«Из опыта работы по подготовке учащихся
к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой.
Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.
Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения ГИА и подготовки к ней.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
- Психологический настрой учащихся;
- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
- Создание методической базы;
- Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы);
- Работа с текстом;
- Создание банка тестовых заданий;
- Дополнительные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
- Диагностика уровня подготовки учащихся;
- Индивидуальные папки учащихся 9-11-ых классов.
Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.
Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть ошибки и работать над ними, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.
Психологический настрой учащихся
«Экзамены грядут, и
протестует душа….»
В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. Слово
«экзамен» переводится с латинского как «испытание». И действительно для многих
это очень серьезное испытание».
В подготовке детей к
экзаменам огромную роль играют родители. Семейная атмосфера выпускника
является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В
этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть
собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и
чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему
освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии
позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его
деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.
Помните! Недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной
оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену
вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе, тревожности и
страха перед предстоящими испытаниями.
Подбадривайте
детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте
их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем
более вероятность допущения ошибок.
§ Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
§ Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
§ Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий — 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок — «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
Ø пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
Ø внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
Ø если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
Ø если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА.
В течение учебного года с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.
В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Подготавливая обучающихся к экзаменам, неоднократно проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ, ЕГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.
Создание методической базы и банка тестовых заданий
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Учащимися 5-8 классов приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ и ЕГЭ. В 9,10 и 11 классах приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания.
Цифровые образовательные ресурсы
В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.
Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
Работа с текстом
Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам.
Дополнительные занятия в системе подготовки к ГИА
Важным элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях.
Диагностика уровня подготовки учащихся
Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ОГЭ и ЕГЭ. Совместно с администрацией в школе ежемесячно проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.
Индивидуальные папки учащихся
В 9, 10 и 11 классах мои ученики ведут папки для подготовки к ГИА. В них постепенно накапливается весь материал, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Материал структурирован в соответствии с заданиями. Важно, чтобы учитель контролировал систематическое использование данных папок учащимися.
В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзаменов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.