….Врач, учитель, инженер, юрист, астроном, агроном, современные провайдер, копирайтер, менеджер… Бесконечное множество профессий. Где твоя? Как не потеряться? И что такое есть призвание? А может быть, его и нет вовсе? Может ли случайность выбора стать любимым делом? И наоборот, мечта может превратиться в совершенно неинтересное дело?
Бывшая однокурсница призналась, что стала учителем, потому что рядом не было медицинского института, а был педагогический.… Но из нее получился хороший учитель. Случайное поступление стало смыслом жизни, а возможно, и призванием. И еще пример. К нам в школу по кадровой необходимости пришел молодой человек, но без образования (по ходу работы получил заочно высшее), а, как говорят, учитель от бога. И это призвание.
И вот уже у меня 30 лет позади.… Много или мало.…Смотря, в каких масштабах измерять. В масштабах века мало. В масштабах человеческой жизни. В этом году на чествовании ветеранов труда поймала себя на мысли, что сейчас я старше, чем были они, когда я пришла на работу. Удивительно быстро пробежало время.
Падают листья … Один, второй, третий … Кружатся в воздухе, переливаются на солнце и тихо ложатся на землю. Как красиво! Я иду на работу. С чего она начинается? С первой торжественной линейки, с первого волнительного стихотворения и букетов цветов в новом учебном году? …Почему я стала учителем? Жизнь человека - это лабиринт, и каждый сам выбирает путь по которому, достигает своей цели. Мой путь, в отличие от однокурсницы, – мой сознательный выбор быть учителем. Этот выбор сделан в самом раннем детстве. Нет. Я не из педагогической династии, да и не окружали меня люди с высшим образованием. Более того, отговаривали: они понимали, что это трудно. Но я была непреклонна. Я не понимала их предупреждений: «Неужели ты хочешь всю жизнь нервы себе трепать?» Тогда, в далеком детстве, мне казалось: интереснее нет профессии. Красивее нет профессии. Ведь это здорово: учить, показывать, что ты знаешь больше, что ты умнее… Я любила учиться. Мне казалось это тайной. И хотелось передать её другим. До сих пор помню свои первые закорючки, да и запах классов начальной школы «сидит» где-то в подсознании. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго, терпеливо и настойчиво выбирала».
И опять повторюсь: уже за плечами тридцать лет беспрерывного педагогического стажа. Уроки, классные часы, олимпиады, психолого-педагогические практикумы, методические объединения, педсоветы, тетради, планы, аттестация … Целый калейдоскоп красивых и … некрасивых картинок. Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Потому, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Безусловно, это есть и моя философия, мое призвание, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда. Я счастлива тем, что не работаю учителем, а живу учителем. Может, в этом призвание? И, как оказалось, быть просто умнее, мало. Мало научить грамотно писать. Нужно сделать большее…Нужно, чтобы в душу запало…Нужно, как у Астафьева, чтобы «зарубки» оставило, чтобы помнили. Прав Р. Олдингтон: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу».
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Реализация национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность этой отрасли. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у школьников учебной деятельности. И я абсолютно согласна с этим. Важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.
«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», - заметил В. М Лизинский. Бесспорно, мудрая мысль! Я должна быть профессионалом в своём деле, шагать в ногу со временем, находиться в постоянном творческом поиске. Изучать, пробовать, осваивать, искать свою формулу успеха, никогда не останавливаться на достигнутом.
Может, это часть призвания? Когда на уроке говоришь «спасибо» не за то, что хорошо ответили, а за то, что слушали с широко открытыми глазами!!!
Я - филолог, литератор. А художественное слово, общеизвестно, играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном и нравственном её развитии. «В слове сокрыта самая великая энергия человеческого духа»,- говорил Фёдор Абрамов. И чтобы освоить эту «великую энергию духа», я просто обязана быть не только учителем, но артистом, художником слова, горячо влюблённым в своё дело, создавая будущее, быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет
Быть учителем - ответственно. Быть учителем литературы - ответственно вдвойне. Почему? Потому, что литература - это не просто вид искусства или школьный предмет. Русская литература всегда была носителем и хранителем великих гуманистических идей. И лучшие русские писатели стояли за эти идеи насмерть. Они чувствовали огромную ответственность за судьбы и за дела своих читателей. Поэтому произведения русской классики не только развивают ум, но и лечат душу.
Как донести эти истины до сердца каждого ребенка?
