ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Работа с одаренными детьми
в условиях
общеобразовательной школы»
автор проекта: Тимкив Надежда Анатольевна,
учитель английского языка
МОБУ «Сясьстройская СОШ №1» Содержание
1. Цель и задачи проекта
2. Обоснование актуальности и значимости проекта
3. Концептуальные положения Проекта
4. Организационные формы
5. Необходимые условия для реализации проекта
6. Этапы деятельности учителя по работе с одаренными детьми
7. Планируемый срок реализации проекта
8. Планируемые результаты
9. Этапы реализации
10. Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы:
10.1 Подготовка к участию в предметных олимпиадах по английскому языку;
10.2 Исследовательская деятельность обучающихся;
10.3 Интеллектуальные и творческие конкурсы
11. Методическое обеспечение системы работы с одарёнными учащимися школы
12.Список использованных источников
Цель проекта: создание условий для выявления, поддержки и оптимального развития одаренных и талантливых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в общеобразовательной школе.
Задачи проекта:
1. Разработать нормативно-правовое обеспечение.
2. Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе.
3. Повысить квалификацию педагогических кадров по работе с одаренными детьми.
4. Создать условия для самореализации одарённых и талантливых детей.
5. Изучить и внедрить технологии в работе с одарёнными и талантливыми учащимися.
6. Разработать систему мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и педагога.
7. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого и талантливого ребёнка.
8. Разработать модель школьного банка данных одарённых и талантливых учащихся.
Обоснование актуальности и значимости проекта
Выявление и поддержка одарённых детей – одна из важнейших задач, как государственной политики, так и модернизации образования.
В целевой программе «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится: «…Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят...»
Актуальность выбранной темы очевидна, т.к. проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования.
В ходе анкетирования родителей выяснилось, а что значит для них и общества «хорошая школа»?
• Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
• В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
• В школе должны быть свои традиции.
• Школа должна давать современное образование.
• В хорошей школе уважают личность ребёнка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие успешно заниматься определённой деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Психолог Говард Гарднер разработал теорию о множественности интеллекта. Интеллект по Гарднеру – это неординарная способность человека к нестандартному решению проблем, к генерированию новых проблем и идей, к созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают ценностью в данной культуре. По этому определению можно говорить о множественности и динамичности интеллекта. Его можно развивать по 7 направлениям:
• вербально - лингвистический;
• логико-математический;
• визуально-пространственный;
• моторно-двигательный;
• музыкально-ритмический;
• межличностный;
• внутриличностный.
У каждого человека интеллектуальные способности развиты в разной степени, любой человек способен развить в себе любой тип интеллекта, которые могут взаимодействовать между собой.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.
Задача наших педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Этот путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».
• Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
• Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Необходимо будет создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
Данная программа развития предполагает оказание адресной поддержки каждого ребенка, проявившего незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности обучающихся, формирование их личностного и профессионального самоопределения.
Концептуальные положения Проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Знание признаков способностей и одаренности позволяют определить принципы и методы выявления одаренных детей
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;
- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей и др.).
Одаренность учащихся может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ученика и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.
Оценка учащегося как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения
Методы и формы работы с одаренными учащимися
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические и проблемные мини-курсы,
- «мозговые штурмы» во всех вариантах,
- ролевые тренинги,
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: - групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии, - диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
- факультативы,
- кружки,
-конкурсы,
- интеллектуальные марафоны,
- привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы,
- система внеурочной исследовательской работы учащихся;
- спортивные секции.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
Необходимые условия для реализации проекта:
Условия успешной работы с одаренными учащимися
При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
3. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
4. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
5. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
6. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
7. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
- разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
- создаѐт тѐплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной
самооценки ученика, уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение индивидуальности ученика.
Этапы деятельности учителя по работе с одаренными детьми:
Подготовительный
|
Основной (практический)
|
Обобщающий
|
1. Выявление одаренных школьников. Составление диагностических карт 2. Разработка нормативных документов, рабочих программ по работе с одаренными школьниками.
|
1. Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление 2. Активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня |
1. Анализ достигнутых результатов 2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами 3. Определение перспектив и путей дальнейшего развития работы с одаренными детьми |
Планируемый срок реализации проекта:
Стратегия работы с одаренными детьми.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
I этап – аналитический (1-4 классы) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. в связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
II этап – диагностический (5-9 классы)
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (10-11 классы)
1. Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей. 2. Обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных детей.
