Дискуссия "Амурский тигр"

  • Мероприятия
  • docx
  • 24.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инициирование процессов самопознания с привлечением игровых и практических их форм деятельности позволяет сформировать у учащихся экологически ценное отношение к природе и дав толчок к нравственному самосовершенствованию, побудить духовное начало в подрастающем человеке Много лет работаю по теме «Сохраним амурского тигра». Становятся старше мои дети и работать с учащимися среднего возраста хочется по новому. Учебная дискуссия– один из новых методов обучения для меня и моих детей, который опробую в своей работе. Суть метода дискуссии состоит в организации в рамках группы учащихся обмена взглядами по конкретной проблеме. Преимущества дискуссии- в стимулировании познавательного процесса учащихся.Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме, что тиграм необходимо помогать выживать.
Иконка файла материала Дискуссия Амурский тигр-1.docx
Дискуссия «Амурский тигр». Пояснительная записка. Актуальность:  Инициирование   процессов   самопознания   с   привлечением игровых и практических их форм деятельности позволяет сформировать у учащихся   экологически   ценное   отношение   к   природе   и,   дав   толчок   к нравственному   самосовершенствованию,   побудить   духовное   начало   в подрастающем человеке Много лет работаю по теме «Сохраним амурского тигра». Становятся старше   мои   дети   и   работать   с   учащимися   среднего   возраста   хочется   по новому. Учебная дискуссия– один из новых методов обучения для меня и моих детей, который опробую в своей работе. Суть метода дискуссии состоит в организации в рамках группы учащихся обмена взглядами по конкретной проблеме.   Преимущества   дискуссии­   в   стимулировании   познавательного процесса учащихся.  Дискуссия должная быть подготовлена прежде всего в содержательном отношении. Без знания темы дискуссия будет мало продуктивной.   Хорошо подготовленная дискуссия приобретает характер не только спора, но и более глубокого изучения темы и обмена информацией. Конечно,  нельзя  ожидать,  что   учащиеся,  решат   какую­то  глобальную проблему,   но   несомненно   спор   вызовет   повышенный   интерес   к   проблеме, желание глубже разобраться в ней. В ходе дискуссии у учащихся крепнет умение точно и ясно излагать свои   мысли,   приводить   конкретные   доказательства,   обмениваться   опытом работы Воспитательное значение дискуссии состоит в том, что она помогает выявить   особенности   характера   ее  участников,   исправить   недостатки   в   их поведении,   такие   как,   например,   как   неуважение   к   собеседнику, несдержанность   и   др.     Использование   метода   дискуссии   мы   попробовали провести и с ребятами среднего звена, уже хорошо подготовленных по этой теме в течение нескольких лет. Тема занятия: Сохраним хозяина дальневосточной тайги. Целевая аудитория: учащиеся 7­8 классов. Время проведения дискуссии 2 академических часа. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме, что тиграм необходимо помогать выживать. Изложение проблемы:  На территории Дальнего Востока, обитает амурский тигр,   один   из   самых   малочисленных   представителей   семейства   кошачьих   иединственный из тигров, освоивший жизнь в снегах. Такого достояния нет ни в одной   стране   мира.   Эти   благородные   животные   занесены   в   Красную   книгу. Благодаря   деятельности   ученых,   популяцию   амурского   тигра   удалось стабилизировать, но этот редкий и малоизученный вид по прежнему требует к себе повышенного внимания. Мы, хабаровчане, не должны остаться равнодушными к проблеме сохранения этого уникального животного.  1. Для того, чтобы закрепить знания, ребята получили домашнее задание:  узнать как можно больше об экологии тигров, чтобы не только  сохранить, но и развить способы бесконфликтного сосуществования  тигра и человека, вспомнить все что изучали о тигре 2. Учащиеся разбиваются на 5 групп: жители дальневосточного поселка,  сотрудники МЧС, ученые, тигры, охотники (могут оформить бейджи с  надписями команд)  Предлагается установить правила поведения во время дискуссии   Я критикую идеи, а не людей  Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к  наилучшему решению  Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в  обсуждении  Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен  Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям  Я стремлюсь осмыслить и понять взгляды на проблему  Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов Ведущий: Предлагаю начать работу.  Предлагаются вопросы для обсуждения. Запишите ваши соображения, а через  определенное время мы их обсудим”. 1. «Как живется тигру в дальневосточной тайге? 2. Я считаю, что нужно запретить использовать тигров в цирке. Как вы  3. Не надо в зоопарках содержать тигров. 4. Тигр опаснее медведя. Так ли это? аргументируете5. . Не раз слышали от охотников утверждение «Если в тайге перебить  всех тигров, то другим животным жить будет лучше. Сохранить или  уничтожить тигров живущих в природе. Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель – собрать  максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;  Алгоритм дискуссии:  группы располагаются в пространстве кабинета по кругу. У каждой  1. группы «своя аргументы». Выдается один лист бумаги формат А2 с  вопросами, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы.  Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе  бумаги; фиксируя свое мнение на этом листе. Ребятам предложено несколько  вопросов для обсуждения по окончании работы каждой группе дается время на анализ и  3. консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений; 4. 5. группы озвучивают результаты своей работы; подводятся итоги, анализируется работа групп учащимися и педагогом. Ведущий подготовил вопросы для ведения дискуссии: «Что изменится?», «Что произошло, если бы...?») Когда это будет верно?  При каких условиях наиболее выражено?  Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит?  Как можно показать, что это верно  . Ты сказал, что это лучше. Чем лучше?   В чём именно это проявляется?   Что ты имеешь в виду, когда говоришь...?     Это всё? Вы уверены в вашем тезисе?   В   ходе   дискуссии   один   из   участников   задаёт   вопрос   ведущему. Последний   может   обратиться   с   этим   вопросом   к   группе   (вопрос­ эстафета) или к самому этому участнику (вопрос­эхо). Использование значимых (сенсационных) новостей (тигр и козел живут  вместе. Что это? Почему? ­ обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и  стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов  (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Высогласны с данной точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше  мнение” и т.д.); Выводы: Успешное решение проблемы сохранения амурского тигра может быть только при   комплексном   подходе:   социальные   исследования, совершенствование правовой базы, работа природоохранных организаций. И чем   раньше   наше   дети   смогут   всесторонне   рассмотреть   вопрос, аргументировать   его,  тем  успешнее   будет  решаться  проблема   сохраниения амурского тигра.   научные, В помощь педагогу при подготовки дискуссии: Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:  • Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать  мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете,  что это верно?”); Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать  • переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас  понял?”); Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить,  • уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните,  пожалуйста”); • “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные  высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”); “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения,  • акцентирует внимание на противоположном подходе; “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным  • утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; “Задевающее утверждение” ­ ведущий высказывает суждение, заведомо  • зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление  опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения; “Нет­стратегия” ­ ведущий отрицает высказывания участников, не  • обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”). Рекомендации для участников выдаются перед началом дискуссии:Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать  четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или  переубедить, или просто сообщить свою позицию. Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться  ПОПС­формулой: П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что… О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей  позиции) ­ …потому, что… П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) ­ …например… С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) ­ …поэтому…. Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух­четырех  предложений и занимать 1­2 минуты.