Доклад «Технология субъектного взаимодействия педагога и детей в продуктивных видах деятельности»
Педагогическое взаимодействие - это способ организации образовательного процесса, в ходе которого реализуется построение взаимоотношений между его субъектами: педагогом и учащимся.
В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, при котором субъекты взаимодействия действуют сообща стремятся достичь образовательных целей, соблюдая нормы педагогического взаимодействия, правила этикета и нравственные ориентиры в своей деятельности. Обязательным условием становления любого педагогического взаимодействия, является наставничество. Педагог, родитель выступает в роли наставника, направляя деятельность учащегося в нужное русло и формируя её образовательные и воспитательные ориентиры.
Субъекты взаимодействия в дошкольном образовательном процессе - это воспитанник, родитель, и педагог. Организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду направлена, на поддержку ребенка в его открытиях и понимании мира, опираясь на стимулирование познавательных интересов детей.
Основными функциями взаимодействия субъектов педагогического процесса являются:
- Образовательная, направлена на формирование знаний, умений и навыков нацеленных на развитие важного опыта по формированию репродуктивной и продуктивной творческой деятельности.
- Воспитательная, акцентирует внимание на нравственных этических и эстетических представлений, формируя личностные ценности и нормы поведения.
- Развивающая, подразумевает качественные изменения в психологической деятельности ребенка.
Субъектное взаимодействие педагога в продуктивной деятельности детей подразумевает выделение ребёнка как субъекта, признание его ключевой ценностью всего образовательного процесса.
Данное взаимодействие способствует развитию способностей ребёнка на основе его индивидуальных возможностей. У ребенка формируется готовность к участию в деятельности в качестве «содеятеля», «соучастника» и «сотворца». Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка.
В дошкольном учреждении могут использоваться следующие технологии субъектного взаимодействия:
1. Технология сотрудничества.
2.Технология свободного воспитания.
3.Технология поддержки.
4.Технология «Детский совет».
Технология сотрудничества.
Методика, направленная на обучения детей бесконфликтному общению и совместной деятельности.
Актуальность технологии заключается в развитии навыка сотрудничества, социальной готовности к обучению в школе и решение проблемы преемственности между детским садом и школой. Взаимодействия детей друг с другом осуществляется через работу в парах и микрогруппах.
Задачи технологии включают в себя:
- создание условий для активной совместной работы детей дошкольного возраста в разных видах деятельности;
- формирование у детей способов взаимодействия в паре, малой группе.
- развитие самоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Ожидаемые результаты: дети учатся слышать друг друга, развивают речевое взаимодействие; формируют позитивное отношение к самому себе и сверстникам, умеют отстаивать свою позицию и не бояться ошибок.
Технология свободного воспитания.
Педагогическое направление, помогающее ребенку естественно развиваться и самоопределяться в окружающем мире
Актуальность технологии: В необходимости свободы для самостоятельного исследования и адаптации ребенка в обществе, а также в развитии его способностей и личностных качеств.
К представителям теории свободного воспитания относятся: М. Монтессори,. Ж. Руссо. Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский и др.
Теория свободного воспитания имеет ряд плюсов: отсутствие стереотипов, что позволяет ребенку формировать личную позицию без влияние чужих убеждений и создание доверительных отношений в теплой семейной атмосфере без критики и принуждения.
Однако есть и минусы: избалованность, отсутствие запретов ведет к бесконтрольному баловству, что может стать проблемой в детском саду, т.к. дети, не получающие требований, не осознают, что от них хотят
Технология поддержки.
Совместное с воспитанником определения его интересов, целей и путей преодоления препятствий
Сущность педагогической поддержки заключается в создании комфортной психологической обстановки в условиях для саморазвития.
Формы появления педагогической поддержки включают доброе слово, умение выслушать, доверять и защищать права воспитанников
Виды педагогической поддержки:
1. Непосредственная, основана на просьбе и согласии;
2. Опосредстенная, на основана диагностике, наблюдении и создании условий для предотвращения трудностей.
Технология «Детский совет».
Образовательная технология, объединяющая детей и взрослых через совместные события и дела. Она основывается на «субъект-субъектном» подходе, где дети выступают инициаторами и активными участниками, а не исполнителями указаний взрослых.
В рамках «Детского совета» дети учувствуют в обсуждении проблем и принятии решений, вносят свой вклад в совместную работу, выражают свое мнение и делятся планами и решениями касающихся их жизни и жизни группы. Для успешного процесса учения, детям необходимо иметь интерес к деятельности, что достигается через право на самостоятельный выбор.
Организация совета требует создания уютного уголка, для доверительного общаться. И установления позитивных правил поведения. В определенное время звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются.
Технология «Детский совет» способствует эффективному осуществлению образовательной деятельности согласно ФГОС ДО, позволяя развивать познавательную инициативу детей младшего дошкольного возраста. Она создает образовательные отношения в которых каждый ребенок заниматься интересным для него делом. В результате у детей формируются учебные умения, которые имеют практическое применение в жизни, а не являются лишь теоретическими знаниями.
Список литературы
1. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л.В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.:ил. – (Серия «Вдохновение»).
2. Интернет-ресурс: международный образовательный портал МААМ.ру. Субъект-субъективное взаимодействие участников образовательного процесса ДОО"
3. Интернет ресурс tehnologiya_detskiy_sovet_-_tehnologiya.docx
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.