Учебная дискуссия является формой организации учебной деятельности, содержанием которой является равноправное обсуждение учебной задачи с целью разрешения логического противоречия в процессе сопоставления и взаимного изменения позиций ее участников.
На начальном этапе считаю необходимым объяснить учащимся, в чем разница между спором и дискуссией.
Это принципиально разные понятия. Во-первых, в споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.
Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживаемся следующих правил:
- Всегда помним о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждаем только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерываю. Не даю обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекаю попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремимся не к победе, а к истине.
- С уважением относимся к мнению каждого ученика. Любое мнение — это точка зрения. Даже отличаясь, она имеет право на существование. Не обижаем ученика, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
- Придерживаемся дружелюбного тона. Обращаемся к ученику по имени или другим уважительным способом.
Дискуссия. Крокодил и (или) аллигатор.doc
Дискуссия
Провела учитель 4 «б»класса
МАОУ «СОШ» с.Летка Бобрецова Л.Н.
и важного. Итак, если обсуждение
Тема: «Крокодил и (или) аллигатор?»
Цель: Выяснение: крокодил и аллигатор – это одно и то же животное или разные
животные?
Задачи:
Предметные:
познакомиться с внешним видом животных: строением головы,
размерами, способом питания, местом обитания
Личностные:
Формулировать и соблюдать правила поведения в группе
Коммуникативные:
Формировать культуру общения, культуру дискуссии.
Предоставить возможность каждому из участников выступить, приобрести опыт
публичного выступления
Регулятивные:
Обраруживать и формулировать проблему
выдвигать версии
Работать по плану
Определять степень успешности
Познавательные:
Извлекать информацию из текста, фото
Анализировать, сравнивать объекты
Представлять информацию в соответствии с вопросом
1. Вступительное слово:
Вчера на уроке русского языка подбирали имена прилагательные к
существительным: названиям животных. Какие были животные:
(Слон, павлин, обезьяна, крокодил)
Каким назвал Женя крокодила? (аллигатор)
Мы сказали, что неправильно. Почему? (отвечает на вопрос кто?, обозначает
название предмета, а не признак). Но в его высказывании есть чтото интересное!
2. Актуализация:
Отгадайте загадки: В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл
Всех проглотит …………..
По реке плывёт бревно
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ………… .
Какой он – крокодил в этих загадках? (зелёный, плавающий, злой, кусачий)
Вспомните стихотворение С. Михалкова «Фома»: Подходит к реке
Пионерский отряд,
Ребята Фоме
У реки говорят:
Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма.
Неправда!
Друзьям отвечает Фома.
Трусы и рубашка
Лежат на песке,
Упрямец плывёт
По опасной реке.
Близка аллигатора
Хищная пасть
Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!
Но слышен ребятам
Знакомый ответ:
Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет.
Уже крокодил
У Фомы за спиной,
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой.
Из пасти у зверя
Торчит голова,
До берега ветер
Доносит слова:
Непра…!
Я не ве…!
Аллигатор вздохнул
И сытый в зелёную
Воду нырнул.
Какие животные представляли опасность Фоме? (крокодилы, аллигаторы)
Какие они – аллигаторы? (хищные, глотающие добычу целиком)
3. Постановка проблемного вопроса
Какие вопросы возникают ?
(Кто такие аллигаторы? Это другое название крокодила или есть такое животное?)
Кто думает, что эти животные – это одно и то же?
Кто сомневается?
Значит, надо выяснить.
Для этого создадим группы: одни ребята будут искать особенности крокодилов,
другие – особенности аллигаторов
4. Решение проблемного вопроса.
Группам даются тексты и таблицы, которые они заполнят при работе с
текстом, фото. Время – 57 мин.
Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
1. Работаем дружно.
2. Не мешаем другим группам.
3. Не теряем время: что не знаем, пропускаем. Вернёмся после.
4. Общаемся вежливо.
Крокодилы.
