нацелено на выполнение упражнений.
Например: упражнения, выполняемые в облегченных и затрудненных условиях
внешней среды; замедленное
выполнение упражнений, если структура позволяет выполнить их
в замедленном темпе (переход через барьер в ходьбе); имитационные упражнения
по своей форме напоминают или соответствуют
основному движению, только меняется темп или условия выполнения (имитация
постановки толчковой ноги, переход через план
ку, используя гимнастического коня); упражнения с использованием
вспомогательных действий (внешних ориентиров, звукового
ритма и т.п.).
Эти упражнения направлены на формирование нервных связей, создание интегральной функциональной системы деятельности, поэтому очень важно, чтобы ученик запоминал, анализировал, сравнивал между собой свои действия, мышечные ощущения, влияние одних действий на другие, т.е. мог устанавливать структурные связи между составными элементами целостного действия.
3. Специальные упражнения направлены
на закрепление и совершенствование целостного действия. Движения в данной
группе
выполняются в оптимальных режимах соревновательного и около соревновательного
характера. Здесь первостепенное значение
имеет само целостное действие (например, прыжок в длину с
разбега) и его различные вариации с изменением ситуаций, внешних условий при
неизменном функциональном смысле (прыжок в
длину с разбега на дальность с небольшого возвышения).
Необходимо помнить, что на разных этапах обучения одно и то же упражнение может быть использовано как общеподготовительные, специально-подготовительные или специальные, например прыжок в длину в шаге с пробеганием: может использоваться как упражнение для изучения техники отталкивания — специально-подготовительное упражнение; как специальное упражнение — при нарушении старых связей или для подготовки к основному упражнению; как общеподготовительные упражнение — при условии его многократного повторения при оптимальной скорости и величине силы отталкивания — для развития прыгучести и силы ног.
Методы - целостный метод обучения подразумевает изучение всего действия целиком и применяется при обучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции (например, прыгнуть в длину как можно дальше), затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию качественной техники движений.
Расчлененный метод обучения наиболее распространен и применяется на начальном этапе обучения и при обучении технически сложных действий. Целостное действие подвергается анализу, разделяется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдельных деталей, составляется план-схема обучения их техники, подбираются методы и средства обучения. Следующий этап — изучение по необходимости группы деталей, т.е. формируются структурные связи между деталями техники. Завершающий этап — изучение всего действия в целом, закрепление и совершенствование техники целостного действия.
Смешанный метод обучения включает в себя элементы целостного и расчлененного методов.
Позный метод обучения был предложен в 90-х гг. прошлого столетия молодым чебоксарским ученым Н.С.Романовым. Суть его заключается в определении главной позы двигательного действия. Рассматривая этот метод при изучении техники бега, автор определил, что главной позой в беге является положение бегуна в момент вертикали на опоре — «поза бега». Стержнем этого метода обучения стало понятие «позы» как главного конструирующего элемента беговых движений. Выбор этих элементов (поз) был обусловлен положениями.
1. Поза должна быть такой, чтобы ее выполнение автоматически предопределяло бы биомеханику предшествующих и последующих движений.
2. Поза должна обусловливать
соединение и направленность
предшествующих и последующих движений, тем самым убирая их
из области контроля и сознания. Кроме того, необходимо сделать
так, чтобы в предшествующем элементе (позе) было заложено
как можно больше свойств последующего элемента (позы). Такое
соотношение между ними позволяет осуществлять переход от одного элемента к
другому с минимальными двигательными перестройками.
Понятие, что вся техника бега формируется с помощью одной позы — «позы бега», подтвердилось биомеханическим анализомкинограмм бега лучших спортсменов мира. «Позу бега» отличает все ряд свойств, это: поза равновесия на опоре, где проекция ОЦМ проходит через площадь опоры; наиболее компактное и собранное положение, которое позволяет более эффективно управлять движениями; поза упругости. Соединение в одной позе стольких элементов, определяющих эффективность техники бега, говорит о ее действительной важности и значимости.
