Класс: 3
Этика: азбука добра
Тема. «Как сердцу высказать себя?»
Цели:
- продолжать формировать представление воспитанниц о добре и зле;
- убедить в необходимости добра и недоступности зла.
Задачи:
- раскрыть положительные стороны доброты;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.
Организационный момент
Дети рассаживаются полукругом дома вместе с игрушками любимыми
Учитель.
- Я рада, что вы все здоровы и у всех у вас все хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами. Мы поговорим на тему, очень важную для всех, а вот на какую именно - вы ответите сами, прочитав высказывания детей.
Пословицы, поговорки о … (подумайте)
- И так, назовите тему нашего занятия, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
- Правильно, мы сегодня будем говорить о доброте, о необходимости добра и недоступности зла.
Четверостишие (читаем)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
добро творить трудней.
-Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.
Игра «Продолжи фразу», написать на листке бумаги
- Продолжите фразу: «Добро- это…» (Ответы детей)
Обобщаю ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Продолжите следующую фразу: «Зло – это…» (Ответы детей)
Обобщаю ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.
Пословица
«Делать людям хорошо - хорошеть самому»
- Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? (Ответы детей)
(Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)
- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (Высказывания детей)
Игра «Разноцветные капельки»
- На столе у вас лежат капельки (вырезать из любой бумаги), выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. (Выполняют задание)
- Давайте закрепим их на любой основе. (Дети свои капельки закрепляют) - Получился дождь зла.
- Может ли добро победить зло? (Ответы детей на листке, продолжаем записывать)
- Как сделать, чтобы добро победило зло? (Ответы детей на листке)
- Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)
- Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их.
Подводим итог игры:
- У нас на занятии произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.
Физкультминутка:
Пляска «Потанцуем»
Потанцевали, продолжаем.
- Я хочу вам рассказать одну историю.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Беседа по содержанию
- Как вы понимаете слова мудреца «Все в твоих руках»? (Ответы детей на листке)
Пословица, читаем
- Обратите внимание на экран: «Добрые дела красят человека». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
(После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты, это его украшает).
- Эта пословица подходит к нашей истории? (Ответы детей)
(Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, делал добрые дела, тогда и его знали бы в округе).
- В жизни есть ценности, без которых нет жизни на земле.
Назовите качества доброго, хорошего, положительного человека
(Добрый, благородный, честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, достойный, отзывчивый, милосердный и т.д.), записать на листке
- Качества, которые вы назвали, не врожденные, их нужно воспитывать.
Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от его сердца. Все в ваших руках, какие поступки совершать.
Игра «Поляна доброты»
- Пожалуйста, нарисуйте один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня.
Итог
- Наше занятие подошло, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?
- Скажите, можно свое сердце научить добру?
Давайте беречь добро!
Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.
А это зависит только от нас!
-Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!
- Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, спойте песню из мультфильма «Кот Леопольд» - «Если добрый ты…», найдите мультфильм «Кот Леопольд»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.