Формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения
Рынок труда требует сегодня от выпускника колледжа наличия квалификации, соответствующей требованиям рабочих мест, способности к креативным решениям, к адекватным и профессиональным действиям в различных производственных ситуациях, инициативы, стремления к профессиональному росту, коммуникативных качеств. Такое понимание целей образования нашло отражение в образовательных стандартах, на основе требований которых и формируются профессиональные и ключевые компетенции. Особая роль в формировании компетенций будущих выпускников по профессии 43.01.09 Повар, кондитер принадлежит производственному обучению.
С одной стороны, главная задача современного образования: формирование у обучающихся профессиональных компетенций, а с другой стороны можно понять, что студенты это - подростки с трудностями в поведении и обучении, многие ведут себя на уроках производственного обучения пассивно, по той причине, что не могут справиться с заданием.
Для привлечения обучающихся к активной деятельности я выбрала следующие направления в работе:
Использование на уроках проблемных ситуаций
Применение письменного инструктирования
Использование информационно-коммуникационных технологий
Проблемное обучение предполагает:
- проблемное изложение, при котором сам мастер производственного обучения формулирует проблему и находит её решение;
- при котором мастер производственного обучения формулирует проблему, а поиск её решения осуществляется совместно со студентами ;
- активное участие студентов в формулировании проблемы и поиске её решения.
Работа с проблемными ситуациями формирует как профессиональные компетенции, так и общие, например умение принимать решения в нестандартных ситуациях. Например, при изучении ПМ «Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента» на практике используются нестандартные ситуации:
1. При выпечке бисквитного полуфабриката Вы заполнили весь объем формы для выпечки. В чем Ваша ошибка, и какие будут последствия при выпечке?
2. В пекарном шкафу для выпечки бисквитного теста установлена температура 180 С. Можно ли выпекать при такой температуре бисквитный полуфабрикат? Ответ обоснуйте
Использование письменного инструктирования связано с использованием на занятиях различных инструктивных учебных документов. Например, при изучении темы учебную группу разделяю на пары (исполняющие по переменно роли контролера и исполнителя), которые пользуясь технологическими картами и критериями оценок, поочередно проверяют знания друг друга, осуществляют взаимный контроль за правильностью выполненных заданий и ответов. Во время самостоятельной работы инструкционные карты позволяют предотвратить возникающие у студентов трудности и недостатки, так как могут по мере надобности ими пользоваться, не прибегая к помощи мастера.
В своей практике я стараюсь применять компьютерные технологии, что
позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся,
повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует мою
деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем.
Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в
любом масштабе. Например: на уроках производственного обучения в учебной лаборатории при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде
инструктивно-методические материалы: организация рабочего места и порядок
выполнения той или иной операции, возможные ошибки при выполнении работ и
меры по их предупреждению, инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов; технологические карты и критерии оценок.
В образовательный процесс я включаю такие формы работы, как творческий отчет, ролевая игра, мини – конкурсы. В основном это нестандартные уроки учебной и производственной практики. В их содержании обязательно находят место профессиональная направленность, соревновательность, эстетический вкус, творческая смекалка и, конечно, освоенные компетенции. Главную роль в подготовке таких мероприятий играют сами студенты. Все задания носят профессиональный характер. Итоги подводит экспертная группа, куда входит мастер и сами студенты.
Эффективность применения различных форм и методов зависит не только от качества и дидактических возможностей аппаратных и программных средств, но и от мастерства мастера и преподавателя, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.