Таким образом, «поза бега» является одним из важнейших компонентов управления биомеханической структурой бега, которая Должна войти в сознание бегуна в виде каких-либо сигналов, команд, ориентиров к выполнению движений. В психологической структуре выделяются два момента: «поза бега» и ее смена, которая происходит при помощи последующего движения — снятия ноги с опоры. Это движение совмещает в себе момент акцентированного внимания и активного использования мышечных усилий. Все управление техникой бега сводится к удержанию «позы бега» (на одной ноге) и ее смене на другую «позу бега» (переходом с одной ноги на другую с помощью снятия ноги с опоры).
Наглядный метод, наблюдая за показом, ученик может охватить взглядом целостную картину техники, получить представление о сложности или легкости выполнения движений. Зрительное восприятие демонстрируемой техники дает наиболее объективное отображение ее в сознании учеников, создает правильное двигательное представление, при условии образцового показа.
Показ обычно всегда сопровождается словом, причем объяснения должны соответствовать показу. Нельзя демонстрировать технику движений с ошибками или неточностями, особенно детям младшего и среднего возраста, которые в первую очередь стараются скопировать ваши движения, и если допущена одна ошибка или неточность с вашей стороны, то она может надолго закрепиться у обучающегося, нарушая процесс овладения целостной техникой. Необходимо помнить, что ошибки всегда быстрее усваиваются, чем правильные движения. Поэтому, анализируя ошибки, никогда нельзя показывать их, надо объяснять и показать действие без ошибок.
В процессе показа необходимо добиться осмысления не только внешней картины движений, но и научить учеников анализировать действия, понять механизмы того или иного движения. Осознать не только «как?», но и «почему?», «за счет каких факторов?» выполняется действие.
Если двигательное действие по своему составу и структуре позволяет выполнить его в замедленном темпе, то показ может выполняться в медленном темпе. Но чрезмерно увлекаться замедленным показом не рекомендуется, так как здесь теряется ритмовой смысл данного действия.
Различают два вида наглядности: 1) непосредственная наглядность — достоверный образ движений — образцовый показ, применение рисунков, плакатов, кинограмм — плоскостная наглядность, макетов, моделей — объемная наглядность, кино- и видеозаписи — аппаратурная (техническая) наглядность; 2) слуховая наглядность — звуковое оформление движений, которое очень важно при изучении ритма и темпа движений [Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов 2003г.; А.П. Матвеев 2011г.; П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов 1972г.].
1.3. Использования тренажеров в физической культуре и спорте
Тренажеры - учебно-тренировочные
устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости), и анализаторных функций организма. Применяются
преимущественно в физкультуре и спорте. Тренажёры могут быть индивидуального и
коллективного использования, а их воздействие на организм: локальным - когда в
работе участвуют отдельные мышечные группы, региональным - в работе участвует
примерно третья часть мышц и общим - в работе задействовано большинство мышц.
Технические особенности тренажёров
зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью
преимущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных
качеств.
Например, такие технические устройства, как
беговая дорожка, велотренажеры, гребные и другие подобные тренажёры позволяют
направленно развивать общую, скоростную и силовую выносливость.
Различные конструкции тяговых устройств,
эспандеров, роллеров способствуют развитию динамической силы и гибкости;
занятия на минибатуте совершенствуют ловкость и координацию движений.
Различные по направленности воздействия на
организм тренажёры могут быть объединены в одном универсальном устройстве. Цели
оздоровительных тренировок на тренажерах:
-развитие правильной осанки;
-коррекция различных проблем позвоночника;
-жиросжигающие тренировки;
-снижение избыточного веса;
-улучшение функциональных возможностей
организма;
-занятия при различных отклонениях в состояниях
здоровья.
Цели реабилитационных тренировок:
- восстановление после травм;
- ликвидация дисбаланса физического развития;
- улучшение подвижности суставов.
