«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)
Оценка 4.6

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
20.11.2018
«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)
Цель: Воспитание добрых отношений детей друг к другу. Задачи: 1.Познакомить школьников с разными понятиями «брат» и «сестра», понятиями «духовные братья», «крестные братья». 2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к родственникам. 3.Воспитывать потребность в проявлении любви к близким. Оборудование: Выставка детских рисунков на тему «Мой брат и сестра»; портреты А.С.Пушкина и его лицейских друзей; рассказ И. Мосина «Муравьиный урок» (для каждого ученика); аудиозапись песни «Ты да я да мы с тобой» из к/ф «Тихие троечники» (сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского). Ключевые понятия: Брат, сестра, духовные братья, крестные братья, взаимопонимание, взаимопомощь. Определения ключевых понятий: Брат – 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий. 3. Братья во Христе – христиане. Сестра – 1. Дочь тех же родителей или одного их них по отношению к другим их детям. 2. Единомышленница, товарищ в каком-нибудь общем деле. Крестные братья – окрещенные при участии одной крестной матери или крестного отца. Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Доброе братство милее богатства.docx
«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей) Цель: Воспитание  добрых отношений детей друг к другу. Задачи:  1.Познакомить школьников с разными понятиями «брат» и «сестра»,  понятиями «духовные братья», «крестные братья». 2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к родственникам. 3.Воспитывать потребность в проявлении любви к близким.  Оборудование:   Выставка детских рисунков на тему «Мой брат и сестра»; портреты  А.С.Пушкина и его лицейских друзей; рассказ И. Мосина «Муравьиный урок» (для каждого ученика); аудиозапись песни «Ты да я да мы с тобой» из к/ф  «Тихие троечники» (сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского). Ключевые понятия: Брат, сестра, духовные братья, крестные братья, взаимопонимание,  взаимопомощь. Определения ключевых понятий: Брат – 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их  детям. 2. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто­ нибудь близкий. 3. Братья во Христе – христиане. Сестра – 1. Дочь тех же родителей или одного их них по отношению к другим  их детям. 2. Единомышленница, товарищ в каком­нибудь общем деле. Крестные братья – окрещенные при участии одной крестной матери или  крестного отца. Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.  (Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)                                       Ход занятия      1. Вступительная часть «Любовь братская – союз христианский», ­ так говорили на Руси. «Братская  любовь пуще (лучше) каменных стен», ­ звучит пословица русского народа.  Что же это такое – братская любовь? Каждый ли человек, имеющий брата или сестру, может похвастаться добрыми отношениями в семье, которые дороже  любого богатства на Земле?  1. Основная часть Пословицы и поговорки о братьях и сестрах, о добрых отношениях между  людьми (называют школьники).  Примеры пословиц: 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2.Доброе братство милее богатства. 3. Старый друг лучше новых двух. 4. Друзья прямые – братья родные. 5. Друг и брат  великое дело: не скоро добудешь. 6. Любовь братская – союз христианский. 7. Братская любовь пуще (лучше) каменных стен. Вопросы: ­Почему так часто в русском фольклоре встречается упоминание о братьях и  сестрах? ­Только ли о родственниках идет речь в них? (Нет. Часто слово «брат» звучит относительно неодушевленных предметов. Например: четыре братца под  одной крышей живут (стол); Два братца пошли в море купаться (ведра и  коромысло) и т.д.) ­Какие отношения связывают братьев и сестер? Приведите примеры из  русских народных сказок. (Добрые отношения, любовь друг к другу,  взаимовыручка: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», зависть,  злорадство, способность на предательство: «Сивка­бурка», «Хаврошечка».) ­ Почему по­разному русский народ повествует о родственных связях между  братьями и сестрами?   Работа со словами «брат», «сестра». Разные смысловые значения слов. Беседа о духовном родстве между членами одной семьи на основе книги для  чтения Артемия Владимирова «Учебник жизни».                                           Дружба, подлинная и выверенная временем, ­ несомненно, дар Божий. И тот,  кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко  сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз  будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или у трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и  непреложность Его заповедей, а другой само слово «Бог» пишет с маленькой  буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и  щуке из басни Ивана Андреевича Крылова?       Вопросы: ­ Согласны ли вы со словами «Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе»? Приведите примеры из жизни людей, для которых  дружба  была превыше всего. ­ Как вы понимаете слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто  положит душу свою за друзей своих»? (Готовность жертвенного служения  близким по духу людям.) Инсценировка сказки «Дружные братья» (участвуют три ученика). В одном царстве давным­давно жили два дружных брата. Хотя их дома  находились  по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии,  помогая друг другу. Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну. В ту ночь старший подумал: «Мы делили урожай пополам, но это  неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше,  чем мне». Встал старший брат и ночью отнес младшему мешок своего зерна. А в это время младший брат тоже лежит и думает: «нет, мы неправильно  поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно  больше, чем мне». Под утро младший также украдкой отнес мешок зерна старшему. Утром  братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнес брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз  пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…» Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый, водрузив на  спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу. Полная луна ярко освещала горку, и здесь у сосны встретились оба брата.  Начал спрашивать старший:  ­А, это ты, куда так поздно?  Младший сказал:  ­А, это вы, а вы куда?  Они подумали и вдруг поняли, в чем дело. А после этого полюбили друг  друга еще больше. Вопросы: ­Какие отношения связывали братьев? ­Почему они помогали друг другу тайно? ­Чему можно поучиться у героев китайской народной сказки? Работа со словами «взаимопонимание», «взаимопомощь», «братство»,  «духовное братство». Рассказ о лицейских друзьях А.С. Пушкина: А. Дельвиге, И. Пущине, В.  Кюхельбекере (на выбор школьников). Вопросы: ­Можно ли назвать друзей А.С.Пушкина духовными братьями поэта? ­ Кого вы можете назвать своими духовными братьями? ­ Кто такие «крестные братья»? Есть ли у вас крестные братья и сестры? Работа со словом «крестные братья». Рассказ о «муравьиных братьях» в семье Л.Н. Толстого (рассказ ученика).         В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу  похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой  палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего  любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о  великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и  болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти  зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети  Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные  платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о  «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой  напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть  в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К  мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в  художественном творчестве, и в философских трактатах, и в  публицистических статьях.  Историю о зеленой палочке Толстой вспоминает и в первом варианте своего  завещания: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю  моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый  Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».  Вопросы: ­ Откуда такое название взял Николенька и почему именно «муравьиным» он  называет братство? ­ Почему детская история о зеленой палочке, придуманная младшим братом  Николенькой, так волновала всю жизнь Л.Н.Толстого? Чтение рассказа И. Мосина «Муравьиный урок» (текст перед глазами  школьников). Однажды старый знакомый рассказал мне историю про муравья, попавшего в  беду. Признаться, я просто не поверил. Конечно, чего не бывает на белом  свете, но чтобы такое!.. И все же история эта не входила у меня из головы: а  вдруг все правда? И вот в один субботний день взял я сынишку, налил в  аптечный пузырек яблочного сиропа, и пошли мы в лес. На краю светлой брусничной полянки нашли огромный, похожий на  пятиведерный самовар, муравейник. Утрамбовали рядом небольшую  площадку размером с консервную крышку, залили ее сиропом и затаились.  Ждать пришлось недолго. Через минуту­другую появился черный усатый  мураш. Он несколько раз обежал вокруг сиропной лужицы, затем смело  ринулся в самую гущу. Э­э, не тут­то было. Сироп густой, и бедняга, трепыхнувшись несколько раз,  начал увязать в него все глубже и глубже. Нам было жалко храбреца, но мы  терпеливо ждали, что же будет дальше? Через некоторое время к сиропным берегам подбежал еще один муравей.  Повертелся, заметил попавшего в беду товарища и минуты полторы что­то  соображал. Затем осторожно макнул лапку в сироп, но не полез в него, а  быстро уполз. Спустя некоторое время к сиропной площадке направилась  целая ватага мурашей. Они внимательно оглядели место происшествия, потом образовали круг, словно хоккеисты перед матчем, и тут­то началось самое  удивительное.  Один смельчак шагнул в сироп. Другой по его спинке продвинулся еще  дальше, а третий добрался по этому живому мостику к попавшему в беду  товарищу и вцепился в него. Все муравьи держали друг друга за лапки. А те, что остались на берегу сиропного озерца. Стали дружно вытягивать цепочку и тянуть друг дружку совсем, как в сказке: дедка за репку, бабка за дедку… Скоро вся компания осталась на твердой земле.  ­ А здорово они вытащили его! – удивился сынишка. Я улыбнулся ему:  ­ Муравьи живут по поговорке: «Сам погибай, а товарища выручай».  Про себя же подумал: «Хорошо бы, и мой сын этот муравьиный урок на всю  жизнь запомнил». Вопросы: ­ Почему рассказ называется «Муравьиный урок»? ­ Почему отец не стал сыну растолковывать смысл этого урока? ­ Были ли вы участниками подобных ситуаций, и как взаимовыручка помогала вам в жизни? 2. Заключительная часть       Песня «Ты да я да мы с тобой» (сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского)  (исполняют школьники). Действительно, если б жили все в одиночку, то давным­давно на кусочки  развалилась бы, наверное, Земля! Живите дружно в семье, в классе, не  забывайте, что мы все братья и сестры, дочери и сыновья, и пока существует  взаимопонимание и взаимопомощь между людьми, есть надежда на то, что в  мире будет доброта и справедливость.   Литература 1. Акутина Н.Г.О духовно­нравственном воспитании младших школьников. //  Начальная школа.­    2005. 2. Владимиров А. Учебник жизни. / Артемий Владимиров.­ М.: Дрофа,  2001. 3. Каменева Е. Жить должно по законам нравственности: Час общения  классного руководителя с классом // Сельская школа. – 2007. ­ №2. – С.25 4.Спутник классного руководителя. 5­7 классы / авт.­сост. Н.И. Билык. –  Волгоград: Учитель, 2007.

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018