Инициирование процессов самопознания с привлечением игровых и практических их форм деятельности позволяет сформировать у учащихся экологически ценное отношение к природе и дав толчок к нравственному самосовершенствованию, побудить духовное начало в подрастающем человеке
Много лет работаю по теме «Сохраним амурского тигра». Становятся старше мои дети и работать с учащимися среднего возраста хочется по новому. Учебная дискуссия– один из новых методов обучения для меня и моих детей, который опробую в своей работе. Суть метода дискуссии состоит в организации в рамках группы учащихся обмена взглядами по конкретной проблеме. Преимущества дискуссии- в стимулировании познавательного процесса учащихся.Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме, что тиграм необходимо помогать выживать.
Дискуссия Амурский тигр-1.docx
Дискуссия «Амурский тигр».
Пояснительная записка.
Актуальность: Инициирование процессов самопознания с привлечением
игровых и практических их форм деятельности позволяет сформировать у
учащихся экологически ценное отношение к природе и, дав толчок к
нравственному самосовершенствованию, побудить духовное начало в
подрастающем человеке
Много лет работаю по теме «Сохраним амурского тигра». Становятся
старше мои дети и работать с учащимися среднего возраста хочется по
новому. Учебная дискуссия– один из новых методов обучения для меня и
моих детей, который опробую в своей работе. Суть метода дискуссии состоит
в организации в рамках группы учащихся обмена взглядами по конкретной
проблеме. Преимущества дискуссии в стимулировании познавательного
процесса учащихся.
Дискуссия должная быть подготовлена прежде всего в содержательном
отношении. Без знания темы дискуссия будет мало продуктивной. Хорошо
подготовленная дискуссия приобретает характер не только спора, но и более
глубокого изучения темы и обмена информацией.
Конечно, нельзя ожидать, что учащиеся, решат какуюто глобальную
проблему, но несомненно спор вызовет повышенный интерес к проблеме,
желание глубже разобраться в ней.
В ходе дискуссии у учащихся крепнет умение точно и ясно излагать
свои мысли, приводить конкретные доказательства, обмениваться опытом
работы Воспитательное значение дискуссии состоит в том, что она помогает
выявить особенности характера ее участников, исправить недостатки в их
поведении, такие как, например, как неуважение к собеседнику,
несдержанность и др. Использование метода дискуссии мы попробовали
провести и с ребятами среднего звена, уже хорошо подготовленных по этой
теме в течение нескольких лет.
Тема занятия: Сохраним хозяина дальневосточной тайги.
Целевая аудитория: учащиеся 78 классов.
Время проведения дискуссии 2 академических часа.
Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать
свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся
информацию по проблеме, что тиграм необходимо помогать выживать.
Изложение проблемы: На территории Дальнего Востока, обитает амурский
тигр, один из самых малочисленных представителей семейства кошачьих и единственный из тигров, освоивший жизнь в снегах. Такого достояния нет ни в
одной стране мира. Эти благородные животные занесены в Красную книгу.
Благодаря деятельности ученых, популяцию амурского тигра удалось
стабилизировать, но этот редкий и малоизученный вид по прежнему требует к себе
повышенного внимания. Мы, хабаровчане, не должны остаться равнодушными к
проблеме сохранения этого уникального животного.
1. Для того, чтобы закрепить знания, ребята получили домашнее задание:
узнать как можно больше об экологии тигров, чтобы не только
сохранить, но и развить способы бесконфликтного сосуществования
тигра и человека, вспомнить все что изучали о тигре
2. Учащиеся разбиваются на 5 групп: жители дальневосточного поселка,
сотрудники МЧС, ученые, тигры, охотники (могут оформить бейджи с
надписями команд)
Предлагается установить правила поведения во время дискуссии
Я критикую идеи, а не людей
Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к
наилучшему решению
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в
обсуждении
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям
Я стремлюсь осмыслить и понять взгляды на проблему
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных
аргументов
Ведущий:
Предлагаю начать работу.
Предлагаются вопросы для обсуждения. Запишите ваши соображения, а через
определенное время мы их обсудим”.
1. «Как живется тигру в дальневосточной тайге?
2. Я считаю, что нужно запретить использовать тигров в цирке. Как вы
3. Не надо в зоопарках содержать тигров.
4. Тигр опаснее медведя. Так ли это?
аргументируете 5. . Не раз слышали от охотников утверждение «Если в тайге перебить
всех тигров, то другим животным жить будет лучше. Сохранить или
уничтожить тигров живущих в природе.
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель – собрать
максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;
Алгоритм дискуссии:
группы располагаются в пространстве кабинета по кругу. У каждой
1.
группы «своя аргументы». Выдается один лист бумаги формат А2 с
вопросами, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы.
Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе
бумаги; фиксируя свое мнение на этом листе. Ребятам предложено несколько
вопросов для обсуждения
по окончании работы каждой группе дается время на анализ и
3.
консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
4.
5.
группы озвучивают результаты своей работы;
подводятся итоги, анализируется работа групп учащимися и педагогом.
Ведущий подготовил вопросы для ведения дискуссии: «Что изменится?»,
«Что произошло, если бы...?»)
Когда это будет верно?
При каких условиях наиболее выражено?
Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит?
Как можно показать, что это верно
. Ты сказал, что это лучше. Чем лучше?
В чём именно это проявляется?
Что ты имеешь в виду, когда говоришь...?
Это всё? Вы уверены в вашем тезисе?
В ходе дискуссии один из участников задаёт вопрос ведущему.
Последний может обратиться с этим вопросом к группе (вопрос
эстафета) или к самому этому участнику (вопросэхо).
Использование значимых (сенсационных) новостей (тигр и козел живут
вместе. Что это? Почему?
обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и
стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов
(“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше
мнение” и т.д.);
Выводы:
Успешное решение проблемы сохранения амурского тигра может быть только
при комплексном подходе:
социальные исследования,
совершенствование правовой базы, работа природоохранных организаций. И
чем раньше наше дети смогут всесторонне рассмотреть вопрос,
аргументировать его, тем успешнее будет решаться проблема сохраниения
амурского тигра.
научные,
В помощь педагогу при подготовки дискуссии:
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
•
Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать
мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете,
что это верно?”);
Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать
•
переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас
понял?”);
Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить,
•
уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните,
пожалуйста”);
•
“Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные
высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);
“Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения,
•
акцентирует внимание на противоположном подходе;
“Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным
•
утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
“Задевающее утверждение” ведущий высказывает суждение, заведомо
•
зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление
опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
“Нетстратегия” ведущий отрицает высказывания участников, не
•
обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).
Рекомендации для участников выдаются перед началом дискуссии: Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать
четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или
переубедить, или просто сообщить свою позицию.
Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться
ПОПСформулой:
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей
позиции) …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)
…поэтому….
Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двухчетырех
предложений и занимать 12 минуты.
Дискуссия "Амурский тигр"
Дискуссия "Амурский тигр"
Дискуссия "Амурский тигр"
Дискуссия "Амурский тигр"
Дискуссия "Амурский тигр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.