Силовые тренажеры можно условно разделить на три класса.
Во-первых, домашние. Как видно из названия, они предназначены для установки непосредственно в квартире. Соответственно, они отличаются малыми габаритами и весом, к тому же часто бывают складные. Общий вес грузовых плит или дисков, как правило, не превышает ста килограммов, а часто даже и пятидесяти. Нередко для увеличения нагрузки применяются подвижные блоки и тому подобные простейшие механические приспособления.
Иногда применяются резиновые или гидравлические эспандеры, чего, конечно, не бывает в более «серьезных» тренажерах. При конструировании таких комплексов упор делается обычно на многофункциональность при сохранении компактности. Можно также отметить мягкие ручки и упоры, предназначенные для максимального удобства непрофессионала.
Ко второй группе относятся тренажеры фитнесс-класса. Они предназначены для спортивных залов в гостиницах, саунах, офисных центрах. Как правило, один тренажер фитнесс-класса имеет большое количество рабочих станций и позволяет, в принципе, тренировать все группы мышц. И, наконец, в третьей группе относятся профессиональные силовые тренажеры. Они сверхпрочные (нередко используются цельные рамы), сверхустойчивые, практически бесшумные, с очень плавным ходом. Нагрузки составляют сотни килограммов. Предназначены они для больших залов, и на них могут тренироваться атлеты самого высокого уровня.
Исходя из возрастных особенностей, а так же с материальной точки зрения, нами в работе будут рассмотрены эластичные тренажеры –эспандеры.
Выводы по первой главе
1. В школьный период жизни человека значение физической культуры заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств.
2. На уроках физической культуры в 1-4 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, — содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
3. Важное значение в социальной ситуации развития ребенка связано с внедрением его коллектив учащихся: включение в разные виды общественно полезной деятельности существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности, лидерских возможностей маленького человека.
5. Тренажеры применяются в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях. Для воспитания физических качеств юных бегунов выбрано использование эластичных тренажеров - эспандеров, что обусловлено дешевизной, доступностью и соответствием возрасту занимающихся.
6. Легкая атлетика является исторически сложившейся совокупностью специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО БЕГА В 1-4 КЛАССАХ.
2.1.Программа физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. П. Матвеева «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
· совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании;
· обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
· развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
· формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
· развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
· обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
· на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
· на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
· на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
· на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
· на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а аткже общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
В таблице 1 показан тематический план начальной школы по разделам и темам:
№ |
Разделы и темы |
Количество часов (уроков) |
|||
|
|
Класс |
|||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Базовая часть |
66 |
68 |
68 |
68 |
1 |
Знания о физической культуре |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Способы физкультурной деятельности |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Физическое совершенствование: · гимнастика с основами акробатики · легкая атлетика · лыжные гонки · подвижные игры · общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы) |
16 14 12 18 |
18 16 12 16 |
16 16 16 14 |
16 16 16 14 |
|
Вариативная часть (время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается) |
33 |
34 |
34 |
34 |
1 класс. Физическое совершенствование
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные игры. На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
2 класс. Физическое совершенствование
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Подвижные игры. На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
3 класс. Физическое совершенствование
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Подвижные игры. На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
4 класс. Физическое совершенствование
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Подвижные игры. На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
2.3. Экспериментальная методика применения эластической резины для воспитания физических качеств на занятиях легкоатлетическим бегом в начальных классах.
В основу экспериментальной методики использования эластичной резинки в качестве тренажера по физической подготовке учащихся начальных классов на занятиях легкоатлетическим бегом легли специально развивающие упражнения бегового и прыжкового характера, ввиду того, что данные технические элементы являются фазами и подфазами бега.
Применение резинки. Этот универсальный тренажер используется спортсменами различных видов спорта. К основным преимуществам данного тренажера относятся:
-возможность регулирования нагрузки в зависимости от натяжения;
-отсутствие травмоопасности;
-использование для упражнений как общего так и локального характера;
-вовлечение в работу различных отделов тела и групп мышц.
