«Воспитание личности учащихся через сотрудничество классного руководителя и родителей»
«Воспитание есть процесс социальный
в широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги»
А.С.Макаренко
Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
Уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я считаю, что работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться».
Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании личности ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.
И результатом такого сотрудничества является не столько процент присутствия родителей на родительских; а реальное изменение отношений родителей к своему ребенку, искренняя заинтересованность в детских неудачах, успехах, маленьких победах, постоянное участие родителей в школьной жизни своего ребенка – все то, что действительно трудно измерить, но можно понять, почувствовать маленькими штрихами в вечном треугольнике «учитель-ученик - родитель».
Поэтому, основа моей воспитательной работы союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые я использую в своей практике, это:
Свою совместную работу с родителями я начинаю на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, такое сотрудничество – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника воспитывается одновременно и в школе, и в семье. От тех взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
На подготовительном этапе я анализирую результаты воспитательной работы с предыдущим классом и работу с родителями этих выпускников.
На Основном этапе включаю систему педагогических действий, способствующих осуществлению сотрудничества с родителями младших школьников в первом классе.
1. Изучаю семьи первоклассника.
2. Группирую семьи по принципу их активности и наличию желания сотрудничать с учителем.
3. Выработка единого подхода, взаимодействия и сотрудничества с родителями в воспитании детей.
И На основе материалов исследования семьи провожу работу по отслеживанию положительных факторов, которые проявляются в семейном воспитании. Именно эта информация будет способствовать соотнесению цели и задач взаимного воспитательного процесса в начальной школе
Набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй. Провожу анкетирование. На первом собрании, проведённом в виде семинара – практикума знакомлю родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отмечаю насколько необходимо и приятно детям их активное участие.
Добиваясь, единства семьи и школы в создании воспитательного процесса часто вспоминаю выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь два: со мной и с родителями, значит, мы должны быть едины в требованиях, заботах, стремлениях.
Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. И я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником. Провожу обследование родительского контингента класса и анализирую его состав (социальная карта). Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации, агрессивность, страхи,
проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и т.д.
Пути к успешному взаимодействию
- праздники
- оформление выставок детских работ
- родительские собрания в форме “круглого стола”, дискуссионного клуба
- проведение различных конкурсов
- совместные экскурсии
- индивидуальное общение
Вместе
с родителями намечаем план совместных мероприятий на год и индивидуальные линии
работы.
Конечно, родители не сразу и не
все становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется
максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора -
координатора, обучает различным способам деятельности. Также следует отметить,
что проявление родительской активности происходит индивидуально: кто - то
включается сразу, кому - то необходимо значительно больше время, кто - то
проявляет себя лишь к концу третьего-четвертого года обучения. Но есть
родители, которых очень трудно привлечь к участию во внеклассных мероприятиях.
Тем не менее, системность и регулярность такой работы никого из родителей не
оставляет равнодушным.
На празднике «Путешествие в страну знаний», родители тоже включаются в нашу игру, вместе участвуют в конкурсах и выполняют задания.
При подготовке кл.часа «Моя семья» ученики и родители сделали выставку в классе на тему «Моя семья», «Моя родословная». Дети ещё больше узнали о своих семьях: подготовили рассказы, фотографии. Все ребята с удовольствием участвовали в разнообразных конкурсах, рассказывали о своих семьях.
В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе остальных родителей.
Обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в классе.
Мои родители вместе с детьми принимают участие в конкурсах поделок, рисунков. Участвуют и побеждают в международных и республиканских конкурсах.
Хорошо налаженное взаимодействие семьи и школы даёт возможность
осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и
развития здоровой полноценной личности, а так же формирует потребность у семьи
в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими
родителями.
Итак, можно сделать вывод: ни школа без
семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими
задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству,
считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего
друга в деле воспитания ученика.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
· педагогическому такту и этике взаимоотношений;
· педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
· педагогическому просвещению родителей;
· умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
· единству требований школы и семьи.
Школа и педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.