Министерство
образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ДОКЛАД
На тему «Костюмы национальных танцев Древней Индии»
студентки группы П-173
по специальности 44.02.02
преподавание в начальных классах
Кольцовой Аделины Рустамовны
Проверила:
Кулагина Е.Е.
Набережные Челны 2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. История национального индийского костюма
2. Особенности
2.1. Цвета и узоры
2.2. Ткани
2.3. Виды
2.4. Аксессуары и украшения
2.5. Обувь
3. Индийские костюм для танцев
5. Традиционный костюм в современном мире
История национального индийского костюма
Индийцы занимались изготовлением одежды давно. Исторические сведения, дошедшие до нас с 5-го тысячелетия до нашей эры в виде наскальных рисунков, предметов, найденных археологами, свидетельствуют о том, что еще в те далекие времена население Индии могло производить хлопковую ткань. Хлопок был оптимальным сырьем, а одежда отличалась комфортом и подходила к жаркому климату субтропиков. Социальное неравенство проявлялось в наличии варн (сословий). Принадлежность к определенной варне диктовала все условия жизни. Каждой варне соответствовал свой костюм и ткань, из которой он изготовлялся. Так, низшее сословие не имело право носить одежду из льна. Таким правом обладали только жрецы (брахманы) и воины (кшатрии). Знать носила одежду из шелка и муслина, нередко декорированную золотой вышивкой, натуральным мехом – соболь, горностай, бобер. Индийский костюм испытывал на себе огромное воздействие со стороны государств-соседей, колониальных захватчиков. Верхний кафтан индийских царей был заимствован у шляхтичей (контуш). Несмотря на огромное воздействие внешних факторов, Индия сумела сохранить свою самобытность и не раствориться в культуре народов, заселяющих ее территорию в течение многих веков.
Особенности
2.1. Цвета и узоры: Цвет имеет огромное значение в одежде Индии. Каждому цвету и узору соответствует свой тайный смысл. Для европейца индийская ткань – это буйство ярких красок и мотивов, переплетенных между собой. Житель Индии увидит в ней гораздо больше, нежели, например, растительный или геометрический мотив.
Один из самых распространенных и древнейших орнаментов – пейсли (огурец, бута). Считается, что он символизирует огненное пламя, воплощение человеческой жизни. Поэтому орнамент широко используется при изготовлении свадебной одежды.
Индия – государство, где проживают люди самых различных конфессий. Население, исповедующее ислам, предпочитает растительный орнамент на ткани. Самый популярный элемент – лотос, священный цветок, являющийся олицетворением мудрости, гармонии и творческого начала. Считается, что лотос может исполнить самые сокровенные желания. Гранатовый и манговый плоды, кипарис, пальма, гвоздика не менее любимые растительные узоры.
Очень интересны геометрические узоры на ткани. В каждом из них – свой сакральный смысл:
-Треугольник с расположенным вверх острием – мужской символ, обозначает огонь.
-Треугольник с направленным вниз острием – женский знак, символизирует милость, воду.
-Круг – развитие и целостность. Вместе с огненным пламенем – рождение.
-Восьмиугольник – защита.
-Квадрат – символ честности, стабильности и собственного дома.
-Крест – энергия, связь неба и земли.
Символика цветов:
-Красный – праздник. Используется в одежде для торжеств, свадеб.
-Оранжевый – огненный цвет. В одежде женщины символизирует верность, теплоту семейного очага, в мужской – отказ от всех благ обыденной жизни.
-Желтый – цвет богов. Ему приписывалась возможность очищать тело и душу. Цвет связан с гармонией и жаждой знаний.
-Зеленый – умиротворение.
-Синий – мужество, борьба со злом. В некоторых районах Индии синюю одежду надевают только представители низших сословий, так как именно бедняки занимались изготовлением этого красящего пигмента.
-Белый – символ мира и чистоты. Этот цвет является результатом смешивания всего спектра, поэтому ему принадлежит часть каждого цветового компонента.
2.2. Ткани
Хлопок и шелк – основные виды тканей, которые используются индийцами. В северных частях Индии, где воздух бывает достаточно прохладным, используется кашемир. Для его изготовления берется тонкая козья шерсть. Кашемир очень теплый и тонкий материал. Ткани из овечьей шерсти идут на пошив кафтанов для мужчин. Шали из кашемира украшаются золотыми и серебряными нитками, вышивками. В Индии популярна парча, из нее шьют мужские кафтаны и шапки.
2.3. Виды
Индийский костюм – это обилие складок, плавно ниспадающих и образующих красивые драпировки.
Самый известный наряд – сари. Он до сих пор востребован в любой точке страны.
