Выводы:
1. Предмет литературоведения не относится к предмету естествознания; естественнонаучные аналогии в определении задач литературоведения методологически незакономерны.
2. Данность предмета литературоведения – сигнификативная, а не перцептивная.
3. Литературное произведение – это сложная совокупность, состоящая из многообразных элементов.
4. Части художественных произведений организованы иерархическим образом, но обладают динамичностью и обеспечивают трансформацию во времени самого текста.
Каллиопа (эпическая поэзия)Эвтерпа (лирика)Эрато (любовная поэзия)Полигимния (священные гимны)Мельпомена (трагедия)Талия (комедия)Терпсихора (танец)Клио (история)Урания (астрономия)
| Временные | Пространственные | Пространственно-временые |
Изобразительные | Литература | Живопись | Театр |
Неизобразительные (выразительные) | Музыка | Архитектура | Хореография |
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И МЕТОДЫ
Мифологическая школа
Фр. Шлегели, бр. Гримм, А. Кун, В. Шварц, В. Манхардт, М. Мюллер, Дж. Кокс, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, Г. Слокауэр, Навахас, Клод Леви – Стросс.
Мифология ‑ источник и «ядро» искусства, источник поэзии и всех философских систем.
№ | Сюжетные элементы | Аннотации |
1. | Эдем | Литературовед устанавливает в жизни героя или группы персонажей их «земной рай», счастливое начало начал. Эдем олицетворяет человеческое детство. |
2. | Грехопадение | Нравственное испытание: искушение ложными ценностями; герой переступил границу дозволенного. |
3. | Изгнание из Рая и путешествие | Блудные сын - дочь могут добровольно оставить Рай, однако, в каноническом варианте грешники изгоняются. |
4. | Возвращение блудного сына - дочери или его - ее смерть | Финальная история героя должна стать примером высокой нравственности, образцом покаяния грешника и милосердия со стороны «родителей». |
КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Ипполит Тэн (1828 - 1893), «История английской литературы» .
Приемы исследования:
а) сбор материала;
б) установление связи между системными или разрозненными деталями;
в) выявление в тексте искомого «целого» как творения человеческого духа.
Литературное произведение – меняющаяся картина в хронике жизни. Его цель – перемена психологии людей и облагораживание общества.
Не делит литературные образцы на шедевры и посредственные опусы. Они в равной мере достойны внимания.
ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Эрл Майнер (Принстонский университет): включение в биографический материал структурно - аналитических и лингвистических толкований текстов.
Художественное развитие как смена мировоззренческих систем.
Эволюцию или инволюцию творческого пути писателя.
Уточнять интенсивность «читаемости» произведения.
Использование рукописных материалов.
Обращение к истории.
Прояснение фактов отражения в тексте эпохи.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Шарль Огюст Сент – Бёв, Г. Брандес, В.П. Палиевский
Акцент на детальном изучении жизненного пути автора.
Между реальным фактом и созидательным процессом возникают противоречия, они состоят в том, что художник не повторяет действительность, а обобщает ее.
Многие школьные и вузовские учебные программы по историко - литературным дисциплинам продолжают испытывать влияние биографической школы.
СРАВНИТЕЛЬНО - ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (КОМПАРТИВИСТИКА)
Иоган Готфрид Гердер, Теодор Бенфей, Х.М. Познетт, А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский
Создание сходных типологических моделей;
Анализ причин, вызывающих смещение центра и периферии в процессе развития литературы;
Исследование взаимовлияния разных литератур в течение ряда столетий;
Сопоставительное рассмотрение истории зарождения и миграции литературных жанров;
Выявление общих принципов в литературных направлениях и течениях;
Проведение аналогий в творчестве двух писателей разных культур;
Применение метода сравнительного изучения в границах временных пересечений.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ШКОЛА СТРУКТУРАЛИЗМА
Клод Леви - Стросс, Р. Барт, Р. Якобсон, Збигнев Тараненко, В.Ю. Борев, Ю.М. Лотман
Предмет структурного анализа по В. Бореву:
Процесс структурного анализа: чтение, микроанализ, интерпретация, дешифровка, моделирование.
Структурализм оставляет без внимания доминирующую роль историзма и навязывающую идеологию.
Представителей этой школы в большей мере интересует проблемный вопрос: «Как сделано произведение?»
№ | Общие обозначения | Частные обозначения |
1. | Знак / значение | - Отправитель |
2. | Речь / язык | - Получатель |
3. | Текст / контекст | - Сообщение |
4. | Культура / природа | - Код |
герменевтика как литературоведческая школа
«Традиционная» герменевтика была близка к экзегетике
Философская герменевтика включала многообразные подходы:
психологический (Ф. Шлейермахер);
виталистский (В. Дильтей);
экзистенциально-онтологический (М. Хайдеггер);
онтологический (Х.-Г. Гадамер);
русская философия символа и имени (о. П.Флоренский, прот. Сергий Булгаков, А.Ф.Лосев).
Этапы герменевтического познания:
1) реконструкция действий и страданий людей, связанных с глубиной их жизни,
2) способность автора воспроизводить все это (средства представления),
3) восприятие произведения интерпретатором (актуализация, выявление духовных ценностей и идеалов).
Э. Д. Хирш
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Вильгельм Вундт
Идея о коллективном усилии при создании языка, мифа и поэзии, которые являются выразителями «народного духа», а не индивидуального психологического усилия.
Каждый литературный герой несет в себе психомир, который объединяется духовной энергией творца.
ИНТУИТИВИСТСКАЯ ШКОЛА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Бенедетто Кроче
Писатель наделен даром дельфийского оракула, он прорицатель, его откровения происходят в сомнабулическом состоянии.
Творческий процесс начинается с познания хаотических ощущений. Благодаря интуиции «смутная материя» ощущений постепенно приводится в логический порядок.
ФРЕЙДИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Зигмунд Фрейд
Духовное создание бессознательно, но оно заложено в подкорку, и в этом месте следует применять известные методы психоанализа.
Прочтение мифов, созданных писателями, сквозь призму чувственных влечений.
Практические занятия
План ответа:
Общее представление о методе анализа: представители, терминология, исследования.
Анализ 2 работ по теории данного способа работы с текстом.
Представление способов, приемов, средств, методов анализа (план или алгоритм).
Трактовка художественного текста с точки зрения данного вида анализа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.