Доклад «КВЕСТ - технологии в работе учителя начальных классов»
Современное образование насыщенно разнообразными информационно-коммуникационными технологиями. Поэтому важно начиная с начальных классов учить детей использовать информационный потенциал Интернета более творчески. Используя Интернет-технологий в образовательном процессе у нас появляется возможность использовать на уроках удаленные ресурсы проведение «виртуальных экскурсий», путешествий. Возникает необходимость формирования умений работы с различными источниками информации, так как это необходимое метапредметное умение. Опыт работы в школе показывает, что хороший результат дают активные формы обучения, которые позволяют сделать урок интересным, увлекательным. К таким технологиям относятся квест технологии. Они позволяют разнообразит урок творческими и поисковыми заданиями, выполняя которые он включается в активную познавательную деятельность. А учащимся дают возможность самостоятельно изучить и подобрать материал, а затем проанализировать собранную информацию и ее представлении для обсуждения на уроке. ...
Квесты – можно назвать путешествием, в котором
дети решают в игровой форме проблемные задания. Выполняя задания дети проходят
этапы квеста, при этом он решает задачи связанные между собой, а ученик должен
использовать знания , умения, а так же проявить смекалку и логику иначе говоря
предстаит решение умственных задач. Сюжет
игры зависит от действий команды исход может быть предопределённым или же
давать множество исходов, в зависимости от выбора команды. Поиск
участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых,
творческих решений.квесты могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Для
реализации квестов дети объединяются в команды. Квесты могут быть реализованы в
течении одного урока, но могут быть решены в течении более длительного времени.
Учитель готовя Квест совершенствует навыки аналитического и
творческого мышления, а так же повышает уровень методической, информационной и
коммуникационной компетенции.
Работая с образовательными квестами обучающиеся могут проявить свои знания, способности. И немаловажно то, что квест способствует развитию коммуникационных отношений между игроками. Использование квестов позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест технологии позволяют добиться необходимых образовательных результатов:
Личностных- формируется мотивация к изучению нового материала, дети получают возможность раскрыть свои творческие способности а так же возможность самосовершенствования и самореализации.
Метопредметных - развиваются коммуникативные компетенции, умение работать с информацией , работать с компьютером, а так же выполнять различные роли со сюжету квеста.
Предметные – получение новых знаний по предмету.
Сценарий проводимого квеста должен быть понятным, досконально продуманным до мельчайших подробностей.
Главным требованием предъявляемым к квестам для того, чтобы вовлечь детей в процесс игры задача не должна быть сложной, не вызывать ощущение скуки и утомления.
Прежде чем разработать квест учитель должен определить цели и задачи квеста, затем определить количество участников, составить сценарий , выяснить ресурсы для проведения квеста, определить время проведения.
Веб-квест состоит из следующих частей:
1) Введение.
Происходит обзор всего веб –квеста, где четко описываются роли участников и обсуждается предварительный план работы. Очень важно на данном этапе заинтересовать всю аудиторию! На данном этапе ставится проблема или задача, представленная для решения. Учитель четко и точно объясняет, что участникам следует сделать в процессе работы над веб-квестом по заданному сценарию. Необходимо продумать роли участников а так же следует дать краткий комментарий пояснив, что делает персонаж, какие функции он выполняет. Описание ролей (описание каждой роли выполняется в отдельном файле, на который делается ссылка):
2) Получение заданий; задания должны иметь познавательную ценность и обязательно быть проблемными, интересными и не сложными для выполнения. Нужно подобрать такие задания, которые могут заинтересовать детей. Задания могут быть получены и в виде маршрутных листов.
3) Работа команд;
4) Ресурсы для работы над квестом; учитель предоставляет список ресурсов интернета и других материалов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме) полезных и необходимых для выполнения задания. Отвечая на вопросы дети должны знать, что все ответы должны приблизить их к разгадке на главный вопрос квеста. Для этого необходимо выстроить ссылки в логичной последовательности, дать краткую аннотацию ресурса и четко прописать алгоритм работы над выполнением задания.
5) Критерии оценки ; Дети переходят по ссылке на веб- страницу , где четко прописаны критерии оценки. Учитель подробно описывает требования, по которым будет оцениваться работа учащихся. Можно использовать модель оценивания баллами и словесным описанием, Дети должны иметь четкое представление о том, как будет оно осуществляться. Результаты могут оценить как учитель так и участники веб-квеста.