Текст 1. (Если в группе 4 человека, то даём 3 текста. 4й оформляет таблицу:
задает вопрос и пишет ответ) Внешние признаки крокодилов
Первое, что бросается в глаза – это зубы крокодила. Строение челюсти у этих
рептилий такое, что даже при закрытой пасти зубы всегда торчат наружу. При
сомкнутых челюстях особенно бросается в глаза четвёртый зуб. Морда крокодила,
или, как принято называть, рыло, имеет острую Vобразную форму. Крокодилы
достаточно крупные хищники, они могут достигать 7 метров в длину (морские
крокодилы). Крокодилы имеют соляные железы, которые предназначены для того,
чтобы выводить из организма накопившуюся соль. Именно благодаря их работе
возникло устойчивое выражение «крокодиловы слёзы».
Ареал обитания
Крокодилы, в связи с особенностями работы соляных желез, приспособлены к
жизни в солёной воде. Ареал обитания крокодилов обширен: Африка, Азия,
Австралия, Америка. На сегодняшний день известно тринадцать разновидностей
крокодилов.
Образ жизни
Крокодилы питаются любой пищей, с которой могут справиться, будь то рыба,
мелкие или крупные млекопитающие. Крокодилы охотятся преимущественно
ночью. Без пищи обходятся длительное время, отмечены случаи, когда крокодил
жил без еды полтора года. Такая высокая выживаемость была достигнута
благодаря запасам жира, ведь более 60% пищи, которую употребляет крокодил,
переходит в жировую прослойку.
звуки.
Они
Некоторые крокодилы безусловно опасны. По оценкам учёных, ежегодно эти
огромные кровожадные хищники убивают более тысячи человек.
шипят
издают
низкие
пищат,
сверх
и
Текст 2. Аллигаторы.
Внешние признаки
Аллигаторы мельче своих собратьев, их длина редко превышает 4 метра. Рыло
аллигаторов тупое и короткое, слегка сплющенное. Челюсти имеют обычное
строение. Так как аллигаторы соляных желез не имеют и вывести накопившуюся
соль не могут, их обитание в солёной воде невозможно.
Ареал обитания
Изначально аллигаторы были распространены на территории Австралии, именно по
названию речки Alligator River они и получили своё имя. Сегодня популяция
аллигаторов малочисленна, они не так распространены, как крокодилы. Встретить
этих рептилий можно на просторах обеих Америк, а также в Китае. Видов
аллигаторов всего два: мисиссипский и китайский аллигатор.
Образ жизни
Аллигаторы предпочитают питаться рыбой, но иногда к ним на обед может попасть
и небольших размеров млекопитающее. Аллигаторы устойчивы к падению
температур и выживают даже в случае, когда столбик термометра опускается ниже
нуля. Если температура приходит в норму, аллигаторы возвращаются к
привычному (ночному) образу жизни.
Перед дождем аллигаторы издают особые звуки — так называемое
«крокодилово пение», а в брачный период окрестности оглашаются громким ревом
самцов.
Могут укусить, а то и утопить и съесть
ответы
Таблица. (Для каждой группы)
длина
№ вопросы
1 Особенности зубов
2 Особенности морды
3
4 Могут ли жить в солёной воде?
5 Места обитания
6 Количество видов
7 Чем питаются?
8 Когда охотятся?
9 Издают ли звуки?
10 Опасны ли для людей?
5. Отчёт групп. Рассказ о животных по таблице о крокодилах.
Кто хочет дополнить?
Рассказ об аллигаторах.
Кто хочет дополнить?
6.Итог:
Кто они: аллигаторы, крокодилы? Почему? (Свободные высказывания,
отстаивание своей точки зрения. Ведущий не опровергает и не соглашается.
Создаёт атмосферу, где каждый может высказаться. В случае пауз задаёт вопросы
из таблицы, которую дети заполняли)
(После этого можно на слайде вывести ответы)
№ вопросы
1 Особенности зубов
2 Особенности морды v
3
4 Могут ли жить в
длина
солёной воде?
крокодилы
торчат
больше
да
аллигаторы
Во рту
U
нет
5 Места обитания
6 Количество видов
7 Чем питаются?
8 Когда охотятся?
9 Издают ли звуки?
10 Опасны ли для
людей?
