«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

  • Мероприятия
  • docx
  • 20.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Воспитание добрых отношений детей друг к другу. Задачи: 1.Познакомить школьников с разными понятиями «брат» и «сестра», понятиями «духовные братья», «крестные братья». 2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к родственникам. 3.Воспитывать потребность в проявлении любви к близким. Оборудование: Выставка детских рисунков на тему «Мой брат и сестра»; портреты А.С.Пушкина и его лицейских друзей; рассказ И. Мосина «Муравьиный урок» (для каждого ученика); аудиозапись песни «Ты да я да мы с тобой» из к/ф «Тихие троечники» (сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского). Ключевые понятия: Брат, сестра, духовные братья, крестные братья, взаимопонимание, взаимопомощь. Определения ключевых понятий: Брат – 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий. 3. Братья во Христе – христиане. Сестра – 1. Дочь тех же родителей или одного их них по отношению к другим их детям. 2. Единомышленница, товарищ в каком-нибудь общем деле. Крестные братья – окрещенные при участии одной крестной матери или крестного отца. Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Иконка файла материала Доброе братство милее богатства.docx
«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей) Цель: Воспитание  добрых отношений детей друг к другу. Задачи:  1.Познакомить школьников с разными понятиями «брат» и «сестра»,  понятиями «духовные братья», «крестные братья». 2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к родственникам. 3.Воспитывать потребность в проявлении любви к близким.  Оборудование:   Выставка детских рисунков на тему «Мой брат и сестра»; портреты  А.С.Пушкина и его лицейских друзей; рассказ И. Мосина «Муравьиный урок» (для каждого ученика); аудиозапись песни «Ты да я да мы с тобой» из к/ф  «Тихие троечники» (сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского). Ключевые понятия: Брат, сестра, духовные братья, крестные братья, взаимопонимание,  взаимопомощь. Определения ключевых понятий: Брат – 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их  детям. 2. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто­ нибудь близкий. 3. Братья во Христе – христиане. Сестра – 1. Дочь тех же родителей или одного их них по отношению к другим  их детям. 2. Единомышленница, товарищ в каком­нибудь общем деле. Крестные братья – окрещенные при участии одной крестной матери или  крестного отца. Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.  (Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)                                       Ход занятия      1. Вступительная часть «Любовь братская – союз христианский», ­ так говорили на Руси. «Братская  любовь пуще (лучше) каменных стен», ­ звучит пословица русского народа.  Что же это такое – братская любовь? Каждый ли человек, имеющий брата или сестру, может похвастаться добрыми отношениями в семье, которые дороже  любого богатства на Земле?  1. Основная часть Пословицы и поговорки о братьях и сестрах, о добрых отношениях между  людьми (называют школьники).  Примеры пословиц: 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2.Доброе братство милее богатства. 3. Старый друг лучше новых двух.4. Друзья прямые – братья родные. 5. Друг и брат  великое дело: не скоро добудешь. 6. Любовь братская – союз христианский. 7. Братская любовь пуще (лучше) каменных стен. Вопросы: ­Почему так часто в русском фольклоре встречается упоминание о братьях и  сестрах? ­Только ли о родственниках идет речь в них? (Нет. Часто слово «брат» звучит относительно неодушевленных предметов. Например: четыре братца под  одной крышей живут (стол); Два братца пошли в море купаться (ведра и  коромысло) и т.д.) ­Какие отношения связывают братьев и сестер? Приведите примеры из  русских народных сказок. (Добрые отношения, любовь друг к другу,  взаимовыручка: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», зависть,  злорадство, способность на предательство: «Сивка­бурка», «Хаврошечка».) ­ Почему по­разному русский народ повествует о родственных связях между  братьями и сестрами?   Работа со словами «брат», «сестра». Разные смысловые значения слов. Беседа о духовном родстве между членами одной семьи на основе книги для  чтения Артемия Владимирова «Учебник жизни».                                           Дружба, подлинная и выверенная временем, ­ несомненно, дар Божий. И тот,  кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко  сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз  будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или у трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и  непреложность Его заповедей, а другой само слово «Бог» пишет с маленькой  буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и  щуке из басни Ивана Андреевича Крылова?       Вопросы: ­ Согласны ли вы со словами «Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе»? Приведите примеры из жизни людей, для которых  дружба  была превыше всего. ­ Как вы понимаете слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто  положит душу свою за друзей своих»? (Готовность жертвенного служения  близким по духу людям.) Инсценировка сказки «Дружные братья» (участвуют три ученика). В одном царстве давным­давно жили два дружных брата. Хотя их дома  находились  по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии,  помогая друг другу. Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну.В ту ночь старший подумал: «Мы делили урожай пополам, но это  неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше,  чем мне». Встал старший брат и ночью отнес младшему мешок своего зерна. А в это время младший брат тоже лежит и думает: «нет, мы неправильно  поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно  больше, чем мне». Под утро младший также украдкой отнес мешок зерна старшему. Утром  братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнес брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз  пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…» Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый, водрузив на  спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу. Полная луна ярко освещала горку, и здесь у сосны встретились оба брата.  Начал спрашивать старший:  ­А, это ты, куда так поздно?  Младший сказал:  ­А, это вы, а вы куда?  Они подумали и вдруг поняли, в чем дело. А после этого полюбили друг  друга еще больше. Вопросы: ­Какие отношения связывали братьев? ­Почему они помогали друг другу тайно? ­Чему можно поучиться у героев китайской народной сказки? Работа со словами «взаимопонимание», «взаимопомощь», «братство»,  «духовное братство». Рассказ о лицейских друзьях А.С. Пушкина: А. Дельвиге, И. Пущине, В.  Кюхельбекере (на выбор школьников). Вопросы: ­Можно ли назвать друзей А.С.Пушкина духовными братьями поэта? ­ Кого вы можете назвать своими духовными братьями? ­ Кто такие «крестные братья»? Есть ли у вас крестные братья и сестры? Работа со словом «крестные братья». Рассказ о «муравьиных братьях» в семье Л.Н. Толстого (рассказ ученика).         В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу  похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой  палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего  любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о  великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и  болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти  зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети  Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные  платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе«под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о  «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой  напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть  в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К  мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в  художественном творчестве, и в философских трактатах, и в  публицистических статьях.  Историю о зеленой палочке Толстой вспоминает и в первом варианте своего  завещания: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю  моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый  Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».  Вопросы: ­ Откуда такое название взял Николенька и почему именно «муравьиным» он  называет братство? ­ Почему детская история о зеленой палочке, придуманная младшим братом  Николенькой, так волновала всю жизнь Л.Н.Толстого? Чтение рассказа И. Мосина «Муравьиный урок» (текст перед глазами  школьников). Однажды старый знакомый рассказал мне историю про муравья, попавшего в  беду. Признаться, я просто не поверил. Конечно, чего не бывает на белом  свете, но чтобы такое!.. И все же история эта не входила у меня из головы: а  вдруг все правда? И вот в один субботний день взял я сынишку, налил в  аптечный пузырек яблочного сиропа, и пошли мы в лес. На краю светлой брусничной полянки нашли огромный, похожий на  пятиведерный самовар, муравейник. Утрамбовали рядом небольшую  площадку размером с консервную крышку, залили ее сиропом и затаились.  Ждать пришлось недолго. Через минуту­другую появился черный усатый  мураш. Он несколько раз обежал вокруг сиропной лужицы, затем смело  ринулся в самую гущу. Э­э, не тут­то было. Сироп густой, и бедняга, трепыхнувшись несколько раз,  начал увязать в него все глубже и глубже. Нам было жалко храбреца, но мы  терпеливо ждали, что же будет дальше? Через некоторое время к сиропным берегам подбежал еще один муравей.  Повертелся, заметил попавшего в беду товарища и минуты полторы что­то  соображал. Затем осторожно макнул лапку в сироп, но не полез в него, а  быстро уполз. Спустя некоторое время к сиропной площадке направилась  целая ватага мурашей. Они внимательно оглядели место происшествия, потом образовали круг, словно хоккеисты перед матчем, и тут­то началось самое  удивительное.  Один смельчак шагнул в сироп. Другой по его спинке продвинулся еще  дальше, а третий добрался по этому живому мостику к попавшему в беду  товарищу и вцепился в него. Все муравьи держали друг друга за лапки. А те,что остались на берегу сиропного озерца. Стали дружно вытягивать цепочку и тянуть друг дружку совсем, как в сказке: дедка за репку, бабка за дедку… Скоро вся компания осталась на твердой земле.  ­ А здорово они вытащили его! – удивился сынишка. Я улыбнулся ему:  ­ Муравьи живут по поговорке: «Сам погибай, а товарища выручай».  Про себя же подумал: «Хорошо бы, и мой сын этот муравьиный урок на всю  жизнь запомнил». Вопросы: ­ Почему рассказ называется «Муравьиный урок»? ­ Почему отец не стал сыну растолковывать смысл этого урока? ­ Были ли вы участниками подобных ситуаций, и как взаимовыручка помогала вам в жизни? 2. Заключительная часть       Песня «Ты да я да мы с тобой» (сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского)  (исполняют школьники). Действительно, если б жили все в одиночку, то давным­давно на кусочки  развалилась бы, наверное, Земля! Живите дружно в семье, в классе, не  забывайте, что мы все братья и сестры, дочери и сыновья, и пока существует  взаимопонимание и взаимопомощь между людьми, есть надежда на то, что в  мире будет доброта и справедливость.   Литература 1. Акутина Н.Г.О духовно­нравственном воспитании младших школьников. //  Начальная школа.­    2005. 2. Владимиров А. Учебник жизни. / Артемий Владимиров.­ М.: Дрофа,  2001. 3. Каменева Е. Жить должно по законам нравственности: Час общения  классного руководителя с классом // Сельская школа. – 2007. ­ №2. – С.25 4.Спутник классного руководителя. 5­7 классы / авт.­сост. Н.И. Билык. –  Волгоград: Учитель, 2007.