Воспитательное мероприятие Тема: «Здоровый образ жизни при становлении личности»

  • Работа в классе
  • docx
  • 05.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В воспитании личности, основополагающим принципом должен быть духовно-нравственный подход, прокладывающий путь к ее целостному формированию и раскрытию ее потенциала.
Иконка файла материала Здоровый образ жизни при становлении личности.docx

 

План-конспект

воспитательного мероприятия

Тема:  «Здоровый образ жизни при становлении личности»

Форма проведения: час общения

Цель: создание условий для формирования у обучающихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

Задачи:

1.     Образовательная - способствовать расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности; показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе;

2.     Развивающая - развивать потребность к самоанализу, внимание, речь воспитанников;

3.     Воспитывающая - воспитывать уважение друг к другу, доверие, взаимопонимание.

Название современных педагогических технологий, применяемых в воспитательном процессе

Инновационные приёмы и методы работы

Этапы мероприятия, на которых технологии применяются

Элементы информационно-коммуникационной технологии

Метод информационного поиска

Вступление

Элементы технологии педагогического общения

Прием гуманно-личностный

Основной этап

Элементы диалога «педагог - воспитанники»

Прием коллективного обсуждения

Подведение итогов

Рефлексия

Методическое обеспечение: презентация Microsoft PowerPoint, листы, ручки, 3 набора фломастеров.

Ход мероприятия:

I.                  Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Слайд 1

Эпиграф:

В воспитании личности, основополагающим принципом должен быть духовно-нравственный подход, прокладывающий путь к ее целостному формированию и раскрытию ее потенциала.
Зафар Мирзо


Не желая развиваться, мы раньше срока стареем!

Воспитатель:

Всякий ли человек личность?

(Ответы воспитанников)

Воспитатель:

Слайд 2

Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И. Ожегов  «Словарь русского языка» 1987 г.)

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества ( Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)

Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.2009 г.)

Воспитатель:

Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение. 

Воспитатель:

Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.

Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек.

Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.

Воспитатель:

В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?».  Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Воспитанники в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

Воспитатель:

– Просто ли было определить свои достоинства?
– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
– Чем полезно данное упражнение?

Воспитатель:

А теперь назовите качества настоящей личности.

(Ответы воспитанников)

Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью?

(Ответы воспитанников)

Воспитатель:

Обучающиеся делятся на 4 группы. На листе ватмана выполняют задания и выступают у доски.

Слайд 3

Задание № 1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной.

Задание № 2. Подберите слова, характеризующие современную молодежь.

Задание № 3. Что такое конформизм? Почему коллективу подростков свойственно «стадное» поведение? Приведите пример такого поведения из жизни вашей группы. Почему вы сделали то же, что и все остальные? Разделяли вы в этот момент точку зрения лидера?

Задание № 4. Определите своё отношение к высказыванию: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гёте).

Воспитатель:

А сейчас мы все вместе письменно выполним предложенные задания. Каждый из вас должен предельно откровенно ответить на вопросы. Анализируя свои ответы, вы сможете сделать вывод о своих личностных качествах. Может быть, кто-то из вас поставит перед собой ещё и цели самосовершенствования.

Слайд 4

Задание № 5. Закончите предложение: «Я живу для того, чтобы …»

Задание № 6. Выбираем свой вариант и заканчиваем выбранное предложение:

а) Я в основном хороший, потому что …

Я в основном плохой, потому что …

б) Я отвечаю за свои поступки, потому что …

Я зависим, и не отвечаю за свои поступки, потому что …

в) Я в основном эгоистичен, потому что …

Я в основном заботлив и добр, потому что …

г) Мои убеждения воздействуют на мою личность, потому что …

Моя личность воздействует на мои убеждения, потому что …

 (Ответы воспитанников)

Воспитатель:

Упражнение «Никто из вас не знает, что я...»

Каждый из участников заканчивает фразу: «Никто из вас не знает, что я...». Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто в группе не знает, например: «...что я отлично разбираюсь в машинах» или совершил какой-то добрый поступок.

Воспитатель:

Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств, что вы сейчас и показали в своих работах. Осознавая свои достоинства,  человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

(Воспитанники  высказывают свою точку зрения, идет дискуссия)

Слайд 5

Воспитатель:

По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами. Основой всех мыслей или поступков такого человека является любовь, обращённая к другим людям. Зрелая личность – это, прежде всего, человек, умеющий любить. Поэтому ему свойственны этические черты, выражающие его отношение к другим людям.

Слайд 6

Бескорыстие – ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен, неэгоистичен.

Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.

Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.

Жертвенность – готов пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела.

Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.

Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.

Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.

Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.

Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.

Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.

Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.

Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:

Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.

Ответственность – отвечает за собственные действия.

Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.

Отвага – храбр, умеет преодолеть страх.

Воспитатель:

Физическое здоровье и возраст.

Чтобы понять, как сохранить здоровье, чтобы его хватило на долгую и активную жизнь, нужно знать, из каких этапов складывается жизнь человека. Вслед за антропологами и физиологами попытаемся разобраться в особенностях жизни каждой возрастной ступени.

Жизненный путь каждого человека от рождения до смерти чрезвычайно сложен. По мере роста и развития в организме происходят глубочайшие изменения. В начале жизни в детстве и юности идет бурный рост организма, развитие физиологических и интеллектуальных качеств, все жизненные проявления организма активны. В зрелости все физиологические и духовные процессы уравновешиваются и стабилизируются. В этот период человек активно трудится, познает себя и окружающий мир, развивается и совершенствуется его интеллектуальная деятельность. В конце жизни происходит постепенное затухание всех функций организма, ограниченность подвижности организма, его старение. Старение – закономерный физиологический процесс, присущий всем живым организмам на Земле.

Воспитатель:

В процессе жизнедеятельности организма человека наступают периоды биологической и социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает такой уровень развития организма, когда молодой человек способен принимать активное участие в жизни общества. В нашей стране социальная зрелость наступает с получением паспорта – документа, подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, в которой он живет и формируется. Это происходит в 14 лет. Однако это еще не полная социальная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зрелость наступает в 18 лет, то есть в тот период, когда каждый человек данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период связан с совершеннолетием молодого человека. Причем каждая социальная система сама определяет период социального созревания своих членов. Так, во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20–21 годами, когда юноша или девушка могут самостоятельно принимать решения, подчиняясь законодательной системе данной социальной среды.

Воспитатель:

Гармония - это оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром.

Личность человека спонтанно развивается по заданным природой законам до состояния взрослости. Далее, лет с 16 - 18, она может развиваться лишь путем самостоятельного саморазвития, постановки специальных развивающих самозадач и приложения осознанных усилий.

В чем же состоит сущность гармоничности (оптимальности) личности и ее жизни?

Психологическая гармония- это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в его личности (т.е. в мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах и способностях, и в поведении.

Воспитатель:

Слайд 7

Три группы общих критериев - признаков гармоничности личности, ее состояния и жизнедеятельности:

1) согласие с собой и окружающим миром;

2) адаптивно полезное, устойчивое, длительное, творческое и экономичное функционирование и развитие человека, других людей и окружающей природы в разнообразных жизненных средах;

3) психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Воспитатель:

По определению ВОЗ - Всемирной Организации Здравоохранения – «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение (но не самое главное!). Процесс жизни всегда с тобой, тогда как деньги, машина, социальный статус и престиж, власть и т.п. могут в любой момент неожиданно исчезнуть и тем самым больно ударить сильно ориентированного на них человека.

Воспитатель:

Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.

Наша природа такова, что каждый в отпущенных ему пределах может научиться жить более гармонично.

Воспитатель:

Воспитанникам предлагается подумать и ответить на вопросы: «Как эти люди добились того, что их имена стали известны всем в мире?», «Можем ли мы их назвать успешными личностями? Почему?» (В.В. Путин, Ю.А. Гагарин, А. Эйнштейн).

(Ответы воспитанников).

Воспитатель:

Недавно прочитала удивительную книгу и нашла очень интересные слова, которые, считаю, подходят нашей встречи. Послушайте их, пожалуйста, закрыв глаза.

«Отдыхая на море, я люблю встречать утром первые лучи солнца и провожать его вечером. Вроде бы, одно и тоже действие, но каждый раз воспринимается по-новому.

Однажды, встречая рассвет, я стоял у самой воды и долго смотрел на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают и гипнотизируют. Так и хочется пойти по ней к самому солнцу.

Потом я прошёл несколько метров, вдоль берега и снова посмотрел на солнце. Дорожка по-прежнему была у моих ног.

Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали рассвет. Глядя на них, я подумал о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.

Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой»

Как бы вы продолжили последнюю фразу?

(Ответы воспитанников)

III.    Заключение

Воспитатель:

Каждый воспитанник, по возможности, должен откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы.

Предлагаю вам закончить предложения:

Я сегодня узнал...

Мне было интересно…

Трудным для меня оказалось...