ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18 ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ БОЛОТОВА»
Городской семинар-практикум
учителей изобразительного искусства и музыки
«Инновационно-образовательные технологии и методы педагогической деятельности, способствующие повышению эффективности и качества преподавания предметов художественно-эстетического цикла»
Доклад подготовила: учитель изобразительного искусства
ГОУ ЛНР ССШ №18 им. В.Д. Болотова
Дауиотас Светлана Николаевна
2022
«Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства»
Из опыта работы
СЛАЙД 1
Работа в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества. В процессе работы я сформулировала тему самообразования: «Формирование ключевых компетенций на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС». Сформировать комплекс ключевых компетенций позволяют современные инновационные педагогические технологии, которые приходят на смену традиционным методам, а также личностно-ориентированный подход в обучении.
Для решения поставленной задачи применяют многочисленные инновационные технологии, о некоторых из них далее пойдёт речь.
СЛАЙД 2-5
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- сделать урок современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развивать творческие способности учащихся.
Требуется совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности школьника и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции ученика и учителя, их общения в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся, как к учебной, так и внеклассной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Я стремлюсь научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки, и грамотно использовать возможности современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества:
- активизация познавательной деятельности;
- повышение качественной успеваемости школьников;
- формирование и развитие личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;
- достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитие навыков самообразования и самоконтроля;
- повышение уровню комфортности обучения;
- раскрепощение, создание эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;
- развитие творческо-информационного мышления, памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях;
- всестороннее развитие личности.
На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую современные образовательные технологии:
- информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
СЛАЙД 6-8
- метод проектов;
СЛАЙД 9-12
-технология проблемного обучения;
СЛАЙД 13-15
- технология развития критического мышления;
СЛАЙД 16-17
-игровые технологии;
СЛАЙД 18-19
- групповые технологии;
- дискуссии;
- обучение в сотрудничестве;
- дифференцированное обучение;
СЛАЙД 20-23
- творческая работа;
- самостоятельная работа.
Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев.Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.
Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. Дети на уроках изобразительного искусства работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме.
Таким образом урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
1. Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
2. Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
3. Проведение урока с мультимедиа выступлением;
4. Самостоятельная работа учащихся.
- Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:
-не как цель, а как еще одно средство обучения;
-как источник дополнительной информации по предмету;
-как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
-как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
-как возможность интегрированного обучения предмету.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.
Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку.
Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность.
Сегодня с миром компьютеров связаны интересы большинства подростков и именно этот ресурс я предполагаю использовать для активизации познавательной деятельности учащихся через поисковую и творческую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
На уроках я использую:
- фильмы - презентации (на лекциях, беседах об искусстве, вернисаже). Демонстрацию фильма сопровождаю лекцией или комментариями. При этом предполагаю активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств;
- слайд-фильм (включаю в любой этап урока). При просмотре слайд - фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования;
-видеофрагменты документальных фильмов;
-виртуальные экскурсии по музеям мира, озвученными лекциями о шедеврах живописи;
- собственные презентации к урокам.
Я убедилась, что регулярное использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей школьников и дает положительные результаты:
- повышает активность учащихся на уроках;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие творческих способностей учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.