Все выше изложенное говорит об универсальности тренажера. Если учесть стоимость и возможность самостоятельно изготовить его из обычных бельевых резинок (сейчас на рынке продается огромное количество разных по форме и цвету) и возможность его использования по всем разделам физической культуры, то необходимо отметить незаменимость его использования, его к сожалению не наблюдается в физкультурных и образовательных учреждениях.
Ниже представлены комплексы скоростно-силовой направленности, общей и скоростной выносливости юных бегунов с использованием эластичной резинки (табл. 2):
Таблица 2
Комплексы беговых упражнений с эспандером для младших школьников
Комплекс №1. И.П. стоя ноги врозь, руки согнуты в локтях, резинка на щиколотках сзади. Комплекс 2 – то же, но резинка спереди (так же можно использовать резинку с боку) |
|
№ |
Упражнения |
1 |
Высокое поднимание бедра (4- левой, 4- правой, 4- поочередно) |
2 |
То же захлестыванием голени |
3 |
То же имитация «нашагивания» на барьер |
4 |
То же имитация перехода через барьер |
5 |
То же прямые ноги в сторону |
6 |
То же прямые вперед |
7 |
Выпады |
8 |
Прыжки ноги к груди |
Условия выполнения – как отдельное тренировочное занятие на уроке, или вторая половина основной части, при условии работы на технику в первой половине. |
|
1 |
Специальная выносливость - 20 секунд выполнение – 10 переход к другому (продвинутый вариант с подскоками -2 -3 круга) |
2 |
Общая выносливость – аэробика - спокойное выполнение (130-150 уд/мин.) под музыку, без интервала отдыха между упражнениями (по1 минуте на 1 упражнение – для спортшкол 2-3 круга после полного восстановления) |
3 |
Скоростно – силовая, выполнение в максимальном темпе с подскоками до 10 секунд, отдых -20-30 секунд (до полного восстановления, возможны по 2-3 подхода на продвинутом уровне в серии) |
Выводы по второй главе.
1.Программа А.П. Матвеева в разделе «физическое совершенствование» содержит следующие для изучения дисциплины:
-легкая атлетика;
-лыжные гонки;
-гимнастика;
-спортивные игры.
2.Программа содержит вариативную и инвариативную части и предусматривает трехчасовую загруженность детей на уроках физической культуры в неделю.
3.Среди большого разнообразия средств физического воспитания бег в начальных классах занимают особое место, и представлен в разделах.
4. Методы и средства обучения и воспитания, содержание учебного материала, способы организации занятий физическими упражнениями определяются в соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся.
5. Физическая подготовка выделена отдельным пунктом программы и представлена в каждом разделе, что подтверждает ее деление на общую и специальную.
6. Подбор комплексов физической подготовки с применением эластичной резинки, а также сочетание их применения, осуществлялось по принципам и требованиям основ физического воспитания связанного с воспитанием физических качеств соответствующих данному возрасту.
7. В соответствии с программой А.П.Матвеева, нами разработаны и подготовлены комплексы упражнений с эспандером для использования в качестве воспитани скоростно-силовой, скоростной и общей выносливости для занятий легкоатлетическим бегом в 1-4 классах общеобразовательной школы, которые и явились нашей экспериментальной методикой и послужили поводом для последующего сравнительного эксперимента.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Общие данные эксперимента
Вид эксперимента: сравнительный.
Место проведения: МОУ СОШ № 12
Исследователь: Малофеев Евгений Валерьевич
Контингент занимающихся: ученики 4 класса общеобразовательной школы: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) – по 13 человек в каждой.
3.2. Констатирующий этап эксперимента
Для решения задач исследования, были сформированы две группы – ЭГ и КГ, по 13 человек в каждой. Для уравнивания условий эксперимента в группы были отобраны дети, имеющие одинаковые оценки по физической культуре за предыдущую четверть (табл. 2).
