Доклад педагогического совета

  • doc
  • 23.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Microsoft Word (2).doc

 

 

 

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

«Троицкий технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Доклад педагогического совета

 

Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков производственного обучения»

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Разработчик:

                                                                                      Мастер производственного обучения

Куляшова О.Н

 

 

                         

    Проверка знаний и умений – обязательное условие результативного учебного процесса. Правильно организовать и хорошо продумать систему проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся – одна из задач организации учебного процесса.

       Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения, причем для каждого нового вида заданий требуется свой подход. Поэтому целесообразно сочетать новые методы и формы проверки знаний с традиционными. Одним из нетрадиционных методов проверки знаний могут служить уроки-конкурсы.

       Игра как вид деятельности всегда привлекательна для людей любых возрастов. Она разнообразит будни, будит фантазию и воображение, раскрывает таланты и творческие возможности человека.

Закрепление и обобщение пройденного материала в процессе игры проходит в легкой и ненавязчивой форме.

        Но урок-конкурс вовсе не является забавой или легкой работой для  мастера. Он требует тщательной подготовки. Обычно такой урок проводится по завершении крупной темы либо в конце года как итоговая проверка знаний обучающихся. Целесообразно посвящать урок не одной, а целому блоку тем.

        Урок-конкурс может проводиться командно или индивидуально. Эти формы требуют разной предварительной подготовки и организации проведения. Командная форма эффективна при большой наполняемости группы, когда практически невозможно за урок оценить уровень знаний каждого по данной теме. При индивидуальной форме есть возможность опросить каждого обучающегося. Но в любом случае предварительная работа  состоит в подготовке вопросов по данной теме.

          Объем материала по теме и количество вопросов объявляются заранее. Вопросы обучающиеся могут составлять самостоятельно. Можно составить вопрос в графической форме: например рисунок без обозначений, на котором нужно найти и обозначить части какого-то сварочного аппарата. Можно в качестве вопроса предложить небольшой кроссворд, ребус, тест по теме урока. Разумеется, каждый должен знать ответы на свои вопросы и уметь ответить на любой вопрос одногрупника. Для этого дома повторяется весь материал по теме урока.

        Мастер, конечно, должен предварительно проверить грамотность  (орфографическую) составленных вопросов, устранить повторы, отобрать самые интересные вопросы и в скорректированном виде составить общий тест.

Работу мастера на уроке значительно облегчает выбранное жюри (в качестве помощников) из трех человек. Оно либо выбирается из тех, кто первыми принесет нужное количество составленных вопросов, либо назначается мастером в порядке очереди, чтобы каждый мог побывать в роли члена жюри.

        Для проведения урока требуется дополнительное оборудование: круглые цветные картонные жетоны («очки» за правильные ответы), квадратные цветные жетоны («штрафные очки» за неправильные ответы или отказ от ответа, а также за нарушение дисциплины), жетоны из фольги на картоне («золотые жетоны» обладателю трех обычных очков). Один из членов жюри раздает жетоны за правильные и неверные ответы, а двое остальных записывают результаты в специальную таблицу. Это облегчает мастеру подведение итогов и ускоряет выставление оценок.

         При командной форме конкурса группа заранее делится на  команды (по 3-5 человек) Команда выбирает капитана, обычно это хороший обучающийся, лидер, который берет на себя всю полноту ответственности за ответ команды. Мастер следит, чтобы уровень подготовки команд был примерно одинаковым.

        Урок может состоять их двух туров. Это разнообразит работу обучающихся на уроке, не дает им уставать от монотонной деятельности. Первый – устный тур – состоит в коллективном поиске ответов на вопрос, заданный командой-соперницей. Совещаться можно одну минуту. За правильный ответ дается один балл, в противном случае право ответа переходит к соперникам. Возможно получить и полбалла за недостаточно полный ответ, а за другую половину балла могут побороться остальные команды-соперницы.

      Второй тур состоит из практической работы, задания для которой составляет мастер. Можно задать вопрос на сообразительность, привлекая дополнительную информацию, что позволяет повысить познавательный интерес к профессии, расширить кругозор обучающихся.

Практическую часть обучающиеся выполняют остальное время оставшееся от урока. По окончании выполнения задания  в этом туре также начисляются очки, которые идут в «фонд» команды, но можно поощрить и отдельных обучающихся за наиболее полные и аргументированные ответы. Им по итогам урока выставляется более высокая оценка, чем всей команде в целом, либо дополнительная отличная оценка.

        По сумме очков в двух турах выставляются оценки за урок: «отлично» – за максимальное число баллов, «удовлетворительно» – за минимальное, а средние показатели оцениваются как «хорошо». Участники команды получают ту оценку, которую набрала их команда, кроме случаев, когда вклад отдельных обучающихся в успехи своей команды более высокий.

       Командная форма уроков-конкурсов воспитывает у обучающихся умение работать в коллективе, договариваться, искать общее решение и вырабатывать согласованную позицию. При этом вырабатываются самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение, убеждать всех в своей правоте. Подготовка к таким урокам приучает к самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой.

       Такие конкурсы помогают проявлению способностей слабоуспевающих обучающихся, которые ощущают поддержку более подготовленных членов своей команды, что часто заставляет их поверить в свои силы. Такой возможности у слабых обучающихся почти не бывает при традиционных формах опроса, когда каждый сам за себя. Важно только, чтобы эти обучающиеся на равных принимали участие в коллективном поиске ответа, не были иждивенцами, пассивно ожидающими результата, который создадут для них другие.

      Индивидуальная форма урока-конкурса

 

Заключение

 

В результате проведения открытого урока-конкурса  закреплены и совершенствованы знания и практические умения по сборке и сварке конструкций, повысился интерес к выбранной профессии, инициатива и творческое отношение к труду, мыслительная деятельность обучающихся, умение находить  пути решения проблемных вопросов.