Доклад из опыта работы воспитателя Монаховой В.Ф. по теме: ОБОГОЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.8

Доклад из опыта работы воспитателя Монаховой В.Ф. по теме: ОБОГОЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.8
docx
29.05.2021
Доклад из опыта работы воспитателя Монаховой В.Ф. по теме: ОБОГОЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОБОГОЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВОРЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

Доклад из опыта работы воспитателя Монаховой В.Ф. по теме: ОБОГОЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ежегодно 1 Сентября школы раскрывают свои двери перед самыми маленькими учениками. Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития- развития восприятия, памяти, мышления, воображения, и речи, т.е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.

В программе одной из основных задач является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком Эту задачу невозможно успешно решать без специальной задачи - это активизация словаря своего народа, с учетом их возрастных особенностей детей. «Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов» А. Н. Леонтьев.

Опыт моей работы с детьми 5-7 летнего возраста позволяет отметить, что дети, не владеющие достаточным запасом словаря, испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя начальных классов так же отмечают, что дети с богатым словарем лучше овладевают навыками чтения, грамматикой, активны в умственной работе на уроках. Поэтому я поставила перед собой задачу:

ОБОГАЩАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Возникает естественный вопрос. Почему средствами изобразительной деятельности"? -На мой взгляд, изобразительная деятельность ребенка является наиболее эффективной и интересной для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. И как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей. В процессе наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, при их обследовании, рассматривании иллюстраций, репродукций картин различных художников, через средства изобразительной деятельности: цвет, композиции, различные материалы (сангина, акварель, гуашь, восковые мелки, простые и цветные карандаши), пластилиновых форм, линий сгибов бумагопластики, объем, а так же во время изобразительной деятельности, при усвоении форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений у детей увеличивается словарный запас, который способствует возникновению свободного выражения своих мыслей, высказываний.

Одним из важных условий в решении речевых и изобразительных задач, является развивающая среда. Поэтому в моей группе созданы следующие зоны:

 -ИЗО представлена различными материалами (пластилин, глина, мелки (восковые, акварельные) простые и цветные карандаши,     акварельные краски, фломастеры,

трафареты различного содержания, образцы народного творчества, книжки - раскраски, иллюстративный материал, представляющий различные жанры изо. деятельности (скульптура, графика, живопись и т. д.) все это помогает детям разнообразить выбор средств в решении ряда задач.

-Книжный уголок: в ней представлены познавательные книги (энциклопедии, атласы, буклеты), литературные произведения, проиллюстрированные ярко, красочно, детские журналы, буквари, книжки- малышки, комиксы, книги об искусстве. Мы живем на Дальнем Востоке, поэтому уголок краеведения представлен иллюстративным материалам по темам (животные, рыбы), буклеты о Хабаровске и Хабаровском крае, атласы, произведения писателей- дальневосточников, репродукции картин Павлишина, трафареты узоров, театр - фланелеграф по сказке «Скрипучая старушка» и другое.

-Театральный уголок широко представлен видами театра: би - ба - бо, коробковый, теневой, конусный, настольный, пальчиковый.

Для успешного решения речевых задач в группе создан микро- кабинет, игры на который так же содержит: иллюстративный материал и дидактические активизацию, и развитие словаря по разным направлениям (родовые понятия, предметные, трудовые названия, производственные темы, пространственные расположение предметов, движения, различные репродукции картин, схемы описания предметов). Процесс повседневного общения с детьми так же способствует обогащению словаря, поэтому, свою речь я стараюсь обогатить пословицами, поговорками, присказками, которые наполняют язык детей выразительностью.

В своей работе я использую хорошо знакомую авторскую программу Г.С. Каринского «Волшебные краски года», где широко используются средства выразительности поэтического языка, образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества (доброта, гуманность).

Для того чтобы дети оперировали словами на занятиях, мне приходится тщательно готовиться к таким занятиям. Много наблюдаем с детьми за природой, окружающим миром, подбираю художественное слово (стихи, пословицы, приметы, поговорки, рассказы). В результате таких занятий дети начинают употреблять в своей речи, слова, обозначающие красоту окружающего мира, их словарь пополняется точными поэтическими выражениями.