3. Формирование информационных банков данных о талантливых и одаренных детях, данных по учителям, работающим с одаренными детьми, психологических методик, направленных на выявление одаренности.4.
4.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных
областях, к которым у них есть способности.
5.Повышение уровня владения детьми межпредметными и социальными компетенциями.
6.Увеличение количества одарённых детей, занявших призовые места на
конкурсах, олимпиадах.
7.Увеличение числа детей, удовлетворённых своей деятельностью.
8.Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с
одарёнными учащимися.
9.Внедрение образовательных технологий.
10.Расширение и систематизация методов работы с семьёй одарённых детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Этапы реализации:
1 этап: диагностико- прогностический, методологический Мониторинг одаренности.
Создание:
- банка данных по одаренным детям;
банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; - рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- профессиональных проб;
- деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный
- Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Учет индивидуальных достижений в психограмме.
- Переход на систему портфолио.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и
интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми. - Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Формы работы с одаренными учащимися
- творческие мастерские;
- школьный интеллектуальный клуб;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции; - участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции; - участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Факультатив.
- Учёт индивидуальных возможностей учащихся.
- Повышение степени самостоятельности учащихся.
- Расширение познавательных возможностей учащихся.
- Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция.
- Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
- Обобщение и систематизация знаний пор учебным предметам.
- Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада).
- Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
- Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся.
- Привлечение учащихся к исследовательской, творческой проектной деятельности.
- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки, студии, объединения.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Содействие в профессиональной ориентации.
- Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Подготовка к участию в предметных олимпиадах по английскому языку Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Поэтому прежде всего необходимо:
-составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
-определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
-выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени; -предоставить ученику:
-название темы;
-план изучения темы;
-основные вопросы;
-понятия и термины, которые он должен усвоить;
-практические работы;
-список необходимой литературы;
-формы контроля;
-задания для самопроверки.
Программа работы с одаренными детьми предусматривает систематическую работу над заданиями Всероссийской олимпиады школьников «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие: -формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
-развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
-формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
-расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
морфемики и словообразования (этимология морфем);
морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.); синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
Исследовательская деятельность обучающихся
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на: развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
координацию направлений научно-исследовательской деятельности; подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях. Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы: выделение основной проблемы в предложенной ситуации; определение темы и цели исследования;
формулирование и отбор полезных гипотез;
определение пригодности выбранной для проверки гипотезы; формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований; написание творческого сочинения, реферата. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам по предмету как на школьном уровне, уровне Волховского муниципального района, так и на межрайонных, региональных и федеральных этапах.
Информационное обеспечение.
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов.)
Организационно-методическое обеспечение.
- Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одарёнными детьми.
- Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
- Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
- Изучение обобщения опыта работы педагогов.
- Мониторинг работы системы.
1. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
2. Холер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
4. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии № 6, 1980.
5. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
6. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
7. Пидкасистый П. И., Чудновский В. Э. Программа. Психологопедагогические одаренности учащихся.
8. Психология одаренности детей подростков / под ред. Н. С. Лейтеса.
9. Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого\
10. Доровский А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.
11. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.
12. Махмутов М. И. Проблемное обучение.
13. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.
14. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.
15. Савенков А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения.
16. Глотова Г. А. Творчески одаренная личность. 17. Кэрол Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей. Одаренность: выявление и развитие.
18. Ефимов В. С., Лаптева, А. В. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления.
19. Дереклеева.Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. – 48 с.
20. Мяэотс, О. Н. Уроки информационной грамотности в школе:
методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Библиотека в школе»).
21.Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? Народное образование.- 2010.- № 8.- с. 21.
23. Работа с одаренными детьми: методические аспекты. Сельская школа.- 2011.- № 3.- с. 60.
24. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. /Начальная школа. 2004. №7.
25. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.