Таблица №2
ЭГ |
КГ |
||
Ф.И. учащихся |
Оценка |
Ф.И. учащихся |
Оценка |
Авдейкин Илья |
5 (от.) |
Жуев Артем |
4 (хор.) |
Горобец Егор |
4 (хор.) |
Щетинников Даниил |
4 (хор.) |
Иванов Матвей |
4 (хор.) |
Филипченков Даниил |
5 (от.) |
Миронов Михаил |
5 (от.) |
Бабийчук Павел |
4 (хор.) |
Павлюченко Сергей |
4 (хор.) |
Юшин Никита |
4 (хор.) |
Рябушенко Александр |
5 (от.) |
Копылов Антон |
4 (хор.) |
Смирнов Никита |
5 (от.) |
Вороженцев Никита |
5 (от.) |
Сорокин Артем |
4 (хор.) |
Зеленов Валерий |
5 (от.) |
Тихонов Влад |
5 (от.) |
Белкин Александр |
5 (от.) |
Балашова Диана |
5 (от.) |
Айрапетян Ани |
4 (хор.) |
Болотникова Лиза |
4 (хор.) |
Сычева Виктория |
5 (от.) |
Еделькина Мария |
5 (от.) |
Рябуха Яна |
5 (от.) |
Зверева Анна |
4 (хор.) |
Эм Анастасия |
4 (хор.) |
Средний балл |
4,52 |
Средний балл |
4,46 |
3.3. Формирующий этап эксперимента.
Для выполнения задач исследования, были созданы уравниваемые условия для двух групп занимающихся:
- количество уроков физической культуры по легкоатлетическим прыжкам было одинаковым: 3 урока еженедельно (45 мин.);
- место проведения занятий было одним для двух групп (учебная площадка, тренировочная площадка, спортивный зал);
- уроки физической культуры в обеих группах проводил один учитель физической культуры;
- оборудование и инвентарь для всех занимающихся было примерно одинаковое;
На формирующем этапе проводились уроки физической культуры: в ЭГ проводились занятия по разработанной нами методике использования тренажеров в физической подготовке; в КГ занятия проводились по общепринятой методике.
В ЭГ было проведено три урока (раз в неделю по 1 уроку) тренирующей направленности с применением комплексов в основной части. Тренирующие уроки проводились раз в неделю, два других занятия предполагали работу на технику бега и в зависимости от тем во второй половине основной части занятий на них использовалась резинка (в целом проведено семь занятий - три занятия тренирующей направленности, и четыре урока смешанного типа).
В процессе эксперимента осуществлялось педагогическое наблюдение за выполнением разнообразных упражнений: общеподготовительных, подводящих, специально – развивающих упражнений. Также осуществлялся контроль за дозированием нагрузки, степени утомления занимающихся по ЧСС и внешним признакам.
Занятия проводились в соответствии со всеми требованиями к проведению урока, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников и требований техники безопасности на уроках физической культуры. Занятие было разбито на подготовительную часть, включающую вводный ритуал, общую и специальную разминку; в основной части была проведена работа по обучению технике бега (низкий старт, стартовое ускорение, бег по прямой и финиширование) и занятия по физической подготовке с использованием тренажеров (дозировка и последовательность упражнений соответствовали предусмотренными в экспериментальной методике нагрузкам– глава№2); заключительная часть включала упражнения на релаксацию (дыхательные) и подведение итогов
3.4. Итоговый этап эксперимента
На итоговом этапе эксперимента было осуществлено итоговое тестирование в КГ и ЭГ. На итоговом тестировании осуществлялся контроль прыжка в длину с разбега способом согнув ноги, так как это было определено календарно –тематическим планированием, и по сути отражает основную направленность наших тренирующих занятий – скоростно-силовую, а так же определяет основное физическое качество данного возраста – быстроту, подходящую к сенситивному периоду развития (240см - 3 балла, 260см - 4 балла, 280см – 5, результаты для мальчиков и девочек одинаковы). В таблице 3 представлены результаты итогового тестирования, а в графике 1 – сравнительные результаты, которые показали, что в ЭГ они выше на 0,39 балла, что может свидетельствовать скорее всего об эффективности «зарядки» групп мышц участвующих в двигательном акте, нежели о их положительном воздействии за столь короткий срок. Тем не менее правильность методики была математически подтверждена.
