ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 19.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование интерактивных технологий стимулирует студентов к коммуникативно мотивированному выполнению речевых упражнений, даёт им возможность сознательно освоить англоязычный материал, учит их строить взаимоотношения на принципах сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения, предоставляя возможность развить себя как инновационную личность, которая сможет проявить себя в условиях конкуренции и целенаправленно изменить окружающий мир. Данная статья раскрывает целевые ориентиры ИТ, принципы работы и этапы ИТ, структуру занятий с использованием ИТ, основные виды интерактивных технологий на занятиях по английскому языку.
Иконка файла материала Коммуникативные технологии на занятиях иностранного языка Попова М.В..docx

Попова М.В.

Многопрофильный технологический колледж

ФГБОУ ВО «Донбасский государственный технический университет»

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

     Использование интерактивных технологий стимулирует студентов к коммуникативно мотивированному выполнению речевых упражнений, даёт им возможность сознательно освоить англоязычный материал, учит их строить взаимоотношения на принципах сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения, предоставляя возможность развить себя как инновационную личность, которая сможет проявить себя в условиях конкуренции и целенаправленно изменить окружающий мир.

     Целевые ориентиры ИТ:

1.                 обучение иностранному языку в процессе общения – иностранный язык является одновременно и целью и средством обучения;

2.                 развитие коммуникативных качеств личности;

3.                 адаптация к англоязычной культуре, социализация и предоставление возможности индивиду выработать своё отношение к ценностным ориентирам разных стран;

4.                 обеспечить активность учебному процессу.

Принципы деятельности:

1.                 речевая направленность – имитация погружения в языковую среду, т.е. практическая направленность занятия;

2.                 функциональность – усвоение языковых единиц в процессе деятельности;

3.                 ситуативность – отбор и организация материала на основе актуальных и интересных для студентов реальных ситуаций и проблем общения;

4.                 новизна – разнообразие речевых ситуаций, материала, организации занятия, приёмов работы;

5.                 личностная ориентация общения – учёт индивидуальных характеристик личности;

6.                 коллективное взаимодействие – организация обучения, в процессе которого студенты активно общаются друг с другом, а условием успеха каждого является успех других;

7.                 комбинированная организация структуры обучения иностранному языку, т.е. использование групповой однородной/дифференцированной работы, индивидуальной, парной, межгрупповой форм работы, из которых доминирующей является коллективное общение;

8.                 объединение целенаправленного и опосредованного стимулирования развития познавательных и творческих способностей студентов в коммуникативных видах деятельности;

9.                 гибкая структура – определённые общие цели и средства организации конкретизируются преподавателем в зависимости от назначения занятия, его тематического содержания, структура занятия может изменяться в зависимости от ситуации.

 

Формы и приёмы: интерактивные технологии кооперативного обучения, коллективно-группового, ситуативного моделирования, работы над дискуссионными вопросами.

 

Этапы технологии:

1.                 диагностический – изучение студентов с целью целенаправленного выбора определённого интерактивного метода с позиций уровня подготовки студентов, степени их адаптированности к участию в интеракции; определение места и роли интеракции в системе других занятий по теме.

2.                 мотивационный – развитие внутренней мотивации познания и деятельности;

3.                 операционно-деятельностный – обязательность предварительной подготовки к интеракции; соблюдение структуры интеракции и логической завершённости её этапов; соблюдение регламента, темпа и ритма деятельности;

4.                 коррекционно-рефлексивный – определение оптимальности отбора методов, приёмов, средств обучения, контроля и оценивания

 

     Предусматривается особая структура организации и проведения занятия с использованием интерактивных технологий, которая требует особой подготовки не только студентов, но и преподавателя.

     Структура занятия с использованием ИТ:

1.                 Этап мотивации. Цель – сфокусировать внимание студентов на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Содержание: проблемные ситуации, рассказ преподавателя, беседа, демонстрация наглядности, вопросы, цитаты, несложное интерактивное упражнение («мозговой штурм», «микрофон» и т.п.). Временной промежуток – 5%.

2.                 Этап представления темы и ожидаемых учебных результатов. Цель – обеспечить понимание студентами содержания их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ждёт преподаватель. Содержание: освещать результаты деятельности на занятии студентов, а не преподавателя (после этого занятия я смогу …); чётко отображать уровень учебных достижений, который ожидается после занятия (пояснять, определять, характеризовать, сравнивать, отличать, проанализировать, сформировать и объяснить своё отношение к …); достигнутые результаты могут оцениваться; достигнутые результаты должны быть очевидными для преподавателя и студентов). Время: 5%.

3.                 Этап предоставления необходимой информации. Цель – дать студентам достаточно информации для того, чтобы на её основе выполнить практические задания за максимально короткое время. Содержание: мини-лекция; ознакомление с раздаточным материалом; презентация домашнего задания. Время: 10%.

4.                 Этап интерактивного задания (центральная часть занятия). Цель – практическое овладение материалом, достижение результатов занятия. Содержание: инструктирование касательно цели задания, правил, последовательности действий и объёма времени на выполнение заданий, объединение в группы и/или распределение ролей; выполнение задания, во время которого преподаватель выступает в качестве организатора, консультанта, ведущего; презентация результатов работы. Время: 60%.

5.                 Этап подведения итогов. Рефлексия. Цель – обсудить проделанную работу, обратиться к спрогнозированным результатам в начале занятия.

Содержание: осознание студентами того, чему они научились; вспомнить детали своего опыта; оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала. Спланировать чёткие реальные шаги его дальнейшей отработки; сравнить своё восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других, скорректировать определённые позиции; спрогнозировать планы на будущее развитие. Время: 20%.

     На занятиях с использованием интерактивных технологий можно применять разнообразные средства оценивания, для которых выбираются определённые критерии оценивания учебных достижений студентов и их показатели в зависимости от цели деятельности.

     Примерами приёмов опроса являются тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольная работа, творческое задание, наблюдение, самооценка. Использование нескольких способов оценивания помогает не только поставить оценку, а и получить обратную связь касательно эффективности обучения.

     Основные виды ИТ на занятиях английского языка:

1.                 «Микрофон»;

2.                 «Незаконченные предложения»;

3.                 «Метод «Прессы»;

4.                 «Мозговой штурм»;

5.                 «Анализ ситуации»;

6.                 «Дискуссия»;

7.                 «Дебаты»;

8.                 «Дискуссия в стиле «ток-шоу»»;

9.                 «Работа в парах»;

10.            «Ротационные тройки»;

11.            «Броуновское движение»;

12.            «Работа в маленьких группах»;

13.            «Круг идей»;

14.            «Мозаика»;

15.            «Карусель»;

16.            «Займи позицию»;

17.            «Ролевые игры»;

18.            «Имитационные игры»;

19.            «Аквариум».

Современная система образования в учебных заведениях СПО не имеет возможностей индивидуального подхода ввиду многих обстоятельств: жесткий учебный план, одинаковый для всех студентов, сокращение часов, преобладание форм и методов обучения, не оставляющих возможностей для творчества, слабая учебная мотивация студентов, случайность в выборе профессии. И, возможно, именно интерактивные методы обучения в сочетании с традиционными позволят сформировать активно-познавательную и мыслительную деятельность студентов, отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции обучающихся, усилить мотивацию к изучению дисциплины и создать благоприятную атмосферу на занятии.

     И что немаловажно, использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию.