РУССКИЙ ЯЗЫК ( 6 класс)
К каждой теме даётся теоретический материал, который необходимо изучить и выполнить задания по данной теме. Все задания выполняются в письменном виде для последующего оценивания.
Тема: Текст. Работа с текстом. Восстановление текста.
Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу.
Признаки текста: заголовок, начало, основная часть, концовка, опорные слова, абзац, тема, основная мысль, границы предложений.
Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.
Заголовок – заглавие, название.
Начало, основная часть, концовка – структура текста.
Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.
Опорные слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста
Упражнение 1: Дан отрывок, который включает в себя 3 текста. Разделите данный отрывок на 3 текста, озаглавьте каждый отрывок и спишите.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
Упражнение 2: Напишите рядом с каждым утверждением ДА или НЕТ:
1.Текст состоит из одного предложения -…
2. Текст состоит из нескольких любых предложений - …
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу -…
4. Текст обязательно имеет заголовок - …
5. Текст не всегда имеет заголовок - ….
6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму - ….
7. Текст может быть не большим по объёму - …
Упражнение 3: Прочитайте текст. Придумайте заглавие. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Тема: Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Как мы уже выяснили из прошлой темы, в тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу. Перейдём к составлению текстов. Прочитайте данные предложения:
1. Была осень.
2. В полдень кто-то постучал.
3. Кузьма лежал в постели больной.
4. За окном лил дождь.
5. Мальчишки сняли пальто и прошли в комнату.
6. Это пришли друзья.
7. Кузьма был рад.
-Давайте расположим предложения по порядку, чтобы у нас получился текст.
1. С чего все началось?
2. Что происходило осенью?
3. Что случилось с мальчиком Кузьмой?
4. Что случилось однажды в полдень?
5. Кто это пришел?
6. Как повели себя мальчики?
7. Какое настроение стало у Кузьмы.
-Какой заголовок мы можем придумать к этому тексту?
Упражнение 4: Спишите получившийся текст в правильной последовательности вместе с заглавием.
Упражнение 5: Восстановите правильную последовательность текста и спишите его.
Они медленно плывут по весеннему небу.
А вот еще такое же белое и пушистое облако.
По небу плывет пушистое облако.
Тема: Предложения. Виды предложений по цели высказывания.
В каждом предложении должна быть граница, которая подсказывает нам о законченности предложения. Границей предложения служат знаки препинания: точка, вопросительный знак и восклицательный знак. Мы их ставим в конце предложения в зависимости от того, какая информация содержится в предложении и с какой интонацией мы его произносим.
Итак по цели высказывания предложения бывают:
1. Вопросительное, потому что в нём содержится вопрос. (в конце предложения ставим ?)
2. Побудительное, потому что содержит в себе просьбу, побуждение к действию. (в конце предложения ставим .)
3. Повествовательное, потому что сообщает нам о чём – либо. (в конце предложения ставим .)
Предложения:
Костя живет в городе( Повеств.)
Осенью часто идут дожди? (Вопрос.)
Пиши, но не спеши.(Побуд.)
Упражнение 6.: Определить вид предложений по цели высказывания. Спиши предложения, в скобочках запиши вид предложения.
Расти, наш сад, и распускайся в срок. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Вам понравилась эта книга? Взгляни в окно! По радио сообщили о погоде на завтра. Отдохни-ка у лесной опушки.
Упражнение 7: Определите по началу предложения каким оно будет. Допиши предложения. Поставь знак в конце предложения.
Кто стучится …
Перестаньте дразнить…
Однажды мы …
Мойте фрукты …
Почему подснежники …
Упражнение 8: Прочитайте предложения, спишите, определите их вид по цели высказывания.
Какой сегодня чудесный день!
Ты записал домашнее задание?
Будьте старательны и внимательны!
Я сегодня на уроке старался.
Как чудесен русский лес!
Не разоряйте птичьих гнёзд.
В нашей школе три этажа.
Какие книги вы прочитали летом ?
Тема: Предложение. Виды предложений по интонации.
По интонации с какой мы произносим предложения они могут быть восклицательными и невосклицательными. Например: Ночью пошёл дождь. (невоскл.) Как здорово быть ребёнком! (восклиц.)
Упражнение 9: Спиши предложения и расставь нужные знаки препинания в конце предложения, рядом напиши его вид по интонации.
Дятел стучит
по дереву
Тихо шепчут молодые осины
Как хороши золотые листья в лучах
осеннего солнца
Ура, я нашёл гриб
Упражнение 10: Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки предложения, расставь знаки препинания в конце предложений.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная
Упражнение 11: Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите, расставьте знаки препинания.
Как тебя зовут как хорошо пахнут фиалки как ты живёшь куда уехал Слава мы гордимся нашей Родиной
Тема: Однородные члены предложения.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это слова, которые:
1)отвечают на один и тот же вопрос
2) являются одним членом предложения
3) относятся к одному и тому же слову
Однородный- относящийся к тому же роду, разряду , одинаковый.
Например: На клумбе растут цветы.
На клумбе растут астры, розы, георгины. (слова: астры, розы, георгины являются однородными)
Над полем кружатся бабочки.
Над полем кружатся бабочки, стрекозы, шмели. (слова: бабочки, стрекозы, шмели являются однородными)
В предложениях однородные члены предложения могут быть разными частями речи и выделяются запятыми или союзами.
Упражнение 12: Продолжить ряд однородных членов в предложении.
Скворцы, … , … - перелётные птицы.
Маслята, … , … - съедобные грибы.
Осина, … , … - лиственные деревья.
Корова, … , … - домашние животные.
Упражнение 13: Из пары предложений составить и записать одно предложение с однородными членами.
1. Жур..вли кр..чали тревожно. Жур..вли кричали т..скливо.
2. Ветер срывает с д..рев..ев лист..я. Ветер воет по н..чам в трубах.
3. Осень разд..вает лес. Осень студит в..ду.
Упражнение 14: Вставьте подходящие по смыслу союзы, где нужно- запятые.
Песня строить … жить помогает.
Зимой земля отдыхает … весной расцветает.
Мороз ленивого за нос хватает … перед проворным шапку ломает.
Держи голову в холоде … ноги в тепле.
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.
Терпение … труд – всё перетрут.
Не красна изба углами … красна пирогами.
Белка песенки поёт … орешки всё грызёт.
Упражнение 15: Перепишите, расставьте знаки препинания.
Хлеб ржаной батоны булки не добудешь на прогулке.
Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Дятел дерево долбит день- деньской кору долбит.
Клала Клава лук на полку кликнула к себе Николку.
Варвара варенье доварила ворчала и приговаривала.
Сидел воробей на сосне заснул и свалился во сне.
Упражнение 16: Составьте предложение с группами однородных членов.
Решают задачи, пишут, читают.
В лесу, в саду, на огороде.
Осины, берёзы, рябины.
Уютно, тепло, чисто.
Глиняная, стеклянная.
Упражнение 17: Составьте предложение с однородными членами, расставьте знаки препинания.
На смелого собака лает. Трусливого собака кусает.
Правда в огне не горит. Правда в огне не тонет.
Пишут не пером. Пишут умом.
Береги одежду снову. Береги честь и здоровье смолоду.
Упражнение 18: Составь и запиши скороговорку.
Георгины, у Арины, и, растут, Аграфены.
На, везла, козла, и, возу, девчонка, козу, козлёнка.
Землю, разоряет, роет, крот, огород, старый.
Чижи, в щебечут, роще, стрижи.
Упражнение 19: Спишите, расставляя знаки препинания.
Лист..я обл..тели с б..рёзы а остались на дубе.
Ноч..ю месяц св..ркает и всё освещ..ет.
Ос..нью звёзды св..тят ярко но хол..дно.
П..т..мнело н..хмурилось небо.
Осен..ю ёж з..берётся в н..ру енота или барсука.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.