Дискуссионные проблемы современного литературоведения

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 09.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обзор современных проблем в литературоведении при анализе текста + история возникновения методологии и литературоведческих школ
Иконка файла материала ДПСЛ.pptx

Дискуссионные проблемы современного литературоведения

В. г. Белинский

«Искусство есть непосредственное созерцание истины или мышление в образах»

Борис Исаакович Ярхо

Густав Густавович Шпет

Выводы:

1. Предмет литературоведения не относится к предмету естествознания; естественнонаучные аналогии в определении задач литературоведения методологически незакономерны.
2. Данность предмета литературоведения – сигнификативная, а не перцептивная.
3. Литературное произведение – это сложная совокупность, состоящая из многообразных элементов.
4. Части художественных произведений организованы иерархическим образом, но обладают динамичностью и обеспечивают трансформацию во времени самого текста.

Литературность

Особая организация языка
Вымысел
Эстетика
Метарефлексивность

Филология
Языкознание Литературоведение

Текстология

Палеография Источниковедение Библиография

 

Литературоведение

 
История литературы Литературная критика Теория литературы

Каллиопа (эпическая поэзия) Эвтерпа (лирика) Эрато (любовная поэзия) Полигимния (священные гимны) Мельпомена (трагедия) Талия (комедия) Терпсихора (танец) Клио (история) Урания (астрономия)

 

Временные

Пространственные

Пространственно-временые

Изобразительные

Литература

Живопись
Скульптура

Театр
Кино

Неизобразительные (выразительные)

Музыка

Архитектура

Хореография

Владимир Серафимович Вахрушев

Зоя Ивановна Кирнозе

Борис Вадимович Кондаков

Владимир Андреевич Луков

Олег Иванович Федотов

Валерий Игоревич Тюпа

. Нина Петровна Хрящева

Игорь Николаевич Сухих

Лев Александрович Аннинский

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И МЕТОДЫ

Мифологическая школа
Фр. Шлегели, бр. Гримм, А. Кун, В. Шварц, В. Манхардт, М. Мюллер, Дж. Кокс, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, Г. Слокауэр, Навахас, Клод Леви – Стросс.

Мифология ‑ источник и «ядро» искусства, источник поэзии и всех философских систем.

Сюжетные элементы

Аннотации

1.

Эдем

Литературовед устанавливает в жизни героя или группы персонажей их «земной рай», счастливое начало начал. Эдем олицетворяет человеческое детство.

2.

Грехопадение

Нравственное испытание: искушение ложными ценностями; герой переступил границу дозволенного.

3.

Изгнание из Рая и путешествие

Блудные сын - дочь могут добровольно оставить Рай, однако, в каноническом варианте грешники изгоняются.

4.

Возвращение блудного сына - дочери или его - ее смерть

Финальная история героя должна стать примером высокой нравственности, образцом покаяния грешника и милосердия со стороны «родителей».

КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Ипполит Тэн (1828 - 1893), «История английской литературы» .
Приемы исследования:
а) сбор материала;
б) установление связи между системными или разрозненными деталями;
в) выявление в тексте искомого «целого» как творения человеческого духа.
Литературное произведение – меняющаяся картина в хронике жизни. Его цель – перемена психологии людей и облагораживание общества.
Не делит литературные образцы на шедевры и посредственные опусы. Они в равной мере достойны внимания.

ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Эрл Майнер (Принстонский университет): включение в биографический материал структурно - аналитических и лингвистических толкований текстов.
Художественное развитие как смена мировоззренческих систем.
Эволюцию или инволюцию творческого пути писателя.
Уточнять интенсивность «читаемости» произведения.
Использование рукописных материалов.
Обращение к истории.
Прояснение фактов отражения в тексте эпохи.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Шарль Огюст Сент – Бёв, Г. Брандес, В.П. Палиевский
Акцент на детальном изучении жизненного пути автора.
Между реальным фактом и созидательным процессом возникают противоречия, они состоят в том, что художник не повторяет действительность, а обобщает ее.
Многие школьные и вузовские учебные программы по историко - литературным дисциплинам продолжают испытывать влияние биографической школы.

СРАВНИТЕЛЬНО - ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (КОМПАРТИВИСТИКА)

Иоган Готфрид Гердер, Теодор Бенфей, Х.М. Познетт, А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский
Создание сходных типологических моделей;
Анализ причин, вызывающих смещение центра и периферии в процессе развития литературы;
Исследование взаимовлияния разных литератур в течение ряда столетий;
Сопоставительное рассмотрение истории зарождения и миграции литературных жанров;
Выявление общих принципов в литературных направлениях и течениях;
Проведение аналогий в творчестве двух писателей разных культур;
Применение метода сравнительного изучения в границах временных пересечений.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ШКОЛА СТРУКТУРАЛИЗМА

Клод Леви - Стросс, Р. Барт, Р. Якобсон, Збигнев Тараненко, В.Ю. Борев, Ю.М. Лотман
Предмет структурного анализа по В. Бореву:





Процесс структурного анализа: чтение, микроанализ, интерпретация, дешифровка, моделирование.
Структурализм оставляет без внимания доминирующую роль историзма и навязывающую идеологию.
Представителей этой школы в большей мере интересует проблемный вопрос: «Как сделано произведение?»




Общие обозначения

Частные обозначения

1.

Знак / значение

- Отправитель

2.

Речь / язык

- Получатель

3.

Текст / контекст

- Сообщение

4.

Культура / природа

- Код

герменевтика как литературоведческая школа

«Традиционная» герменевтика была близка к экзегетике
Философская герменевтика включала многообразные подходы:
психологический (Ф. Шлейермахер);
виталистский (В. Дильтей);
экзистенциально-онтологический (М. Хайдеггер);
онтологический (Х.-Г. Гадамер);
русская философия символа и имени (о. П.Флоренский, прот. Сергий Булгаков, А.Ф.Лосев).
Этапы герменевтического познания:
1) реконструкция действий и страданий людей, связанных с глубиной их жизни,
2) способность автора воспроизводить все это (средства представления),
3) восприятие произведения интерпретатором (актуализация, выявление духовных ценностей и идеалов).

Э. Д. Хирш

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Фердинанд (Фернан) Брюнетьер
Литературный процесс – влияние одного произведения на другое.
Сопоставление с эволюционным движением Ч. Дарвина.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Вильгельм Вундт
Идея о коллективном усилии при создании языка, мифа и поэзии, которые являются выразителями «народного духа», а не индивидуального психологического усилия.

Каждый литературный герой несет в себе психомир, который объединяется духовной энергией творца.

ИНТУИТИВИСТСКАЯ ШКОЛА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Бенедетто Кроче

Писатель наделен даром дельфийского оракула, он прорицатель, его откровения происходят в сомнабулическом состоянии.
Творческий процесс начинается с познания хаотических ощущений. Благодаря интуиции «смутная материя» ощущений постепенно приводится в логический порядок.

ФРЕЙДИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Зигмунд Фрейд
Духовное создание бессознательно, но оно заложено в подкорку, и в этом месте следует применять известные методы психоанализа.
Прочтение мифов, созданных писателями, сквозь призму чувственных влечений.

Практические занятия

План ответа:
Общее представление о методе анализа: представители, терминология, исследования.
Анализ 2 работ по теории данного способа работы с текстом.
Представление способов, приемов, средств, методов анализа (план или алгоритм).
Трактовка художественного текста с точки зрения данного вида анализа.