Длина полотна для формирования данного вида одежды достигает 9 метров. Кусок
полотна обматывает талию и прикрывает плечо женщины. Под сари надевается юбка и
кофточка.
Туника и брюки-шаровары – наряд женщин северо-западной части Индии, носящий
название сальвар-камиз. Киноиндустрия часто использует данный вид одежды в
своих фильмах, так как он сочетает в себе и традиционный, и современный стили
одежды. Звезды Болливуда смотрятся в шальвар-камизе великолепно.
Длинная юбка, имеющая многочисленные складки, облегающая кофточка с короткими
рукавами и глубоким вырезом декольте – это лехенга-чоли (по названию
составляющих компонентов). Данный вид одежды часто носят незамужние женщины.
Маленькие девочки южных провинций Индии носят патту-павадай – шелковое платье
конической формы с золотой полосой, проходящей по низу изделия.
К традиционной мужской одежде относят длинный пиджак (шервани), рубашку до колен свободного кроя (курта), облегающие в районе лодыжек брюки (чуридар).
2.4. Аксессуары и украшения
Украшения являются неотъемлемой частью индийского костюма. Имеется характерная особенность, делающая индийские украшения узнаваемыми во всем мире. Они симметричны, несмотря на, кажущийся на первый взгляд разброс орнамента, разноцветных камней и красок. Женщины носят на голове нити драгоценностей, спускающихся в виде подвески на лоб: шрингар-патти, тика.
Для невесты предусмотрены свои украшения. Нат – колечко в носу. Цепочка с камнями закреплена за ухом.
Браслеты, которые носят индийские замужние женщины,
называются чури. Для их изготовления используется слоновая кость, кораллы,
стекло, драгоценные металлы. Количество браслетов на одной руке достигает 24.
Украшение
на шее носят название хаара. Индийцы верят, что они приносят удачу, сохраняют
любовь, защищают от дурного глаза.
Невесты украшают ноги кольцами и браслетами.
2.5. Обувь
Традиционной
обувью индийцев являются сандалии (чаппалы) или башмаки из кожи. Представители
высших каст носили обувь с цветными каблуками. Бедняки для
изготовления обуви в качестве сырья использовали камыш и кору деревьев.
Индийские костюмы для танцев
Индийский танец, как и индийский костюм, неповторим и уникален. В нем очень много стилей и направлений, поэтому и танцевальных костюмов также великое множество. В сари танцуют обычно классические индийские танцы, катхак и эстрадные танцы. Для стиля бхаратанатьям известная танцовщица Рукмини Деви Арундейл видоизменила сари, придав ему образ широкой «пижамы». Обязательным элементом этого костюма стала золотая кайма, обрамляющая края элементов платья.
Классический танец Мохиниаттам отличается своей мелодичностью, грациозностью и красотой, поэтому и костюмы танцовщиц всегда выполняются в белых тонах с золотой отделкой. Золотой фартук, одеваемый поверх белоснежной юбки, придает танцу очарования. Этот танец создавался, как танец жриц храма, поэтому и костюмы отражают эту идею.
Если танец не является классическим, а стилизован под него, то использоваться может как индийская музыка, так и современная. Поэтому такой танец допускает использование сальвар-камиз, лехенга-чоли и других комбинаций традиционной одежды.
Танцевальный стиль Болливуд – очень популярное явление в современной Индии. Танец привлекает современных молодых людей и девушек своей энергичностью и массовостью. Поэтому костюмы для стиля Болливуд всегда имеют один и тот же крой, длину и фасон, но должны отличаться расцветкой. И только солисту позволено выделиться из толпы.
Детские костюмы для
танцев обычно мало чем отличаются от взрослых, за исключением длины и
количества украшений. Как правило, девочкам надевают укороченные юбки, а
количество браслетов сводят к минимуму для удобства маленьких танцовщиц.
Мужской костюм состоит из набедренной повязки (дхоти), рубашки и накидки. Представители высшей варны имели право носить священный шнур – три нити, которые опоясывали спину и грудь через левое плечо. Одеяние раджи было роскошным: шелк, богато украшенный золотом и драгоценными камнями.
Традиционный костюм в современном мире
Новейшие тенденции и веяния мира моды не могли не повлиять на костюм жителя Индии наших дней. На улицах городов можно встретить женщин в традиционной одежде и в джинсах и топе.
Стиль современности сочетает в себе традиции и новшества. Это проявляется в использовании разнообразных тканей и смешении элементов одежды: тюрбан прекрасно вписывается в костюм делового человека, джинсы сочетаются с куртой, а дхоти с кроссовками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.