Таблица 3
Итоговое тестирование в ЭГ и КГ
ЭГ |
КГ |
||
Ф.И. учащихся |
Оценка |
Ф.И. учащихся |
Оценка |
Авдейкин Илья |
5 (от.) |
Жуев Артем |
4 (хор.) |
Горобец Егор |
5 (от.) |
Щетинников Даниил |
4 (хор.) |
Иванов Матвей |
5 (от.) |
Филипченков Даниил |
5 (от.) |
Миронов Михаил |
5 (от.) |
Бабийчук Павел |
4 (хор.) |
Павлюченко Сергей |
4 (хор.) |
Юшин Никита |
4 (хор.) |
Рябушенко Александр |
5 (от.) |
Копылов Антон |
4 (хор.) |
Смирнов Никита |
5 (от.) |
Вороженцев Никита |
5 (от.) |
Сорокин Артем |
5 (от.) |
Зеленов Валерий |
5 (от.) |
Тихонов Влад |
5 (от.) |
Белкин Александр |
5 (от.) |
Балашова Диана |
5 (от.) |
Айрапетян Ани |
4 (хор.) |
Болотникова Лиза |
4 (хор.) |
Сычева Виктория |
5 (от.) |
Еделькина Мария |
5 (от.) |
Рябуха Яна |
5 (от.) |
Зверева Анна |
5 (от.) |
Эм Анастасия |
4 (хор.) |
Средний балл |
4,85 |
Средний балл |
4,46 |
График 1
Сравнительные результаты, показанные в ЭГ и КГ в контрольном тестировании.
Выводы по третьей главе
1. Для подтверждения гипотезы был проведён педагогический эксперимент, который носил характер сравнительного.
2. Для решения задач исследования, были сформированы две группы – ЭГ и КГ, по 13 человек в каждой.
3. Входное тестирование не проводилось так как подобные занятия проводились впервые. Исходный уровень занимающихся был определен по четвертным оценкам занимающихся по ФК и был примерно одинаков.
4. Для выполнения задач исследования, в ЭГ и КГ были созданы уравниваемые условия: количество уроков физической культуры, место проведения занятий, уроки физической культуры в обеих группах проводил один учитель физической культуры; одинаковый инвентарь и др.
5. На формирующем этапе проводились уроки физической культуры, в ЭГ проводились занятия по предложенной нами методике проведения урока с применением тренажеров для физической подготовки, а в КГ - по общепринятой.
6. Тематическое планирование уроков физической культуры для учащихся ЭГ, не отличалось от занятий в КГ, за исключением предложенных и используемых нами комплексов упражнений.
7. Результаты итогового тестирования показали преимущество экспериментальной методики: в ЭГ оценочные показатели были выше на 0,39 балла.
8. Мы не можем говорить о преимуществах и недостатках предложенной нами методики применительно к урочной системе (очень мало часов), тем не менее проявленный интерес со стороны учеников к форме занятия и к использованию данного тренажера, а так же результаты тестирования, дают нам возможность судить о подтверждении нашей гипотезы.
Выводы
1. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств.
2. На уроках физической культуры в 1-4 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания – образовательные, оздоровительные, воспитательные.
3.Физические качества определяют фундаментальные основы освоения сложных технических движений, формирование техники, достижению максимального результата.
5. Педагогические особенности проведения уроков физической культуры в младших классах во многом определяются высоким требованием к уровню физических качеств, что дает наибольшие возможности их воспитания.