Ведь очень часто все наши красивые слова о роли литературы в жизни человека остаются всего лишь словами, а дети наши читают низкосортные журналы, смотрят бессмысленные фильмы, отвыкают думать и вместе с тем сострадать, бескорыстно любить. Часто задумываюсь над тем, с какими чувствами они идут к нам на уроки. Что ими движет?
Возможно, идут лишь потому, что необходимо получить образование. Ведь образование - это залог будущего благополучия. Современное общество ориентирует молодых людей на материальные, а не на духовные ценности. Вот и уроки наши становятся всего лишь трудной, но необходимой ступенькой к достижению пресловутого материального благополучия.
Все это правильно. Но только что же такое урок на самом деле? Чего ждут от нас дети на учебных занятиях? Общения? Информации? Оценки?
Именно эти вопросы и заставили меня поделиться своим мнением с коллегами и написать небольшое эссе "Моя профессия – моё призвание».
Все зависит только от нас. Если настоящий писатель в ответе за своих читателей, то настоящий учитель в ответе за своего ученика.
Быть профессионалом своего дела очень важно. Но этого слишком мало в нашей работе. Это все равно, что в совершенстве овладеть техникой стихосложения и складывать слова в стихи. Возможно, такие стихи будут гладкими и правильными, но их никто не будет читать, так как в них не будет души.
Дети очень чутко реагируют на нашу фальшь, равнодушие, неискренность. А эти чувства дают о себе знать, когда мы преподносим свои речи как неоспоримую истину.
Не надо бояться признаваться детям в том, что сам порой не знаешь, как отнестись к поступку того или иного литературного героя, что сам часто оказывается в жизненном тупике. Не надо бояться признаваться в том, что сам не до конца еще понял то или иное произведение и не смог найти ответа на многие вопросы.
Только искренность учителя, стремление к сотрудничеству заставит детей быть в постоянном поиске, заставит другими глазами посмотреть на книгу, увидеть в ней нашу сложную, многоликую, многоголосую жизнь, посмотреть на писателя, как на мудрого друга, который готов поделиться опытом, предостеречь от ошибок.
Ведь большинство юношей и девушек начинают жизнь не с познания своих сил и возможностей, а с познания того, что легче, проще, что больше доставляет удовольствий, сиюминутных радостей. Но вот приходит в их жизнь беда, и они легко ломаются, поддаются своим слабостям, сбиваются с пути, превращаются в иждивенцев у государства, у своих родных и близких. Происходит это потому, что у многих молодых людей нет житейского опыта, житейской мудрости, нет умения противостоять нахлынувшим испытаниям.
И здесь бессильны все наши нотации - они только раздражают, вредят. Готовые истины не возымеют успеха, если ребенок не придет к ним сам.
Но вы можете дать ребенку возможность прожить вместе с героем произведения целую жизнь. И в этом есть огромная заслуга и мудрость художественного слова. Задача настоящего учителя - донести смысл этой мудрости до своих учеников. И если на уроке во время чтения очередного отрывка могу без стеснения расплакаться?... Это призвание?
Однажды ученик задал вопрос: «В чем смысл вашей работы?» Я попросила его самого ответить. Ответ прост: « В зарплате». Для меня - нет. Не хлебом единым жив человек. И если что-то не получается, вспоминаю слова сына: «Не можешь научить – воспитывай. Ты – прирожденный педагог». А это тоже часть меня - воспитание. Хотя, по словам Жорж Санд, «… изменить свою и чужую сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая задача воспитания».
На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, - для меня это и не важно. Важно, что дети, которые пришли ко мне и которые вырастут, непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.
И разве нельзя считать свою профессию призванием, когда дети на выпускном вечере говорят слова благодарности и ты чувствуешь их искренность, а сердце замирает от наслаждения. По-моему, призвание - это страсть. Призвание – это любовь. Это как в песне: « Ты - моя мелодия, я – твой преданный Орфей».
Да, современная школа требует от современного учителя большого напряжения душевных и физических сил, но… я очень люблю преподавать. В этом и заключается смысл моей жизни. Значит, и мое призвание.
Моя педагогическая философия – это любовь к детям и участие в формировании высоконравственной личности учителя. А «любовь к ребенку в нашей специальности, как писал В. А. Сухомлинский, – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
30 лет… Это много или мало… Быть учителем непросто… Но всякий раз 25 мая я уже предвкушаю 1 сентября. Значит, моя профессия - моё призвание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.