6) Заключение; На данном этапе идет осмысление всей проделанной работы. можно дать ссылку на оформленную страницу веб –квеста. Она может быть в виде альбома или выставки работ участников
Перед разделением обучающихся на команды для работы над квестом, необходимо знакомить детей с общими сведениями по изучаемой теме, происходит погружение в проблему образовательного квеста. Для проведения квеста необходимо подобрать ресурсы сети Интернет и сформулировать задания, создать проблемные ситуации для команд.
Рассмотрим этапы работы с квестами.
Командный этап.
На данном этапе идёт знакомство с
основными понятиями по выбранной теме.
Идёт распределение ролей в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
в команде все работают дружно помогая друг другу .
Ролевой этап
Отличительной чертой квеста является то , что все члены команды работают для решения заданий квеста, при этом выполняют задания, в соответствии с выбранными ролями. Важно учесть, что цель работы не состоит в соревновательности в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — выполнения основной задачи квеста.
Задачи:
Дети научатся:
для создания веб квестов, когда дети работают в интернете учителю необходимо икать информации по изучаемой теме, разработать структуру сайта; создать материал для сайта.
Заключительный этап
Дойдя до заключительной части учитель и учащиеся работают совместно. На этом этапе формируются выводы. Делается вывод о достоверности полученной информации, на сколько точно использованы подсказки. Оценки выставляются сравнивая их с таблицей критериев. При публичном представлении работы идёт
Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное выполненных работ, организовать продуктивное обсуждение. Здесь важно научить детей быть тактичными в выражении замечаний, выявлять привлекательные находки в выполненных заданиях.
К примеру на уроках чтения можно применить следующие виды заданий при проведении веб-квестов:
- «путешествие» по страницам того или иного произведения с помощью «сундучка времени», «лампы Алладина», «ковра-самолета»
-пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из источников, предложенных педагогом, в новом формате:
-создание видео-презентации, плаката, рассказа;
– планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
– компиляция – изменение формата полученной информации:
создание книжки-раскладушки, виртуальной выставки,
стендового доклада, сказки и др.;
– творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание стихотворения, картины, стихотворения, песни, видеоролика;
– головоломка, таинственная история, загадка, ребус; – оценка
– обоснование своей точки зрения;
– учебное исследование
– изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Алгоритм составления и проведения квеста может быть следующей:
Шаг 1. Для начала работы над квестом нужно будет определить будет ли он образовательный, «живой», веб-квест. Это необходимо для определения формы проведения (на уроке или вне урока).
Шаг 2. Затем выбирается тема квеста. Квест должен вызывать у детей живой интерес, содержать интригу.
Шаг 3.следующий шаг это надо продумать сюжет квеста и правила игры. Это может быть детектив, путешествие, приключение. По сюжету может раскрываться какая то тайна
Шаг 4. Составляются задания, которые можно взять как из учебника, так и из дополнительные творческие задания.
Шаг 5. На следующем этапе распределяют роли для участников квеста.
Шаг 6. Готовим конверт со справочным, иллюстративным, дидактическим раздаточным материалом – кейс (накопитель).
Шаг 7. Проводится квест. Время проведения зависит от вида квеста.
Шаг 8. Подводятся итоги и оценивается работа команд.
Квесты тем хороши, что каждый ребенок может внести свой вклад в общее дело. Квесты можно использовать как для изучения нового материала, так и контроля изученного материала, проверить полученные ранее.
Сюжет в свою очередь может быть компьютерным, литературным, игровым. В нем дети могут столкнуться с различными проблемами, персонажами. Главное, через череду препятствий достигнуть поставленной цели.
Можно урок начать с деления класса на группы:
Дети садятся на стулья, а на спинках стульев геометрические фигуры разных цветов, или же различные фигуры. К примеру в группы можно объединить по цвету фигур, по определенным фигурам (круги в первую, квадраты во вторую, треугольники в третью) так же можно вытягивать карточки из шляпы и т. д.
Нужно вести подсчёт баллов. Оценка может быть общей для группы.
Конечным итогом становится обсуждение получившихся результатов, обмен мнениями и инсценировка понравившейся басни.
Много достоинств имеет квест технологии. Главное, на мой взгляд, это умение работать слажено в команде, учитывая мнение участников команды решать поставленные задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.