13
Любая пища
ночью
Да, пищат, шипят и
издают сверх низкие звуки
да
Пресная вода
2
Рыба, млекопитающие
Да, рёв
да
Назовите отличия: Отличия в: (перечисляют)
Ведущий:
Немного о происхождении слова «аллигатор»:
В Австралии есть река, которая называется Аллигатор. В ней полным – полно
зубастых, зелёных и хвостатых. По названию реки они и получили своё имя –
аллигаторы. Поэтому настоящей Родиной аллигаторов является Австралия.
(Показать её на карте.)
Главное отличие аллигаторов от крокодилов – в «у*ы*ке». (Вставь пропущенные
буквы.) Если пасть закрыта, а зубы хорошо видны, это – крокодил. Аллигатор
показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Жалко, их сейчас
там нет.
(Доп. информация для ведущего)
Вывод ведущего: Отличие крокодила от аллигатора Мощные челюсти этих древнейших рептилий вызывают ужас даже у тех, кто
никогда в жизни не сталкивался с их обладателями – крокодилами. Недаром эти
ближайшие родственники динозавров пережили своих менее удачливых сородичей.
Казалось бы, перепутать крокодилов с кемлибо невозможно, однако, оказывается,
очень часто крокодилов отождествляют с аллигаторами. Разница между этими
представителями рода крокодиловых есть и достаточно заметная.
1.
2.
3.
4.
5.
Морда крокодила
Морда аллигатора
Отличия крокодила от аллигатора
Крокодилы как правило крупнее аллигаторов.
У крокодилов узкая и длинная морда (рыло), а у аллигаторов сплющенная и
тупая.
Видов крокодилов – тринадцать, а аллигаторов осталось всего два вида.
Крокодилы распространены в Африке, Азии, Америке и Австралии.
Аллигаторы встречаются только на территории Китая и Америки.
Крокодилы приспособлены к жизни в солёной воде, аллигаторы обитают
исключительно в пресной.
6.
организма излишки соли,
Подробнее: http://thedifference.ru/otlichiekrokodilaotalligatora/
Крокодилы имеют специальные железы, которые помогают вывести из
аллигаторы соляных желез не имеют.
7. Самооценка.
Ведущий:
У вас на столах появились правила дружной работы (критерии). Оцените работы
группы в 5бальной системе и узнайте сумму баллов (называют)
Что помешало набрать 20 баллов?
Главное, вы получили новые знания.
Спасибо Жене за интересную тему для разговора. Спасибо за работу.
Самоанализ:
Учебная дискуссия как средство формирования культуры педагогического
взаимодействия является формой организации учебной деятельности, содержанием которой является равноправное обсуждение учебной задачи с
целью разрешения логического противоречия в процессе сопоставления и
взаимного изменения позиций ее участников.
На начальном этапе считаю необходимым объяснить учащимся, в чем
разница между спором и дискуссией.
Это принципиально разные понятия. Вопервых, в споре цель — доказать
правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.
Вовторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он
может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации,
аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет. В
третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же
возникает вокруг чегото глобального и важного. Итак, если обсуждение
вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание
превращения ее в безрезультатный спор, придерживаемся следующих
правил:
Всегда помним о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.
Обсуждаем только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления,
воспоминания, нелепые сравнения мягко прерываю. Не даю обсуждению
уходить в сторону от темы. Пресекаю попытки доказать, что ктото лучше, а
ктото хуже. Стремимся не к победе, а к истине.
С уважением отношусь к мнению каждого ученика. Любое мнение — это
точка зрения. Даже отличаясь от моей, она имеет право на существование.
Не обижаю ученика, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока
дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце
обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными
вещи.
Придерживаюсь дружелюбного тона. Обращаюсь к ученику по имени или
другим уважительным способом («мой собеседник, оппонент»).
Плюсы:
Тема разговора – из «уст ребёнка».
Детьми поставлена проблема и решена ими.
Цель и задачи достигнуты.
Полилог получился. Дети слышали высказывания друг друга, сами пришли к
истине.
Минусы: Не показали видео «из жизни» этих животных; как крокодил «рвёт» зебру. (На мой
взгляд, жуткая картина. А когда я сказала, что есть такое видео, несколько человек
сказали, что видели это по телевизору.) «Из жизни» можно было показать.
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Дискуссия "Крокодил и (или) аллигатор?" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.