6. Развитие и формирование систем организма и внутренних органов повышает возможность нервной системы детей младшего школьного возраста к усвоению сложнокоординационных движений.
7. Важное значение в социальной ситуации развития ребенка связано с внедрением его коллектив учащихся: включение в разные виды общественно полезной деятельности существенно расширяет сферу усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности, лидерских возможностей маленького человека.
8. Программа А.П. Матвеева в разделе «физическое совершенствование» содержит следующие для изучения дисциплины:
-легкая атлетика;
-лыжные гонки;
-гимнастика;
-спортивные игры.
9. Программа содержит вариативную и инвариативную части и предусматривает трехчасовую загруженность детей на уроках физической культуры в неделю.
10. В соответствии с программой А.П.Матвеева, нами разработаны и подготовлены рекомендации по проведению занятий по физподготовке с использованием тренажеров в 1-4 классах общеобразовательной школы, на занятиях по легкоатлетическому бегу, которые и явились нашей экспериментальной методикой и послужили поводом для последующего сравнительного эксперимента.
11. Для подтверждения гипотезы был проведён педагогический эксперимент, который носил характер сравнительного.
12. Для решения задач исследования, были сформированы две группы – ЭГ и КГ, по 13 человек в каждой.
13. Входное тестирование не проводилось так как подобные занятия проводились впервые. Исходный уровень занимающихся был определен по четвертным оценкам занимающихся по ФК и был примерно одинаков.
14. Для выполнения задач исследования, в ЭГ и КГ были созданы уравниваемые условия: количество уроков физической культуры, место проведения занятий, уроки физической культуры в обеих группах проводил один учитель физической культуры; одинаковый инвентарь и др.
15. На формирующем этапе проводились уроки физической культуры, в ЭГ проводились занятия по предложенной нами методике проведения комплексов тренировочной направленности с применением тренажеров, а в КГ - по общепринятой.
16. Результаты итогового тестирования показали преимущество экспериментальной методики: в ЭГ оценочные показатели были выше на 0,39 балла, что дает нам возможность судить о подтверждении нашей гипотезы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
2. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии – М.: Медицина. – 1967. – 464с.
3. Антонов О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб.пособие. – М.,1999 .
4.Антропова М.В. Физическое развитие подростков и их работоспособность / Под ред. Д.А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988.- 378с.
5. Богданов О.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения Методические рекомендации:- СПБ.: Образование, 1993. - 15 с.
6. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер – М.: Академия, 2003.
7. Байбородова Л.В., Бутин И.М., Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. Методика обучения физической культуре: 1 – 11 кл.; метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 248с.
8. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. М., 1996. – 316с.
9. Видякин М.В. Физкультура. Система подготовки детей и подростков: конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2006.- 285с.
11. Гусинский Э.Н. Образование личности. М., 1994. – 376с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996. – 189с.
13. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., Психология физического воспитания и спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 348с.
14. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.: Академия, 2002.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. – 336с.
17. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1986. – 48с.
18. Лях В.И., Задневич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классах, М.: 2004. – 187с.
19. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов и учащихся пед. уч.щ. – М.: Просвещение, 1991. – 191с.
20. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры: Справочно – методическое пособие. – М., 2003. – 270с.
21. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2006.- 583 с.: ил.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 1997.
23. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
24. Немов Р. С. Психология. Т. 1-3. М., 1995.
25. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
26. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480с.
27. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 576с.
28. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304с.
29. Селиванов В.С. Основы общей педагогики; теория и методика воспитания учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336с.
30. Солодков А.С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортиная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра – Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520с.
31. Тхоревский В.И. Физиология человека. Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - 492с.
32. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. /Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
33. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж, 1996.- 467с.
34. Физиология мышечной деятельности: учеб. для ин – тов физической культуры / Под общ. Ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 347с.
35. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. – 473с.
36. Шиян Б.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
37. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н /д: «Феникс», 2004. – 624 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.