На мой взгляд, эффективными по обогащению словаря являются комплексные занятия, которые строятся по следующим видам деятельности:

Изо+развитие речи;

Изо +музыкальное;

Изо+ физкультурное;

Изо+познавательное;

Изо+ознакомление с окружающим.

Поскольку комплексные занятая носят системный характер, то это позволило мне составить перспективные планы занятий по старшей группе. В этих планах я соединила задачи познавательного блока и изобразительного. Принцип единого содержания на таких занятиях является ведущим.

Дети очень любят такие формы занятий: литературные викторины, тематические вечера, музыкально-литературные композиции, особенно если такой вид деятельности является продуктивным. Дети видят продукт своей деятельности, а также их речь наполняется глагольными формами, качественными прилагательными, числительными и т.д.

Из года в год проводятся занятия на тему: «Портрет моей мамы», оно приурочено к празднику «8 марта». Я попробовала связать эту тему с образом Мадонны художников эпохи Возрождения и ликом Божьей матери иконописцев. Активизация словаря детей происходит здесь не только через духовное воспитание, но расширяет выбор изобразительного средства (цвета, тона, тени, яркости краски) для передачи святости материнства.

На современном этапе эфир радио, телевидения, уличные шиты, витрины магазинов и т. п., заполнены рекламой. Реклама выступает активизатором, современного торгового технического словаря - это, своего рода, особый жанр искусства. Краткость, образность, привлекательность. Максимум информации при минимуме слов, выделение основного, характерного, выгодная подчеркнутость рекламируемого объекта. Словесная часть рекламы сродни пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая их афористичность, краткость. Я предложила детям создать свою рекламу. Для правильности выполнения задания поставила четкую задачу: ребенок должен узнать, как можно больше об объекте, выделить наиболее характерное, на его взгляд, особенное, присущее только его продукту. Все это можно выразить не только с помощью слов, но и с помощью цвета (дымковские яркие, красочные, разноцветные), линии (фелимоновские горизонтальные и вертикальные). Задания способствуют активизации словаря, наполняют словарь не только образными выражениями, эпитетами, сравнениями, а также глагольными формами, наречиями, числительными. Я считаю, что для провидения такого вида работы с детьми требуется не только умение воспитателя правильно поставить задание, но и словарный актив детей. Поэтому я и уделяю много времени пополнению словаря детей с помощью различных приемов, одним из которых являются средства изобразительной деятельности Таким образом, словарный запас детей увеличился с 2000-2500 до 3500-4000 слов. Речь детей стала богаче, дети свободно оперируют словами, фразами, предложениями, составляют рассказы из личного опыта, творческие рассказы. Речь детей обогатилась не только существительными, глаголами, прилагательными разного да, числительными, наречиями. В школе дети успешно осваивают программу начальных классов.

Было бы не этично, если я не сказала о том, что заметную помощь мне оказывают родители, точнее правильная методическая работа с ними. Ведь большую часть времени дети общаются с родными, так как в детском саду воспитатель не может много и индивидуально общаться с ребенком, дети испытывают дефицит общения. Для этого провела родительское собрание, на котором объяснила о необходимости развития и активизации словаря детей на ряду с другими задачами воспитания. Было предложено ряд консультаций по изобразительной деятельности и ее ценности, по развитию речи и обогащению словаря, взаимосвязи изобразительных средств и активизации словаря Результаты диагностики показали следующие данные:

Я согласна с К. С. Аксаковым, что «слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно в первые годы жизни. И моя задача помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим даром.

 


 

Доклад из опыта работы воспитателя

Доклад из опыта работы воспитателя

Одним из важных условий в решении речевых и изобразительных задач, является развивающая среда

Одним из важных условий в решении речевых и изобразительных задач, является развивающая среда

На мой взгляд, эффективными по обогащению словаря являются комплексные занятия, которые строятся по следующим видам деятельности:

На мой взгляд, эффективными по обогащению словаря являются комплексные занятия, которые строятся по следующим видам деятельности:

Таким образом, словарный запас детей увеличился с 2000-2500 до 3500-4000 слов

Таким образом, словарный запас детей увеличился с 2000-2500 до 3500-4000 слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021